Решение по делу № 55/А-10-2012 в отношении ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»

Номер дела: № 55/А-10-2012
Дата публикации: 24 июня 2013, 14:14

РЕШЕНИЕ

по делу № 55/А-10-2012

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2013 г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «21» июня 2013 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

Членов Комиссии:                   

Гилевой И.С. – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Патрикеева К.А. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Казагашевой К.В. – специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи.

при участии:

- <….> - представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (доверенность № Д-39/13 от 22.01.2013 г.);

- <…> - представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (доверенность № Д-624/12 от 29.12.2012 г.),

 

рассмотрев дело № 55/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

05.03.2012 г., 07.03.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили поручения ФАС России о принятии к рассмотрению материалов о наличии в действиях открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (далее – ОАО «Аэрофлот») признаков нарушения антимонопольного законодательства. Из полученных материалов следовало, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Аэрофлот» выразилось в установлении необоснованно высокой цены на авиабилеты по маршрутам Кемерово – Москва, Кемерово – Москва – Кемерово.

05.05.2012 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 55/А-10-2012 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэрофлот – Российские авиалинии» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса.

Определением от 11.05.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 29 мая 2012 г. на 16 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

29.05.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что стоимость авиабилетов по маршрутам Кемерово - Москва, Москва – Кемерово ниже себестоимости, так например, стоимость дешевого тарифа составила 17 000 рублей, а себестоимость в январе – 18 548 рублей.

29.05.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 29.05.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 26.06.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

26.06.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что применение нескольких тарифов (специальные (U, Q, T, V, K, H, M, B), нормальный (Y)) на воздушной линии предусмотрено законодательством – в соответствии с п. 15 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» в ред. Приказа Минтранса РФ от 16.03.2009 № 39 между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по  размеру денежной суммы (далее – уровень тарифов) и/или условиями применения тарифов. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

Установление более высоких тарифов по маршруту Москва – Кемерово - Москва связано с низким пассажиропотоком по сравнению с маршрутом Москва – Барнаул - Москва при одинаковой себестоимости перевозок. Тариф по маршруту Москва – Новосибирск - Москва ниже, чем по маршруту Москва – Кемерово – Москва в связи с более низкой себестоимостью перевозки и значительно более высоким пассажиропотоком. Заполняемость воздушного судна на линии Москва – Кемерово – Москва ниже, чем на других линиях данного  региона.

26.06.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 26.06.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было отложено. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о назначении даты и времени от 07.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012  было назначено на 27.08.2012 г. на  15 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Определением  от 10.08.2012 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2012 продлен до 11.02.2013 г. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

10.08.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Аэрофлот» об отложении рассмотрения дела № 55/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства на 29.08.2012 г.

Ходатайство ОАО «Аэрофлот» было удовлетворено.

Уведомлением об изменении даты и времени от 13.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012  было назначено на 29.08.2012 г. на 10 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

29.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что с учетом представленной рентабельности маршрутов Кемерово – Москва, Москва – Кемерово стоимость авиабилета покрывает расходы ОАО «Аэрофлот», прибыль за 4 месяца в 2012 г. составила <…>, в 2011 году рентабельность была минусовая.

29.08.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 29.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 02.10.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

02.10.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что по направлению Кемерово плановый уровень рентабельности соизмерим со статистическими данными предыдущих периодов по данному направлению. Фактическая рентабельность пассажирских перевозок по направлению достигла уровня выше планового, но при этом сохранилась также в отрицательной величине. Повышение рентабельности перевозки производилось авиакомпанией в основном за счет снижения себестоимости и в незначительной степени за счет изменения тарифов. Исходя из представленных материалов ОАО «Аэрофлот» с учетом структуры предоставляемых тарифов и скидок к ним осуществляет перевозку с непревышением себестоимости перевозки, при этом в зимний период несет на направлении существенные убытки.

02.10.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 02.10.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было отложено. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о назначении даты и времени от 24.10.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 14.11.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

14.11.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что официальной отчетностью, характеризующей финансовую деятельность авиапредприятий, является форма статистической отчетности 67ГА, утвержденная Приказом ФАС России № 99 от 26.05.1997 г. Из представленных форм видно – в 1 квартале 2012 г. рентабельность от авиаперевозок в целом по ОАО «Аэрофлот» отрицательная за счет перевозок на внутренних авиалиниях, к которым также относится маршрут Москва – Кемерово – Москва. По результатам за 1 полугодие 2012 года общая рентабельность ОАО «Аэрофлот» от авиаперевозок составляет <…> при этом рентабельность перевозок на внутренних авиалиниях также остается отрицательной и составляет <…>. Общий положительный результат от авиаперевозок достигается только за счет осуществления деятельности на международных авиалиниях.

14.11.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что в настоящее время Седьмым арбитражным апелляционным судом рассматриваются дела № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012. В рамках рассмотрения данных дел будет дана правовая оценка применения антимонопольным органом методологии расчетов, основанной на сравнении стоимости авиабилетов по различным направлениям, сопоставимым по километражу и прямых затрат (аэропортовых сборов), применяемой для доказывания необоснованно высоких тарифов на авиабилеты. Данные выводы суда будут иметь значение для рассмотрения дела № 55/А-10-2012.

Определением от 14.11.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 приостановлено до вступления в законную силу решений суда по делам                               № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012. . Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 18.01.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было возобновлено, рассмотрение дела назначено на 19.02.2013 г. на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о переносе даты и времени от 18.02.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было перенесено.

Уведомлением о назначении даты и времени от 29.04.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 06.06.2013 г. на 10 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

06.06.2013 г.  Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что согласно решений суда по делам № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012, вступившим в законную силу, применяемая антимонопольным органом методология расчетов, основанная на сравнении стоимости авиабилетов по различным направлениям, сопоставимым по километражу и прямых затрат (аэропортовых сборов), применяемая для доказывания необоснованно высоких тарифов на авиабилеты не применима.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лица, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Регулярные пассажирские авиаперевозки по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово в 2012 г. осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (<…>);

2. ОАО «Авиакомпания Сибирь» (<…>);

3. ООО «Глобус» (<…>).

Авиакомпания ООО «Глобус» входит в перечень лиц, входящих в одну группу с ОАО «Авиакомпания Сибирь» в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, в соответствии с п. 33 Порядка ООО «Глобус» и ОАО «Авиакомпания Сибирь» рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с единой долей на рынке услуг.

Основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса. В тариф экономического класса включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров.

В ходе рассмотрения дела Кемеровским УФАС России было установлено значительное отличие в тарифах ОАО «Аэрофлот» на маршрутах, сопоставимых по километражу. Сравнение тарифов экономического класса ОАО «Аэрофлот» на маршруты, сопоставимые по километражу с маршрутами Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово, в сравнении с изменениями в аэропортовых сборах представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнение цен, тарифов, сборов на рынках авиаперевозок до Москвы, сопоставимых по километражу

 

 

Нормальный тариф

экономического класса Y

Специальный тариф экономического класса Q

 

 

Дата 01.02.12

Разница

Разница в %

Дата 01.02.12

Разница

Разница в %

 

Позиции для сравнения

Кемерово

Новосибирск

Кемерово

Новосибирск

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10,00

9350

3300

6050

183,33

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8398

7333

1065

14,52

8398

7333

1065

14,52

 

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

8000

9000

112,5

 

Затраты на перевозку одного пассажира

17104

14766

2338

15,83

17104

14766

2338

15,83

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6600

2750

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8398

8942

-544

-6,08

8398

8942

-544

-6,08

 

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

12000

5000

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

17104

17768

-664

-3,74

17104

17768

-664

-3,74

 

 

 Дата 01.02.12

 

 

 

 Дата 01.02.12

 

 

 

 

 

Кемерово

Новосибирск

Разница

Разница в %

Кемерово

Новосибирск

Разница

Разница в %

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6600

2750

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8246

7682

564

7,34

8246

7682

564

7,34

 

Тариф (RT)

55000

55000

5000

10

17000

12000

5000

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

15698

14403

1295

8,99

15698

14403

1295

8,99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6875

2750

41,67

Затраты на перевозку одного пассажира

8246

9367

-1121

-11,97

8246

9367

-1121

-11,97

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

12500

4500

36,00

Затраты на перевозку одного пассажира

15698

16630

-932

-5,60

15698

16630

-932

-5,60

Q – самый дешевый тариф экономического класса с ограничениями

  Y – самый дорогой  тариф экономического класса без ограничений

OW – в одну сторону

RT – туда-обратно

 

 

При сравнении, например, маршрутов Кемерово – Москва и Барнаул – Москва (Таблица 1) разница в нормальных тарифах экономического класса составила 10 процентов; в специальных тарифах экономического класса – 41,67 процентов. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчетом на одного пассажира в аэропорту города Барнаула выше, чем в аэропорту города Кемерово на 11,97 процентов.

В ходе рассмотрения было установлено, что пассажиропоток из города Новосибирска (апрель 2012 г. Новосибирск – Москва - Новосибирск <…> чел.) значительно превышает пассажиропоток из города Кемерово (<….> чел.), пассажиропоток из города Барнаул (<….> чел.) также выше, по сравнению с городом Кемерово.

Установление более высоких тарифов по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово связано с более низким пассажиропотоком при практически одинаковой себестоимости перевозки.

Фактический уровень рентабельности ОАО «Аэрофлот» по направлению Кемерово выше, чем плановый уровень рентабельности, но при этом он остается отрицательным по величине.

Плановый уровень рентабельности устанавливается по статистическим данным предыдущих периодов по данному направлению.

Отчетностью, характеризующей финансовую деятельность авиапредприятий, является форма статистической отчетности 67 ГА, утвержденная Приказом ФАС России от 26.05.1997 № 99.

Из представленных форм таблица 1.1 «Авиаперевозки и работы специального назначения» в 1 квартале 2012 г. рентабельность от авиаперевозок в целом по ОАО «Аэрофлот» отрицательная за счет перевозок на внутренних авиалиниях, к которым также относится маршрут Москва – Кемерово – Москва.

По результатам за 1 полугодие 2012 года общая рентабельность ОАО «Аэрофлот» от авиаперевозок составляет <…>%, при этом рентабельность перевозок на внутренних авиалиниях остается отрицательной и составляет <…> %.  

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 приходит к следующим выводам:

Авиабилет - это форма договора воздушной перевозки пассажира, где цена по договору перевозки является существенным условием (ст. 790 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками самостоятельно.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно разделу II Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (далее – Правила формирования тарифов) денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

В соответствии с разделом IV Правил формирования тарифов между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее - нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее - специальные тарифы).

По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (далее - тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее - тариф туда и обратно).

Тариф в одну сторону, если это разрешено условиями применения тарифа, может удваиваться и применяться как тариф туда и обратно.

Авиаперевозчик регистрирует в Центре расписания и тарифов (далее – ЦРТ) тарифную информацию в соответствии с Приложениями 1 – 20 «Положения о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями», введенного в действие приказом Минтранса России от 11.02.2005 № 10. 

Тарифная информация вводится в действие после ее регистрации в установленном порядке.

Тарифная информация включает в себя:

-                   тарифы на пассажирские перевозки;

-                   условие применения тарифов;

-                   нормы бесплатного провоза багажа;

-                   тарифы за провоз сверхнормативного багажа и ставки сборов за объявленную ценность.

Таким образом, с учетом отрицательной рентабельности ОАО «Аэрофлот» по направлению Кемерово – Москва – Кемерово антимонопольный орган приходит к выводу, что установленные тарифы на авиаперевозки экономически обоснованны.   

Таким образом, в действиях ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса.

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса, в действиях открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<...>).

 2. По основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 55/А-10-2012, возбужденному в отношении открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<...>)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                      Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                   И.С. Гилева                                                                                                               

                                                                                                                  К.А. Патрикеев

                                                                                                                  К.В. Казагашева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 11615 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 55/А-10-2012 в отношении ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11615 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372058213 [changed] => 1372058256 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372058256 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 55/А-10-2012

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2013 г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «21» июня 2013 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

Членов Комиссии:                   

Гилевой И.С. – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Патрикеева К.А. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Казагашевой К.В. – специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи.

при участии:

- <….> - представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (доверенность № Д-39/13 от 22.01.2013 г.);

- <…> - представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (доверенность № Д-624/12 от 29.12.2012 г.),

 

рассмотрев дело № 55/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

05.03.2012 г., 07.03.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили поручения ФАС России о принятии к рассмотрению материалов о наличии в действиях открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (далее – ОАО «Аэрофлот») признаков нарушения антимонопольного законодательства. Из полученных материалов следовало, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Аэрофлот» выразилось в установлении необоснованно высокой цены на авиабилеты по маршрутам Кемерово – Москва, Кемерово – Москва – Кемерово.

05.05.2012 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 55/А-10-2012 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэрофлот – Российские авиалинии» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса.

Определением от 11.05.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 29 мая 2012 г. на 16 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

29.05.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что стоимость авиабилетов по маршрутам Кемерово - Москва, Москва – Кемерово ниже себестоимости, так например, стоимость дешевого тарифа составила 17 000 рублей, а себестоимость в январе – 18 548 рублей.

29.05.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 29.05.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 26.06.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

26.06.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что применение нескольких тарифов (специальные (U, Q, T, V, K, H, M, B), нормальный (Y)) на воздушной линии предусмотрено законодательством – в соответствии с п. 15 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» в ред. Приказа Минтранса РФ от 16.03.2009 № 39 между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по  размеру денежной суммы (далее – уровень тарифов) и/или условиями применения тарифов. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

Установление более высоких тарифов по маршруту Москва – Кемерово - Москва связано с низким пассажиропотоком по сравнению с маршрутом Москва – Барнаул - Москва при одинаковой себестоимости перевозок. Тариф по маршруту Москва – Новосибирск - Москва ниже, чем по маршруту Москва – Кемерово – Москва в связи с более низкой себестоимостью перевозки и значительно более высоким пассажиропотоком. Заполняемость воздушного судна на линии Москва – Кемерово – Москва ниже, чем на других линиях данного  региона.

26.06.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 26.06.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было отложено. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о назначении даты и времени от 07.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012  было назначено на 27.08.2012 г. на  15 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Определением  от 10.08.2012 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2012 продлен до 11.02.2013 г. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

10.08.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Аэрофлот» об отложении рассмотрения дела № 55/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства на 29.08.2012 г.

Ходатайство ОАО «Аэрофлот» было удовлетворено.

Уведомлением об изменении даты и времени от 13.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012  было назначено на 29.08.2012 г. на 10 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

29.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что с учетом представленной рентабельности маршрутов Кемерово – Москва, Москва – Кемерово стоимость авиабилета покрывает расходы ОАО «Аэрофлот», прибыль за 4 месяца в 2012 г. составила <…>, в 2011 году рентабельность была минусовая.

29.08.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 29.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 02.10.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

02.10.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что по направлению Кемерово плановый уровень рентабельности соизмерим со статистическими данными предыдущих периодов по данному направлению. Фактическая рентабельность пассажирских перевозок по направлению достигла уровня выше планового, но при этом сохранилась также в отрицательной величине. Повышение рентабельности перевозки производилось авиакомпанией в основном за счет снижения себестоимости и в незначительной степени за счет изменения тарифов. Исходя из представленных материалов ОАО «Аэрофлот» с учетом структуры предоставляемых тарифов и скидок к ним осуществляет перевозку с непревышением себестоимости перевозки, при этом в зимний период несет на направлении существенные убытки.

02.10.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 02.10.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было отложено. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о назначении даты и времени от 24.10.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 14.11.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

14.11.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что официальной отчетностью, характеризующей финансовую деятельность авиапредприятий, является форма статистической отчетности 67ГА, утвержденная Приказом ФАС России № 99 от 26.05.1997 г. Из представленных форм видно – в 1 квартале 2012 г. рентабельность от авиаперевозок в целом по ОАО «Аэрофлот» отрицательная за счет перевозок на внутренних авиалиниях, к которым также относится маршрут Москва – Кемерово – Москва. По результатам за 1 полугодие 2012 года общая рентабельность ОАО «Аэрофлот» от авиаперевозок составляет <…> при этом рентабельность перевозок на внутренних авиалиниях также остается отрицательной и составляет <…>. Общий положительный результат от авиаперевозок достигается только за счет осуществления деятельности на международных авиалиниях.

14.11.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что в настоящее время Седьмым арбитражным апелляционным судом рассматриваются дела № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012. В рамках рассмотрения данных дел будет дана правовая оценка применения антимонопольным органом методологии расчетов, основанной на сравнении стоимости авиабилетов по различным направлениям, сопоставимым по километражу и прямых затрат (аэропортовых сборов), применяемой для доказывания необоснованно высоких тарифов на авиабилеты. Данные выводы суда будут иметь значение для рассмотрения дела № 55/А-10-2012.

Определением от 14.11.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 приостановлено до вступления в законную силу решений суда по делам                               № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012. . Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 18.01.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было возобновлено, рассмотрение дела назначено на 19.02.2013 г. на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о переносе даты и времени от 18.02.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было перенесено.

Уведомлением о назначении даты и времени от 29.04.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 06.06.2013 г. на 10 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

06.06.2013 г.  Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что согласно решений суда по делам № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012, вступившим в законную силу, применяемая антимонопольным органом методология расчетов, основанная на сравнении стоимости авиабилетов по различным направлениям, сопоставимым по километражу и прямых затрат (аэропортовых сборов), применяемая для доказывания необоснованно высоких тарифов на авиабилеты не применима.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лица, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Регулярные пассажирские авиаперевозки по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово в 2012 г. осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (<…>);

2. ОАО «Авиакомпания Сибирь» (<…>);

3. ООО «Глобус» (<…>).

Авиакомпания ООО «Глобус» входит в перечень лиц, входящих в одну группу с ОАО «Авиакомпания Сибирь» в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, в соответствии с п. 33 Порядка ООО «Глобус» и ОАО «Авиакомпания Сибирь» рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с единой долей на рынке услуг.

Основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса. В тариф экономического класса включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров.

В ходе рассмотрения дела Кемеровским УФАС России было установлено значительное отличие в тарифах ОАО «Аэрофлот» на маршрутах, сопоставимых по километражу. Сравнение тарифов экономического класса ОАО «Аэрофлот» на маршруты, сопоставимые по километражу с маршрутами Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово, в сравнении с изменениями в аэропортовых сборах представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнение цен, тарифов, сборов на рынках авиаперевозок до Москвы, сопоставимых по километражу

 

 

Нормальный тариф

экономического класса Y

Специальный тариф экономического класса Q

 

 

Дата 01.02.12

Разница

Разница в %

Дата 01.02.12

Разница

Разница в %

 

Позиции для сравнения

Кемерово

Новосибирск

Кемерово

Новосибирск

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10,00

9350

3300

6050

183,33

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8398

7333

1065

14,52

8398

7333

1065

14,52

 

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

8000

9000

112,5

 

Затраты на перевозку одного пассажира

17104

14766

2338

15,83

17104

14766

2338

15,83

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6600

2750

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8398

8942

-544

-6,08

8398

8942

-544

-6,08

 

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

12000

5000

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

17104

17768

-664

-3,74

17104

17768

-664

-3,74

 

 

 Дата 01.02.12

 

 

 

 Дата 01.02.12

 

 

 

 

 

Кемерово

Новосибирск

Разница

Разница в %

Кемерово

Новосибирск

Разница

Разница в %

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6600

2750

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8246

7682

564

7,34

8246

7682

564

7,34

 

Тариф (RT)

55000

55000

5000

10

17000

12000

5000

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

15698

14403

1295

8,99

15698

14403

1295

8,99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6875

2750

41,67

Затраты на перевозку одного пассажира

8246

9367

-1121

-11,97

8246

9367

-1121

-11,97

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

12500

4500

36,00

Затраты на перевозку одного пассажира

15698

16630

-932

-5,60

15698

16630

-932

-5,60

Q – самый дешевый тариф экономического класса с ограничениями

  Y – самый дорогой  тариф экономического класса без ограничений

OW – в одну сторону

RT – туда-обратно

 

 

При сравнении, например, маршрутов Кемерово – Москва и Барнаул – Москва (Таблица 1) разница в нормальных тарифах экономического класса составила 10 процентов; в специальных тарифах экономического класса – 41,67 процентов. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчетом на одного пассажира в аэропорту города Барнаула выше, чем в аэропорту города Кемерово на 11,97 процентов.

В ходе рассмотрения было установлено, что пассажиропоток из города Новосибирска (апрель 2012 г. Новосибирск – Москва - Новосибирск <…> чел.) значительно превышает пассажиропоток из города Кемерово (<….> чел.), пассажиропоток из города Барнаул (<….> чел.) также выше, по сравнению с городом Кемерово.

Установление более высоких тарифов по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово связано с более низким пассажиропотоком при практически одинаковой себестоимости перевозки.

Фактический уровень рентабельности ОАО «Аэрофлот» по направлению Кемерово выше, чем плановый уровень рентабельности, но при этом он остается отрицательным по величине.

Плановый уровень рентабельности устанавливается по статистическим данным предыдущих периодов по данному направлению.

Отчетностью, характеризующей финансовую деятельность авиапредприятий, является форма статистической отчетности 67 ГА, утвержденная Приказом ФАС России от 26.05.1997 № 99.

Из представленных форм таблица 1.1 «Авиаперевозки и работы специального назначения» в 1 квартале 2012 г. рентабельность от авиаперевозок в целом по ОАО «Аэрофлот» отрицательная за счет перевозок на внутренних авиалиниях, к которым также относится маршрут Москва – Кемерово – Москва.

По результатам за 1 полугодие 2012 года общая рентабельность ОАО «Аэрофлот» от авиаперевозок составляет <…>%, при этом рентабельность перевозок на внутренних авиалиниях остается отрицательной и составляет <…> %.  

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 приходит к следующим выводам:

Авиабилет - это форма договора воздушной перевозки пассажира, где цена по договору перевозки является существенным условием (ст. 790 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками самостоятельно.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно разделу II Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (далее – Правила формирования тарифов) денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

В соответствии с разделом IV Правил формирования тарифов между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее - нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее - специальные тарифы).

По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (далее - тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее - тариф туда и обратно).

Тариф в одну сторону, если это разрешено условиями применения тарифа, может удваиваться и применяться как тариф туда и обратно.

