Недобросовестная конкуренция: границы недозволенного. О распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации.

 

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» установленочто  недобросовестная конкуренция -  это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, установлен п. 1  ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Такая форма недобросовестной конкуренции выражается в дискредитации конкурента, подрывающей доверие клиентуры к конкуренту или его продукции и привлекающей потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации.

Следует иметь в виду, что не всякое распространение несоответствующих действительности сведений, дискредитирующих другой хозяйствующий субъект, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентами и причинить им вред. Например, сообщение в органы государственной власти либо в суд ложной информации, даже если она способна дискредитировать другой хозяйствующий субъект, не может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции.

Чем страшна недобросовестная конкуренция? Результатом таких действий является уход потребителей от «опороченного» конкурента к другим хозяйствующим субъектам, при этом не обязательно в полном объеме к лицу, распространившему порочащую информацию. В любом случае, участник рынка получает преимущества в виде притока новых потребителей.

Из статьи 14 Закона можно выделить три признака рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции: распространение информации, ее недостоверность и  причинение вреда

Распространением информации в данном случае следует считать любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному). Форма распространения информации в данном случае не имеет значения – это может быть публичное выступление, публикация в средствах массовой информации, интервью, направление деловых писем. Определяющим является то, что в результате совершения неких действий информация может появиться у другого лица. В то же время, сообщение указанных сведений лицу, которого они касаются, не может рассматриваться как недобросовестная конкуренция, так как данные сведения не известны 3-м лицам (контрагентам, потребителям и т.п.) и не могут оказать негативное влияние на деятельность заявителя.

Закон указывает три формы недостоверности информации: ложность, неточность и искаженность. Хотя все они означают объективное несоответствие информации действительности, граница между ними недостаточно четкая. Ложность и неточность в сущности означают различные степени искаженности информации: в первом случае - полное несоответствие информации действительному положению дел, а во втором - частичное несоответствие. Неточными могут быть признаны также сведения, которые хотя сами по себе и соответствуют действительности, но в используемом контексте, например, в силу отсутствия части существенной информации, создают ошибочное впечатление у адресата.

Сказанное также означает, что распространение информации, подрывающей доверие к хозяйствующему субъекту, но являющейся правдивой и полной не относится к данной форме недобросовестной конкуренции.

В 2012 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) выявило 1  нарушение в этой сфере.

 

Вред может выражаться в убытках или ущербе деловой репутации.

Ущерб деловой репутации может наступить, во-первых, в результате распространения порочащих лицо сведений.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №3 от 24.02.2005 указывает, что порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

 

Во-вторых, на репутацию хозяйствующего субъекта могут оказать влияние сведения, хотя и не порочащие его репутацию, но содержащие негативную оценку его деятельности, например, уровня подготовки кадров. Объектом дискредитации также могут стать товары или услуги. В такой ситуации, распространяемая информация обычно содержит утверждения о низком качестве товаров, несоответствии их установленным требованиям, отсутствии специальных разрешений, если такие требуются.

Помимо дискредитации к данной форме недобросовестной конкуренции относится также распространение информации, которая хотя и не наносит ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, но способна причинить ему убытки.

Как уже говорилось, под убытками понимаются  расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, потеря или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Такое определение позволяет, в частности, считать способными причинить убытки такие утверждения, которые могут привести к потере хозяйствующим субъектом части клиентуры. Например, такие последствия могут наступить вследствие ложных утверждений об уходе лица с рынка, о предстоящей ликвидации юридического лица и др. В данном случае деловая репутация хозяйствующего субъекта не затрагивается, но он может потерять своих контрагентов.

Итог

Квалификация действий хозяйствующего субъекта как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, предполагает установление следующих обстоятельств:

- факт распространения лицом, в отношении которого подано заявление,  информации о конкуренте и/или его товаре (причастность к недобросовестной конкуренции);

- ложность, неточность или искаженность распространенных сведений;

- возможность получения ответчиком, преимуществ перед конкурентами;

- способность указанных действий причинить убытки хозяйствующему субъекту- конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

 

Следует помнить, что распространение информации должно предоставлять предполагаемому нарушителю преимущества в предпринимательской деятельности.

Административная ответственность за подобное нарушение установлена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 

Если вы столкнулись с недобросовестной конкуренцией, стоит обратиться в антимонопольную службу. Кузбасские предприниматели могут написать заявление в Кемеровское УФАС России по адресу: г. Кемерово, 650000, ул. Ноградская,5 или на адрес электронной почты Управления  to42@fas.gov.ru.

Порядок обращения также указан на официальном сайте http://www.kemerovo.fas.gov.ru/page/7484.

 

 

Юлия Жихарева, ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

Пресс-служба Кемеровского УФАС России