Остановим атаку SMS-спамеров

 

«В последнее время перестала реагировать на сигнал смс с телефона. Либо такси хотят подвезти всего за 70 рублей, либо кредит предложат, либо где-то распродажа началась…» - из разговора в автобусе.

Сотовые телефоны атакуют постоянные агитирующие воспользоваться какой-нибудь услугой рассылки. Часть населения привычным жестом удаляет смс из памяти телефона, благополучно забывая о нем до следующей «рекламной атаки». Но часть людей не столь спокойно относится к надоевшему спаму и начинают активную борьбу. Разберемся, как смотрит на рекламные смс закон, и как с честью одержать победу в этом «бою со спамом».

Статья 18 Федерального закона «О рекламе»:

«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России Елена Каминская пояснила, что действующим законодательством рекламная рассылка без предварительного согласия абонента запрещена: «В наше Управление таких обращений поступило около 10 еще с 2012 года. Уже возбуждено 1 дело, остальные заявления в стадии рассмотрения.  Получая заявления об смс-спаме, мы действуем последовательно: направляем запросы оператору сотовой связи, чтобы установить рекламораспространителя. Если оператор предоставляет эту информацию – рассматриваем вопрос о возбуждении дела. Проблема в том, что не все представители сотовых компаний готовы сотрудничать с антимонопольной службой в этом вопросе, прикрываясь разными причинами: например тем, что отправитель установил «псевдоним», что договор на распространение рекламных сообщений не заключался. Другими словами, компании работают «вслепую» (не с организациями, юридическими лицами, а с «псевдонимами»), не зная, кому и какие услуги предоставляют, и только с одной целью выгоды».

Итак, несколько важных шагов для предотвращения рассылки смс-спама на ваш телефон либо для прекращения уже существующей проблемы:

1. Будьте внимательны, заполняя анкеты, участвуя в акциях, указывая имя и телефон при регистрации на сайтах, приобретая товар или оплачивая услуги, вы можете стать объектом обязательной смс-рассылки, предусмотренной продавцом. Оговорите сразу  вариант отказа от такой дополнительной услуги.

2. Допустим, вы уже получаете телефонную рекламную рассылку. Некоторые компании дают возможность пользователю добровольно от нее отписаться: такая информация может содержаться или в самих сообщениях или на официальном сайте фирмы.

3. Можно заблокировать подобные смс, используя услуги вашего оператора мобильной связи. Обычно услуга предоставляется бесплатно, часто вы можете найти ее в «личном кабинете» на сайте оператора. Кроме того, существуют специальные номера и e-mail для обработки таких претензий:

  • 911@mts.ru или переправьте полученное SMS на бесплатный номер 1911 – сервис жалоб МТС;
  • www.spb.tele2.ru/help_complain.html или по номеру 0611— сервис жалоб в TELE2;
  • www.stopfraud.megafon.ru/feedback/ или по номеру 0500 — сервис жалоб в Мегафон;
  • *110*20#ВЫЗОВ — отключение услуги «Хамелеон» (рекламных рассылок) или по телефону 0611 – сервис жалоб Билайн;
  • www.mtt.ru/mtt/def — по номеру телефона можно узнать название оператора, чтобы отправить целенаправленную жалобу сразу по адресу.

4. Большинство современных моделей телефонов, смартфонов имеют так называемую функцию «Черный список». Измение настройки  в устройстве автоматически сделает ваш номер недоступным для получения смс с конкретных номеров.

5. Существует еще один вариант. На борьбу с массовой рекламной рассылкой выходят активные интернет-пользователи. Например, в сети появился сайт Smsnenado.ru, где могут помочь с СМС-спамом совершенно бесплатно. Сотрудники сервиса отправят жалобу абонента распространителю рекламы, помогут составить заявление в прокуратуру и т.д.

6. Естественно, вы можете обратиться и в управление антимонопольной службы в регионе. Для составления заявления нужно указать Ф.И.О., адрес, номер телефона и дату поступления сообщения, обязательно приложив фото самой смс-ки.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области нужно писать на адрес: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Или в электронной форме на  to42@fas.gov.ru

«Было бы намного проще, если бы операторы шли на контакт со службой, ведь именно так, через решенные вопросы, формируется доверие абонента, потребителя к сотовым компаниям. Мы можем и готовы навести порядок в этой сфере, при условии взаимодействия компаний с представителями власти» - резюмирует Елена Каминская.

 

Пресс-служба Кемеровского УФАС России

Отдел рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России