Отчет Кемеровского УФАС России по итогам работы за 2018 год

Отчет Кемеровского УФАС России

по итогам работы за 2018 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального Закона  о защите конкуренции

В 2018 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 452 (414) заявления юридических и физических лиц,  указывающих на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Из общего числа заявлений, поступивших в Кемеровское УФАС России большую часть составили заявления по статье 10 Закона о защите конкуренции в сфере электроснабжения на действия гарантирующего поставщика по необоснованному отключению электрической энергии, в сфере теплоснабжения, газа, в сфере нефти и нефтепродуктов. 

Поступившие заявления распределились по статьям Закона о защите конкуренции следующим образом:

- статья 10  –  224 (187) заявлений;

- статья 11  –  18  (62) заявления;

- статья 11.1 – 0 (0)  заявлений;

- статья  14.1 – 5 (10)заявлений;

- статья 14.2 – 6(12) заявлений;

- статья 14.3 – 1 (0)заявлений;

- статья 14.4 – 3 (2) заявления;

- статья 14.5 – 1 (1) заявление;

- статья 14.6 – 4 (1)заявление;

- статья 14.7 – 0 (0))заявлений;

- статья 14.8 – 24 (21) заявлений;

- статья 15  –  90 (88) заявлений;    

- статья 16  –  3 (2) заявлений;

- статья 17  –  68 (20) заявлений;    

- статья 17.1 – 5 (8) заявлений;     

- статьи  18-38 – 0 (0) заявлений. 

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2018 году по сравнению с предыдущим годом, произошло незначительное (9,18%) увеличение количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим годом.

Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений  Закона о защите конкуренции в 2018 году равно:

- по статьям 11, 11.1, 14, 17, 25, 34, 38 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов -  13 (7);

- по статье 10 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов – 5 (7) и выполненных предупреждений, выданных по пунктам  3, 5, 6 и 8 данной статьи – 4 (6);

- по статьям 15, 16, 17 (в части органов власти) 17.1, 18, 19-21 - сумме количества нарушений, устраненных до возбуждения дела, выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок - 15 (17), количества исков в суд без возбуждения дела – 0 и  количества принятых решений о наличии нарушений – 14 (7).

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2018 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 224 (187) заявления по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. В результате рассмотрения обращений по 214 (166) заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства;  по 6 (15) заявлениям возбуждены дела, выдано 4 (6) – предупреждения по результатам рассмотрения заявлений.

В отчетном периоде из 6 (15) возбужденных дел, принято решений о наличии  5 (7) нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано 3 (5) предписания.

Виды нарушений ст. 10 Закона о защите конкуренции распределись следующим образом:

- прочие – 5 (5) нарушений.

К «прочим нарушениям» статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде указанных в форме № 1 отнесены следующие нарушения:

- указание в уведомлении о введении режима ограничения потреблении электрической энергии в отношении объекта (котельная) сведений о самостоятельном введении режима ограничения потребления электрической энергии путем полного отключения энергопринимающих устройств от электроснабжения (ниже уровня аварийной брони электроснабжения), а также введение полного ограничения режима потребления;

- несоблюдение сроков уведомления Заявителя о введении режима ограничения потребления на объекте, составление Акта об отказе в доступе инициатора к энергопринимающим устройствам на объекте Заявителя в отсутствии подтверждения получения уведомления о введении режима ограничения потребления, направление заявки в адрес сетевой организации на введение полного режима ограничения потребления электрической энергии на объекте Заявителя;

- непринятие к расчетам за потребленную тепловую энергию показаний приборов учета на объектах бюджетных учреждений, надлежащим образом введенных в эксплуатацию, и необоснованное начисление платы по завышенным объемам потребления тепловой энергии, которые фактически указанными учреждениями не потреблялись;

- нарушение требований п. 9, п. 11, п. 12, п. 13, п. 14 Правил ограничения режима потребления, при введении режима ограничения потребления электрической энергии на котельных;

- искусственное увеличение сетевой организацией полезного отпуска электроэнергии, что ущемляет интересы гарантирующего поставщика, и создает ситуацию, которая ведет к неправильному определению объемов потребленной гражданами электроэнергии, некорректным начислениям, и как следствие, созданию угрозы введения ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии потребителям ввиду наличия задолженности.

Наиболее характерными видами нарушения из перечисленных, в отчетном периоде – это нарушения в сфере электроснабжения.

Сотрудниками Кемеровского УФАС России ведется активная разъяснительная работа антимонопольного законодательства, это работа наглядно отражается на незначительном количестве возбужденных дел и как следствие выявленных нарушений в отчетном периоде.

Снижение количества возбужденных дел в отчетном периоде объясняется эффективностью превентивной работы, проводимой антимонопольным органом, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, применением института предупреждений, публичных выступлений.

Так, за отчетный период Кемеровским УФАС России  было выдано  6 (8) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Предупреждения распределились следующим образом:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 4 (5) предупреждения;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 2 (2) предупреждения;

 Исполнено 4 (6) предупреждения до возбуждения дела:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 2 (4) предупреждения;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 2 (4) предупреждения.

В отчетном периоде 2 (1) предупреждения не исполнены в установленный срок, и по нему возбуждено 2 (1) дело. 

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Кемеровским УФАС России было возбуждено 5 дел о нарушении ст. 11 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которых комиссией Кемеровского УФАС в 3 случаях было установлено нарушение ст. 11 Закона о защите конкуренции (повышение, снижение или поддержание цен на торгах),  2  дела было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

В  2017 году был выявлен 1 факт нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 111 Закона о защите конкуренции дела не возбуждались (в 2017 г. – дела не возбуждались).

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2018 Кемеровским УФАС России было выявлено 3 нарушения (в 2017г.- 2 нарушения) статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, из них:               

По видам нарушений антимонопольного законодательства распределились следующим образом:

- 1  нарушение - ст. 14.4 - Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (в 2017г. - 0 нарушений);

- 2 нарушения - ст. 14.8 - Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона (в 2017г. - 0 нарушений);

Нарушения антимонопольного законодательства были выявлены в следующих сферах деятельности:

1 - торговля (в 2017г. - 0 нарушений);

2 - рынок страховых услуг (в 2017г. - 0 нарушений);

Кемеровское УФАС России  исков в суд без возбуждения дела не подавал. 

Количество возбужденных в отчетном периоде дел по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции по сравнению с 2017 годом увеличилось.

В 2018 Кемеровским УФАС России  возбуждено 8 дел, из них: рассмотрено 3 дела (в 2017г. - 5 дел, из них было рассмотрено 4 дела), 1 дело приостановлено до вступления в силу судебного акта.

По результатам рассмотрения дела в отчетном периоде установлено 3 нарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией (в 2017г. - 2 нарушения), выдано 2 предписания, из них одно предписание о перечислении дохода в бюджет в сумме 559 470, 10 рублей. Предписания исполнены.

В 2018  Кемеровским УФАС России было выдано 12 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.1, 14.2, 14.8 Закона о защите конкуренции (в 2017г. - 14 предупреждений):

- статья 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации» -  3 предупреждения, в Арбитражный суд Кемеровской области предупреждения не обжаловались (в 2017г. - 6 предупреждений, из них 4 предупреждений было обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области (решением Арбитражного суда Кемеровской области 3 предупреждения были признаны законными и обоснованными, 1 предупреждение отменено всеми судебными инстанциями).

- статья 14.2 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» - 1 предупреждение (в 2017г. - 1 предупреждение);

- статья 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции» - 8 предупреждений (в 2017г. - 7 предупреждений).

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было выдано 4 предупреждения о перечислении дохода в бюджет:

- <…> от 24.04.2018 - в сумме 559 470, 10 рублей (дело № 20/А-14.8-2018 - решение, предписание о перечислении в бюджет, 559 470, 10 рублей уплачено).

- <…> от 26.04.2018 в сумме 507 194, 47 рублей - обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области (дело № 21/А-14.8-2018 приостановлено, до вступления в силу судебного акта). Решением Арбитражного суда Кемеровской области предупреждение Кемеровского УФАС России признано законным и обоснованным.

- <…> от 29.05.2018 в сумме  353 801, 04 рублей (сумма уплачена).

-  <…> от 29.05.2018 - в сумме 149 158, 02 рублей (сумма уплачена).

Практика Кемеровского УФАС России показала, что изменения в части расширения оснований для выдачи предупреждений значительно  снизило временные, материальные затраты, а также нагрузку на хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей), антимонопольный орган и оказалось эффективным, поскольку в большинстве случаев нарушения антимонопольного законодательства устраняются в добровольном порядке.

Необходимо отметить, что по результатам рассмотрения поступающих в адрес Кемеровского УФАС России заявлений по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, остается тенденция к отказу в возбуждении дел и выдачи предупреждений (в 2018г. отказано в возбуждении дела по 34 заявлениям; в 2017г. отказано в возбуждении дела по 33 заявлениям), в связи с не подтверждением изложенных в заявлениях фактов, поскольку, обращаясь с заявлением о случаях «недобросовестной конкуренции», заявители зачастую не имеют четкого представления о квалификации признаков нарушения по данной статье, отсутствуют доказательства наличия конкурентных отношений между заявителями и лицами, в отношении которых подаются заявления.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России, по-прежнему, остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Закона о защите конкуренции. 

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 5 дел по признакам нарушения органами власти и управления Кемеровской области требований статьи 15 Закона о защите конкуренции (в 2017 – 2 дела), таким образом в 2018 году произошло увеличение количества возбужденных дел по признакам нарушения указанной правовой нормы.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения 1 дела, возбужденного Кемеровским УФАС России в предыдущем периоде, было установлено отсутствие факта нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (с учетом сложившейся судебной практики).

Увеличение количества выявленных нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции обусловлено отказом органов власти и управления исполнить в установленные срок и порядке выданные антимонопольным органом предупреждения по указанной статье Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения антиконкурентных актов и действий законодательному органу субъекта РФ, органам местного самоуправления было выдано 3 предписания (в 2017 году 1 предписание).

2 предписания, выданные законодательному органу субъекта РФ, органам местного самоуправления, исполнены в установленный срок, 1 предписание находится в процессе судебного обжалования.

 

В 2018 году по сферам деятельности хозяйствующих субъектов, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти и управления, нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции были  выявлены на следующих рынках:

- организации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

- предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов;

- реализации прав на земельные участки;

- содержания и обслуживания технических элементов, используемых при организации дорожного движения.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России был установлен факт принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, вступающего в противоречие с требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции, которым были созданы дискриминационные условия для размещения нестационарных торговых объектов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

По структуре (видам) выявленные нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции допущенные органами местного самоуправления, их структурными подразделениями, выразились в следующем:

1. В необоснованном предоставлении преимуществ хозяйствующим субъектам путем принятия органом местного самоуправления антиконкурентного нормативного правового акта;

2. В необоснованном препятствовании  осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам путем принятия приказа, утверждающего муниципальное задание для муниципального бюджетного учреждения;

3. В необоснованном препятствовании  осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам путем принятия правового акта, устанавливающего незаконно короткий срок для проектирования и строительства многоквартирного дома;

4. В создании для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, дискриминационных условий для размещения нестационарных торговых объектов путем принятия органом законодательной власти субъекта РФ антиконкурентного акта.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России в полном объеме реализовывались меры, направленные на пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России органам власти и управления было выдано 17 предупреждений, в связи с наличием в их действиях признаков  нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (в 2017 – 16 предупреждений).

Из 17 выданных предупреждений:

11– выполнено;

2 – в стадии исполнения;

4  предупреждения в установленный срок исполнены не были, в связи с чем было возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Кемеровским УФАС России выявлено 12 правовых актов, принятых с нарушением антимонопольного законодательства.

