Проблема размещения заказа после введения номенклатуры по одноименности
1 февраля 2011 г. вступила в силу номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 в соответствии с требованиями ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Согласно данной норме Минэкономразвития России утвердило номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков в целях определения одноименности товаров, работ, услуг в следующих случаях:
- при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);
- для проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);
- при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 тыс. руб. в течение одного квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);
- при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).
В течение 2010 г. в Закон № 94-ФЗ был внесен ряд поправок, целью которых было распространить применение процедуры открытого аукциона в электронной форме на заказчиков всех уровней.
Внесение указанных изменений направлено на сокращение использования заказчиками таких форм размещения заказа как запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с отсутствием на протяжении нескольких лет утвержденной номенклатуры товаров, работ, услуг (далее - номенклатура) заказчики умышленно избегали процедуры торгов путем дробления заказов и размещения их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. При этом отсутствие номенклатуры становилось причиной злоупотреблений со стороны заказчиков.
Это связано с тем, что до утверждения номенклатуры заказчики самостоятельно принимали решения об одноименности товаров, работ, услуг, основываясь на принципе схожести функциональных и технических характеристик товаров, работ, услуг и их взаимозаменяемости. Поэтому заказчик мог, например, в нарушение требований закона искусственно раздробить заказ на поставку офисных столов, стульев и кресел, считая данный товар технически и функционально не связанным между собой, не взаимозаменяемым и, соответственно, разноименным.
Утверждение номенклатуры мотивирует заказчиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего, открытые аукционы в электронной форме, которые могут проходить в более короткие сроки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб. Так, согласно Закону № 94-ФЗ в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., заказчик вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок (при цене контракта свыше 3 млн руб. - не менее чем за 20 дней). То есть сроки проведения так называемого короткого открытого аукциона в электронной форме совпадают со сроками проведения запроса котировок. При этом процедура короткого открытого аукциона в электронной форме является более эффективной и прозрачной формой размещения заказа, чем запрос котировок.
На сегодняшний день одноименные товары, работы, услуги определяются в соответствии с утвержденной номенклатурой, которая помогает заказчикам правильно размещать заказы.
Отдельно следует отметить, что номенклатура не связана с формированием размещаемого заказа (лотов). Зачастую заказчики считают, что включить в один заказ (лот) могут только те товары (работы, услуги), которые содержатся в одной группе согласно номенклатуре. То есть в каждом заказе (лоте) могут быть только одноименные товары (работы, услуги). Здесь необходимо различать одноименность для целей ограничения количества договоров малого объема в квартал и по результатам запросов котировок соответственно и «технологическую и функциональную» взаимосвязь продукции, которая необходима для ее включения в один заказ (лот) (ст. 17 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). То, что продукция включена в одну группу по одноименности, вовсе не означает, что ее можно объединять только в один лот, то есть необходимо обращать внимание на то ограничивает ли это конкуренцию между участниками размещения заказа или нет. А понятие одноименности товаров, работ, услуг призвано ограничить процедуры размещения заказов заказчиками без проведения торгов.
Номенклатура товаров, работ, услуг составлена на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93. Всего в номенклатуре, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 было предусмотрено 158 позиций.
Следует отметить, что группы, согласно номенклатуре, были достаточно укрупненные.
Поэтому Минэкономразвития пришло к выводу - номенклатуру нужно детализировать.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 утверждена новая номенклатура, в которой появилась 221 позиция товаров, работ, услуг, однако в основном изменения касаются закупок, связанных с медициной, в первую очередь в части лекарственных препаратов.
У многих заказчиков возникают вопросы о том, что некоторые группы содержат несколько, достаточно разнородных кодов ОКДП. Но несмотря на то, что некоторые группы содержат в себе несколько кодов с разными, на первый взгляд товарами, или товары и работы (услуги) одновременно все равно данные товары, работы, услуги следует считать одноименными. Для примера возьмем группу №133 «Аппаратура медицинская», в ней содержится три кода ОКДП: 3311000 – аппаратура медицинская, 9426000 – техническое обслуживание медицинской аппаратуры и 9436000 – ремонт медицинской аппаратуры. Таким образом все эти товары, работы, услуги отнесены к одной одноименной группе, и следовательно заказчику можно выбрать один из этих кодов и провести один запрос котировок (договор) на один из этих кодов, либо три и более, но при этом все равно совокупная сумма цен заключенных раз в квартал контрактов не должна превышать 500 тысяч рублей для котировок и 100 тысяч рублей для договоров.
Ответственность за несоблюдение установленных норм
Практически за любое нарушение законодательства о размещении заказов предусмотрена административная ответственность.
Не является исключением и неправильное применение номенклатуры товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков. Ответственность предусмотрена за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов при принятии решения о способе размещения заказа (ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Ответственность по вышеуказанной статье наступает в следующих случаях.
1. В квартал по заключенным договорам (контрактам) на одноименные товары, работы, услуги сумма превысила 100 тыс. руб. (по «малым закупкам») и 500 тыс. руб. (по контрактам, заключенным по результатам запросов котировок).
За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
2. В квартал по неправильно заключенным контрактам по результатам запросов котировок на одноименные товары, работы, услуги сумма превысила 500 тыс. руб., и при этом заказ необходимо было размещать путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.