Решение по делу № 113/А-15-2012 в отношении ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»

Номер дела: № 113/А-15-2012
Дата публикации: 17 мая 2013, 14:00

 

РЕШЕНИЕ

 

«07» мая 2013 г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено «07» мая 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Лисина А.С. – начальник отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Полякова Ю.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;    

Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;             

 

Куколева К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.

 

 

при участии:

представителей ответчика:

            -  <…> – представителя государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»;

            - <…> – представителя государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса».

 

в отсутствие:

-

заявителя – ООО ТК «Спецтранскомпани», извещенного надлежащим образом;

заинтересованного лица - ЗАО «Управление механизации строительства», извещенного надлежащим образом.

 

 

 

рассмотрев дело № 113/А-15-2012, возбужденное по признакам нарушения государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (<..>) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

На основании обращения ООО транспортная компания «Спецтранскомпани», поручения прокуратуры Кемеровской области о проведении проверки действий государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее по тексту – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса») на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была проведена соответствующая проверка.

По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области проверки приказом от 15.10.2012 г. № 275 по признакам нарушения государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 113/А-15-2012 г., создана Комиссия по рассмотрению дела № 113/А-15-2012 г. о нарушении антимонопольного законодательства.  

Определением от 23.10.2012 г. дело № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 05.12.2012 г. на 14 часов 00 минут.

Письмом от 29.11.2012 г. № 11/11925 Кемеровское УФАС довело до сведения лиц, участвующих в деле информацию о том, что рассмотрение дела  113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 29.01.2013 г. в 10 ч. 00 м.

На заседании Комиссии, состоявшемся 29.01.2013 г., комиссия Кемеровского УФАС России, учитывая, что для полного и всестороннего рассмотрения дела        № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо получение дополнительных доказательств, определением рассмотрение дела               № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.03.2013 г. на 14 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 29.01.2013 г. время представители ЗАО «Управление механизации строительства» не явились.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованного лица – ЗАО «Управление механизации строительства» о месте, дате и времени рассмотрения дела № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Определением от 04.03.2013 г. дело № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.04.2014 г. на 11 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 04.03.2013 г. время представители ООО ТК «Спецтранскомпани», ЗАО «Управление механизации строительства», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело № 113/А-15-2012 в отсутствие указанных выше лиц.

На заседании комиссии, состоявшемся 22.04.2013 г., представитель ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» поддержал доводы, изложенные в пояснениях, предоставленных 16.11.2012 г. в Комиссию Кемеровского УФАС России, указав на то, что действия ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (в настоящее время ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса») по заключению с ЗАО «Управление механизации строительства» государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 на оказание услуг по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах, не вступают в противоречие с требованиями части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также сообщил, что срок действия государственного контракта от 01.01.2011 № 32ЭВ истек. Все обязательства сторон по государственному контракту исполнены.

Кроме того, представитель ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» пояснила, что ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» для осуществления расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, а также составления и подписания документов о расчетах данной платы, физическим лицам были выданы соответствующие доверенности.

Форма расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 была составлена инспектором – оператором ПВК ЗАО «Управление механизации строительства» <…> по доверенности от 01.01.2011 б/н, выданной ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса». ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы.  

Изучив материалы дела № 112/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

01.01.2011 г. по результатам проведенного открытого аукциона между государственным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и ЗАО «Управление механизации строительства» был заключен государственный контракт № 32ЭВ на оказание услуг по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах.

            Согласно условиям пункта 1 данного государственного контракта ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее по тексту – Заказчик) поручает, а ЗАО «Управление механизации строительства» (далее по тексту – Исполнитель) обязуется на свой риск, с надлежащим качеством и в течении срока, установленного контрактом, оказывать услуги по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах.    

            В соответствии с пунктом 2.1.3 муниципального контракта от 01.01.2011 года № 32эв ЗАО «Управление механизации строительства» обязуется осуществлять инструментальный контроль с применением весов автомобильных.

            Пунктом 2.1.6 муниципального контракта от 01.01.2011 года № 32эв установлено, что ЗАО «Управление механизации строительства» по результатам инструментального контроля обязуется осуществлять оформление соответствующих документов в электронном виде с применением компьютерного оборудования (ноутбук) с печатающим устройством и блоком питания, в том числе, при необходимости, от бортовой сети автомобиля.

            29.01.2011 г. во исполнение указанного выше государственного контракта ЗАО «Управление механизации строительства» на пункте весового контроля, расположенного на 84 километре автомобильной дороги «Ленинск-Кузнецкий-Новокузнецк-Междуреченск», было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов автотранспортным средством, принадлежащим ООО ТК «Спецтранскомпани», о чем работником ЗАО «Управление механизации строительства» составлен расчет о превышении транспортным средством Общества установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

            Как следует из содержания указанного выше расчета в целях возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, взимается плата, которая подлежит зачислению в доход областного бюджета по следующим реквизитам: УФК по Кемеровской области (ГУ Кемеровской области «Дирекция автодорог Кузбасса» л/сч 04392003190).

Таким образом, в рамках исполнения государственного контракта от 01.01.2011  года № 32эв работники ЗАО «Управление механизации строительства» фиксируют факт превышения значения предельно допустимой массы транспортного средства путем заполнения расчета о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось и расчета по результатам взвешивания транспортного средства. 

   Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

            В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения вне пределов ведения Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995           № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), установлено, что организация пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Порядок движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В период действия государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 г.  порядок организации пунктов весового и габаритного контроля не был разработан, однако, действовала Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированная в Минюсте РФ 08.08.1996 г. № 1146 (далее по тесту – Инструкция).

Инструкция разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» (далее по тексту –Постановление Правительства № 962) и регулировала порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов.

Согласно пункту 6.1. Инструкции, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Из изложенного следует, что функции осуществления контроля за соблюдением правил и порядка пользования автомобильными дорогами, а также за сохранностью автомобильных дорог общего пользования, проведение весового контроля транспортных средств являются функциями государственного надзора и не могут быть переданы хозяйствующим субъектам на основании гражданско-правовых договоров.

Пунктом 4 Постановления Правительства № 962 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.

31.08.2007 г. Коллегией Администрации Кемеровской области было принято постановление № 245 «О плате с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области».

Согласно пункту 5 названного постановления государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и управлению ГИБДД ГУВД по Кемеровской области предписано обеспечить контроль за соблюдением допустимых весовых параметров автотранспортных средств, осуществляющих проезд по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, на стационарных или мобильных постах весового контроля.

Уставом государственного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», утв. приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 19.05.2008 г.             № 27, определено, что государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» создано с целью реализации государственной политики в сфере использования областных автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в отношении областных автомобильных дорог общего пользования на территории Кемеровской области.

Для достижения целей, определенных в Уставе, государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» осуществляет деятельность по обеспечению сохранности областных автомобильных дорог общего пользования, контроль и надзор за состоянием сети областных автомобильных дорог общего пользования; техническое обследование, испытания, паспортизация, инвентаризация, диагностика областных автомобильных дорог общего пользования (п.2.1 Устава).

Согласно Уставу для выполнения этих задач на государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» возложены задачи по осуществлению государственного надзора по весовому контролю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также функция администратора поступлений в областной бюджет по доходам, полученным от взимания платы - обеспечение выполнение задания по сбору доходов, поступающих в, областной бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», является государственным учреждением, наделенным полномочиями по осуществлению весового контроля транспортных средств на областных автомобильных дорогах общего пользования на территории Кемеровской области.

При этом, из буквального содержания пунктов 2.1.3., 2.1.6 государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 следует, что ЗАО «Управление механизации строительства», являющемуся коммерческой организацией согласно Уставу, были переданы функции Государственного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» по осуществлению государственного надзора по весовому контролю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, а также функция администратора поступлений в областной бюджет по доходам, полученным от взимания платы - обеспечение выполнение задания по сбору доходов, поступающих в, областной бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Основанием для внесения платы владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, взыскания компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, тяжеловесных грузов, является акт ЗАО «Управление механизации строительства» (коммерческой организации) о превышении транспортным средством параметров, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, или расчет платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области.

Доводы представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о том, что расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области осуществляется физическими лицами на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», а также то, что ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России во внимание в силу следующего:

В процессе рассмотрения настоящего дела Кемеровским УФАС России у ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» были запрошены копии отчетов ЗАО «Управление механизации строительства» о работе на постах весового контроля за 2011 г., а  также копии форм расчетов платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, составленных в 2011 ЗАО «Управление механизации строительства», а также физическими лицами, на основании выданных ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей, с учетом сведений, отраженных в указанном выше отчете.

Как следует из представленных 25.03.2013 г. ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в Кемеровское УФАС России письменных пояснений, а также выборочных копий форм расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, составленных в 2011 г. ЗАО «Управление механизации строительства»,  а также физическими лицами, на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей, в период с января по март 2011 г. вышеуказанные формы составлялись уполномоченными ЗАО «Управление механизации строительства» лицами.

Факт составления и выдачи форм расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области физическими лицами на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей своего подтверждения не нашел.   

Следовательно, довод представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о том, что ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы, подлежит отклонению, как не основанный на нормах действующего законодательства.

            Таким образом, Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (ранее – ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»), заключив с ЗАО «Управление механизации строительства» государственный контракт от 01.01.2011 г. № 32эв, в нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделило хозяйствующего субъекта ЗАО «Управление механизации строительства» функциями по осуществлению контроля за весовыми параметрами транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей  23,  частью 1  статьи 39,  частями 1-4  статьи 41,  частью 1  статьи 48,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006  г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

 Признать государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (<…>) нарушившим часть 3 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                   Н.Е. Кухарская

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                     А.С. Лисина

 

 

                                                                                                      Ю.А. Полякова

 

                                                                                                     

                                                                                                      М.Г. Саврасов

 

                                                                                                     

                               больничный лист от 06.05.2013 г.        К.П. Куколева

                                                                                                  

                      

                                                                                                   Д.С. Юканкин                                                                                           

stdClass Object ( [vid] => 11246 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 113/А-15-2012 в отношении ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11246 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368774159 [changed] => 1370528510 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528510 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«07» мая 2013 г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено «07» мая 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Лисина А.С. – начальник отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Полякова Ю.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;    

Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;             

 

Куколева К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.

 

 

при участии:

представителей ответчика:

            -  <…> – представителя государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»;

            - <…> – представителя государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса».

 

в отсутствие:

-

заявителя – ООО ТК «Спецтранскомпани», извещенного надлежащим образом;

заинтересованного лица - ЗАО «Управление механизации строительства», извещенного надлежащим образом.

 

 

 

рассмотрев дело № 113/А-15-2012, возбужденное по признакам нарушения государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (<..>) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

На основании обращения ООО транспортная компания «Спецтранскомпани», поручения прокуратуры Кемеровской области о проведении проверки действий государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее по тексту – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса») на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была проведена соответствующая проверка.

По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области проверки приказом от 15.10.2012 г. № 275 по признакам нарушения государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 113/А-15-2012 г., создана Комиссия по рассмотрению дела № 113/А-15-2012 г. о нарушении антимонопольного законодательства.  

Определением от 23.10.2012 г. дело № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 05.12.2012 г. на 14 часов 00 минут.

Письмом от 29.11.2012 г. № 11/11925 Кемеровское УФАС довело до сведения лиц, участвующих в деле информацию о том, что рассмотрение дела  113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 29.01.2013 г. в 10 ч. 00 м.

На заседании Комиссии, состоявшемся 29.01.2013 г., комиссия Кемеровского УФАС России, учитывая, что для полного и всестороннего рассмотрения дела        № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо получение дополнительных доказательств, определением рассмотрение дела               № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.03.2013 г. на 14 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 29.01.2013 г. время представители ЗАО «Управление механизации строительства» не явились.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованного лица – ЗАО «Управление механизации строительства» о месте, дате и времени рассмотрения дела № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Определением от 04.03.2013 г. дело № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.04.2014 г. на 11 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 04.03.2013 г. время представители ООО ТК «Спецтранскомпани», ЗАО «Управление механизации строительства», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело № 113/А-15-2012 в отсутствие указанных выше лиц.

На заседании комиссии, состоявшемся 22.04.2013 г., представитель ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» поддержал доводы, изложенные в пояснениях, предоставленных 16.11.2012 г. в Комиссию Кемеровского УФАС России, указав на то, что действия ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (в настоящее время ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса») по заключению с ЗАО «Управление механизации строительства» государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 на оказание услуг по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах, не вступают в противоречие с требованиями части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также сообщил, что срок действия государственного контракта от 01.01.2011 № 32ЭВ истек. Все обязательства сторон по государственному контракту исполнены.

Кроме того, представитель ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» пояснила, что ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» для осуществления расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, а также составления и подписания документов о расчетах данной платы, физическим лицам были выданы соответствующие доверенности.