В 2018 году совершенные Кемеровским УФАС России действия, направленные на отмену (изменение) правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями  статьи 15 Закона о защите конкуренции, являлись полными и достаточными для устранения выявленных нарушений, в связи с чем решения об обращении в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не  принимались.

Нарушения данной правовой нормы со стороны органов власти и управления Кемеровской области на рынке финансовых услуг установлены не были.

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции (в 2017 – 3, 1 из которых было прекращено в связи с отсутствием факта нарушения).

  В процессе рассмотрения дела факт ограничения конкуренции в действиях структурного подразделения органа местного самоуправления, хозяйствующего субъекта при заключении антиконкурентного соглашения нашел свое подтверждение (в 2017 – 2), по делу № 13/А-16-2018 было выдано 2 предписания, которые находятся в стадии исполнения.

Выявленное в отчетном периоде нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции имело форму ограничения доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 17 возбуждено 15 дел (в 2017г. – 5 дел), в процессе рассмотрения  которых установлено 14 (четырнадцать)  (в 2017г. – 4) нарушений, по результатам рассмотрения данных дел были приняты решения  о выдаче 7 (семи) предписаний (в 2017 году основания для выдачи предписаний по данным делам отсутствовали). Все предписания исполнены.

К «прочим нарушениям» статьи 17 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде и указанных в форме № 1 отнесены:

- включение в документацию необоснованного требования о наличии свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств к лицам, участвующим в закупке;

- ограничение (устранение) конкуренции при проведении запроса цен путем включения в один лот товаров, имеющих различное функциональное значение

- указание в Техническом задании к извещению о проведении Закупки обязательного требования к участнику о наличии положительных результатов лабораторных и производственных испытаний в различные периоды года на воде из существующего водоисточника, проведенных не ранее 3-х лет до публикации настоящего извещения; в указании в извещении обязательных требований к участнику Закупки, соответствовать которому мог только один участник, результатом чего явилось ограничение (устранение) конкуренции, наложение на потенциальных участников существенных необоснованных обременений и затрат, создание неравного положения потенциальных участников закупочных процедур;

- указание в Документации о проведении закупочной процедуры требования, что поставляемый товар должен соответствовать техническим условиям конкретного производителя, который в итоге был признан победителем; указание в Документации о закупке требования, что участник закупки должен являться производителем поставляемой продукции, либо иметь действующие дилерские полномочия завода-изготовителя; указание в Документации о закупке требований об обязательном наличии документов, подтверждающих наличие фильтровального оборудования, результатом чего является (могло явиться) ограничение (устранение) потенциальной конкуренции, наложение на потенциальных участников существенных необоснованных обременений и затрат, неравное положение участников закупочных процедур;

- установление критерия оценки заявок участников по количеству АЗС, а также установлении максимального количества баллов данного критерия выше ценового критерия, с учетом наличия сведений о количестве АЗС поставщиков нефтепродуктов в открытом доступе и ограниченном количестве потенциальных участников закупки, что позволяет разработать документацию о закупке под конкретного поставщика.

 

В отчетном периоде имело место увеличение количества выявленных Кемеровским УФАС России нарушений, допущенных органами власти и управления,   более чем в 2 раза, по сравнению с 2017 годом, в том числе по причине возбуждения сразу 3 дел о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции по результатам плановой выездной проверки администрации г. Ленинск-Кузнецкого.

 

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России по признакам нарушения статьи 17Закона о защите конкуренции было возбуждено 2 дела  (в 2017 году – 2 дела) по результатам рассмотрения которых  факты нарушения статьи 17Закона о защите конкуренции нашли свое подтверждение, выдано и исполнено 1 предписание (в 2017 году предписания по результатам рассмотрения дел не выдавались).

Выявленные в отчетном периоде нарушения требований статьи 17Закона о защите конкуренции выразились в следующем:

- продлении срока действия договора аренды муниципального имущества без проведения торгов; 

- в передаче хозяйствующему субъекту в безвозмездное пользование муниципального имущества, путем заключения соглашения о совместной деятельности без проведения торгов.

 

1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

Дела Кемеровским УФАС России не возбуждались.

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)                                                                                                                        

 В отчетном периоде значительная часть жалоб в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции пришлась на следующие виды торгов:

- в соответствии с  Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

- аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- продажа государственного и муниципального имущества;

- реализация имущества должников в порядке Закона об исполнительном производстве.

Основные виды нарушений допущенных, юридическими лицами, организаторами торгов, выявленных в отчетном периоде:

- отказ в допуске к участию в торгах;

- неправильное определение победителя торгов;

- установление в документации требований, несоответствующих действующему законодательству РФ (нарушающих права участников, препятствующих подаче заявки);

- необоснованный отказ в допуске к участию в торгах;

- нарушение порядка организации и проведения торгов.


1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В отчетном периоде  Кемеровским УФАС России факты, указывающие на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции при использовании хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций, установлены не были.

 

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

По результатам рассмотрения заявления, поступившего в адрес Кемеровского УФАС России, в действиях <…> были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии при применении заниженных коэффициентов КБМ, что привело к уменьшению цены контракта и причинению убытков конкуренту - участнику электронного аукциона при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг ОСАГО.

 

1.1.13. Практика направления предостережений

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции не выдавались (в 2017 также не выдавались).

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде поступило 7 ходатайств в соответствии со статьей 27, 28 Закона о защите конкуренции (в 2017 – 1).

Нарушений статьи 34 Закона о защите конкуренции в 2018 г. отделом топливно-энергетического комплекса не выявлялось.

 

1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период в процессе осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов  уведомления от хозяйствующих субъектов  в соответствии со статьей 35 Закона о защите конкуренции в адрес Кемеровского УФАС России, не поступали.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля  соглашений на соответствие антимонопольному законодательству за указанный период не выдавались.

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде решений о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 38 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России не выдавалось.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

В отчетном периоде поступило 1 ходатайство от субъекта естественных монополий в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о естественных монополиях.

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В  2018 году Кемеровским УФАС России было проведено 4 плановых выездных проверки в отношении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Кемеровской области.

По результатам проверки деятельности органа местного самоуправления было выявлено 3 факта нарушения Закона о защите конкуренции (в 2017 году отсутствовали нарушения со стороны органов власти и управления по результатам проверок).

По результатам проверки были приняты решения о возбуждении 3 дел о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которых выдано 3 предписания (в 2017 – 0), все предписания исполнены в полном объеме.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на нарушение земельного законодательства по факту неразмещения сведений, обязательных для опубликования при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды/продажи земельного участка, что свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции – 100%.


1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В отчетном периоде были переданы материалы по двум решениям Кемеровского УФАС России о нарушении ст. 11 Закона о защите конкуренции  в правоохранительные органы о признаках нарушении статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.


1.5. Представление информации для подготовки доклада в ОЭCР

Опросная анкета заполнена.

 

Раздел  2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

В 2018 году Кемеровским УФАС России рассмотрено 7 заявлений (в 2017 -  5 заявлений) по признакам нарушения Закона о торговле, которые распределились в разрезе статей следующим образом:

-  по статье 14 Закона о торговле  -  7  заявлений (в  2017 - 5 заявлений).

По результатам рассмотренных заявлений, признаки нарушения Закона о торговле не выявлены.

В 2018 была проведена одна плановая выездная проверка. Принято решение об отсутствии оснований для применения мер реагирования.

В 2018 году Кемеровским УФАС России было возбуждено 1 дело (в 2017 - 0 дел) по признакам нарушения подпункта «д» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Увеличение количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» обусловлено увеличением в 2018 году количества поступающих на рассмотрение заявлений.

Выявленное в отчетном периоде нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» имело форму нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающего дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

В процессе рассмотрения указанного дела действия законодательного органа субъекта РФ, выразившиеся в создании для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, дискриминационных условий для их размещения путем принятия нормативного правового акта,  нашел свое подтверждение, по результатам рассмотрения дела № 37/А-15-2018 было выдано 1 предписание, которое было исполнено в полном объеме (в 2017 - 0).

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период) Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не принималось, в связи с отсутствием на территории Кемеровской области таковых субъектов.

 

действие

количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

 

Таблица № 2 «Сведения о рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в электроэнергетике, связанных с нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагается.

Таблица № 3 «Сведения о рассмотрении административных дел о нарушении законодательства в электроэнергетике Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагается.

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

 

В 2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступило 204   заявления, указывающих на нарушения требований Закона о рекламе (в 2017г.  - 243 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений по 109 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Закона о рекламе (в  2017г. - по 124 заявлениям).

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России всего было возбуждено 100 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2017г. - 125 дел), из них:

-  5  дел по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2017г. - 6 дел);

- 95 дел по результатам рассмотрения заявлений физических и юридических лиц (в 2017г. -  119 дела).

По 29 делам Кемеровским УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2017г. - по 36 делам).

По 71 делу приняты решения о наличии нарушений законодательства о рекламе (в 2017г. - по 89 делам), в том числе было принято решений о признании нарушения без выдачи предписания в 46 случаях. По результатам рассмотрения дел выдано 26  предписаний (в 2017г. - 60 предписания), 26 предписаний исполнено (в 2017г. - 56 исполнено).

Факты, указывающие на события правонарушения в структуре выявленных Кемеровским УФАС России нарушений законодательства о рекламе выглядят следующим образом:

на статью 5 - 129 фактов (недобросовестная реклама, недостоверная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, о соблюдении законодательства РФ, в 2017г. - 174 факта);

на статью 7 - 13 фактов (запрещенные к рекламе товары, в 2017г. - 11 фактов);

на статью 14 - 2 факта (объем рекламы в телепрограмме, в 2017г. - 8 фактов);

на статью 18 - 23 факта (реклама по сетям электросвязи, в 2017г.- 15 фактов);

на статью 21 - 2 факта (размещение рекламы алкогольной продукции, предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции, в 2017г. - 4 факта);

на статью 24 - 1 факт (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, в 2017г. - 8 фактов);

на статью 28 - 14 фактов (реклама финансовых услуг, в 2017г. - 23 факта).

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе приходятся на недобросовестную, недостоверную рекламу, в том числе рекламу с отсутствием существенной информации, смс рекламу, а также  рекламу финансовых услуг.

 

В 2018г. по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 55 дел (в 2017г. - 83 дела) об административных правонарушениях, из них:

- по 16 делам - выданы Постановления о наложении штрафа (в 2017г. - по 21 делу) на общую сумму  -  1 122 000 рублей (в 2016г.  - 386 000 рублей).

-   9 дел прекращено (в 2017г. - 18 дел).

- 14 постановлений исполнено, выданных в отчетном периоде (в 2017г. -  14 исполнено),

-  3  Постановления исполнено, выданные в 2017г.

Сумма штрафов, подлежащих  к  взысканию составила -  1 022 000 рублей   (в 2017 г. - 276 000  рубля).

Сумма уплаченного штрафа  составила 837,8 рублей (в 2017г. -   468, 1 рублей).

1 Постановление (в 2017г. - 3 постановления) о наложении административного взыскания находится в стадии исполнения.

 

Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:

- фото-, видеосъемка наружной рекламы;

- выборочная проверка печатных СМИ;

- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;

- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.

Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области законодательства о рекламе Кемеровское УФАС  России  в 2018 г. осуществляло взаимодействие с:

  1. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов, предоставлении информации, необходимой для рассмотрения дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства о рекламе.
  2. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

3. Управлением Министерства внутренних дел по г. Кемерово, Управлением внутренних дел г. Новокузнецка в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

4. Управлением ФНС России по Кемеровской области в форме предоставления информации о месте регистрации хозяйствующих субъектов, справочной информации.

5.  Управлением Росздравнадзора по Кемеровской области в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

6. Прокуратурой Кемеровской области, Прокуратурой г.Кемерово, Прокуратурой Центрального района г.Новокузнецка, Прокуратурой г. Таштагола в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

7. Администрацией Кемеровской области, Администрацией г.Кемерово, Администрацией Мариинского муниципального района в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

8. Управлением лицензирования медико - фармацевтических видов деятельности Кемеровской области в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

 

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

 

Сведения о вынесении судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным антимонопольным органом, представлены по следующей таблице:

 

Должностное лицо, в отношении которого составлен протокол, статья КоАП

Суть нарушения, статья Закона о защите конкуренции

Дата передачи материалов (протокола) на рассмотрение в суд

Дата вынесения судом постановления о дисквалификации

Дата вступления постановления в законную силу

Срок дисквалификации

Сведения об обжаловании

Конкурсный управляющий ООО «Спецавтохозяйство» <...>,

ч. 2.6 ст. 19.5

Не исполнение предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (ст.23)

18.09.2017

15.06.2018 решение об отказе в связи с отсутствием состава правонарушения и с истечением срока давности

-

-

14.09.2018 Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Конкурсный управляющий ООО «Новосеть» <...>,      ч. 2.6 ст. 19.5

Не исполнение предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (ст.23)

16.02.2018

15.06.2018 решением об отказе в связи с отсутствием состава правонарушения и с истечением срока давности

 

 

 

-

-

16.08.2018 Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда установлено, что у суда имелись основания для привлечения лица к ответственности, но срок привлечения к административной ответственности истек.

 

Сведения о привлечении лиц к ответственности по статье 20.25 КоАП РФ представлены по следующей таблице:

 

Лицо, в отношении которого составлен протокол

Дата передачи материалов (протокола) на рассмотрение в суд

Дата вынесения судом постановления о привлечении к ответственности с указанием вида административного ответственности

Дата вступления постановления в законную силу

Информация об исполнении постановления суда

ООО «Клен»

01.02.2018

22.02.2018, административный штраф

11.05.2018

исполнено, штраф оплачен

 

<...>

16.10.2018

12.11.2018, постановление о прекращении в связи с малозначительностью

23.11.2018

-

<...>

27.11.2018

27.12.2018, административный штраф

17.01.2018

не оплачено

ИП <...>

22.01.2018

15.02.2018, административный штраф

08.03.2018

не оплачено

<...>

07.02.2018

02.03.2018, административный штраф

23.03.2018

не оплачено

<...>

10.05.2018

06.06.2018, административный штраф

27.06.2018

не оплачено

ООО «Агрофирма Ариант»

28.06.2018

31.07.2018, административный штраф

19.09.2018

исполнено, штраф оплачен

ООО «Доброе дело»

08.10.2018

07.12.2018, административный штраф

31.12.2018

в стадии

Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями.

В 2018 году решения и предписания комиссии Кемеровского УФАС России, принятые в отчетном и предыдущих периодах, недействительными признаны не были (2017 год – недействительными в полном объеме были признаны 4 решения, в том числе принятых в предыдущем периоде).

Всего в 2018 году в судебном порядке было обжаловано 3 решения принятых в отчетном периоде и 1 решение  принятое в 2017 году, 2 из которых были признаны судами законными и обоснованными, 2 решения находятся в стадии обжалования (в 2017 всего обжаловано 20,  в том числе принятых в предыдущем периоде).

 

В отчетном периоде исковые заявления Кемеровским УФАС России в суды не направлялись, в прошлом отчетном периоде направлялось 1 исковое заявление, которое было удовлетворено в прошлом отчетном периоде.

 

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

 

В 2018 году жалобы в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве) на рассмотрение в адрес  Кемеровского УФАС России не поступали (в 2017 также жалобы отсутствовали).

В отчетном периоде заявления на акты, действия (бездействие) органов власти и управления Кемеровской области в сфере градостроительных отношений, выраженные в незаконном отказе в приеме документов и заявлений, предъявлении требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в Кемеровское УФАС России не поступали, факты, свидетельствующие о  нарушениях в сфере градостроительных отношений», установлены не были.

 

Раздел 10. Сведения о результатах работы по контролю соблюдения антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа

 

В 2018 году заявлений в Кемеровское УФАС России в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не поступало.