О непростых отношениях между перевозчиком и грузополучателем на примере ОАО «РЖД» и ООО «Транском» (по делу № 107/А-10-2011)

 

Возбуждая дело в октябре 2011 г. в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области понимали, что касаются вопроса взаимоотношений перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, в которых достаточно сложно найти правую или неправую  сторону.

Поводом для возбуждения послужило рассмотрение жалобы общества с ограниченной ответственностью «Транском» на нарушение антимонопольного законодательства: для получения груза в контейнере на станции «Новокузнецк – Восточный» приходилось оформлять дополнительные документы, не предусмотренные действующим законодательством.

Возникает ситуация, при которой ОАО «РЖД», владея железнодорожными путями общего пользования и являясь основным перевозчиком на территории Российской Федерации, имеет возможность диктовать условия. Хотя, стоит признать, что происходит это не только с целью получения  выгоды, но для упрощения работы общества. В данном случае: для регулирования отношений с третьей стороной – компанией, предоставляющей контейнеры для перевозки грузов. Что, впрочем, не дает право нарушать законодательство РФ.

По закону «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта − субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Двадцать седьмого октября 2011 года Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 107/А-10-2011 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц).

Между ООО «Транском» и ОАО «РЖД» был заключен договор транспортной экспедиции, по которому ОАО «РЖД» выполняет или организовывает выполнение определенного комплекса транспортно-экспедиционных услуг (далее − ТЭУ) и других услуг. Перечень и стоимость таких услуг определены в приложениях к договору. Согласно одному из пунктов договора ОАО «РЖД» обязуется по поручению ООО «Транском» производить погрузку и выгрузку контейнеров.

Договором предусмотрено производить погрузочно-разгрузочные работы на местах общего (не общего) пользования железнодорожных станций в строгом соответствии с Правилами перевозок грузов, Уставом железнодорожного транспорта  и другими нормативными актами железнодорожного транспорта.

ОАО «РЖД» (Кемеровская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций) обязало ООО «Транском» при получении контейнеров, пришедших на Новокузнецкую городскую товарную станцию (далее – НГТС), предоставлять уведомления, в которых должно стоять согласование владельца контейнеров. Бланк таких уведомлений был разработан НГТС и выдавался получателю контейнера работником станции. Данный бланк официально не утвержден, не предусмотрен нормативными документами, но без такой подачи уведомления НГТС груз в контейнере не выдавался.

24 августа 2011 г. Кемеровская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций обязала ООО «Транском» при получении контейнеров, пришедших на НГТС, предоставлять заказы на транспортно-экспедиционные услуги ОАО «ТрансКонтейнер» при получении груза в контейнерах, в которых должно стоять согласование владельца контейнеров ОАО «ТрансКонтейнер». В этот же день оригинал железнодорожной транспортной накладной на один из контейнеров был выдан ООО «Транском».

ООО «Транском» после раскредитации одного из контейнеров направило заказ на согласование вывоза груза в контейнере ОАО «ТрансКонтейнер». Заказ был принят агентом ОАО «ТрансКонтейнер» 24 августа, а согласован 26 августа. На заказе проставлена отметка – «выгрузка контейнера на контейнерной площадке НГТС». В связи с выходными днями (27, 28 августа) груз в данном контейнере был оставлен на хранение НГТС и был выдан только 29 августа 2011 г.

Просьбу ООО «Транском» разъяснить необходимость подачи заказа на транспортно-экспедиционные услуги при получении груза, в котором должно стоять согласование владельца контейнеров, ОАО «ТрансКонтейнер» оставило без ответа.

12 сентября 2011 г. НГТС отказала ООО «Транском» в выдаче груза, проставив на оригиналах транспортных железнодорожных накладных визу – «по согласованию с владельцем контейнеров ОАО «ТрансКонтейнер».

Согласно пункту 4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 29 «Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте», выгрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6, 7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29 «Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте» для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной (далее − накладная) в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

При этом подтверждением фактической выдачи грузов без проверки являются памятка приемосдатчика и приемо-сдаточный акт. Подобные акты ООО «Транском» оформлялись.

Согласно Предписанию ФАС России от 25.10.2006 г. «Поведенческие условия, выданные ФАС России ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «РЖД» обязано обеспечить для отправителей и грузополучателей грузов в контейнерах, не пользующихся работами, оказываемыми ОАО «ТрансКонтейнер», возможность их непосредственного (без заключения предварительного договора с ОАО «ТрансКонтейнер») обращения к ОАО «РЖД» как перевозчику железнодорожного транспорта общего пользования.

Таким образом, оформление каких-либо иных документов с необходимостью их согласования не предусмотрено действующим законодательством.

Комиссия Кемеровского УФАС России решила признать ОАО «Российские железные дороги» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить обязывать ООО «Транском» подавать дополнительные документы, непредусмотренные действующим законодательством (уведомления и заявки на согласование вывоза контейнера собственным транспортом).

Примечательно, что аналогичные дела рассматривались и в других территориальных органах. В частности, в Томском УФАС России, которое в 2009 году возбудило дело в отношении ОАО «РЖД» и отстояло решение в судебных инстанциях. В 2011 году дело, возбужденное Томским УФАС по тем же основаниям было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.