Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Кемеровской области за 2010 г., I квартал 2011 г.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог проводился по уведомлениям о реорганизации ОАО «Мариинскавтодор» в форме присоединения к нему ОАО «Ижморавтодор» ОАО «Яяавтодор» и ОАО «Севмостремонт».
Исследование рынка проведено в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220 (далее по тексту – Порядок).
Целью исследования является определение наличия доминирующего положения компаний, оказывающих услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области.
В ходе проведенного анализа использовалась информация, предоставленная Федеральной службой государственной статистики по Кемеровской области и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Кемеровской области.
- ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2010 г., I квартал 2011 г. Выбор временного интервала исследования обусловлен п. 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. (далее - Порядок). В связи с тем, что целью исследования данного рынка является определение долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Кемеровской области до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ.
3. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ
Автомобильная дорога − объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги − комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги − комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (гл. 3, Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Эксплуатация автомобильной дороги − комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению (ст. 2, Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»).
Предварительное определение продуктовых границ товарных рынков в соответствии с п. 3.4 Порядка произведено на основании «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» («ОК 029-2007» утв. Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.) – код 45.23.1 – «производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов», Дополнительный код – 63.21.22 – «эксплуатация автомобильных дорог общего пользования».
4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ
Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с п. 4.2 Порядка и составлено на основе информации о регионе, в котором действуют хозяйствующие субъекты, являющиеся объектом анализа.
Географические границы исследуемого рынка определены административными границами Кемеровской области, на территории которой хозяйствующие субъекты оказывают услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ
Услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области оказывают следующие хозяйствующие субъекты:
- ОАО «Мариинскавтодор»;
- ОАО «Крапивиноавтодор»;
- ООО «Кузбассдорстрой»;
- ОАО «Дорремонт»;
- ООО «Дорремонт»;
- ООО «ДРиБ»;
- ООО «Дорстрой»;
- ООО «Благоустройство»;
- ООО «Киселевский ДСПМК»;
- МУП «РДЭХ»;
- ОАО «Дорожник»;
- ООО «Транстехсервис»;
- ОАО «Сибмост»;
- ООО «Лель»;
- ООО «СДРСУ»;
- ОАО «Таштагольское ДРСУ»;
- ООО «Магистраль Н»;
- ООО «Дорожник»;
- ОАО «Ижморавтодор»;
- ОАО «Яяавтодор»;
- ОАО «Севмостремонт»;
- ОАО «Кемеровское ДРСУ»;
- ГП КО «Автодор»;
- ОАО «Чебулинское ДРСУ»;
- ОАО «ДЭП № 230»;
- ОАО «ДЭП № 231».
Информация о данных хозяйствующих субъектах и группах лиц, которые они образуют, представлена в таблице (Таблица 1).
6. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ
Количественной характеристикой объема данного рынка услуг является объем выполненных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог в натуральном выражении – в километрах в 2010 г., в I квартале 2011 г.
Представленные данные позволяют составить объем рынка услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог в обозначенных географических границах в исследуемом временном периоде (п. 6.1 Порядка). Объем рынка услуг по содержанию автодорог составляет в 2010 г. – 6147,417 км, в I квартале 2011 г. – 5346,52 км. Объем рынка услуг по ремонту автодорог составляет в 2010 г. – 343,822 км, в I квартале 2011 г. – 34,02 км.
Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение его объема проделанной работы к общему количеству объема работы по тем или иным услугам (в данном случае услугам по содержанию и ремонту автомобильных дорог).
ОАО «Мариинскавтодор», ОАО «Ижморавтодор», ОАО «Яяавтодор», ОАО «Севмостремонт» входят в группу лиц (на основании пп. 1, 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и в соответствии с п. 33 Порядка рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с долей на рынке услуг по содержанию автодорог в 2010 г. – … %, в I квартале 2011 г. – … %; по ремонту автодорог в 2010 г. – … %, в I квартале 2011 г. – 0 %.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА
Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации (п. 7.1 Порядка).
- Коэффициент рыночной концентрации:
Crn = , где:
Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по содержанию автодорог (Таблица 2) в 2010 г. CR3 = 65,07 %, в I квартале 2011 г. CR3 = 67,73 %. На рынке услуг по ремонту автодорог (Таблица 3) в 2010 г. CR3 = 62,57 %, в I квартале 2011 г. CR3 = 72,96 %.
- Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:
HHI = , где:
Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Индекс Герфиндаля-Гиршмана на рынке услуг по содержанию автодорог (Таблица 2) в 2010 г. HHI = 1775, в I квартале 2011 г. HHI = 1906. На рынке услуг по ремонту автодорог (Таблица 3) в 2010 г. HHI = 1472, в I квартале 2011 г. HHI = 2122.
Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг по содержанию автодорог как умеренно концентрированный с развитой конкуренцией; рынок услуг по ремонту автодорог в 2010 г. как рынок с умеренным уровнем концентрации с достаточно развитой конкуренцией, в I квартале 2011 г. – высоко концентрированный с неразвитой конкуренцией.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК
Наиболее ограничивающими возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок по работам, связанным со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог являются крупная сумма требуемого задатка, размер лота свыше 100 млн. руб. и отсутствие аванса.
Хозяйствующими субъектами в дополнение к вышеуказанным факторам выделялись и другие:
- некомпетентность некоторых заказчиков;
- влияние руководителей муниципальных образований на организаторов торгов в процессе проведения торгов с целью передачи подрядов аффилированным организациям;
- передача функций распределения денежных средств федерального бюджета на уровень муниципальных образований приводит к коррумпированности и передаче заказов аффилированным лицам;
- перекладывание заказчиками по муниципальным и государственным контрактам на стадии торгов своих обязанностей по формированию проектно-анкетной документации на участников торгов.
Наибольшие затруднения хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по содержанию, строительству, капитальному ремонту дорог испытывают при вступлении в СРО. По пояснениям хозяйствующих субъектов, требования для получения лицензии и требования для вступления в СРО различаются в части подхода к кадровому составу, к выдаче Свидетельств о допуске к работам по строительству и в части имущественного обеспечения. Кроме того значительно увеличены материальные затраты – вступительный и членские взносы.
Организации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог наиболее часто в примерно равном соотношении сталкиваются с проблемами при прохождении государственной экспертизы и при получении разрешения на строительство.
В числе барьеров в сфере дорожного строительства по мнению дорожно-строительных организаций стоит указать также следующие:
- торги, аукционы проходят в разгар строительного сезона (с мая по сентябрь);
- участвуют организации и предприятия из других регионов, не знающие специфики строительства и содержания дорог в данном районе;
- на аукционах и торгах, проходящих в других регионах, предпочтение отдается организациям из данного региона;
- отсутствует своевременное финансирование объектов по муниципальным и государственным контрактам.
С учётом вышеотмеченного, барьеры входа на рынок услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог можно признать труднопреодолимыми.
9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ
Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих рынок услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые рынки являются достаточно стабильными, с развитой конкуренцией. Кроме того, прослеживается отрицательная динамика, при которой уровень концентрации рынка услуг по ремонту автомобильных дорог в I квартале 2011 года вырос по сравнению с 2010 г. (из умеренного стал высоким).
Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории Кемеровской области, не выявлено.