Доклад заместителя руководителя Томского УФАС России Бутенко И.В. на семинаре-совещании территориальных органов ФАС России

 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОМСКОГО УФАС РОССИИ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 1. В состав Томской области входит 140 муниципальных образований. Из них, 16 муниципальных районов, 6 городов (Томск, Северск, Стрежевой, Асино, Колпашево, Кедровый), и 117 сельских поселений.
 
Таблица 1. ЧИСЛО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ
Муниципальные районы
16
Городские округа
4
Городские поселения
3
Сельские поселения
117
 
Общая численность населения Томской области, по данным на 01.01.2010, составляет 1043,8 тыс. человек.
Центром области является г. Томск с численностью населения 528,6 тыс. человек.
Площадь территории – 314,4 тыс. кв. км. (2% территории Российской Федерации), плотность населения области – 3,3 чел на 1 кв. км.
 
2. Томское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (далее - АМЗ) всеми органами местного самоуправления Томской области (далее — ОМСУ).
 
Таблица 2. Итоги работы Томского УФАС России

Количество
2008 год
2009 год
1-е полугодие 2010 года
Нарушения АМЗ, совершенные ОМСУ
24
42
14
Проверки деятельности ОМСУ на предмет соблюдения АМЗ
10
25
7
Рассмотрено заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной преференции
26
21
41

 За период 2008 год – 1-я половина 2010 года Томским УФАС России проведено 42 проверки деятельности ОМСУ на предмет соблюдения АМЗ, в том числе в 2008 году – 10 проверок, в 2009 году – 25, в 1-ом полугодии 2010 года – 7 выездных проверок ОМСУ.
Наибольшее количество нарушений АМЗ выявляется в ходе проверок.
Так, в 2009 году и 1-ой половине 2010 года по результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено 55 нарушений АМЗ, совершенных ОМСУ.
Увеличение количества выявленных нарушений в 2009 году по сравнению с 2008 годом связано с изменением географии проводимых проверок, повышением их качества. Так, в 2009 году Томским УФАС России осуществлены проверки органов власти муниципальных образований, удаленных от областного центра (органы власти Александровского, Колпашевского, Бакчарского районов, г. Стрежевой). По результатам указанных проверок по соблюдению АМЗ органами власти Александровского района Томским УФАС России возбуждено 12 дел по признакам нарушения АМЗ, по результатам проверки органов власти г. Стрежевой Управлением возбуждено 5 дел, по результатам проверки органов власти Колпашевского района — 6 дел.
 
Таблица 3. Итоги работы Управления федеральной антимонопольной службы по Томской области за 2008 и 2009 годы.

Данные о работе Управления
2008 г.
2009 г.
%
Возбуждено дел в отношении органов власти, в том числе
43
62
146,51
ст. 15
35
17
48,57
ст. 16
-
2
 
ст. 17
1
4
400
ст. 18
7
10
142,86
ст. 17.1
-
27
 
ст. 19-21
-
2
 

 Анализ структуры нарушений антимонопольного законодательства, совершенных ОМСУ, показывает, что наибольшее количество нарушений выявляется в сфере жилищно — коммунального хозяйства. Правонарушения выражаются чаще всего в незаконной передаче в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципального жилищно — коммунального хозяйства.
Следующий по количеству нарушений Закона «О защите конкуренции» вид деятельности — это операции с недвижимостью, связанные с передачей муниципального имущества, за исключением жилищно-коммунального хозяйства, без проведения торгов.
Таким образом, выявленные нарушения Закона «О защите конкуренции» в основном касаются нарушений порядка передачи муниципального имущества без проведения торгов, как это требуется в соответствии со статьями 15 и 17.1 Закона «О защите конкуренции».
Можно также отметить, что в 2009 году Томским УФАС России в отношении ОМСУ возбуждены 3 дела о нарушении статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в принятии актов, на основании которых заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения торгов, что является нарушением пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Кроме этого, Томским УФАС России были выявлены нарушения статьей 16, 17, 18, 19-21 Закона «О защите конкуренции», совершенные ОМСУ в 2008, 2009 и 1-ой половине 2010 года.
Основной причиной роста количества выявленных нарушений является увеличение количества проверок деятельности ОМСУ, направленных на выявление нарушений АМЗ.
 
3. В основном взаимодействие Томского УФАС России с ОМСУ заключается в осуществлении проверок ОМСУ на предмет соблюдения АМЗ, возбуждении дел и выдаче предписаний.
Существуют и иные формы взаимодействия с ОМСУ, в том числе, участие Томского антимонопольного управления в семинарах и конференциях, организованных Администрациями Томской области и города Томска, а также Сибирской Академией госслужбы и другими учебными заведениями.
Так, в 2009 году — 1-ой половине 2010 года руководство Томского УФАС России принимало участие в работе совещаний Томской областной и городской администраций по приглашению руководителей области и города по следующей тематике: совещания у губернатора и заместителя губернатора по экономическим вопросам; совещания по созданию единой маршрутной сети транспорта общего пользования и решению транспортной проблемы в городе; совещания по подведению итогов за 2008 г. и концепции развития на 2009 г. департаментов, отвечающих за жилищную сферу, предприятия нефтегазодобывающей и горнодобывающей сферы, пищевую промышленность, сферу кредитования, энергетику; совещания Координационного совета по инвестиционной деятельности; совещание по теме конкурентоспособности в сфере сельского хозяйства, заседания межведомственной рабочей группы при Администрации ТО в связи с ростом цен на продовольственном рынке, заседания с представителями муниципальных образований по вопросам применения антимонопольного законодательства и другие.
 