Авиаперевозчик регистрирует в Центре расписания и тарифов (далее – ЦРТ) тарифную информацию в соответствии с Приложениями 1 – 20 «Положения о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями», введенного в действие приказом Минтранса России от 11.02.2005 № 10. 

Тарифная информация вводится в действие после ее регистрации в установленном порядке.

Тарифная информация включает в себя:

-                   тарифы на пассажирские перевозки;

-                   условие применения тарифов;

-                   нормы бесплатного провоза багажа;

-                   тарифы за провоз сверхнормативного багажа и ставки сборов за объявленную ценность.

Таким образом, с учетом отрицательной рентабельности ОАО «Аэрофлот» по направлению Кемерово – Москва – Кемерово антимонопольный орган приходит к выводу, что установленные тарифы на авиаперевозки экономически обоснованны.   

Таким образом, в действиях ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса.

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса, в действиях открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<...>).

 2. По основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 55/А-10-2012, возбужденному в отношении открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<...>)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                      Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                   И.С. Гилева                                                                                                               

                                                                                                                  К.А. Патрикеев

                                                                                                                  К.В. Казагашева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 55/А-10-2012

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2013 г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «21» июня 2013 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

Членов Комиссии:                   

Гилевой И.С. – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Патрикеева К.А. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Казагашевой К.В. – специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи.

при участии:

- <….> - представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (доверенность № Д-39/13 от 22.01.2013 г.);

- <…> - представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (доверенность № Д-624/12 от 29.12.2012 г.),

 

рассмотрев дело № 55/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

05.03.2012 г., 07.03.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили поручения ФАС России о принятии к рассмотрению материалов о наличии в действиях открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (далее – ОАО «Аэрофлот») признаков нарушения антимонопольного законодательства. Из полученных материалов следовало, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Аэрофлот» выразилось в установлении необоснованно высокой цены на авиабилеты по маршрутам Кемерово – Москва, Кемерово – Москва – Кемерово.

05.05.2012 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 55/А-10-2012 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэрофлот – Российские авиалинии» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса.

Определением от 11.05.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 29 мая 2012 г. на 16 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

29.05.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что стоимость авиабилетов по маршрутам Кемерово - Москва, Москва – Кемерово ниже себестоимости, так например, стоимость дешевого тарифа составила 17 000 рублей, а себестоимость в январе – 18 548 рублей.

29.05.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 29.05.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 26.06.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

26.06.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что применение нескольких тарифов (специальные (U, Q, T, V, K, H, M, B), нормальный (Y)) на воздушной линии предусмотрено законодательством – в соответствии с п. 15 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» в ред. Приказа Минтранса РФ от 16.03.2009 № 39 между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по  размеру денежной суммы (далее – уровень тарифов) и/или условиями применения тарифов. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

Установление более высоких тарифов по маршруту Москва – Кемерово - Москва связано с низким пассажиропотоком по сравнению с маршрутом Москва – Барнаул - Москва при одинаковой себестоимости перевозок. Тариф по маршруту Москва – Новосибирск - Москва ниже, чем по маршруту Москва – Кемерово – Москва в связи с более низкой себестоимостью перевозки и значительно более высоким пассажиропотоком. Заполняемость воздушного судна на линии Москва – Кемерово – Москва ниже, чем на других линиях данного  региона.

26.06.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 26.06.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было отложено. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о назначении даты и времени от 07.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012  было назначено на 27.08.2012 г. на  15 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Определением  от 10.08.2012 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2012 продлен до 11.02.2013 г. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

10.08.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Аэрофлот» об отложении рассмотрения дела № 55/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства на 29.08.2012 г.

Ходатайство ОАО «Аэрофлот» было удовлетворено.

Уведомлением об изменении даты и времени от 13.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012  было назначено на 29.08.2012 г. на 10 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

29.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что с учетом представленной рентабельности маршрутов Кемерово – Москва, Москва – Кемерово стоимость авиабилета покрывает расходы ОАО «Аэрофлот», прибыль за 4 месяца в 2012 г. составила <…>, в 2011 году рентабельность была минусовая.

29.08.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 29.08.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 02.10.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

02.10.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что по направлению Кемерово плановый уровень рентабельности соизмерим со статистическими данными предыдущих периодов по данному направлению. Фактическая рентабельность пассажирских перевозок по направлению достигла уровня выше планового, но при этом сохранилась также в отрицательной величине. Повышение рентабельности перевозки производилось авиакомпанией в основном за счет снижения себестоимости и в незначительной степени за счет изменения тарифов. Исходя из представленных материалов ОАО «Аэрофлот» с учетом структуры предоставляемых тарифов и скидок к ним осуществляет перевозку с непревышением себестоимости перевозки, при этом в зимний период несет на направлении существенные убытки.

02.10.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 02.10.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было отложено. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о назначении даты и времени от 24.10.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 14.11.2012 г. на 11 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

14.11.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 представитель ОАО «Аэрофлот» пояснил, что официальной отчетностью, характеризующей финансовую деятельность авиапредприятий, является форма статистической отчетности 67ГА, утвержденная Приказом ФАС России № 99 от 26.05.1997 г. Из представленных форм видно – в 1 квартале 2012 г. рентабельность от авиаперевозок в целом по ОАО «Аэрофлот» отрицательная за счет перевозок на внутренних авиалиниях, к которым также относится маршрут Москва – Кемерово – Москва. По результатам за 1 полугодие 2012 года общая рентабельность ОАО «Аэрофлот» от авиаперевозок составляет <…> при этом рентабельность перевозок на внутренних авиалиниях также остается отрицательной и составляет <…>. Общий положительный результат от авиаперевозок достигается только за счет осуществления деятельности на международных авиалиниях.

14.11.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что в настоящее время Седьмым арбитражным апелляционным судом рассматриваются дела № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012. В рамках рассмотрения данных дел будет дана правовая оценка применения антимонопольным органом методологии расчетов, основанной на сравнении стоимости авиабилетов по различным направлениям, сопоставимым по километражу и прямых затрат (аэропортовых сборов), применяемой для доказывания необоснованно высоких тарифов на авиабилеты. Данные выводы суда будут иметь значение для рассмотрения дела № 55/А-10-2012.

Определением от 14.11.2012 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 приостановлено до вступления в законную силу решений суда по делам                               № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012. . Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 18.01.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было возобновлено, рассмотрение дела назначено на 19.02.2013 г. на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

Уведомлением о переносе даты и времени от 18.02.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было перенесено.

Уведомлением о назначении даты и времени от 29.04.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2012 было назначено на 06.06.2013 г. на 10 часов 00 минут. Копия уведомления была направлена в адрес ОАО «Аэрофлот» заказным письмом с уведомлением.

06.06.2013 г.  Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2012 было установлено, что согласно решений суда по делам № А27-12608/2012 и № А27-13024/2012, вступившим в законную силу, применяемая антимонопольным органом методология расчетов, основанная на сравнении стоимости авиабилетов по различным направлениям, сопоставимым по километражу и прямых затрат (аэропортовых сборов), применяемая для доказывания необоснованно высоких тарифов на авиабилеты не применима.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лица, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Регулярные пассажирские авиаперевозки по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово в 2012 г. осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (<…>);

2. ОАО «Авиакомпания Сибирь» (<…>);

3. ООО «Глобус» (<…>).

Авиакомпания ООО «Глобус» входит в перечень лиц, входящих в одну группу с ОАО «Авиакомпания Сибирь» в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, в соответствии с п. 33 Порядка ООО «Глобус» и ОАО «Авиакомпания Сибирь» рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с единой долей на рынке услуг.

Основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса. В тариф экономического класса включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров.

В ходе рассмотрения дела Кемеровским УФАС России было установлено значительное отличие в тарифах ОАО «Аэрофлот» на маршрутах, сопоставимых по километражу. Сравнение тарифов экономического класса ОАО «Аэрофлот» на маршруты, сопоставимые по километражу с маршрутами Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово, в сравнении с изменениями в аэропортовых сборах представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнение цен, тарифов, сборов на рынках авиаперевозок до Москвы, сопоставимых по километражу

 

 

Нормальный тариф

экономического класса Y

Специальный тариф экономического класса Q

 

 

Дата 01.02.12

Разница

Разница в %

Дата 01.02.12

Разница

Разница в %

 

Позиции для сравнения

Кемерово

Новосибирск

Кемерово

Новосибирск

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10,00

9350

3300

6050

183,33

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8398

7333

1065

14,52

8398

7333

1065

14,52

 

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

8000

9000

112,5

 

Затраты на перевозку одного пассажира

17104

14766

2338

15,83

17104

14766

2338

15,83

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6600

2750

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8398

8942

-544

-6,08

8398

8942

-544

-6,08

 

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

12000

5000

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

17104

17768

-664

-3,74

17104

17768

-664

-3,74

 

 

 Дата 01.02.12

 

 

 

 Дата 01.02.12

 

 

 

 

 

Кемерово

Новосибирск

Разница

Разница в %

Кемерово

Новосибирск

Разница

Разница в %

 

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6600

2750

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

8246

7682

564

7,34

8246

7682

564

7,34

 

Тариф (RT)

55000

55000

5000

10

17000

12000

5000

41,67

 

Затраты на перевозку одного пассажира

15698

14403

1295

8,99

15698

14403

1295

8,99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Кемерово

Барнаул

Разница

Разница в %

Тариф (OW)

30250

27500

2750

10

9350

6875

2750

41,67

Затраты на перевозку одного пассажира

8246

9367

-1121

-11,97

8246

9367

-1121

-11,97

Тариф (RT)

55000

50000

5000

10

17000

12500

4500

36,00

Затраты на перевозку одного пассажира

15698

16630

-932

-5,60

15698

16630

-932

-5,60

Q – самый дешевый тариф экономического класса с ограничениями

  Y – самый дорогой  тариф экономического класса без ограничений

OW – в одну сторону

RT – туда-обратно

 

 

При сравнении, например, маршрутов Кемерово – Москва и Барнаул – Москва (Таблица 1) разница в нормальных тарифах экономического класса составила 10 процентов; в специальных тарифах экономического класса – 41,67 процентов. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчетом на одного пассажира в аэропорту города Барнаула выше, чем в аэропорту города Кемерово на 11,97 процентов.

В ходе рассмотрения было установлено, что пассажиропоток из города Новосибирска (апрель 2012 г. Новосибирск – Москва - Новосибирск <…> чел.) значительно превышает пассажиропоток из города Кемерово (<….> чел.), пассажиропоток из города Барнаул (<….> чел.) также выше, по сравнению с городом Кемерово.

Установление более высоких тарифов по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово связано с более низким пассажиропотоком при практически одинаковой себестоимости перевозки.

Фактический уровень рентабельности ОАО «Аэрофлот» по направлению Кемерово выше, чем плановый уровень рентабельности, но при этом он остается отрицательным по величине.

Плановый уровень рентабельности устанавливается по статистическим данным предыдущих периодов по данному направлению.

Отчетностью, характеризующей финансовую деятельность авиапредприятий, является форма статистической отчетности 67 ГА, утвержденная Приказом ФАС России от 26.05.1997 № 99.

Из представленных форм таблица 1.1 «Авиаперевозки и работы специального назначения» в 1 квартале 2012 г. рентабельность от авиаперевозок в целом по ОАО «Аэрофлот» отрицательная за счет перевозок на внутренних авиалиниях, к которым также относится маршрут Москва – Кемерово – Москва.

По результатам за 1 полугодие 2012 года общая рентабельность ОАО «Аэрофлот» от авиаперевозок составляет <…>%, при этом рентабельность перевозок на внутренних авиалиниях остается отрицательной и составляет <…> %.  

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 55/А-10-2012 приходит к следующим выводам:

Авиабилет - это форма договора воздушной перевозки пассажира, где цена по договору перевозки является существенным условием (ст. 790 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками самостоятельно.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно разделу II Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (далее – Правила формирования тарифов) денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

В соответствии с разделом IV Правил формирования тарифов между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее - нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее - специальные тарифы).

По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (далее - тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее - тариф туда и обратно).

Тариф в одну сторону, если это разрешено условиями применения тарифа, может удваиваться и применяться как тариф туда и обратно.

Авиаперевозчик регистрирует в Центре расписания и тарифов (далее – ЦРТ) тарифную информацию в соответствии с Приложениями 1 – 20 «Положения о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями», введенного в действие приказом Минтранса России от 11.02.2005 № 10. 

Тарифная информация вводится в действие после ее регистрации в установленном порядке.

Тарифная информация включает в себя:

-                   тарифы на пассажирские перевозки;

-                   условие применения тарифов;

-                   нормы бесплатного провоза багажа;

-                   тарифы за провоз сверхнормативного багажа и ставки сборов за объявленную ценность.

Таким образом, с учетом отрицательной рентабельности ОАО «Аэрофлот» по направлению Кемерово – Москва – Кемерово антимонопольный орган приходит к выводу, что установленные тарифы на авиаперевозки экономически обоснованны.   

Таким образом, в действиях ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса.

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении высоких тарифов на авиабилеты экономического класса, в действиях открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<...>).

 2. По основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 55/А-10-2012, возбужденному в отношении открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<...>)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                      Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                   И.С. Гилева                                                                                                               

                                                                                                                  К.А. Патрикеев

                                                                                                                  К.В. Казагашева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 55/А-10-2012 [format] => [safe_value] => № 55/А-10-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ, транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-24 07:14:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-21 07:14:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372058213 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )