Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013 в отношении ООО Управляющая компания «Искитим Плюс»

Номер дела: № 63/05-АДМ-2013
Дата публикации: 14 июня 2013, 10:47

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 63/05-АДМ-2013

«10» июня 2013 г.                                                                                                 г. Кемерово

 

Я, Клостер Елена Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Искитим Плюс» (<…>), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

16.04.2013 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 21/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Искитим Плюс»  (далее – ООО УК «Искитим Плюс») вынесла решение о признании ООО УК «Искитим Плюс» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», доля ООО УК «Искитим Плюс» составляет 100 %.

Действия ООО УК «Искитим Плюс», выразившиеся в ущемлении интересов физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», путем необоснованного взимания платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) приборов учета горячей и холодной воды в 2012 г. и 2013 г., подлежат квалификации, как содержащие признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ

08.05.2013 г. в адрес ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением было направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому законному представителю ООО УК «Искитим Плюс» надлежало явиться 27.05.2013 г. в 15 ч. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

На процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО УК «Искитим Плюс», извещенный надлежащим образом не явился, направил защитника <… > (доверенность б/н от 01.04.2013 г.).

27.05.2013 г. состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 63/05-АДМ-2013 об административном правонарушении в присутствии защитника ООО УК «Искитим Плюс» - <…> (доверенность б/н от 01.04.2013 г.).

Копия протокола была направлена ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 28.05.2013 г. были назначены дата и время рассмотрения дела - 10.06.2013 г. в 11 ч. 00 м.

Копия направлена в адрес законного представителя ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением.

07.06.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО УК «Искитим плюс» о рассмотрении дела об административном правонарушении             № 63/05-АДМ-2013 в отсутствие представителя ООО УК «Искитим Плюс».

Ходатайство ООО УК «Искитим Плюс» было удовлетворено.

Дело об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013 рассмотрено 10.06.2013 г. в отсутствии законного представителя ООО УК «Искитим Плюс».

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 2 ст. 162 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ  плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги

Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 стать 154 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354).

В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) установлено, что собственники многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов и квартир приборами учета.

Предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных услуг холодного, горячего водоснабжения предполагает использование соответствующих приборов учета.

Правилами № 354 перечислены среди прочего и установлены следующие основные понятия:

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с п.п. «ж», «т», «у» п. 31 Правил № 354 Исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги;

- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы,  потребителю достаточно подать заявление исполнителю о вводе в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета.

Согласно акту о приемке в эксплуатацию приборов учета горячей (холодной) воды от 11.12.2012 г., составленным представителем ООО УК «Искитим Плюс» в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Калтан, <…>, установлены и опломбированы приборы учета холодной воды (заводской номер 6689001) и горячей воды (заводской номер 6689019).

За опломбировку (принятие в эксплуатацию) двух водосчетчиков собственником, вышеуказанного жилого помещения была произведена оплата в размере 460 рублей (подтверждается квитанцией).

Взимание платы так же подтверждается приходными кассовыми ордерами ООО УК «Искитим Плюс» за 2012 г. и 2013 г.

Директором ООО УК «Искитим Плюс» 17.01.2012 г. утверждена калькуляция на опломбирование водосчетчика.

Согласно калькуляции к оплате принимается 260 руб.

В соответствии с перечнем платных услуг и тарифов на санитарно-технические и электромонтажные работы, оказываемых населению, утвержденым 01.07.2012 г. директором ООО УК «Искитим Плюс» цена за ввод в эксплуатацию прибора учета воды составляет 200 руб., 60 рублей взимается за вызов слесаря.

По сведениям, предоставленным ООО УК «Искитим Плюс» в адрес Кемеровского УФАС России в 2012 г. ООО УК «Искитим Плюс» произведена опломбировка <…> приборов учета холодной и горячей воды. В 2013 г. произведена опломбировка <…> прибора учета.

Услуги по опломбировки приборов учета горячей и холодной воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс» иными хозяйствующими субъектами не предоставлялись.

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Данная норма вступила в законную силу с 01.01.2013 г.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка).

По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», доля ООО УК «Искитим Плюс» составляет 100 %.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Действия ООО УК «Искитим Плюс», выразившиеся в необоснованном взимании платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировке), вступают в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО УК «Искитим Плюс» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России также приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ООО УК «Искитим Плюс», малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Общественно-опасный характер данного правонарушения определяется, прежде всего, тем, что ООО УК «Искитим Плюс» было допущено нарушение антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившееся в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке.

Как было установлено антимонопольным органом в 2012 г. и в 2013 г. УК «Искитим Плюс» необоснованно взимало платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в ущемлении интересов физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», с которых необоснованно взималась плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Следовательно, положения статьи 2.9. КоАП РФ в рассматриваемом деле не применимы.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Установлено четыре обстоятельства, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), а именно: совершение правонарушения впервые, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения (устранение нарушения до вынесения решения по делу № 21/А-10-2013) и добровольное возмещение ущерба физическим лицам (возврат денежных средств, полученных за ввод в эксплуатацию приборов учета, путем перерасчета платы за жилищные и коммунальные услуги).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО УК «Искитим Плюс» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ как осуществление хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Минимальный размер административного штрафа составляет 300 000 (триста тысяч) рублей.

Максимальный размер административного штрафа составляет 1 000 000 (один миллион) рублей.

Сумма минимального размера штрафа и половины разности максимального размера штрафа и минимального размера административного штрафа составляет 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, и минимального размера административного штрафа составляет 87 500 (восемьдесят семь тысяч пятьсот) рублей.

Таким образом, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, учитывая смягчающие обстоятельства, составляет 300 000 (триста тысяч) рублей.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать ООО УК «Искитим Плюс» (<…>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить ООО УК «Искитим Плюс» (<…>) штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово
БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКАТО: 32401000000
 

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 63/05-АДМ-2013.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.                                                                                                                   

 

Заместитель руководителя                                                                    Е.А. Клостер

stdClass Object ( [vid] => 11503 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013 в отношении ООО Управляющая компания «Искитим Плюс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11503 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371181806 [changed] => 1371181806 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371181806 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 63/05-АДМ-2013

«10» июня 2013 г.                                                                                                 г. Кемерово

 

Я, Клостер Елена Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Искитим Плюс» (<…>), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

16.04.2013 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 21/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Искитим Плюс»  (далее – ООО УК «Искитим Плюс») вынесла решение о признании ООО УК «Искитим Плюс» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», доля ООО УК «Искитим Плюс» составляет 100 %.

Действия ООО УК «Искитим Плюс», выразившиеся в ущемлении интересов физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», путем необоснованного взимания платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) приборов учета горячей и холодной воды в 2012 г. и 2013 г., подлежат квалификации, как содержащие признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ

08.05.2013 г. в адрес ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением было направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому законному представителю ООО УК «Искитим Плюс» надлежало явиться 27.05.2013 г. в 15 ч. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

На процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО УК «Искитим Плюс», извещенный надлежащим образом не явился, направил защитника <… > (доверенность б/н от 01.04.2013 г.).

27.05.2013 г. состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 63/05-АДМ-2013 об административном правонарушении в присутствии защитника ООО УК «Искитим Плюс» - <…> (доверенность б/н от 01.04.2013 г.).

Копия протокола была направлена ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 28.05.2013 г. были назначены дата и время рассмотрения дела - 10.06.2013 г. в 11 ч. 00 м.

Копия направлена в адрес законного представителя ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением.

07.06.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО УК «Искитим плюс» о рассмотрении дела об административном правонарушении             № 63/05-АДМ-2013 в отсутствие представителя ООО УК «Искитим Плюс».

Ходатайство ООО УК «Искитим Плюс» было удовлетворено.

Дело об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013 рассмотрено 10.06.2013 г. в отсутствии законного представителя ООО УК «Искитим Плюс».

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 2 ст. 162 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ  плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги

Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 стать 154 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354).

В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) установлено, что собственники многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов и квартир приборами учета.

Предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных услуг холодного, горячего водоснабжения предполагает использование соответствующих приборов учета.

Правилами № 354 перечислены среди прочего и установлены следующие основные понятия:

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с п.п. «ж», «т», «у» п. 31 Правил № 354 Исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги;

- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы,  потребителю достаточно подать заявление исполнителю о вводе в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета.

Согласно акту о приемке в эксплуатацию приборов учета горячей (холодной) воды от 11.12.2012 г., составленным представителем ООО УК «Искитим Плюс» в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Калтан, <…>, установлены и опломбированы приборы учета холодной воды (заводской номер 6689001) и горячей воды (заводской номер 6689019).

За опломбировку (принятие в эксплуатацию) двух водосчетчиков собственником, вышеуказанного жилого помещения была произведена оплата в размере 460 рублей (подтверждается квитанцией).

Взимание платы так же подтверждается приходными кассовыми ордерами ООО УК «Искитим Плюс» за 2012 г. и 2013 г.

Директором ООО УК «Искитим Плюс» 17.01.2012 г. утверждена калькуляция на опломбирование водосчетчика.

Согласно калькуляции к оплате принимается 260 руб.

В соответствии с перечнем платных услуг и тарифов на санитарно-технические и электромонтажные работы, оказываемых населению, утвержденым 01.07.2012 г. директором ООО УК «Искитим Плюс» цена за ввод в эксплуатацию прибора учета воды составляет 200 руб., 60 рублей взимается за вызов слесаря.

По сведениям, предоставленным ООО УК «Искитим Плюс» в адрес Кемеровского УФАС России в 2012 г. ООО УК «Искитим Плюс» произведена опломбировка <…> приборов учета холодной и горячей воды. В 2013 г. произведена опломбировка <…> прибора учета.

Услуги по опломбировки приборов учета горячей и холодной воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс» иными хозяйствующими субъектами не предоставлялись.

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Данная норма вступила в законную силу с 01.01.2013 г.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка).

По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», доля ООО УК «Искитим Плюс» составляет 100 %.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Действия ООО УК «Искитим Плюс», выразившиеся в необоснованном взимании платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировке), вступают в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО УК «Искитим Плюс» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России также приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ООО УК «Искитим Плюс», малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Общественно-опасный характер данного правонарушения определяется, прежде всего, тем, что ООО УК «Искитим Плюс» было допущено нарушение антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившееся в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке.

Как было установлено антимонопольным органом в 2012 г. и в 2013 г. УК «Искитим Плюс» необоснованно взимало платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в ущемлении интересов физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», с которых необоснованно взималась плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Следовательно, положения статьи 2.9. КоАП РФ в рассматриваемом деле не применимы.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Установлено четыре обстоятельства, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), а именно: совершение правонарушения впервые, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения (устранение нарушения до вынесения решения по делу № 21/А-10-2013) и добровольное возмещение ущерба физическим лицам (возврат денежных средств, полученных за ввод в эксплуатацию приборов учета, путем перерасчета платы за жилищные и коммунальные услуги).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО УК «Искитим Плюс» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ как осуществление хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Минимальный размер административного штрафа составляет 300 000 (триста тысяч) рублей.

Максимальный размер административного штрафа составляет 1 000 000 (один миллион) рублей.

Сумма минимального размера штрафа и половины разности максимального размера штрафа и минимального размера административного штрафа составляет 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, и минимального размера административного штрафа составляет 87 500 (восемьдесят семь тысяч пятьсот) рублей.

Таким образом, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, учитывая смягчающие обстоятельства, составляет 300 000 (триста тысяч) рублей.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать ООО УК «Искитим Плюс» (<…>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить ООО УК «Искитим Плюс» (<…>) штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово
БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКАТО: 32401000000
 

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 63/05-АДМ-2013.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.                                                                                                                   

 

Заместитель руководителя                                                                    Е.А. Клостер

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 63/05-АДМ-2013

«10» июня 2013 г.                                                                                                 г. Кемерово

 

Я, Клостер Елена Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Искитим Плюс» (<…>), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

16.04.2013 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 21/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Искитим Плюс»  (далее – ООО УК «Искитим Плюс») вынесла решение о признании ООО УК «Искитим Плюс» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», доля ООО УК «Искитим Плюс» составляет 100 %.

Действия ООО УК «Искитим Плюс», выразившиеся в ущемлении интересов физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», путем необоснованного взимания платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) приборов учета горячей и холодной воды в 2012 г. и 2013 г., подлежат квалификации, как содержащие признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ

08.05.2013 г. в адрес ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением было направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому законному представителю ООО УК «Искитим Плюс» надлежало явиться 27.05.2013 г. в 15 ч. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

На процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО УК «Искитим Плюс», извещенный надлежащим образом не явился, направил защитника <… > (доверенность б/н от 01.04.2013 г.).

27.05.2013 г. состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 63/05-АДМ-2013 об административном правонарушении в присутствии защитника ООО УК «Искитим Плюс» - <…> (доверенность б/н от 01.04.2013 г.).

Копия протокола была направлена ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 28.05.2013 г. были назначены дата и время рассмотрения дела - 10.06.2013 г. в 11 ч. 00 м.

Копия направлена в адрес законного представителя ООО УК «Искитим Плюс» заказным письмом с уведомлением.

07.06.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО УК «Искитим плюс» о рассмотрении дела об административном правонарушении             № 63/05-АДМ-2013 в отсутствие представителя ООО УК «Искитим Плюс».