Форма расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 была составлена инспектором – оператором ПВК ЗАО «Управление механизации строительства» <…> по доверенности от 01.01.2011 б/н, выданной ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса». ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы.  

Изучив материалы дела № 112/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

01.01.2011 г. по результатам проведенного открытого аукциона между государственным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и ЗАО «Управление механизации строительства» был заключен государственный контракт № 32ЭВ на оказание услуг по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах.

            Согласно условиям пункта 1 данного государственного контракта ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее по тексту – Заказчик) поручает, а ЗАО «Управление механизации строительства» (далее по тексту – Исполнитель) обязуется на свой риск, с надлежащим качеством и в течении срока, установленного контрактом, оказывать услуги по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах.    

            В соответствии с пунктом 2.1.3 муниципального контракта от 01.01.2011 года № 32эв ЗАО «Управление механизации строительства» обязуется осуществлять инструментальный контроль с применением весов автомобильных.

            Пунктом 2.1.6 муниципального контракта от 01.01.2011 года № 32эв установлено, что ЗАО «Управление механизации строительства» по результатам инструментального контроля обязуется осуществлять оформление соответствующих документов в электронном виде с применением компьютерного оборудования (ноутбук) с печатающим устройством и блоком питания, в том числе, при необходимости, от бортовой сети автомобиля.

            29.01.2011 г. во исполнение указанного выше государственного контракта ЗАО «Управление механизации строительства» на пункте весового контроля, расположенного на 84 километре автомобильной дороги «Ленинск-Кузнецкий-Новокузнецк-Междуреченск», было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов автотранспортным средством, принадлежащим ООО ТК «Спецтранскомпани», о чем работником ЗАО «Управление механизации строительства» составлен расчет о превышении транспортным средством Общества установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

            Как следует из содержания указанного выше расчета в целях возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, взимается плата, которая подлежит зачислению в доход областного бюджета по следующим реквизитам: УФК по Кемеровской области (ГУ Кемеровской области «Дирекция автодорог Кузбасса» л/сч 04392003190).

Таким образом, в рамках исполнения государственного контракта от 01.01.2011  года № 32эв работники ЗАО «Управление механизации строительства» фиксируют факт превышения значения предельно допустимой массы транспортного средства путем заполнения расчета о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось и расчета по результатам взвешивания транспортного средства. 

   Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

            В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения вне пределов ведения Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995           № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), установлено, что организация пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Порядок движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В период действия государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 г.  порядок организации пунктов весового и габаритного контроля не был разработан, однако, действовала Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированная в Минюсте РФ 08.08.1996 г. № 1146 (далее по тесту – Инструкция).

Инструкция разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» (далее по тексту –Постановление Правительства № 962) и регулировала порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов.

Согласно пункту 6.1. Инструкции, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Из изложенного следует, что функции осуществления контроля за соблюдением правил и порядка пользования автомобильными дорогами, а также за сохранностью автомобильных дорог общего пользования, проведение весового контроля транспортных средств являются функциями государственного надзора и не могут быть переданы хозяйствующим субъектам на основании гражданско-правовых договоров.

Пунктом 4 Постановления Правительства № 962 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.

31.08.2007 г. Коллегией Администрации Кемеровской области было принято постановление № 245 «О плате с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области».

Согласно пункту 5 названного постановления государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и управлению ГИБДД ГУВД по Кемеровской области предписано обеспечить контроль за соблюдением допустимых весовых параметров автотранспортных средств, осуществляющих проезд по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, на стационарных или мобильных постах весового контроля.

Уставом государственного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», утв. приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 19.05.2008 г.             № 27, определено, что государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» создано с целью реализации государственной политики в сфере использования областных автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в отношении областных автомобильных дорог общего пользования на территории Кемеровской области.

Для достижения целей, определенных в Уставе, государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» осуществляет деятельность по обеспечению сохранности областных автомобильных дорог общего пользования, контроль и надзор за состоянием сети областных автомобильных дорог общего пользования; техническое обследование, испытания, паспортизация, инвентаризация, диагностика областных автомобильных дорог общего пользования (п.2.1 Устава).

Согласно Уставу для выполнения этих задач на государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» возложены задачи по осуществлению государственного надзора по весовому контролю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также функция администратора поступлений в областной бюджет по доходам, полученным от взимания платы - обеспечение выполнение задания по сбору доходов, поступающих в, областной бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», является государственным учреждением, наделенным полномочиями по осуществлению весового контроля транспортных средств на областных автомобильных дорогах общего пользования на территории Кемеровской области.

При этом, из буквального содержания пунктов 2.1.3., 2.1.6 государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 следует, что ЗАО «Управление механизации строительства», являющемуся коммерческой организацией согласно Уставу, были переданы функции Государственного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» по осуществлению государственного надзора по весовому контролю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, а также функция администратора поступлений в областной бюджет по доходам, полученным от взимания платы - обеспечение выполнение задания по сбору доходов, поступающих в, областной бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Основанием для внесения платы владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, взыскания компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, тяжеловесных грузов, является акт ЗАО «Управление механизации строительства» (коммерческой организации) о превышении транспортным средством параметров, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, или расчет платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области.

Доводы представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о том, что расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области осуществляется физическими лицами на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», а также то, что ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России во внимание в силу следующего:

В процессе рассмотрения настоящего дела Кемеровским УФАС России у ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» были запрошены копии отчетов ЗАО «Управление механизации строительства» о работе на постах весового контроля за 2011 г., а  также копии форм расчетов платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, составленных в 2011 ЗАО «Управление механизации строительства», а также физическими лицами, на основании выданных ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей, с учетом сведений, отраженных в указанном выше отчете.

Как следует из представленных 25.03.2013 г. ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в Кемеровское УФАС России письменных пояснений, а также выборочных копий форм расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, составленных в 2011 г. ЗАО «Управление механизации строительства»,  а также физическими лицами, на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей, в период с января по март 2011 г. вышеуказанные формы составлялись уполномоченными ЗАО «Управление механизации строительства» лицами.

Факт составления и выдачи форм расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области физическими лицами на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей своего подтверждения не нашел.   

Следовательно, довод представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о том, что ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы, подлежит отклонению, как не основанный на нормах действующего законодательства.

            Таким образом, Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (ранее – ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»), заключив с ЗАО «Управление механизации строительства» государственный контракт от 01.01.2011 г. № 32эв, в нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделило хозяйствующего субъекта ЗАО «Управление механизации строительства» функциями по осуществлению контроля за весовыми параметрами транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей  23,  частью 1  статьи 39,  частями 1-4  статьи 41,  частью 1  статьи 48,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006  г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

 Признать государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (<…>) нарушившим часть 3 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                   Н.Е. Кухарская

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                     А.С. Лисина

 

 

                                                                                                      Ю.А. Полякова

 

                                                                                                     

                                                                                                      М.Г. Саврасов

 

                                                                                                     

                               больничный лист от 06.05.2013 г.        К.П. Куколева

                                                                                                  

                      

                                                                                                   Д.С. Юканкин                                                                                           

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«07» мая 2013 г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено «07» мая 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Лисина А.С. – начальник отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Полякова Ю.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;    

Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;             

 

Куколева К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.

 

 

при участии:

представителей ответчика:

            -  <…> – представителя государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»;

            - <…> – представителя государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса».

 

в отсутствие:

-

заявителя – ООО ТК «Спецтранскомпани», извещенного надлежащим образом;

заинтересованного лица - ЗАО «Управление механизации строительства», извещенного надлежащим образом.

 

 

 

рассмотрев дело № 113/А-15-2012, возбужденное по признакам нарушения государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (<..>) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

На основании обращения ООО транспортная компания «Спецтранскомпани», поручения прокуратуры Кемеровской области о проведении проверки действий государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее по тексту – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса») на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была проведена соответствующая проверка.

По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области проверки приказом от 15.10.2012 г. № 275 по признакам нарушения государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 113/А-15-2012 г., создана Комиссия по рассмотрению дела № 113/А-15-2012 г. о нарушении антимонопольного законодательства.  

Определением от 23.10.2012 г. дело № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 05.12.2012 г. на 14 часов 00 минут.

Письмом от 29.11.2012 г. № 11/11925 Кемеровское УФАС довело до сведения лиц, участвующих в деле информацию о том, что рассмотрение дела  113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 29.01.2013 г. в 10 ч. 00 м.

