Энергосбережение: контроль, проблемы, эффективность

  1. Контроль.

 

Одной из приоритетных задач во всем мире в XXI веке стала задача энергоресурсосбережения.  Экономическое развитие страны и уровень жизни граждан зависит от результатов решения этой проблемы. Необходимое усиление роли процессов энергосбережения привели к возникновению законов и федеральных программ, нацеленных на энергоэффективное пользование всевозможными ресурсами.

Необходимым условием высокого уровня экономики является наличие приборов учета потребления энергоресурсов.

Энергосбережение — это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов. (ГОСТ Р 51387-99 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения).

В соответствии с мировой энергосберегающей позицией Государственной Думой Российской Федерации 23 ноября 2009 года был принят Федеральный Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической  эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об энергосбережении).

Государственный контроль в данной сфере осуществляется на региональном и федеральном уровне.

 

  1. Эффективность.

 

Все меры, принятые в рамках Закона об энергосбережении, нацеленные на сохранение природных энергетических ресурсов и их рациональное использование, спустя определенный период времени позволят существенно сократить затраты на коммунальные услуги, оплата которых производится за счет муниципальных средств и средств граждан.

В 2010 году Федеральной антимонопольной службе добавлены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона «Об энергосбережении».

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие и сетевые организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации  приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.  Данные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие и сетевые организации  обязаны были предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета энергоресурсов.

Несоблюдение организациями данных требований закона об энергосбережении предусмотрена административная ответственность.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20-30 тыс. руб, на юридических – от 100-150 тыс. руб. согласно  ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ.

Так в 2010 г и до 1 июля 2011 года Кемеровское УФАС России провело большую работу  по контроля за соблюдением требований  Федерального закона «Об энергосбережении».  В отношении ресурсоснабжающих организаций возбуждено было 48 дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения трех дел выданы постановления о наложении штрафа (на должностных лиц в размере 20000 руб.), а остальные прекращены в соответствии со статьей 2.9 КоАП по малозначительности, так как в процессе рассмотрения дел хозяйствующими субъектами и должностными лицами были приняты меры к устранению выявленных нарушений путем направления предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Работа Управления по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями закона об энергосбережении продолжается в части не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

 

 

  1. Проблемы.

 

Успешное выполнение программ энергосбережения возможно не только при государственной поддержке и регулировании, но и должно поддерживаться инициативами на уровне регионов, отраслей и отдельных предприятий. Кроме того, для решения задач энергосбережения необходимо регулировать потребление тепла, воды  у конечных потребителей (в быту). Специалисты сходятся в одном мнении, энергосбережение – это, прежде всего, точный учет.

Закон об энергосбережении помимо правового регулирования в данной сфере обязал организации с участием государства или муниципального образования разработать и принять региональные, муниципальные программы повышения энергетической эффективности.

С 2009 года в рамках Закона Кемеровской области от 14.02.2007 № 19-ОЗ «Об утверждении среднесрочной целевой программы «Обеспечение эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области» реализуется городская программа об энергосбережении.

Другой проблемой становится нежелание самих потребителей устанавливать приборы учета энергоресурсов. Особенно это касается сельской местности, частного сектора, где, в силу особенностей организации водоснабжения, в основном, на улицах установлены колонки или колодцы, доступ к которым открыт.

Установка общедомовых приборов учета осложнена необходимостью получения согласия каждого собственника на установку. Незначительная осведомленность населения о целесообразности экономичного пользования ресурсами страны приводит к отказам от установки любых счетчиков.

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Хотелось бы напомнить, что, следуя пункту 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

 При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.