Ходатайство ООО УК «Искитим Плюс» было удовлетворено.

Дело об административном правонарушении № 63/05-АДМ-2013 рассмотрено 10.06.2013 г. в отсутствии законного представителя ООО УК «Искитим Плюс».

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 2 ст. 162 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ  плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги

Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 стать 154 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354).

В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) установлено, что собственники многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов и квартир приборами учета.

Предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных услуг холодного, горячего водоснабжения предполагает использование соответствующих приборов учета.

Правилами № 354 перечислены среди прочего и установлены следующие основные понятия:

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с п.п. «ж», «т», «у» п. 31 Правил № 354 Исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги;

- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы,  потребителю достаточно подать заявление исполнителю о вводе в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета.

Согласно акту о приемке в эксплуатацию приборов учета горячей (холодной) воды от 11.12.2012 г., составленным представителем ООО УК «Искитим Плюс» в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Калтан, <…>, установлены и опломбированы приборы учета холодной воды (заводской номер 6689001) и горячей воды (заводской номер 6689019).

За опломбировку (принятие в эксплуатацию) двух водосчетчиков собственником, вышеуказанного жилого помещения была произведена оплата в размере 460 рублей (подтверждается квитанцией).

Взимание платы так же подтверждается приходными кассовыми ордерами ООО УК «Искитим Плюс» за 2012 г. и 2013 г.

Директором ООО УК «Искитим Плюс» 17.01.2012 г. утверждена калькуляция на опломбирование водосчетчика.

Согласно калькуляции к оплате принимается 260 руб.

В соответствии с перечнем платных услуг и тарифов на санитарно-технические и электромонтажные работы, оказываемых населению, утвержденым 01.07.2012 г. директором ООО УК «Искитим Плюс» цена за ввод в эксплуатацию прибора учета воды составляет 200 руб., 60 рублей взимается за вызов слесаря.

По сведениям, предоставленным ООО УК «Искитим Плюс» в адрес Кемеровского УФАС России в 2012 г. ООО УК «Искитим Плюс» произведена опломбировка <…> приборов учета холодной и горячей воды. В 2013 г. произведена опломбировка <…> прибора учета.

Услуги по опломбировки приборов учета горячей и холодной воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс» иными хозяйствующими субъектами не предоставлялись.

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Данная норма вступила в законную силу с 01.01.2013 г.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка).

По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», доля ООО УК «Искитим Плюс» составляет 100 %.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Действия ООО УК «Искитим Плюс», выразившиеся в необоснованном взимании платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировке), вступают в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО УК «Искитим Плюс» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России также приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ООО УК «Искитим Плюс», малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Общественно-опасный характер данного правонарушения определяется, прежде всего, тем, что ООО УК «Искитим Плюс» было допущено нарушение антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившееся в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке.

Как было установлено антимонопольным органом в 2012 г. и в 2013 г. УК «Искитим Плюс» необоснованно взимало платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в ущемлении интересов физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Искитим Плюс», с которых необоснованно взималась плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Следовательно, положения статьи 2.9. КоАП РФ в рассматриваемом деле не применимы.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Установлено четыре обстоятельства, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), а именно: совершение правонарушения впервые, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения (устранение нарушения до вынесения решения по делу № 21/А-10-2013) и добровольное возмещение ущерба физическим лицам (возврат денежных средств, полученных за ввод в эксплуатацию приборов учета, путем перерасчета платы за жилищные и коммунальные услуги).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО УК «Искитим Плюс» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ как осуществление хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Минимальный размер административного штрафа составляет 300 000 (триста тысяч) рублей.

Максимальный размер административного штрафа составляет 1 000 000 (один миллион) рублей.

Сумма минимального размера штрафа и половины разности максимального размера штрафа и минимального размера административного штрафа составляет 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, и минимального размера административного штрафа составляет 87 500 (восемьдесят семь тысяч пятьсот) рублей.

Таким образом, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, учитывая смягчающие обстоятельства, составляет 300 000 (триста тысяч) рублей.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать ООО УК «Искитим Плюс» (<…>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить ООО УК «Искитим Плюс» (<…>) штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово
БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКАТО: 32401000000
 

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 63/05-АДМ-2013.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.                                                                                                                   

 

Заместитель руководителя                                                                    Е.А. Клостер

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 63/05-АДМ-2013 [format] => [safe_value] => № 63/05-АДМ-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ, транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-14 03:47:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-10 03:47:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371181806 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )