Кемеровское УФАс России подвело итоги деятельности за 2010 год

Прошедший 2010 год стал юбилейным годом для Федеральной антимонопольной службы, которая была основана в 1990 году. Несмотря на сравнительно молодой возраст службы, антимонопольный орган на сегодняшний день достиг значительных результатов.

Так, в этом году ФАС России получила 3 звезды в рейтинге эффективности правоприменения Всемирного обзора по конкуренции, что соответствует оценке «хорошо», заняла 19 место в мире по эффективности применения законодательства и номинирована как лучшее конкурентное ведомство Европы вместе с Европейской Комиссией по конкуренции и антимонопольным органом Франции.

Что касается деятельности Кемеровского управления, то можно отметить, что прошедший 2010 год был очень плодотворным. По результатам итогового рейтинга деятельности территориальных управлений наше управление по итогам работы 2010 года заняло 23 место (из 82 территориальных органов), 2 дела Управления были особо отмечены как дела, имеющие прецедентное значение на федеральном и межрегиональном уровне.

Напомню, что основными направлениями деятельности Управления являются осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В 2010 году в связи с вступлением в законную силу поправок, вносящих изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность по статьям 9.15 и 9.16 КоАП РФ, управление усилило контроль за субъектами розничного рынка электрической энергии по раскрытию ими информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, а также за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности со стороны хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по передаче энергетических ресурсов (вода, тепло- и электроэнергия), и обязанных осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

На основании вступившей в силу части 6 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений, предусмотренных законодательством о рекламе, в 2010 году антимонопольная служба начала применять ответственность за новый состав правонарушения.

Еще одной особенностью работы управления в 2010 году стало осуществление антимонопольного регулирования в области торговой деятельности. Так, в 2010 году управлением было возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 13 Закона о торговле, по результатам рассмотрения которых были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. (ООО «Пенсионер», ООО «Аквамаркет»)

Что касается итогов деятельности Управления в прошедшем году, то следует отметить, что нами было рассмотрено 360 заявлений юридических и физических лиц, указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции» (в 2009 году - 281 заявление), что на 28% больше по сравнению с предыдущим годом. Значительная часть обращений касалась деятельности в сфере электрической и тепловой энергии - 87 заявлений.

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2010 году по сравнению с предыдущим годом, следует отметить тенденцию к увеличению количества заявлений в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также связи. По сравнению с предыдущим годом прослеживается увеличение количества жалоб в области жилищно-коммунального хозяйства. Острой остается проблема взаимоотношений управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями.

В качестве примера можно привести дело, получившее широкий резонанс, в том числе в средствах массовой информации – это дело, возбужденное в отношении ООО «Технология» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении с 01.01.2010 монопольно высокой цены на химический реагент «Натрия гипохлорита технического», реализуемый по агентскому договору ООО ТД «Химпром».

ООО «Технология» протоколом согласования цен на реализацию на 2010 год установило цену на химический реагент, реализуемый ООО «Торговый дом «Химпром» 15 000 руб./т. без НДС, что на 36,4 % выше по сравнению с ценой, установленной в 2009 году, при этом, затраты Общества на производство и реализацию, состав продавцов и покупателей на рассматриваемом товарном рынке и условия обращения товара не изменились.

Комиссия Кемеровского УФАС России признала ООО «Технология» нарушившим закон о защите конкуренции и вынесла предписание. Помимо этого, совершение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством влечет административную ответственность. Поэтому ООО «Технология»  было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 790 688 рублей.

Еще одним ярким примером установленного нарушения в части злоупотребления доминирующим положением является дело, возбужденное в отношении негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая больница на ст. Тайга ОАО «РЖД». Нарушение выразилось в установлении и применении монопольно высоких тарифов на медицинские услуги, оказываемые на платной основе сверх Территориальной программы ОМС, а также в экономически не обоснованном прекращении оказания медицинских услуг с 01.03.2010 , на которые имеется спрос и размещены заказы на их поставку в рамках Территориальной программы ОМС. Таким образом, ущемление интересов населения г. Тайги выразилось во введении для горожан, не работающих на железнодорожных предприятиях, платы за медицинские услуги, которые должны оказываться населению в рамках Территориальной программы ОМС.

Комиссия Кемеровского УФАС России признала НУЗ «Узловая больница на станции Тайга ОАО «РЖД»  нарушившим закон о защите конкуренции и вынесла предписание о прекращении нарушения, в срок до 20.10.2010 установить тарифы на медицинские услуги, оказываемые в рамках Территориальной программы ОМС, не превышающие предельные максимальные тарифы на аналогичные услуги, оказываемые на платной основе государственными, муниципальными и другими учреждениями здравоохранения Кемеровской области, а также отменить для горожан, не работающих на железнодорожных предприятиях, платы за услуги, входящие в Территориальную программу ОМС.

В 2010 году Кемеровским УФАС России было доказано 7 нарушений статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, из них 4 нарушения касались установления или поддержания цен (тарифов), скидок.

Например, Кемеровским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело по признакам нарушения ООО «КузбассТрансГаз», ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс», ОАО «Кузбассгазификация» пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Нарушение заключалось в осуществлении указанными хозяйствующими субъектами в период с 25.12.2008 по 31.03.2010 согласованных действий на розничном рынке реализации сжиженного углеводородного газа в географических границах административного округа «город Кемерово», которые привели к установлению (поддержанию) одинаковых цен на СУГ.

Комиссия Кемеровского УФАС России признала данные организации нарушившими закон «О защите конкуренции» и выдала предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс» и ООО «КузбассТрансГаз» обжаловали решение и предписание Кемеровского УФАС России в судебном порядке. Арбитражные суды 3-х инстанций отказали обществам в удовлетворении заявленных требований и оставили решение и предписание Кемеровского УФАС России без изменений.

В настоящий момент предписание по делу ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс», ООО «КузбассТрансГаз» и ООО «Кузбассгазификация» исполнено в полном объеме.

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России по-прежнему остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Закона «О защите конкуренции». 

Так, в 2010 году Кемеровским УФАС России было установлено и подтверждено 30 фактов нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Самой распространенной формой нарушения (24 факта) является необоснованное предоставление льгот (преимуществ) отдельному хозяйствующему субъекту (в 2009 году – 26 фактов). В большинстве случаев субъектами нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» являлись органы местного самоуправления (25 фактов нарушений).

Например, Кемеровским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Белово части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в принятии администрацией города Белово распоряжения, согласно которому муниципальному автономному учреждению «Служба заказчика города Белово» было предоставлено преимущественное право по отношению к другим хозяйствующим субъектам назаключение договоров об информационном обеспечении с ТСЖ, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, задействованными в работе по управлению или обслуживанию многоквартирных домов г. Белово, а также с ресурсоснабжающими организациями на возмездной основе.

Комиссия Кемеровского УФАС России выдала предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в установленный срок.

В 2010 году было выявлено принятие органами власти и управления Кемеровской области 13 правовых актов ограничивающих конкуренцию, из них: 4 акта было принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, 9 актов было принято органами местного самоуправления.

По всем выявленным в 2010 году фактам принятия ограничивающих конкуренцию правовых актов Кемеровским УФАС России были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых нарушения конкурентного законодательства нашли свое подтверждение.

Кемеровским УФАС России выдано 10 предписаний об отмене (изменении) правовых актов, принятых в нарушением антимонопольного законодательства. 9 предписаний Кемеровского УФАС России - исполнены, правовые акты органами власти и управления Кемеровской области отменены (изменены).

В 2010 году управлением было возбуждено 102 дела по признакам нарушения Закона «О рекламе» (в 2009 году – 42 дела), из них 55 дел возбуждено по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2009 году – 30 дел).

По 68 делам приняты решения о наличии нарушений Федерального закона «О рекламе»  (в 2009 году – по 33 делам).

Наиболее часто встречающиеся нарушения приходятся на такие нарушения, как недостоверная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, запрещенные к рекламе товары, нарушение требований рекламы финансовых услуг.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 85 административных дел (в 2009 году – 33 дела) и наложено штрафов на общую сумму 941 тыс. рублей (в 2009 году – 634 тыс. рублей).

При реализации функций по контролю в сфере размещения заказов Кемеровским УФАС России в 2010 г. на основании 319 жалоббыло возбуждено и рассмотрено240 дело нарушениях государственными и муниципальными заказчиками положений Федерального закона о размещении заказов. Из общего количества принятых к рассмотрению жалоб 125 жалоб(47 %)признано обоснованными, по большинству из которых, выданы обязательные для исполнения предписания.

В целях пресечения злоупотреблений в данной сфере также применялись меры административной ответственности. По итогам рассмотрения административных дел выдано 87 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 2 млн.рублей.

Если говорить об общей практике применения мер административной ответственности в Кемеровском УФАС России в прошедшем году, то следует привести следующие данные:

В 2010 году было возбуждено 440 (в 2009 - 217) дел об административных правонарушениях. По 225 делам вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 41 млн. рублей.

В течение 2010 года в арбитражных судах различных инстанций прошли судебные заседания по 144 делам, участником производства по которым было Кемеровское УФАС России, из них 103 дела было рассмотрено в арбитражном суде первой инстанции, т.е. в арбитражном суде Кемеровской области.

В 2010 году практика обжалования решений Кемеровского УФАС России в арбитражном суде Кемеровской области имела разнообразный характер, как положительный, так и отрицательный.

Безусловно, самым важным судебным процессом в отчетный период явилось дело арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РСА» об оспаривании решения Кемеровского УФАС России по делу о нарушении рядом хозяйствующих субъектов части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Антимонопольным органом было установлено, что организациями – участниками алкогольного Союза было заключено Соглашение, суть которого сводилась к установлению розничных цен на алкогольную продукцию. Членами союза была зафиксирована договоренность о соблюдении единой ценовой политики при розничной реализации алкогольной продукции, произведенной в Кемеровской области, а также об установлении минимальной розничной цены на водку, произведенную за пределами Кемеровской области.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, один из членов Некоммерческой организации «Кузбасский алкогольный союз «Гарантия качества» - ООО «РСА», обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. К участию в данном деле судом были привлечены как 27 остальных членов Союза, так и сама Некоммерческая организация.

Решением арбитражного суда Кемеровской области, которое впоследствии было оставлено без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, требования заявителя удовлетворены полностью.

Ни одна из судебных инстанций не приняла сторону антимонопольного органа, жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были оставлены без удовлетворения.

Антимонопольный орган, полагая, что арбитражными судами было нарушено единообразие в толковании и применении норм права, обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев данное дело в порядке надзора, пришел к выводу о том, что все состоявшиеся судебные акты подлежат отмене полностью.

Президиум ВАС РФ принял новый судебный акт, которым отказал ООО «РСА» в удовлетворении требований в полном объеме и, соответственно, признал решение и предписание антимонопольного органа законными и обоснованными.

Данное судебное дело, окончательно завершившееся в конце 2010 года, стало одним из наиболее длительных и сложных судебных процессов в правоприменительной практике Кемеровского УФАС России, и было отмечено руководством ФАС России как дело федерального значения.

В мае 2010 года Коллегия Администрации Кемеровской области утвердила «Программу развития конкуренции в Кемеровской области до 2012 года», в разработке проекта которой приняло непосредственное участие наше управление. В  рамках реализации данной программы при Администрации Кемеровской области под руководством заместителя Губернатора по экономике и региональному развитию – Исламова Дмитрия Викторовича были созданы рабочие группы по приоритетным направлениям:

-          агропродовольственный комплекс;

-          розничная торговля;

-          розничная реализация нефтепродуктов;

-          фармацевтическая и медицинская продукция;

-          строительство;

-          здравоохранение;

-          информационно-коммуникационные технологии и связь;

-          жилищно-коммунальный комплекс;

-          пассажирские городские и междугородние перевозки.

В состав рабочих групп входит заместитель руководителя Управления– Клостер Елена Александровна.

В июле прошлого года в ходе проведения рабочей встречи заместителя руководителя ФАС России Павла Тимофеевича Субботина и исполняющего обязанности Губернатора Кемеровской области Валентина Петровича Мазикина было подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Коллегией Администрации Кемеровской области.

1 марта 2011 года в Москве состоялось расширенное заседание Коллегии ФАС России, в ходе которого руководитель антимонопольного органа - И.Ю. Артемьев озвучил задачи, стоящие перед службой в 2011 году.

В совершенствовании законодательной базы, наиболее важными задачами, стоящими перед антимонопольной службой в 2011 году, являются:

·             завершение работы над «третьим антимонопольным пакетом» - (проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации»);

·          совершенствование законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях; законодательства об электроэнергетике; закона о торговле и практики его применения;

·          разработка проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле” в целях установления рыночных конкурентных условий в этом секторе экономики;

·           участие в разработке проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и подготовке поправок в Федеральный закон “Об обращении лекарственных средств” и Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

В 2011 году со стороны антимонопольной службы будет усилен контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; а также контроль при принятии тарифных решений в целях обеспечения соблюдения установленного порядка ценообразования, оценки последствий принимаемых тарифных решений для функционирования соответствующих розничных рынков электроэнергии и последствий изменения конечной цены для потребителя, а также независимой оценки обоснованности инвестиционных программ при принятии долгосрочных тарифных решений.

Кроме того, в 2011 году антимонопольная служба продолжит работу в таких направлениях, как:

·          усовершенствование процедуры проведения торгов в отношении государственного и муниципального имущества, а также переход к электронным аукционам;

·         всестороннее адвокатирование конкуренции, в том числе на международном уровне, направленное на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства;

·        проведение анализа и мониторинга стратегических и социально значимых товарных рынков и принятие мер антимонопольного реагирования при выявлении нарушений.