Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Кемеровской области за 2010 г., I квартал 2011 г.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог проводился по уведомлениям о реорганизации ОАО «Мариинскавтодор» в форме присоединения к нему ОАО «Ижморавтодор» ОАО «Яяавтодор» и ОАО «Севмостремонт».

Исследование рынка проведено в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220 (далее по тексту – Порядок).

Целью исследования является определение наличия доминирующего положения компаний, оказывающих услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области.

В ходе проведенного анализа использовалась информация, предоставленная Федеральной службой государственной статистики по Кемеровской области и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Кемеровской области.

 

  1. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2010 г.,          I квартал 2011 г. Выбор временного интервала исследования обусловлен п. 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. (далее - Порядок). В связи с тем, что целью исследования данного рынка является определение долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Кемеровской области до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ.

 

3. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

 

Автомобильная дорога − объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги −  комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги − комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (гл. 3, Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Эксплуатация автомобильной дороги − комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению (ст. 2, Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»).

Предварительное определение продуктовых границ товарных рынков в соответствии с п. 3.4 Порядка произведено на основании «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» («ОК 029-2007» утв. Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.) – код 45.23.1 – «производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов», Дополнительный код – 63.21.22 – «эксплуатация автомобильных дорог общего пользования».

 

4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с п. 4.2 Порядка и составлено на основе информации о регионе, в котором действуют хозяйствующие субъекты, являющиеся объектом анализа.

 Географические границы исследуемого рынка определены административными границами Кемеровской области, на территории которой хозяйствующие субъекты оказывают услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог.

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ

 

Услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области оказывают следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ОАО «Мариинскавтодор»;
  2. ОАО «Крапивиноавтодор»;
  3. ООО «Кузбассдорстрой»;
  4. ОАО «Дорремонт»;
  5. ООО «Дорремонт»;
  6. ООО «ДРиБ»;
  7. ООО «Дорстрой»;
  8. ООО «Благоустройство»;
  9. ООО «Киселевский ДСПМК»;
  10.  МУП «РДЭХ»;
  11.  ОАО «Дорожник»;
  12.  ООО «Транстехсервис»;
  13.  ОАО «Сибмост»;
  14.  ООО «Лель»;
  15.  ООО «СДРСУ»;
  16.  ОАО «Таштагольское ДРСУ»;
  17.  ООО «Магистраль Н»;
  18.  ООО «Дорожник»;
  19.  ОАО «Ижморавтодор»;
  20.  ОАО «Яяавтодор»;
  21.  ОАО «Севмостремонт»;
  22.  ОАО «Кемеровское ДРСУ»;
  23.  ГП КО «Автодор»;
  24.  ОАО «Чебулинское ДРСУ»;
  25.  ОАО «ДЭП № 230»;
  26.  ОАО «ДЭП № 231».

Информация о данных хозяйствующих субъектах и группах лиц, которые они образуют, представлена в таблице (Таблица 1).

 

6. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ

 

Количественной характеристикой объема данного рынка услуг является объем выполненных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог в натуральном выражении – в километрах в 2010 г.,  в I квартале 2011 г.

Представленные данные позволяют составить объем рынка услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог в обозначенных географических границах в исследуемом временном периоде (п. 6.1 Порядка). Объем рынка услуг по содержанию автодорог составляет в 2010 г. – 6147,417 км,                        в I квартале 2011 г. – 5346,52 км. Объем рынка услуг по ремонту автодорог составляет в 2010 г. – 343,822 км, в I квартале 2011 г. – 34,02 км.

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение его  объема проделанной работы к общему количеству объема работы по тем или иным услугам (в данном случае услугам по содержанию и ремонту автомобильных дорог).

ОАО «Мариинскавтодор», ОАО «Ижморавтодор», ОАО «Яяавтодор»,                          ОАО «Севмостремонт» входят в группу лиц (на основании пп. 1, 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и в соответствии с п. 33 Порядка рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с долей на рынке услуг по содержанию автодорог в 2010 г. – … %, в I квартале 2011 г. – … %; по ремонту автодорог в 2010 г. –    … %, в I квартале 2011 г. – 0 %.

 

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации (п. 7.1 Порядка).

  1. Коэффициент рыночной концентрации:

Crn = , где:

Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по содержанию автодорог (Таблица 2) в  2010 г. CR3 = 65,07 %, в I квартале 2011  г. CR3 = 67,73 %. На рынке услуг по ремонту автодорог (Таблица 3) в  2010 г. CR3 = 62,57 %, в I квартале 2011  г. CR3 = 72,96 %.

 

  1. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

HHI = , где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана на рынке услуг по содержанию автодорог (Таблица 2) в  2010 г. HHI = 1775, в I квартале 2011  г. HHI = 1906. На рынке услуг по ремонту автодорог (Таблица 3) в  2010 г. HHI = 1472,                 в I квартале 2011  г. HHI = 2122.

 

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг по содержанию автодорог как умеренно концентрированный с развитой конкуренцией; рынок услуг по ремонту автодорог в 2010 г. как рынок с умеренным уровнем концентрации с достаточно развитой конкуренцией, в I квартале 2011 г. – высоко концентрированный с неразвитой конкуренцией.

 

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК

 

Наиболее ограничивающими возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок по работам, связанным со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог являются крупная сумма требуемого задатка, размер лота свыше 100 млн. руб. и отсутствие аванса.

Хозяйствующими субъектами в дополнение к вышеуказанным факторам выделялись и другие:

  • некомпетентность некоторых заказчиков;
  • влияние руководителей муниципальных образований на организаторов торгов в процессе проведения торгов с целью передачи подрядов аффилированным организациям;
  • передача функций распределения денежных средств федерального бюджета на уровень муниципальных образований приводит к коррумпированности и передаче заказов аффилированным лицам;
  • перекладывание заказчиками по муниципальным и государственным контрактам на стадии торгов своих обязанностей по формированию проектно-анкетной документации на участников торгов.

Наибольшие затруднения хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по содержанию, строительству, капитальному ремонту дорог испытывают при вступлении в СРО. По пояснениям хозяйствующих субъектов, требования для получения лицензии и требования для вступления в СРО различаются в части подхода к кадровому составу, к выдаче Свидетельств о допуске к работам по строительству и в части имущественного обеспечения. Кроме того значительно увеличены материальные затраты – вступительный и членские взносы.

Организации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог наиболее часто в примерно равном соотношении сталкиваются с проблемами при прохождении государственной экспертизы и при получении разрешения на строительство.

В числе барьеров в сфере дорожного строительства по мнению дорожно-строительных организаций стоит указать также следующие:

  • торги, аукционы проходят в разгар строительного сезона (с мая по сентябрь);
  • участвуют организации и предприятия из других регионов, не знающие специфики строительства и содержания дорог в данном районе;
  • на аукционах и торгах, проходящих в других регионах, предпочтение отдается организациям из данного региона;
  • отсутствует своевременное финансирование объектов по муниципальным и государственным контрактам.

С учётом вышеотмеченного, барьеры входа на рынок услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог можно признать труднопреодолимыми.

 

9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих рынок услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые рынки являются достаточно стабильными, с развитой конкуренцией. Кроме того, прослеживается отрицательная динамика, при которой уровень концентрации рынка услуг по ремонту автомобильных дорог в I квартале 2011 года вырос по сравнению с 2010 г. (из умеренного стал высоким).

Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области, не выявлено.