Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово-Москва и Кемерово – Москва - Кемерово за 2011 г.

 

1.                 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Анализ состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово проводился в связи с поступившим заявлением о законности и обоснованности формирования тарифов, а также определения статуса авиакомпаний исходя из положений Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Целью исследования является определение наличия доминирующего положения одной из авиакомпаний, оказывающих услуги регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом из/в аэропорт. г. Кемерово по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово:

-                                ОАО «ВЛАДИВОСТОК АВИА»;

-                                ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»;

-                                ОАО «Авиакомпания Сибирь»;

В ходе проведенного анализа использовалась информация, предоставленная ООО «Международный аэропорт Кемерово», Западно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта (далее – Западно-Сибирское МТУ ВТ Росавиации), ОАО «ВЛАДИВОСТОК АВИА», ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания Сибирь».

 

2.      ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2011 г. Выбор временного интервала исследования обусловлен п. 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. (далее - Порядок). В связи с тем, что целью исследования данного рынка является определение долей хозяйствующих субъектов, на рынке регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва –  Кемерово до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ.

 

3. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

 

В соответствии со ст. 101 «Воздушного кодекса Российской Федерации» № 60-ФЗ от 19.03.1997 г. выделяют внутреннюю и международную воздушные перевозки.

1. Внутренняя воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

2. Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств.

Предварительное определение продуктовых границ товарных рынков в соответствии с п. 3.4 Порядка произведено на основании «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» («ОК 029-2007» утв. Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.) – код 62.10.1 – «деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию».  В соответствии с «Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности» («ОК 034-2007» принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.) продуктовые границы данного рынка услуг приводятся более узконаправленно – код 62.10.10.121 – «перевозки пассажирские самолетами на внутренних линиях, подчиняющиеся расписанию».

Выполнение пассажирских перевозок осуществляется при условии наличия лицензии на право осуществления перевозок воздушным транспортом пассажиров.

В соответствии с п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, было осуществлено путем экспертной оценки. ЗС МТУ ВТ ФАВТ, привлеченное в качестве эксперта, представило ответ в Кемеровское УФАС России (вх. № 2191 от 01.04.2011 г.) о том, что время в пути при перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Кемерово – Москва составляет 4,5 часа. Перевозка пассажиров прямым скорым поездом по данному маршруту занимает более 2 суток. Следовательно, авиаперевозка пассажиров по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово не является взаимозаменяемой с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом по данному маршруту.

В настоящее время в направлении г. Москва из аэропортов городов, расположенных вблизи г. Кемерово, выполняются следующие регулярные рейсы:

ОАО «Авиакомпания Сибирь» Москва – Новокузнецк – Москва;

ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Москва – Новокузнецк – Москва;

ОАО «Авиакомпания Сибирь» Москва – Новосибирск – Москва;

ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Москва – Новосибирск – Москва;

ОАО «Авиакомпания ТРАНСАЭРО» Москва – Новосибирск – Москва;

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Москва – Новосибирск – Москва;

ОАО «Нордавиа – Российские авиалинии» Москва – Новосибирск – Москва;

ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» Москва – Новосибирск – Москва;

ООО «Глобус» Москва – Новосибирск – Чита – Новосибирск – Москва.            

Данные услуги также не могут быть признаны взаимозаменяемыми, поскольку время, затраченное пассажиром на переезд в аэропорт другого города (г. Новокузнецк, г. Новосибирск), сопоставимо со временем перелета до конечного пункта назначения. Кроме того, учитывая, что рейсы по направлению Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово из/в аэропорт г. Кемерово выполняются ежедневно, отсутствует потребность в замене данной услуги.

Необходимость в перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово объясняется существенным сокращением временных затрат для пассажиров – потребителей услуги на время перемещения по необходимому направлению.

Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены в соответствием с п.п. 3.4, 3.5, 3.6 Порядка как «перевозки пассажирские самолетами на внутренних линиях, подчиняющиеся расписанию».

 

4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с п. 4.2 Порядка и составлено на основе информации                  о регионе, в котором действуют хозяйствующие субъекты, являющиеся объектом анализа. Рассматриваемый товарный рынок – межрегиональный, так как охватывает территорию нескольких субъектов РФ, а именно территории Кемеровской                              и Московской областей.

В связи со сложившейся системой транспортных сообщений, географические границы рынка авиаперевозок пассажиров определены авиамаршрутом, который выполняют авиаперевозчики на внутренних авиаперевозках с/на территорию                     г. Кемерово.