На заседании Комиссии, состоявшемся 29.01.2013 г., комиссия Кемеровского УФАС России, учитывая, что для полного и всестороннего рассмотрения дела        № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо получение дополнительных доказательств, определением рассмотрение дела               № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.03.2013 г. на 14 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 29.01.2013 г. время представители ЗАО «Управление механизации строительства» не явились.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованного лица – ЗАО «Управление механизации строительства» о месте, дате и времени рассмотрения дела № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Определением от 04.03.2013 г. дело № 113/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.04.2014 г. на 11 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 04.03.2013 г. время представители ООО ТК «Спецтранскомпани», ЗАО «Управление механизации строительства», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело № 113/А-15-2012 в отсутствие указанных выше лиц.

На заседании комиссии, состоявшемся 22.04.2013 г., представитель ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» поддержал доводы, изложенные в пояснениях, предоставленных 16.11.2012 г. в Комиссию Кемеровского УФАС России, указав на то, что действия ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (в настоящее время ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса») по заключению с ЗАО «Управление механизации строительства» государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 на оказание услуг по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах, не вступают в противоречие с требованиями части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также сообщил, что срок действия государственного контракта от 01.01.2011 № 32ЭВ истек. Все обязательства сторон по государственному контракту исполнены.

Кроме того, представитель ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» пояснила, что ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» для осуществления расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, а также составления и подписания документов о расчетах данной платы, физическим лицам были выданы соответствующие доверенности.

Форма расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 была составлена инспектором – оператором ПВК ЗАО «Управление механизации строительства» <…> по доверенности от 01.01.2011 б/н, выданной ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса». ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы.  

Изучив материалы дела № 112/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

01.01.2011 г. по результатам проведенного открытого аукциона между государственным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и ЗАО «Управление механизации строительства» был заключен государственный контракт № 32ЭВ на оказание услуг по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах.

            Согласно условиям пункта 1 данного государственного контракта ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее по тексту – Заказчик) поручает, а ЗАО «Управление механизации строительства» (далее по тексту – Исполнитель) обязуется на свой риск, с надлежащим качеством и в течении срока, установленного контрактом, оказывать услуги по весовому контролю на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прокопьевском и Беловском районах.    

            В соответствии с пунктом 2.1.3 муниципального контракта от 01.01.2011 года № 32эв ЗАО «Управление механизации строительства» обязуется осуществлять инструментальный контроль с применением весов автомобильных.

            Пунктом 2.1.6 муниципального контракта от 01.01.2011 года № 32эв установлено, что ЗАО «Управление механизации строительства» по результатам инструментального контроля обязуется осуществлять оформление соответствующих документов в электронном виде с применением компьютерного оборудования (ноутбук) с печатающим устройством и блоком питания, в том числе, при необходимости, от бортовой сети автомобиля.

            29.01.2011 г. во исполнение указанного выше государственного контракта ЗАО «Управление механизации строительства» на пункте весового контроля, расположенного на 84 километре автомобильной дороги «Ленинск-Кузнецкий-Новокузнецк-Междуреченск», было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов автотранспортным средством, принадлежащим ООО ТК «Спецтранскомпани», о чем работником ЗАО «Управление механизации строительства» составлен расчет о превышении транспортным средством Общества установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

            Как следует из содержания указанного выше расчета в целях возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, взимается плата, которая подлежит зачислению в доход областного бюджета по следующим реквизитам: УФК по Кемеровской области (ГУ Кемеровской области «Дирекция автодорог Кузбасса» л/сч 04392003190).

Таким образом, в рамках исполнения государственного контракта от 01.01.2011  года № 32эв работники ЗАО «Управление механизации строительства» фиксируют факт превышения значения предельно допустимой массы транспортного средства путем заполнения расчета о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось и расчета по результатам взвешивания транспортного средства. 

   Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

            В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения вне пределов ведения Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995           № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), установлено, что организация пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Порядок движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В период действия государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 г.  порядок организации пунктов весового и габаритного контроля не был разработан, однако, действовала Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированная в Минюсте РФ 08.08.1996 г. № 1146 (далее по тесту – Инструкция).

Инструкция разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» (далее по тексту –Постановление Правительства № 962) и регулировала порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов.

Согласно пункту 6.1. Инструкции, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Из изложенного следует, что функции осуществления контроля за соблюдением правил и порядка пользования автомобильными дорогами, а также за сохранностью автомобильных дорог общего пользования, проведение весового контроля транспортных средств являются функциями государственного надзора и не могут быть переданы хозяйствующим субъектам на основании гражданско-правовых договоров.

Пунктом 4 Постановления Правительства № 962 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.

31.08.2007 г. Коллегией Администрации Кемеровской области было принято постановление № 245 «О плате с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области».

Согласно пункту 5 названного постановления государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и управлению ГИБДД ГУВД по Кемеровской области предписано обеспечить контроль за соблюдением допустимых весовых параметров автотранспортных средств, осуществляющих проезд по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, на стационарных или мобильных постах весового контроля.

Уставом государственного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», утв. приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 19.05.2008 г.             № 27, определено, что государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» создано с целью реализации государственной политики в сфере использования областных автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в отношении областных автомобильных дорог общего пользования на территории Кемеровской области.

Для достижения целей, определенных в Уставе, государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» осуществляет деятельность по обеспечению сохранности областных автомобильных дорог общего пользования, контроль и надзор за состоянием сети областных автомобильных дорог общего пользования; техническое обследование, испытания, паспортизация, инвентаризация, диагностика областных автомобильных дорог общего пользования (п.2.1 Устава).

Согласно Уставу для выполнения этих задач на государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» возложены задачи по осуществлению государственного надзора по весовому контролю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также функция администратора поступлений в областной бюджет по доходам, полученным от взимания платы - обеспечение выполнение задания по сбору доходов, поступающих в, областной бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что государственное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», является государственным учреждением, наделенным полномочиями по осуществлению весового контроля транспортных средств на областных автомобильных дорогах общего пользования на территории Кемеровской области.

При этом, из буквального содержания пунктов 2.1.3., 2.1.6 государственного контракта № 32ЭВ от 01.01.2011 следует, что ЗАО «Управление механизации строительства», являющемуся коммерческой организацией согласно Уставу, были переданы функции Государственного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» по осуществлению государственного надзора по весовому контролю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, а также функция администратора поступлений в областной бюджет по доходам, полученным от взимания платы - обеспечение выполнение задания по сбору доходов, поступающих в, областной бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Основанием для внесения платы владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, взыскания компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, тяжеловесных грузов, является акт ЗАО «Управление механизации строительства» (коммерческой организации) о превышении транспортным средством параметров, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, или расчет платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области.

Доводы представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о том, что расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области осуществляется физическими лицами на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», а также то, что ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России во внимание в силу следующего:

В процессе рассмотрения настоящего дела Кемеровским УФАС России у ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» были запрошены копии отчетов ЗАО «Управление механизации строительства» о работе на постах весового контроля за 2011 г., а  также копии форм расчетов платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области, составленных в 2011 ЗАО «Управление механизации строительства», а также физическими лицами, на основании выданных ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей, с учетом сведений, отраженных в указанном выше отчете.

Как следует из представленных 25.03.2013 г. ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в Кемеровское УФАС России письменных пояснений, а также выборочных копий форм расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, составленных в 2011 г. ЗАО «Управление механизации строительства»,  а также физическими лицами, на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей, в период с января по март 2011 г. вышеуказанные формы составлялись уполномоченными ЗАО «Управление механизации строительства» лицами.

Факт составления и выдачи форм расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области физическими лицами на основании выданных ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» доверенностей своего подтверждения не нашел.   

Следовательно, довод представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о том, что ЗАО «Управление механизации строительства» ошибочно было указано в форме расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области от 29.01.2011 № 16 в качестве лица, уполномоченного на составление расчетов платы, подлежит отклонению, как не основанный на нормах действующего законодательства.

            Таким образом, Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (ранее – ГУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»), заключив с ЗАО «Управление механизации строительства» государственный контракт от 01.01.2011 г. № 32эв, в нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделило хозяйствующего субъекта ЗАО «Управление механизации строительства» функциями по осуществлению контроля за весовыми параметрами транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Кемеровской области.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей  23,  частью 1  статьи 39,  частями 1-4  статьи 41,  частью 1  статьи 48,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006  г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

 Признать государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (<…>) нарушившим часть 3 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                   Н.Е. Кухарская

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                     А.С. Лисина

 

 

                                                                                                      Ю.А. Полякова

 

                                                                                                     

                                                                                                      М.Г. Саврасов

 

                                                                                                     

                               больничный лист от 06.05.2013 г.        К.П. Куколева

                                                                                                  

                      

                                                                                                   Д.С. Юканкин                                                                                           

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 113/А-15-2012 [format] => [safe_value] => № 113/А-15-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-17 07:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-07 07:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368774159 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )