Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Кемеровской области за 2011 г.

 

1. Общие положения

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) для определения состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Кемеровской области за 2011 г. проведен анализ  состояния конкурентной среды.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Устав автомобильного транспорта);

4. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее Правила перевозок пассажиров);

5. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка № 220, в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Администрацией Кемеровской области и Государственным учреждением «Кузбасспассажиравтотранс» (далее - ГУ«Кузбасспассажиравтотранс»).

Основные понятие, используемые в настоящем анализе определены ст. 2 Устава автомобильного транспорта:

- маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

- объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

- остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

- пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

- перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу;

- путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

- расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций).

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка                      № 220 необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2011 год.

В связи с тем, что автовокзал работает в круглогодичном и круглосуточном режиме, сезонность поставок товара (услуг), стабильность поставок товара (услуг), возможность продавцов изменить время продажи, степень новизны товара (услуг) не влияют на временной интервал (п. 2.3 Порядка № 220).

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

За временной интервал исследования рынка принимаем 2011 год.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220, предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции, поэтому определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.

ГУ«Кузбасспассажиравтотранс» осуществляет услуги автовокзала, предварительно продуктовыми границами будем считать оказание услуг автовокзалов (автобусных станций).

В связи с большим количеством пассажиров, провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей (пассажиров) нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.

В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар.

Деятельность автовокзалов (автобусных станций) включает в себя следующие работы (услуги):

- предварительная и текущая продажа билетов;

- хранение ручной клади и багажа;

- обеспечение работы залов ожидания, туалета и др.;

- предоставление комнаты отдыха для водителей;

- обеспечение своевременного отправления автобусов в рейсы по расписанию;

- обеспечение посадки пассажиров, имеющих проездные билеты с остановочных пунктов, находящихся на территории автовокзала;

- информирование пассажиров о видах регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута,

- иные услуги, в том числе: диспетчерские отметки путевых листов выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;

-      дополнительные платные услуги, в том числе: предоставление Перевозчикам платной автостоянки, осуществление технического осмотра автобуса (при необходимости), осуществление медицинского осмотра водителя.

Данные услуги для проведения анализа можно разделить исходя из статуса покупателя:

- услуги автовокзалов (автобусных станций), оказываемые пассажирам;

-        услуги автовокзалов (автобусных станций), оказываемые предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (автоперевозчикам).

Заменителей вышеназванных услуг не существует.

Перевозчик обязан соблюдать требования, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта.

В соответствии с п. 4 ст. 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Следовательно, заключение Договора пассажирских перевозок с предприятием, предоставляющим услуги автовокзалов (автобусных станций) является для Перевозчика обязательным.

Согласно п. 3.5 Порядка № 220, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель приобретения товара, качественные и технические характеристики, иные характеристики товара.

Целью услуг автовокзалов является удовлетворение потребности населения в безопасных пассажирских перевозках.

Все услуги автовокзалов предназначены для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров и багажа, согласованности действий всех участников процесса, а также создания комфортных условий пассажирам.

Оказание этих услуг способствует упорядочению процесса пассажирских перевозок наземным транспортом, созданию безопасности и комфортности процесса перевозок.

Согласно п. 3.6 Порядка № 220, товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не установлено, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКВЭД) прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта относится к п. 63.21.2, деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) к п. 63.21.21.

Согласно п. 3.7 Порядка № 220, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Покупатель, желающий приобрести билет на автобус, либо отъезжающий или прибывающий в город не готов заменить услуги автовокзалов по продаже билетов, оказание услуг зала ожидания, услуг по регламенту отправления автобусов из одного пункта в другой на другие услуги, в связи с тем, что вышеназванные услуги ему может оказать только автовокзал. Следовательно, взаимозаменяемых товаров не установлено.

В следствие того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.11 Порядка № 220 не рассматриваются.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Следовательно, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги автовокзала.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля – ГУ «Кузбасспассажиравтотранс», которое, согласно уставу, осуществляет следующую деятельность: услуги по перевозке и обслуживанию пассажиров в пригородном, междугородном и международном автобусном сообщении, осуществление иных видов деятельности, отвечающих целям предприятия, в которые входит деятельность автовокзалов на территории Кемеровской области.

Учитывая факторы, связанные с предоставлением услуг по организации и осуществлению перевозок пассажиров автотранспортными средствами и влияющие на  экономическую возможность приобретения данной услуги жителями Кемеровской области географические границы при анализе товарного рынка совпадают с географическими границами данного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, географические границы исследуемого рынка определены как административные границы Кемеровской области.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

По данным Администрации Кемеровской области, услуги автовокзалов, автостанций оказывает одно предприятие – ГУ «Кузбасспассажиравтотранс», имеющие обособленные подразделения (филиалы) в 26 муниципальных образованиях Кемеровской области.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220 на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

Состав хозяйствующих субъектов:

- ГУ «Кузбасспассажиравтотранс», Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 81; ИНН/ОГРН 4205050521/1034205046259.

Таким образом, продавцом на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) является ГУ «Кузбасспассажиравтотранс», покупателями – Пассажиры и Перевозчики.

Согласно п. 5.4 Порядка № 220 группы лиц, действующих на исследуемом товарном рынке не установлено.

В соответствии с п. 5.5 Порядка № 220, при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов товарного рынка

 

В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Порядка № 220 расчет общего  объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании показателя объемов продаж (объемов оказанных услуг) хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.

 

№ п/п

Показатели хозяйственной деятельности

2011 год

1

Доходы, полученные от финансово-хозяйственной деятельности (тыс. руб.)

<…>

 

В том числе:

 

1.1

Кассовые сборы и вознаграждения от Перевозчиков, полученные от реализации билетов за проезд пассажиров и багажа

<…>

1.2

Выручка от реализации билетов (тыс. руб.)

<…>

 

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах – Кемеровской области ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» является единственным хозяйствующим субъектом, следовательно, его доля составляет 100%.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, составляет 100%, в связи с тем, что на данном рынке только один хозяйствующий субъект - ГУ «Кузбасспассажиравтотранс».

Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2011 г. установлено для хозяйствующего субъекта - ГУ «Кузбасспассажиравтотранс».

В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что в течение 2011 г. сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке автовокзалов (автобусных станций).

На территории Кемеровской области на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) действует только один продавец – ГУ «Кузбасспассажиравтотранс». Объем ресурса услуг рассматриваемого рынка определяется объемом услуг, оказанных автовокзалами пассажирам и Перевозчикам. Доля ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» в указанных границах Кемеровской области составляет 100%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В соответствии с Порядком № 220 коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) соответствуют следующим значениям:

70 % <=CR <= 100%;

2 000 <= HHI <= 10 000.

Рассчитанные показатели рыночной концентрации, свидетельствуют о том, что данный исследуемый рынок услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Кемеровской области можно охарактеризовать как высококонцентрированный.

Доминирующее положение занимает ГУ «Кузбасспассажиравтотранс».

Конкуренция не развита

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка № 220, определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220, определим барьеры входа на товарный рынок.

Основные барьеры входа на рынок – экономические, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

В соответствии со статьей 7 Устава автомобильного транспорта требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров. В соответствии со статьей 26 Устава автомобильного транспорта пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок такого бесплатного пользования определяется п. 21 Правил перевозок пассажиров.

Административные барьеры:

- в соответствии с п. 20 Правил перевозок пассажиров оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации (Утвержденные Приказом Минтранса России 1 ноября 2010 г. N 234).

В соответствии с пунктом 28 Правил перевозок пассажиров в основном здании автовокзала размещаются указатели расположения основных служб, в том числе зала ожидания, комнаты матери и ребенка, пунктов питания, пункта медицинской помощи, камер хранения, туалетов, а также мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.

В соответствии с пунктом 50 Правил перевозок пассажиров продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Таким образом, автовокзалы (автобусные станции) должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров. На автовокзале (автобусной станции) должны быть залы ожидания, кассы продажи билетов, комнаты матери и ребенка, пункты питания, пункты медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. На территории, прилегающей к автовокзалам должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и таксомоторов, места ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.

Таким образом, существует труднопреодолимый барьер – барьер капитальных затрат.

ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» работает в здании автовокзалов на праве оперативного управления (имущество учреждения находится в государственной собственности Кемеровской области), следовательно для данного предприятия не существовало барьера капитальных затрат.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок услуг автовокзалов (автобусных станций) в географических границах Кемеровской области относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Рынок предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) является рынком с высокой концентрацией с существующими, труднопреодолимыми барьерами.

По итогам анализа ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей 100 %.

 

Вывод:

 

         Проведенный анализ рынка услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Кемеровской области показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является, высококонцентрированным.

ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Кемеровской области.

С целью исполнения функции антимонопольного органа по контролю за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих субъектов и по предупреждению монополистической деятельности предлагаем:

ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на раынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Рынок представляет собой монополию, следовательно, необходим контроль антимонопольных органов за поведением хозяйствующего субъекта на указанном рынке.