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ

 

Регулярные пассажирские авиаперевозки по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (<…>);

2. ОАО «Авиакомпания Сибирь» (<…>);

3. ОАО «ВЛАДИВОСТОК АВИА» (<…>);

4. ООО «Глобус» (<…>).

Авиакомпания ООО «Глобус» входит в перечень лиц, входящих в одну группу с ОАО «Авиакомпания Сибирь» в соответствии с пунктами 1,2,4 статьи 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, в соответствии с п. 33 Порядка ООО «Глобус» и ОАО «Авиакомпания Сибирь» рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с единой долей на рынке услуг.

 

Потребителями услуги являются физические лица, юридические лица (пассажиры).

 

6. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ

 

Количественной характеристикой объема рынка услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом является число пассажиров, перевезенных той или иной авиакомпанией по анализируемым маршрутам в 2011 г. (Таблицы 1, 2).

Представленные в таблицах данные позволяют составить объем рынка регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово в обозначенных географических границах в исследуемом временном периоде (п. 6.1 Порядка). Объем рынка регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршруту Кемерово – Москва составляет в 2011 г. – <…> пассажиров, по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово в 2011 г. – <…> пассажиров.

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение количества его пассажиров к общему количеству пассажиров, пользующихся услугами регулярных перевозок воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва, Москва – Кемерово (Таблицы 1 – 4).

По маршруту Кемерово – Москва в 2011 году (Таблица 1):

-                   доля ОАО «ВЛАДИВОСТОК АВИА» от общего объема рынка составила                    <…>%;

-                   доля ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» составила <…> %;

-                   доля ОАО «Авиакомпания Сибирь» составила <…>%;

По маршруту Кемерово – Москва - Кемерово в 2011 году (Таблица 2):

-                   доля ОАО «ВЛАДИВОСТОК АВИА» от общего объема рынка составила                 <…> %;

-                   доля ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» составила <…>%;

-                   доля ОАО «Авиакомпания Сибирь» составила <…> %;

 

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации (п. 7.1 Порядка).

1.            Коэффициент рыночной концентрации:

Crn = , где:

Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации для маршрута Кемерово – Москва в 2011 г. CR2 = <…> %. Для маршрута Кемерово – Москва – Кемерово в 2011 г. CR2 = <…> %.

 

2.            Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

HHI = , где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индексы Герфиндаля-Гиршмана в 2011 г. находились в границах   2000 <= HHI <= 10 000.

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово в 2011 г. как высоко концентрированный с неразвитой конкуренцией.

 

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК

 

В качестве экономических барьеров входа на рынок услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва, Кемерово – Москва – Кемерово авиакомпании отмечают стоимость авиатоплива и размеры ставок аэропортовых сборов.

ЗС МТУ ВТ ФАВТ, привлеченное в качестве эксперта, указало на следующие барьеры, ограничивающие начало деятельности авиакомпаний на рынке пассажирских авиаперевозок:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599  «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» порядок рассмотрения и подтверждения заявок авиаперевозчиков на выполнение рейсов, заявленных по праву исторического слота (т.е. включение                        в расписание времени отправления и (или) прибытия (взлет или посадка) для конкретного типа (типов) воздушного судна в определенную дату (день недели), аналогичного слоту, включенному в расписание в предыдущем эквивалентном периоде.

Выполнение пассажирских перевозок осуществляется при условии наличия лицензии на право осуществления перевозок пассажиров воздушным транспортом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 397  «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а так же о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок» одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров является наличие сертификата эксплуатанта                                    и эксплуатационных спецификаций, содержащих основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечение полетов                   в разрешенные аэропорты.

С учётом вышеотмеченного, барьеры входа на рынок услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва, Кемерово – Москва – Кемерово можно признать труднопреодолимыми.

 

9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ

 

К 2011 г. сократилось количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва, Кемерово – Москва – Кемерово. Ранее, в 2010 г. на данных маршрутах оказывала услуги компания ОАО «Трансаэро». С 01.09.2011 г. ОАО «Владивосток Авиа» не осуществляло перевозку по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово. Таким образом, сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих рынок данных услуг, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемый рынок является нестабильным, высоко концентрированным с неразвитой конкуренцией.

 

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняется в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

 

Учитывая, что сумма долей ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания Сибирь» по маршруту Кемерово – Москва в 2011 г. составляет <…> %, по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово в 2011 г. – <…> % (при этом доля каждого более 8%), доступ на рынок затруднен ввиду наличия экономических и административных барьеров, а услуга не может быть заменена другой, положение каждого из участников рынка может быть признано доминирующим.