Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк-Москва и Новокузнецк – Москва - Новокузнецк за 2011 г.

 

1.                 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Анализ состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк проводился в связи с заявлением о законности и обоснованности формирования тарифов ОАО «Авиакомпания Сибирь» по маршруту Новокузнецк – Москва.

Целью исследования является определение наличия доминирующего положения одной из авиакомпаний, оказывающих услуги регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом из аэропорта г. Новокузнецк по маршруту Новокузнецк – Москва:

-                                ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии»;

-                                ОАО «Авиакомпания Сибирь».

В ходе проведенного анализа использовалась информация, предоставленная ООО «Аэрокузбасс», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания Сибирь», Западно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта (далее – Западно-Сибирское МТУ ВТ Росавиации).

 

2.      ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2011 г. Выбор временного интервала исследования обусловлен п. 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 г. (далее - Порядок). В связи с тем, что целью исследования данного рынка является определение долей хозяйствующих субъектов на рынке регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ.

 

3. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

 

В соответствии со ст. 101 «Воздушного кодекса Российской Федерации» № 60-ФЗ от 19.03.1997 г. выделяют внутреннюю и международную воздушные перевозки.

1. Внутренняя воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

2. Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств.

Предварительное определение продуктовых границ товарных рынков  в соответствии с п. 3.4 Порядка произведено на основании «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» («ОК 029-2007» утв. Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.) – код 62.10.1 – «деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию».                                В соответствии с «Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности» («ОК 034-2007» принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.) продуктовые границы данного рынка услуг приводятся более узконаправленно – код 62.10.10.121 – «перевозки пассажирские самолетами на внутренних линиях, подчиняющиеся расписанию».

Выполнение пассажирских перевозок осуществляется при условии наличия лицензии на право осуществления перевозок воздушным транспортом пассажиров.

Необходимость в перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Новокузнецк – Москва объясняется существенным сокращением временных затрат для пассажиров – потребителей услуги на время перемещения по необходимому направлению.

Услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом не могут быть признаны взаимозаменяемыми, поскольку времени в пути при перевозке воздушным транспортом будет затрачено существенно меньше. Также не могут быть признаны взаимозаменяемыми услуги перевозки воздушным транспортом из других аэропортов, поскольку время, затраченное пассажиром на переезд в аэропорт другого города   (г. Кемерово, г. Новосибирск), сопоставимо со временем перелета до конечного пункта назначения. Кроме того, учитывая, что рейсы по направлению Новокузнецк – Москва из  аэропорта г. Новокузнецк выполняются ежедневно, отсутствует потребность в замене данной услуги.

Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены в соответствием с п.п. 3.4, 3.5, 3.6 Порядка как «перевозки пассажирские самолетами на внутренних линиях, подчиняющиеся расписанию».

 

4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с п. 4.2 Порядка и составлено на основе информации  о регионе, в котором действуют хозяйствующие субъекты, являющиеся объектом анализа. Рассматриваемый товарный рынок – межрегиональный, так как охватывает территорию нескольких субъектов РФ, а именно территории Кемеровской                              и Московской областей.

В связи со сложившейся системой транспортных сообщений, географические границы рынка авиаперевозок пассажиров определены авиамаршрутом, который выполняют авиаперевозчики на внутренних авиаперевозках с  территории  г. Новокузнецка.

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ

 

Регулярные пассажирские авиаперевозки по маршруту Новокузнецк – Москва осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО "Авиакомпания Сибирь" (<…>);

3. ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" (<…>).

Потребителями услуги являются физические лица, юридические лица (пассажиры).

 

6. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ

 

Количественной характеристикой объема рынка услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом является число пассажиров, перевезенных той или иной авиакомпанией по маршрутам Новокузнецк – Москва (Таблица 1) и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк (Таблица 2)  в 2011 г.

Представленные в таблице данные позволяют составить объем рынка регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк в обозначенных географических границах в исследуемом временном периоде (п. 6.1 Порядка). Объем рынка регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршруту Новокузнецк – Москва составляет в 2011 г. – <…> пассажиров, по маршруту Новокузнецк – Москва – Новокузнецк  – <…> пассажиров.

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение количества его пассажиров к общему количеству пассажиров, пользующихся услугами регулярных перевозок воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва (Таблица 1) и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк (Таблица 2):

-                   доля ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» от общего объема рынка составила в 2011 г. на маршруте Новокузнецк – Москва – <…> %, на маршруте Новокузнецк – Москва – Новокузнецк  – <…> %;

-                   доля ОАО «Авиакомпания Сибирь» от общего объема рынка составила в 2011 г. на маршруте Новокузнецк – Москва – <…> %, на маршруте Новокузнецк – Москва – Новокузнецк  – <…> %.

 

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА

 

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации (п. 7.1 Порядка).

1.            Коэффициент рыночной концентрации:

Crn = , где:

Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации для маршрутов Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк  составил в 2011 г. CR2 = <…> %.

 

2.            Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

HHI = , где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индексы Герфиндаля-Гиршмана в 2011 г. находились в границах   2000 <= HHI <= 10 000.

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк в 2011 г. как высоко концентрированный с неразвитой конкуренцией.

 

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК

 

В качестве экономических барьеров входа на рынок услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк авиакомпании отмечают стоимость авиатоплива и размеры ставок аэропортовых сборов.

Западно-Сибирское МТУ ВТ Росавиации, привлеченное в качестве эксперта, указало на следующие барьеры, ограничивающие начало деятельности авиакомпаний на рынке пассажирских авиаперевозок:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599  «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий  в аэропортах» порядок рассмотрения и подтверждения заявок авиаперевозчиков на выполнение рейсов, заявленных по праву исторического слота (т.е. включение в расписание времени отправления и (или) прибытия (взлет или посадка) для конкретного типа (типов) воздушного судна в определенную дату (день недели), аналогичного слоту, включенному в расписание в предыдущем эквивалентном периоде.

Выполнение пассажирских перевозок осуществляется при условии наличия лицензии на право осуществления перевозок пассажиров воздушным транспортом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 397  «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а так же о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок» одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров является наличие сертификата эксплуатанта                                    и эксплуатационных спецификаций, содержащих основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечение полетов  в разрешенные аэропорты.

С учётом вышеотмеченного, барьеры входа на рынок услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршруту Новокузнецк – Москва можно признать труднопреодолимыми.

 

9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ

 

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих рынок данных услуг, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемый рынок является стабильным, высоко концентрированным с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва и Новокузнецк – Москва – Новокузнецк доминирующее положение занимает ОАО «Авиакомпания Сибирь» с долей более 50%, ранее включенное по данным географическим и продуктовым границам в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.