Соблюдение органами власти и управления принципов конкуренции при предоставлении хозяйствующим субъектам в аренду помещений, трудности практической реализации предпринимателями положений статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Необходимость стабильного функционирования местного самоуправления и возможности оперативного решения имущественных вопросов напрямую связана с распоряжением муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе, путем передачи его в аренду хозяйствующим субъектам.

Распоряжение муниципальным имуществом и заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении этого имущества, в соответствии с частью 17.1 Федеральным законом О защите конкуренции может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Как показывает практика, зачастую договоры аренды в отношении  объектов муниципальной собственности заключаются, а также и продляются на новый срок без соблюдения публичных процедур, то есть без проведения торгов.

За время, пока действует ст. 17.1,  Кемеровским УФАС России в результате проведенных  проверок органов власти и управления  было выявлено 72  нарушения требований указанной нормы права, по всем из которых были приняты исчерпывающие меры антимонопольного  реагирования.

И это несмотря на то, что Кемеровское УФАС России  продолжает осуществлять не только деятельность, направленную на пресечение выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и деятельность, направленную на предупреждение совершения действий, вступающих в противоречие с требованиями антимонопольного законодательства, путем доведения до сведения ОМСУ и хозяйствующих субъектов позиции ФАС России по вопросам применения статьи 17.1  Закона о защите конкуренции.

Как и прежде в Кемеровское УФАС России поступают обращения о даче разъяснений по вопросу применения антимонопольного законодательства, вместе с тем за последнее время резко увеличилось количество  обращений от хозяйствующих субъектов.

Одним из самым распространенных вопросов, задаваемых в последнее время хозяйствующими субъектами является вопрос, касающийся порядка передачи прав (заключения договоров)  в отношении части муниципального имущества с лицом, которому такое имущество предоставлено на основании частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Напомню, что согласно части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 данной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 данной статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Приведу примеры возможной передачи прав на часть или части помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам без проведения торгов:
-        если общая площадь помещения составляет 200 кв. метров и более, то общая площадь всех частей помещения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 квадратных метров;

-        если общая площадь помещения  составляет менее 200 кв. метров, то общая площадь всех частей помещения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не должна превышать десять процентов общей площади таких помещения,

-        если здание площадью 400 кв. метров, права владения и (или) пользования на которое получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, например, состоит из 5 помещений, площадь каждого из которых составляет 80 кв. метров, то общая площадь всех частей помещений в таком здании, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 квадратных метров, при этом площадь, передаваемая без торгов в каждом из указанных 5 помещений, не может превышать 10 процентов или 8 кв. метров.
                В остальных случаях предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

         Хотелось бы также отметить, что в последнее время нарушения требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции пресекаются не только по результатам проведенных антимонопольным органом проверок, но и по заявлениям, поступающих от хозяйствующих субъектов о нарушении органами местного самоуправления их прав за обладание ограниченным ресурсом, которым также является муниципальное имущество.

В связи с этим ситуация, касающаяся вопросов предоставления прав в отношении муниципального имущества по прежнему требует постоянного контроля со стороны антимонопольных органов.

Часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на договоры субаренды, перенайма и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, по которым права и обязанности между сторонами возникли с 23.07.2009 - даты вступления в силу части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При этом,  часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может применяться независимо от того, когда был заключен "основной" договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (при условии его заключения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации), на основании которого заключается договор субаренды, перенайма или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а также независимо от того, какие условия содержатся в вышеуказанном договоре аренды в отношении площади, которую арендатор может передать в субаренду, так как ограничения площади установлены законом.

Кроме того, с учетом норм пункта 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции положения части 4 статьи 17.1 указанного закона распространяются на передачу государственного или муниципального имущества собственником, а также государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Необходимо также отметить, что государственное или муниципальное имущество, в отношении которого были заключены на новый срок договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства на основании части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, также может быть предоставлено третьим лицам в соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов.