ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Федеральный закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ действует с 1 января 2006 года. Насущная необходимость эффективного расходования бюджетных денежных средств и практика применения названного закона потребовала внесения изменений в него, путем инкорпорирования новых норм, связанных с порядком формирования начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от  21.04.2011 N 79-ФЗ с 27.04.2011 г. в названный закон введены (инкорпорированы) положения статьи 19.1 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, устанавливающие и формулирующие правила формирования начальной (максимальной) цены контракта.

 

Согласно части 1 статьи 19.1 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей. Общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе ( в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты  и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

При указании источников информации необходимо учитывать следующее:

Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

В случае выбора заказчиком (уполномоченным органом) реестра контрактов в качестве источника информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок должны содержать информацию о соответствующих номерах реестровых записей в реестре контрактов.

Если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги. Поскольку ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, что не позволит заказчику (уполномоченному органу) подтвердить надлежащее исполнение им требований Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, рекомендуется хранить графическое изображение снимка экрана ("скриншот" соответствующей страницы) вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.

В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.

В связи с такими изменениями в действующее законодательство в деятельности Кемеровского УФАС России  получила свое начало  практика рассмотрения соответствующих  нарушений в области размещения государственных (муниципальных) заказов.

На ниже приведенных примерах рассмотрения жалоб  и проведения в связи с поступившими жалобами внеплановых проверок можно резюмировать  следующие нарушения в действиях  заказчиков при формировании начальной (максимальной) цены государственных (муниципальных) контрактов:

 

1. Отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта  предусмотренными  статьей 19.1 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ документами.

В марте 2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России было рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения  муниципальным заказчиком, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта «Поставка угля населению».

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено следующее:

В январе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме                                      на право заключения контракта «Поставка угля населению» и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составляла  более 5 млн. рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 19.1 ФЗ № 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

В Информационной карте документации об аукционе                                указано, что  начальная (максимальная) цена контракта рассчитана муниципальным заказчиком на основании издержек обращения, рекомендованной оптовой цене на уголь, закупаемой за счет бюджетных средств на 2012 год, за минусом средств, получаемых от реализации угля населению по государственным регулируемым ценам в соответствии с постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 20.12.2010 № 173 «Об установлении розничных цен на уголь и дрова, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», без учета НДС (в соответствии с п.2  ст.154 НК РФ). Обоснование начальной (максимальной) цены контракта приведено в приложении №1 к информационной карте аукциона. Цена настоящего контракта включает в себя стоимость товара, расходы на доставку, перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе непредвиденные затраты, транспортные расходы, командировочные расходы, страховые взносы, и другие платежи, являющиеся обязательными в соответствии с действующим законодательством.

В Приложении № 1 к информационной карте аукциона указан следующий расчет:

Лот

Кате-гория потре-бите-лей

Марка

угля

Кол-во,

тыс.

тонн

Цена за еди-ницу, руб./ тонна

Стои-мость достав-ки руб./ тонна

Издер-жки обра-щения  руб./ тонна

Итого стои-мость 1 тонны

5гр.+6гр.+7гр

руб./ тонна

Роз-ничная цена на уголь, реали-зуемый насе-лению

руб./ тонна

Начальная (максимальная)  цена контракта

(тыс. руб.)

4гр.х (8гр.-9гр.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№1

Населеие

Др

15,000

1006,94

0

63,96

1070,90

710

5413,46

ВСЕГО, в том числе НДС:

5413,46

В Таблице №1 к Приложению №1 к информационной карте аукциона указаны издержки обращения

Наименование статьи затрат

1

Заработная плата кассиров по пунктам приема заявок населения и денег за уголь

2

Заработная плата инженера материально-технического снабжения

3

Начисление на з/плату 34,9%

4

Аренда, содержание и обслуживание кассовых аппаратов

5

Приобретение бланков строгой отчетности (накладные)

6

Расходы на возмещение затрат по использованию автомобиля

7

Инкассация денежных средств

На основе анализа указанных документов Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о не указании источники информации о цене за единицу, и об издержках обращения во всех перечисленных аукционных документах .

Согласно Письму ФАС РФ от 13.02.2012 № ИА/4177 "О применении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов..." в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта", если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.

Таким образом, не приведение в аукционной документации  использованных источников информации, на основании которых установлена начальная (максимальная) цена контракта, является безусловным  для признания нарушения со стороны муниципального заказчика части 2 статьи 19.1 ФЗ  № 94-ФЗ.

В связи с нарушением муниципальным заказчиком, части 2 статьи 19.1 Федерального  Закона  № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было  выдано предписание, которым в связи с допущенными нарушениями заказчик был обязан  внести изменения в аукционную документацию и произвести размещение данного заказа заново.

 

2. Отсутствие в аукционной документации расчетов с указанием конкретных цифр формирования начальной (максимальной) цены.

В апреле 2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России было рассмотрено дело в отношении аукционной комиссии и заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений. В частности при проведении внеплановой проверки по жалобам нескольких участников  данного аукциона, было установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 19.1 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

В пункте 8 (Начальная (максимальная) цена контракта) документации об указанного открытом аукционе в электронной форме указано, что  начальная (максимальная) цена контракта рассчитана путем составления сметной документации (локальных сметных расчетов) для объектов, финансируемых за счет средств областного и федеральных бюджетов в соответствии с Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2010 № 794-р «Об утверждении методических рекомендаций определения начальной (максимальной) цены государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ, строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение, капитальный и текущий ремонт объектов капитального строительства, реставрацию (за исключением реставрации памятников и ансамблей), строительство и ремонт автомобильных дорог для государственных нужд Кемеровской области».

Вместе с тем, в документации об аукционе не было приведено расчетов (локальных сметных расчетов), на основании которых установлена начальная (максимальная) цена контракта, что является нарушением части 2 статьи 19.1 ФЗ  № 94-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

При этом частью 5 статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ установлено, что к документации об аукционе должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Документация об аукционе предоставляется в порядке, установленном статьей 41.7 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.

Статьей частями 1 и 2 статьи 41.7 ФЗ Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ определено, что в  случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Заказчик также разместил на электронной торговой площадке документацию об аукционе в электронной форме, в том числе проект государственного контракта.

В проекте государственного контракта, являющегося в силу части 5 статьи 34 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме, установлено, что  работы выполняются в соответствии с дефектным актом и утвержденной сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Из вышеизложенного следует, что в смете заказчик фактически изложил требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением выполняемых работ потребностям заказчика.

Следовательно, смета является частью документации об аукционе в электронной форме и должна входить в состав аукционной документации и размещаться на  электронной торговой площадке.

Вместе с тем заказчиком смета на работы, являющиеся предметом открытого аукциона в электронной форме, не была размещена на электронной торговой площадке и не входила в состав аукционной документации, что противоречит пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.

Данные правонарушения государственного заказчика, привело к вынесению решения о нарушении им части 2 статьи 19.1 Федерального  Закона  № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и выдаче  предписания, которым в связи с допущенными нарушениями заказчику была вменена обязанность  внести изменения в аукционную документацию и произвести размещение данного заказа заново.

Исполнение государственными (муниципальными) заказчиками, уполномоченными в сфере размещения государственного (муниципального) заказа органами основополагающих принципов законодательства о размещении заказов, а именно, принципов эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции невозможно  без эффективного исполнения названного законодательства  в части правил формирования начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта, сформулированных в статье 19.1  ФЗ Федерального закон от 21.07.2005г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.