Развитие биржевой торговли агропродукцией

Развитие биржевой торговли в России – основополагающий принцип государственной политики по развитию конкуренции. Такой приоритет был определен в Указе Президента РФ от 12.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Указом утвержден Национальный план развития конкуренции до 2020 года, направленный на реализацию ключевых положений этого документа. Так, одним из ожидаемых результатов реализации Национального плана в агропромышленном комплексе должно стать расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах.

Развитие биржевой торговли сельхозпродукцией позволит сформировать объективные ценовые индикаторы, характеризующие ситуацию на рынке, снизить колебание цен, обусловленное сезонным фактором, и способствовать снижению ценовых рисков.

Работа по организацию биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией ведется при Биржевом комитете ФАС России, одной из задач которого стало повышение ликвидности* торгов.

Агропромышленникам необходимо учитывать следующее:

Правительство РФ утвердило Положение** о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из него.

Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 этого Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства РФ об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тысяч тонн и объеме сделки более 60 тонн.

Согласно пункту 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса, заключенных производителями этих товаров (группой лиц или лицами, действующими в интересах и за счет данных производителей).

Пункт 8 Положения возлагает обязанность своевременного предоставления полной информации о внебиржевом договоре на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке.

Таким образом, ответственность за предоставление информации лежит на производителе продукции или лице, входящем с ним в группу лиц и осуществляющим реализацию биржевого товара. Также подлежат предоставлению сведения о заключенных производителем агентских договорах, когда стороной договора выступает агент, получающий вознаграждение за реализацию биржевого товара. Сделки по отчуждению биржевых товаров, приобретенных у третьих лиц, не подлежат регистрации на бирже.

На основании пункта 14 Положения, сведения, предусмотренные пунктом 13, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а-к» и «м-т» пункта 13 настоящего Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) – со дня изменения соответствующих сведений.

Программный продукт, обеспечивающий регистрацию внебиржевых сделок на рынке зерна, создан АО «НТБ» (Информация по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CnpX/ZQfEDyPfQ). Также информация о внебиржевых сделках может направляться в АО «Крымская биржа» и АО «СПбМТСБ».

 

Нарушение порядка или сроков предоставления такой информации (в том числе предоставление неполной или недостоверной информации) в соответствии с пунктом 6 статьи 14.24 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, возложены на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

Для справки:

*Под ликвидностью биржевых торгов понимается возможность быстрой реализации товара на бирже без значительных потерь в цене. Таким образом, ликвидность определяется минимальным разрывом уровня цен, удовлетворяющих продавцов и покупателей, невысокими накладными расходами, отсутствием манипуляции ценами, широким кругом участников торгов, адекватностью биржевого контракта, умеренной величиной депозита и т.д.

** Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623.

 

Кемеровское УФАС России