«Эх, дороги…»: рынок строительства дорог в Кемеровской области глазами строителей

 

Темы дорог и дорожного строительства для России непростые. Сразу же вспоминается анекдот: «Российская особенность - украсть на строительстве дорог, купить дорогую машину и разбить ее о плохие дороги». Постараемся увидеть рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Кемеровской области с точки зрения самих хозяйствующих субъектов, подрядчиков строительства.

 

Фото с сайта sibdepo.ru

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в 2012 году провело анализ состояния конкурентной среды на этом рынке за 2009 – 2011 гг. и опросило субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнявших строительство, реконструкции, капитальный ремонт дорог, тоннелей, мостов и путепроводов о сложностях и барьерах для входа на рынок. Подрядчики называли в том числе преграды на пути хозяйствующих субъектов, уже работающих в этой сфере.

Фото с сайта sibdepo.ru

 

В числе барьеров в сфере дорожного строительства по мнению дорожно-строительных организаций стоит указать следующие:

-                  время проведения торгов и аукционов в разгар строительного сезона (с мая по сентябрь);

-                  участие организаций и предприятий из других регионов, не знающих специфики строительства и содержания дорог в данном районе;

-                  при этом на аукционах и торгах, проходящих в других регионах, предпочтение отдается местным организациям;

-                  отсутствие своевременного финансирования объектов по муниципальным и государственным контрактам.

 

По ответам дорожных строителей оказалось, что наиболее сложным фактором, ограничивающим возможность участия в рынке средних и малых компаний, является крупная сумма требуемого задатка, размер лота свыше 100 млн. руб. и отсутствие аванса на аукционах или запросах котировок по работам, связанным со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, мостов, тоннелей, путепроводов.

Это то, что можно выделить в ответах практически всех подрядчиков. Но существуют и другие проблемы:

-                  некомпетентность некоторых заказчиков;

-                  влияние руководителей муниципальных образований на организаторов торгов в процессе проведения торгов с целью передачи подрядов аффилированным организациям;

-                  передача функций распределения денежных средств федерального бюджета на уровень муниципальных образований, которая приводит к коррумпированности и передаче заказов аффилированным лицам;

-                  перекладывание заказчиками по муниципальным и государственным контрактам на стадии торгов своих обязанностей по формированию проектно-анкетной документации на участников торгов.

Но все-таки наибольшие затруднения ждут хозяйствующих субъектов при вступлении в СРО. По пояснениям подрядчиков, требования для получения лицензии и требования для вступления в СРО слишком различаются, если говорить о подходе к кадровому составу, к выдаче Свидетельств о допуске к работам по строительству и об имущественном обеспечении. Кроме того значительно увеличены материальные затраты – вступительный и членские взносы.

 

Фото с сайта sibdepo.ru

 

Исследование правовых актов Администрации Кемеровской области и муниципальных образований, принятых в этой сфере, показало, что ограничений конкуренции со стороны органов власти нет.

 

И при всем многообразии сложностей и преткновений для бизнеса на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Кемеровской области  задействовано много субподрядных организаций. Определить их точное количество не представляется возможным.

Сводные результаты оценки конкурентной среды позволили Кемеровскому УФАС России сделать следующий вывод: рынок высоко концентрирован (поскольку продавцов услуги более сотни), но конкуренция все же неразвита. Причины этого понятны. Сложный вопрос рынка сможет решить совершенствование всей экономической системы не только в регионе, но и в России. Эти вопросы государство пытается решить уже сейчас, не случайно проведение такого анализа рынка по всем регионам РФ поручила провести ФАС России. Кемеровское УФАС России продолжает следить за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов и о рекламе.

 

Для справок: СРО - Саморегулируемые организации, то есть некоммерческие объединения, основанные на членстве субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. СРО созданы в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».