Предупрежден - значит вооружен? Что такое «предупреждение» в антимонопольном законодательстве и как это работает.

С начала года антимонопольный орган начал работать по-новому: по новому закону, по новым административным процедурам.

 

Напомню, что 6 января 2012 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», известные под названием «третий антимонопольный пакет», который, надо отметить, привнес изменения и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, но об этом речь пойдет в другой раз.

Принципиально новым инструментом работы антимонопольного органа в 2012 году стало предупреждение.

Чтобы пресечь действие, которое может привести к устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту (организации, индивидуальному предпринимателю), занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (статья 391 Закона о защите конкуренции).

Однако данное правило распространяется не на любое допущенное нарушение, а только когда речь идет о таких серьезных с точки зрения причиняемого вреда видах злоупотребления доминирующим положением как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, или небоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями  (пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Иными словами, если раньше антимонопольный орган при обнаружении признаков вышеуказанных нарушений немедленно возбуждал дело о нарушении антимонопольного законодательства, то с 2012 года обязан «дать второй шанс» правонарушителю.

Если предупреждение выполнено в установленный срок, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности.

В обратном случае (если предупреждение не выполнено в срок) при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Управление принимает решение о возбуждении дела.

 

За полгода интенсивной работы по закону в новой редакции Кемеровским УФАС России было выдано 11 предупреждений о прекращении нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и 1 предупреждение о прекращении нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Как показывает практика, большинство хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, согласились с допущенными нарушениями - в 7 случаях предупреждения были исполнены, дела об административных правонарушениях не возбуждались.

В остальных случаях - возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения 2 из них были зафиксированы нарушения, что послужило поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях (ст. 14.31 КоАП РФ). 3 дела в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

Стоит отметить, что по своей сути институт предупреждений направлен на снижение административного бремени на бизнес, ускорение процесса восстановления нарушенных прав и наиболее удобен как самому хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, так и субъекту, чьи права были нарушены противоправными действиями.