Решение по делу № 55/А-15-2014 в отношении администрации города Новокузнецка

Номер дела: № 55/А-15-2014
Дата публикации: 9 октября 2014, 10:35

РЕШЕНИЕ

«19» сентября 2014 г.                                                                                    г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «02» октября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Стельмах С.В.–заместителя руководителя управления;   

Членов Комиссии:                  

Поляковой Ю.А. – начальника отдела контроля органов власти;

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Саврасова М.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Ермаченко Н.И. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии:

- <…>;

- <…>,

рассмотрев дело № 55/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Новокузнецка (654080, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 71) части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 125-ФЗ),

 

 

 

установила:

 

Приказом Кемеровского УФАС России № 163 было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Новокузнецка части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении пунктов 2, 3 в Правила предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела, утвержденные постановлением администрации г. Новокузнецка от 02.12.2010 г. № 117.

Определением от 09.07.2014 г. дело № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на                     19.08.2014 г. на 10 часов 00 минут.

Комиссией Кемеровского УФАС России 19.08.2014 г. рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 19.09.2014 г. на 11 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

     11.08.2014 г., 04.09.2014 г. администрацией города Новокузнецка предоставлены пояснения и дополнения к пояснениям по делу № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно данным пояснениям администрация города Новокузнецка факт нарушения не признает, указывает, что постановление администрации города Новокузнецка от 02.12.2010 г. № 117 «Об утверждении Правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги по обслуживанию населения в банях, и Правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела» соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. В указанном постановлении администрации города Новокузнецка отсутствуют положения, устанавливающие запреты или ограничения в отношении осуществления конкретного вида деятельности хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокузнецкого городского округа.Согласно распоряжению администрации города Новокузнецка от 12.03.2007 г. «О наделении полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела» полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокузнецкого городского округа возложены на Муниципальное предприятие коммунальных услуг города Новокузнецка (далее – МПКУ г. Новокузнецка). Осуществляя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела МПКУ г. Новокузнецка оказывает на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению.Правилами предоставления субсидий предусмотрено, что предоставление субсидий из бюджета Новокузнецкого городского округа производится в соответствии с соглашениями, заключенными между Управлением дорожно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка и организациями, претендующими на получение субсидий. Субсидии предоставляются специализированым службам по вопросам похоронного дела для возмещения затрат на проведение следующих мероприятий: обеспечение выполнения работ по отводу и предоставлению мест захоронения; учет и контроль за захоронениями; уход за местами погребения; перевозке умерших; обеспечение круглосуточного пропускного режима; содержание, ремонт и развитие кладбищенского хозяйства (сторожки, дороги, ограждения, вывоз и утилизация мусора и т.д.); подготовка участков для захоронения и колумбариев.

19.09.2014 г. на рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 28.08.2014 г. имеется в материалах дела), не явился.

Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело             № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей ООО «П Д НРБ».

На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела                             № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 19.09.2014 г., представителиадминистрации города Новокузнецка факт нарушения требований части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ не признали, поддержали данные ранее пояснения.

Изучив материалы дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав пояснения представителей ответчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

02.12.2010 г. администрацией города Новокузнецка принято постановление№ 117, пунктом 1.2 которого утверждены правила предоставления в 2011-2013 годах из местного  бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела (далее – Правила предоставления субсидий).

     Правила предоставления субсидий определяют порядок и условия предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела из местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совете народных депутатов о бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, главному распорядителю средств местного бюджета – Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства на указанные цели (пункт 1 Правил предоставления субсидий).

Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройстваадминистрации города Новокузнецка (далее – УДКХБ)  является уполномоченным органом администрации города Новокузнецка, осуществляющим функции по проведению муниципальной политики, направленной, в том числе на оказание ритуальных услуг, а также организацию и содержание мест захоронения (пункты 2.1, 2.2 Положения об УДХБ, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.04.2011 г.).

     Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий право на получение субсидий имеют организации, отвечающие одновременно следующим условиям:

     - являются специализированными службами по вопросам похоронного дела;

     - имеющие в своем ведении общественные кладбища и несущие обязанность по их содержанию;

- оказывающие ритуальные услуги населению по ценам, утвержденным органом местного самоуправления города Новокузнецка.

Пунктом 3 Правил предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются получателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием ритуальных услуг населению по регулируемым органами местного самоуправления ценам, в том числе, на:

     - возмещение убытков, связанных с содержанием и эксплуатацией общественных кладбищ, находящихся в ведении специализированной службы, и проведением других мероприятий в области похоронного дела, расходы на которые не учитываются при утверждении цен на ритуальные услуги (абзац 2);

     - возмещение убытков, связанных с предоставлением услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению, рассчитанных из утвержденных в установленном порядке экономически обоснованных затрат (абзац 3).

     Возврат остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, осуществляется в случаях и порядке, которые определены соглашениями о предоставлении субсидий.

     Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ № 8-ФЗ) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

     Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1 статьи 29 ФЗ № 8-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ № 8-ФЗ услуги по погребению по гарантированному перечню услуг оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

     Согласно статье 18 ФЗ № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы(пунктом 3 статьи 9 ФЗ № 8-ФЗ).

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, чтооказание услуг по погребению с последующим возмещением их стоимости за счет средств бюджета и внебюджетных фондов может осуществляться специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, исключительно с целью реализации возложенной на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению гарантий, связанных с погребением умерших.

Учитывая вышеизложенное, комиссия по рассмотрению дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации города Новокузнецка нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Правилапредоставления субсидий пункта 2, абзаца 3 пункта 3.

     В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

     Частью 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Ритуальные услуги, указанные в абзаце 3 Правил предоставления субсидий, являются муниципальными нуждами, так как являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления и финансируются администрацией города Новокузнецкаиз местного бюджета.

     Статьей 53 ФЗ № 8-ФЗ установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодексаРоссийской Федерации.

Решение вопросов местного значения, к которым относятсяорганизация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, является расходным обязательством муниципального образования и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должно компенсироваться посредством предоставления субсидий.

     В соответствии со статьей 54 ФЗ № 8-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

На момент принятия Правилпредоставления субсидий(от 02.12.2010 г.) формирование и размещение муниципального заказа осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 3ФЗ№ 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

По смыслу частей 1, 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗразмещение заказа может осуществляться:путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при использовании бюджетных средств, направляемых на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд, применение норм ФЗ № 94-ФЗ являлось обязательным.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

     Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к муниципальным нуждам и должны были предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, расходы на них не должны были компенсироваться посредством предоставления субсидий.

     Реализация администрацией города Новокузнецка предоставленных ей полномочий в этой сфере должна была осуществляться посредством проведения процедуры торгов. Администрация города Новокузнецка включила абзац 2 пункта 3 вПравила предоставления субсидий,устанавливающие получение субсидий специализированной службой на возмещение убытков, связанных с содержанием и эксплуатацией общественных кладбищ, а также проведением других мероприятий в области похоронного дела, расходы на которые не учитываются при утверждении цен на ритуальные услуги, и предоставила из бюджета города субсидии службе без соблюдения требований законодательства о размещении заказов (без проведения торгов).

Следствием принятия администрацией города Новокузнецка абзаца 2 пункта 3 Правил предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела явилось нарушение прав и законных интересов потенциальных исполнителей указанных работ, а также ограничение конкуренции, которое выразилось в исключении возможности соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

     Действия администрации города Новокузнецка по включениюабзаца 2 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела, привели (могли привести) к препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на соответствующих товарных рынках, а также предоставлению преимущественных  условий для специализированной службы в сфере выполнения указанных работ, и как следствие, созданию возможности для специализированной службы в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующем товарном рынке, привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (похоронного дела), вступают в противоречие с требованиямичасти 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

     Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Постановление № 117«Об утверждении правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела» было принято 02.12.2010 г. и вступило в силу после его официального опубликования в средствах массовой информации. Указанное постановление регулировало порядок предоставления из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела.

     Действие правового акта во времени определяется моментами вступления его в силу и утраты им юридической силы.Утрата юридической силы происходит вследствие истечения срока, установленного в самом нормативном акте.

     С учетом изложенного, при условии утраты правовым актом органа местного самоуправления юридической силы, комиссия Кемеровского УФАС России не находит оснований для выдачи предписания об отмене Постановления № 117 от 02.12.2010 г. по делу № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 04/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию города Новокузнецка нарушившей часть 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части включения абзаца 2 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела.

     2. Прекратить рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении администрацией города Новокузнецка антимонопольного законодательства в части включения пункта 2, абзаца 3 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                      С.В. Стельмах

Члены комиссии:                                                 Ю.А. Полякова

                                                                           И.Г. Кириллова

                                                                           М.Г. Саврасов

                                                                           Н.И. Ермаченко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 16591 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 55/А-15-2014 в отношении администрации города Новокузнецка [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16591 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412825971 [changed] => 1412825971 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412825971 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

«19» сентября 2014 г.                                                                                    г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «02» октября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Стельмах С.В.–заместителя руководителя управления;   

Членов Комиссии:                  

Поляковой Ю.А. – начальника отдела контроля органов власти;

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Саврасова М.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Ермаченко Н.И. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии:

- <…>;

- <…>,

рассмотрев дело № 55/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Новокузнецка (654080, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 71) части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 125-ФЗ),

 

 

 

установила:

 

Приказом Кемеровского УФАС России № 163 было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Новокузнецка части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении пунктов 2, 3 в Правила предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела, утвержденные постановлением администрации г. Новокузнецка от 02.12.2010 г. № 117.

Определением от 09.07.2014 г. дело № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на                     19.08.2014 г. на 10 часов 00 минут.

Комиссией Кемеровского УФАС России 19.08.2014 г. рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 19.09.2014 г. на 11 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

     11.08.2014 г., 04.09.2014 г. администрацией города Новокузнецка предоставлены пояснения и дополнения к пояснениям по делу № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно данным пояснениям администрация города Новокузнецка факт нарушения не признает, указывает, что постановление администрации города Новокузнецка от 02.12.2010 г. № 117 «Об утверждении Правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги по обслуживанию населения в банях, и Правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела» соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. В указанном постановлении администрации города Новокузнецка отсутствуют положения, устанавливающие запреты или ограничения в отношении осуществления конкретного вида деятельности хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокузнецкого городского округа.Согласно распоряжению администрации города Новокузнецка от 12.03.2007 г. «О наделении полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела» полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокузнецкого городского округа возложены на Муниципальное предприятие коммунальных услуг города Новокузнецка (далее – МПКУ г. Новокузнецка). Осуществляя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела МПКУ г. Новокузнецка оказывает на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению.Правилами предоставления субсидий предусмотрено, что предоставление субсидий из бюджета Новокузнецкого городского округа производится в соответствии с соглашениями, заключенными между Управлением дорожно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка и организациями, претендующими на получение субсидий. Субсидии предоставляются специализированым службам по вопросам похоронного дела для возмещения затрат на проведение следующих мероприятий: обеспечение выполнения работ по отводу и предоставлению мест захоронения; учет и контроль за захоронениями; уход за местами погребения; перевозке умерших; обеспечение круглосуточного пропускного режима; содержание, ремонт и развитие кладбищенского хозяйства (сторожки, дороги, ограждения, вывоз и утилизация мусора и т.д.); подготовка участков для захоронения и колумбариев.

19.09.2014 г. на рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 28.08.2014 г. имеется в материалах дела), не явился.

Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело             № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей ООО «П Д НРБ».

На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела                             № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 19.09.2014 г., представителиадминистрации города Новокузнецка факт нарушения требований части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ не признали, поддержали данные ранее пояснения.

Изучив материалы дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав пояснения представителей ответчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

02.12.2010 г. администрацией города Новокузнецка принято постановление№ 117, пунктом 1.2 которого утверждены правила предоставления в 2011-2013 годах из местного  бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела (далее – Правила предоставления субсидий).

     Правила предоставления субсидий определяют порядок и условия предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела из местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совете народных депутатов о бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, главному распорядителю средств местного бюджета – Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства на указанные цели (пункт 1 Правил предоставления субсидий).

Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройстваадминистрации города Новокузнецка (далее – УДКХБ)  является уполномоченным органом администрации города Новокузнецка, осуществляющим функции по проведению муниципальной политики, направленной, в том числе на оказание ритуальных услуг, а также организацию и содержание мест захоронения (пункты 2.1, 2.2 Положения об УДХБ, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.04.2011 г.).

     Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий право на получение субсидий имеют организации, отвечающие одновременно следующим условиям:

     - являются специализированными службами по вопросам похоронного дела;

     - имеющие в своем ведении общественные кладбища и несущие обязанность по их содержанию;

- оказывающие ритуальные услуги населению по ценам, утвержденным органом местного самоуправления города Новокузнецка.

Пунктом 3 Правил предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются получателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием ритуальных услуг населению по регулируемым органами местного самоуправления ценам, в том числе, на:

     - возмещение убытков, связанных с содержанием и эксплуатацией общественных кладбищ, находящихся в ведении специализированной службы, и проведением других мероприятий в области похоронного дела, расходы на которые не учитываются при утверждении цен на ритуальные услуги (абзац 2);

     - возмещение убытков, связанных с предоставлением услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению, рассчитанных из утвержденных в установленном порядке экономически обоснованных затрат (абзац 3).

     Возврат остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, осуществляется в случаях и порядке, которые определены соглашениями о предоставлении субсидий.

     Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ № 8-ФЗ) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

     Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1 статьи 29 ФЗ № 8-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ № 8-ФЗ услуги по погребению по гарантированному перечню услуг оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

     Согласно статье 18 ФЗ № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы(пунктом 3 статьи 9 ФЗ № 8-ФЗ).

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, чтооказание услуг по погребению с последующим возмещением их стоимости за счет средств бюджета и внебюджетных фондов может осуществляться специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, исключительно с целью реализации возложенной на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению гарантий, связанных с погребением умерших.

Учитывая вышеизложенное, комиссия по рассмотрению дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации города Новокузнецка нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Правилапредоставления субсидий пункта 2, абзаца 3 пункта 3.

     В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

     Частью 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Ритуальные услуги, указанные в абзаце 3 Правил предоставления субсидий, являются муниципальными нуждами, так как являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления и финансируются администрацией города Новокузнецкаиз местного бюджета.

     Статьей 53 ФЗ № 8-ФЗ установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодексаРоссийской Федерации.

Решение вопросов местного значения, к которым относятсяорганизация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, является расходным обязательством муниципального образования и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должно компенсироваться посредством предоставления субсидий.

     В соответствии со статьей 54 ФЗ № 8-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

На момент принятия Правилпредоставления субсидий(от 02.12.2010 г.) формирование и размещение муниципального заказа осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 3ФЗ№ 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

По смыслу частей 1, 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗразмещение заказа может осуществляться:путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при использовании бюджетных средств, направляемых на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд, применение норм ФЗ № 94-ФЗ являлось обязательным.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

     Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к муниципальным нуждам и должны были предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, расходы на них не должны были компенсироваться посредством предоставления субсидий.

     Реализация администрацией города Новокузнецка предоставленных ей полномочий в этой сфере должна была осуществляться посредством проведения процедуры торгов. Администрация города Новокузнецка включила абзац 2 пункта 3 вПравила предоставления субсидий,устанавливающие получение субсидий специализированной службой на возмещение убытков, связанных с содержанием и эксплуатацией общественных кладбищ, а также проведением других мероприятий в области похоронного дела, расходы на которые не учитываются при утверждении цен на ритуальные услуги, и предоставила из бюджета города субсидии службе без соблюдения требований законодательства о размещении заказов (без проведения торгов).

Следствием принятия администрацией города Новокузнецка абзаца 2 пункта 3 Правил предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела явилось нарушение прав и законных интересов потенциальных исполнителей указанных работ, а также ограничение конкуренции, которое выразилось в исключении возможности соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

     Действия администрации города Новокузнецка по включениюабзаца 2 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела, привели (могли привести) к препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на соответствующих товарных рынках, а также предоставлению преимущественных  условий для специализированной службы в сфере выполнения указанных работ, и как следствие, созданию возможности для специализированной службы в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующем товарном рынке, привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (похоронного дела), вступают в противоречие с требованиямичасти 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

     Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Постановление № 117«Об утверждении правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела» было принято 02.12.2010 г. и вступило в силу после его официального опубликования в средствах массовой информации. Указанное постановление регулировало порядок предоставления из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела.

     Действие правового акта во времени определяется моментами вступления его в силу и утраты им юридической силы.Утрата юридической силы происходит вследствие истечения срока, установленного в самом нормативном акте.

     С учетом изложенного, при условии утраты правовым актом органа местного самоуправления юридической силы, комиссия Кемеровского УФАС России не находит оснований для выдачи предписания об отмене Постановления № 117 от 02.12.2010 г. по делу № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 04/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию города Новокузнецка нарушившей часть 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части включения абзаца 2 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела.

     2. Прекратить рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении администрацией города Новокузнецка антимонопольного законодательства в части включения пункта 2, абзаца 3 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                      С.В. Стельмах

Члены комиссии:                                                 Ю.А. Полякова

                                                                           И.Г. Кириллова

                                                                           М.Г. Саврасов

                                                                           Н.И. Ермаченко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

«19» сентября 2014 г.                                                                                    г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «02» октября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Стельмах С.В.–заместителя руководителя управления;   

Членов Комиссии:                  

Поляковой Ю.А. – начальника отдела контроля органов власти;

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Саврасова М.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Ермаченко Н.И. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии:

- <…>;

- <…>,

рассмотрев дело № 55/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Новокузнецка (654080, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 71) части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 125-ФЗ),

 

 

 

установила:

 

Приказом Кемеровского УФАС России № 163 было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Новокузнецка части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении пунктов 2, 3 в Правила предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела, утвержденные постановлением администрации г. Новокузнецка от 02.12.2010 г. № 117.

Определением от 09.07.2014 г. дело № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на                     19.08.2014 г. на 10 часов 00 минут.

Комиссией Кемеровского УФАС России 19.08.2014 г. рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 19.09.2014 г. на 11 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

     11.08.2014 г., 04.09.2014 г. администрацией города Новокузнецка предоставлены пояснения и дополнения к пояснениям по делу № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно данным пояснениям администрация города Новокузнецка факт нарушения не признает, указывает, что постановление администрации города Новокузнецка от 02.12.2010 г. № 117 «Об утверждении Правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги по обслуживанию населения в банях, и Правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела» соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. В указанном постановлении администрации города Новокузнецка отсутствуют положения, устанавливающие запреты или ограничения в отношении осуществления конкретного вида деятельности хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокузнецкого городского округа.Согласно распоряжению администрации города Новокузнецка от 12.03.2007 г. «О наделении полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела» полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокузнецкого городского округа возложены на Муниципальное предприятие коммунальных услуг города Новокузнецка (далее – МПКУ г. Новокузнецка). Осуществляя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела МПКУ г. Новокузнецка оказывает на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению.Правилами предоставления субсидий предусмотрено, что предоставление субсидий из бюджета Новокузнецкого городского округа производится в соответствии с соглашениями, заключенными между Управлением дорожно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка и организациями, претендующими на получение субсидий. Субсидии предоставляются специализированым службам по вопросам похоронного дела для возмещения затрат на проведение следующих мероприятий: обеспечение выполнения работ по отводу и предоставлению мест захоронения; учет и контроль за захоронениями; уход за местами погребения; перевозке умерших; обеспечение круглосуточного пропускного режима; содержание, ремонт и развитие кладбищенского хозяйства (сторожки, дороги, ограждения, вывоз и утилизация мусора и т.д.); подготовка участков для захоронения и колумбариев.

19.09.2014 г. на рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 28.08.2014 г. имеется в материалах дела), не явился.

Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело             № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей ООО «П Д НРБ».

На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела                             № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 19.09.2014 г., представителиадминистрации города Новокузнецка факт нарушения требований части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ не признали, поддержали данные ранее пояснения.

Изучив материалы дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав пояснения представителей ответчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

02.12.2010 г. администрацией города Новокузнецка принято постановление№ 117, пунктом 1.2 которого утверждены правила предоставления в 2011-2013 годах из местного  бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела (далее – Правила предоставления субсидий).

     Правила предоставления субсидий определяют порядок и условия предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела из местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совете народных депутатов о бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, главному распорядителю средств местного бюджета – Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства на указанные цели (пункт 1 Правил предоставления субсидий).

Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройстваадминистрации города Новокузнецка (далее – УДКХБ)  является уполномоченным органом администрации города Новокузнецка, осуществляющим функции по проведению муниципальной политики, направленной, в том числе на оказание ритуальных услуг, а также организацию и содержание мест захоронения (пункты 2.1, 2.2 Положения об УДХБ, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.04.2011 г.).

     Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий право на получение субсидий имеют организации, отвечающие одновременно следующим условиям:

     - являются специализированными службами по вопросам похоронного дела;

     - имеющие в своем ведении общественные кладбища и несущие обязанность по их содержанию;

- оказывающие ритуальные услуги населению по ценам, утвержденным органом местного самоуправления города Новокузнецка.

Пунктом 3 Правил предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются получателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием ритуальных услуг населению по регулируемым органами местного самоуправления ценам, в том числе, на:

     - возмещение убытков, связанных с содержанием и эксплуатацией общественных кладбищ, находящихся в ведении специализированной службы, и проведением других мероприятий в области похоронного дела, расходы на которые не учитываются при утверждении цен на ритуальные услуги (абзац 2);

     - возмещение убытков, связанных с предоставлением услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению, рассчитанных из утвержденных в установленном порядке экономически обоснованных затрат (абзац 3).