На сайте Томского управления регулярно размещается информация о делах, возбужденных в отношении ОМСУ, рассмотренных Томским УФАС России (это решения, предписания и постановления, вынесенные Управлением).
4. Анализ результатов работы Управления с ОМСУ позволяет говорить о том, что основное взаимодействие идет постфактум, т.е. мы контролируем ОМСУ, проверяем уже совершенные ими действия, выявляем нарушения АМЗ.
Превентивных же действий практически не осуществляем. Конечно, контроль является основной функцией ФАС. Однако взаимодействие должно заключаться в работе на опережение. Необходимо ориентироваться именно на взаимодействие с органами власти для создания и развития конкурентной среды в МО, способствовать повышению грамотности работников ОМСУ в конкурентном праве, доносить важность и необходимость осуществления конкурентной политики на местах.
Такое взаимодействие важно, в том числе, и в вопросах, касающихся практического применения норм Закона о размещении заказов муниципальными заказчиками, при переходе к размещению заказов в форме электронных торгов.
Следует заметить, однако, что усиление работы с ОМСУ на превентивном уровне, предупреждения нарушений АМЗ, может привести к возникновению новой проблемы, а именно к ухудшению статистических показателей работы управлений. Современная методика оценки деятельности управлений построена так, что уменьшение количества нарушений, выданных предписаний и постановлений понижает рейтинг Управления.
 
Во взаимодействии Томского УФАС России с ОМСУ существуют определенные трудности которые обусловлены следующими моментами.
1.     Кадровая проблема (недостаток специалистов в органах МО и их недостаточная квалификация). Вследствие этого увеличивается количество запросов от ОМСУ о разъяснении законодательства по конкретным случаям, что приводит к увеличению нагрузки на сотрудников управления, а также увеличению почтовых расходов и расходов на услуги связи.
2.     Наблюдается незаинтересованность Глав муниципальных образований в повышении своего образовательного уровня. Главы районов на учебы, вообще, не ходят. В обучающих семинарах участвуют специалисты ОМСУ, но не руководители.
3.     Особенностью и спецификой в работе Управления является то, что территория Томской области очень растянута. Отдельные районы (северные земли) находятся от областного центра на расстоянии более 1500 км. Многие районы труднодоступны, в большинство из них трудно добраться в весенний и осенний период. На указанных территориях расположены газовые и нефтяные месторождения. Это затрудняет осуществление антимонопольного контроля на указанных территориях и взаимодействие с ОМСУ, расположенными вдали от г. Томска, требует значительных командировочных расходов и, также, расходов на услуги связи.
4.     В настоящее время в Томской области активно внедряются информационные технологии. Однако, мы сталкивается с проблемой недостаточной компьютерной грамотностью представителей ОМСУ, что не позволяет им в полной мере пользоваться современными информационными технологиями, в том числе Интернетом и правовыми системами.
         Полагаем, что вышеуказанные проблемы типичны практически для всех регионов России и территориальных управлений ФАС России.
 
5. Выявленные проблемы позволяют говорить о необходимости искать новые формы взаимодействия антимонопольной службы с ОМСУ.
Прежде всего необходимо поднять на более высокий уровень информационное взаимодействие: увеличить количество рабочих встреч с руководителями и специалистами ОМСУ, чаще проводить тематические семинары, конференции.
Для проведения единой образовательной политики в области конкурентного права необходима разработка специальной учебной программы для ОМСУ на федеральном уровне.
Необходимо организовать единую координационную сеть, включающую территориальные управления федеральных органов власти и департаменты по работе с МО администраций субъектов РФ
Возможно подписание соглашения о взаимодействии, в том числе об обмене сводной информацией (о поступивших жалобах, результатах их рассмотрения; о результатах проверок исполнения ОМСУ АМЗ; о рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц ОМСУ и т. д).
Необходимо улучшить работу сайтов территориальных органов: публиковать на сайте управления не только информацию о делах, возбужденных в отношении ОМСУ, но и организовать интерактивное взаимодействие в режиме вопрос-ответ, предоставить возможность вносить предложения и замечанию по вопросам взаимодействия.
Практически в каждом муниципальном образовании существуют печатное издание. Формой взаимодействия с муниципальным образованием могло бы стать совместное освещение проблем АМЗ в СМИ, рассмотрение конкретных проблем муниципального образования.
В свою очередь ОМСУ могут создать у себя органы по взаимодействию с УФАС, которые обобщали бы информацию о муниципальных рынках, информировали бы о случаях недобросовестной конкуренции, случаях ограничения конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов и т.д.

В заключение отметим, что был бы полезен регулярный обмен опытом работы территориальных антимонопольных управлений с ОМСУ, а также знакомство с зарубежным опытом, возможно в рамках целевой программы ФАС России.