     Возврат остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, осуществляется в случаях и порядке, которые определены соглашениями о предоставлении субсидий.

     Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ № 8-ФЗ) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

     Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1 статьи 29 ФЗ № 8-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ № 8-ФЗ услуги по погребению по гарантированному перечню услуг оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

     Согласно статье 18 ФЗ № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы(пунктом 3 статьи 9 ФЗ № 8-ФЗ).

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, чтооказание услуг по погребению с последующим возмещением их стоимости за счет средств бюджета и внебюджетных фондов может осуществляться специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, исключительно с целью реализации возложенной на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению гарантий, связанных с погребением умерших.

Учитывая вышеизложенное, комиссия по рассмотрению дела № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации города Новокузнецка нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Правилапредоставления субсидий пункта 2, абзаца 3 пункта 3.

     В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

     Частью 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Ритуальные услуги, указанные в абзаце 3 Правил предоставления субсидий, являются муниципальными нуждами, так как являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления и финансируются администрацией города Новокузнецкаиз местного бюджета.

     Статьей 53 ФЗ № 8-ФЗ установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодексаРоссийской Федерации.

Решение вопросов местного значения, к которым относятсяорганизация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, является расходным обязательством муниципального образования и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должно компенсироваться посредством предоставления субсидий.

     В соответствии со статьей 54 ФЗ № 8-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

На момент принятия Правилпредоставления субсидий(от 02.12.2010 г.) формирование и размещение муниципального заказа осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 3ФЗ№ 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

По смыслу частей 1, 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗразмещение заказа может осуществляться:путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при использовании бюджетных средств, направляемых на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд, применение норм ФЗ № 94-ФЗ являлось обязательным.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

     Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к муниципальным нуждам и должны были предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, расходы на них не должны были компенсироваться посредством предоставления субсидий.

     Реализация администрацией города Новокузнецка предоставленных ей полномочий в этой сфере должна была осуществляться посредством проведения процедуры торгов. Администрация города Новокузнецка включила абзац 2 пункта 3 вПравила предоставления субсидий,устанавливающие получение субсидий специализированной службой на возмещение убытков, связанных с содержанием и эксплуатацией общественных кладбищ, а также проведением других мероприятий в области похоронного дела, расходы на которые не учитываются при утверждении цен на ритуальные услуги, и предоставила из бюджета города субсидии службе без соблюдения требований законодательства о размещении заказов (без проведения торгов).

Следствием принятия администрацией города Новокузнецка абзаца 2 пункта 3 Правил предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела явилось нарушение прав и законных интересов потенциальных исполнителей указанных работ, а также ограничение конкуренции, которое выразилось в исключении возможности соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

     Действия администрации города Новокузнецка по включениюабзаца 2 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела, привели (могли привести) к препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на соответствующих товарных рынках, а также предоставлению преимущественных  условий для специализированной службы в сфере выполнения указанных работ, и как следствие, созданию возможности для специализированной службы в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующем товарном рынке, привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (похоронного дела), вступают в противоречие с требованиямичасти 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

     Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Постановление № 117«Об утверждении правил предоставления в 2011-2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела» было принято 02.12.2010 г. и вступило в силу после его официального опубликования в средствах массовой информации. Указанное постановление регулировало порядок предоставления из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела.

     Действие правового акта во времени определяется моментами вступления его в силу и утраты им юридической силы.Утрата юридической силы происходит вследствие истечения срока, установленного в самом нормативном акте.

     С учетом изложенного, при условии утраты правовым актом органа местного самоуправления юридической силы, комиссия Кемеровского УФАС России не находит оснований для выдачи предписания об отмене Постановления № 117 от 02.12.2010 г. по делу № 55/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 04/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию города Новокузнецка нарушившей часть 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части включения абзаца 2 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела.

     2. Прекратить рассмотрение дела № 55/А-15-2014 о нарушении администрацией города Новокузнецка антимонопольного законодательства в части включения пункта 2, абзаца 3 пункта 3 в Правила предоставления в 2011–2013 годах из местного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                      С.В. Стельмах

Члены комиссии:                                                 Ю.А. Полякова

                                                                           И.Г. Кириллова

                                                                           М.Г. Саврасов

                                                                           Н.И. Ермаченко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 55/А-15-2014 [format] => [safe_value] => № 55/А-15-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-09 03:35:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-19 03:35:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412825971 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )