О размещении социальной рекламы

 

Общественно полезная информация, которая преследует глобальные и иные социальные темы, направленные на изменение сознания и привлечение внимания к самым существенным, наболевшим проблемам человечества и является социальной рекламой.

Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») определяет социальную рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Социальная реклама исходя из определения представляет государственные и общественные интересы и имеет определенную направленность - достижение благотворительных целей.

Главным отличием  социальной от коммерческой рекламы является отсутствие у нее коммерческой цели (получения прибыли), поскольку социальная реклама не должна быть направлена на возбуждение у потребителей интереса к определенному товару, услуге или их производителю, торговой марке.

Несмотря на то, что социальная реклама является в основном государственным направлением деятельности, нередки случаи организации рекламных мероприятий социальной направленности физическими лицами, хозяйственными обществами и объединениями, деятельность которых не имеет цели извлечение прибыли.

Порядок размещения государственными и муниципальными органами социальных проектов установлен Федеральным законом о рекламе.       

Согласно данному Закону производство и распространение соцрекламы этими субъектами осуществляется на основании государственных и муниципальных заказов.

 Договор на распространение социальной рекламы при определенных обстоятельствах является обязательным. Отношения по заключению таких договоров регулируются ст. 445 ГК РФ. Общий объем заказываемого к распространению материала социальной направленности рекламораспространителя не должна превышать пять процентов от общего годового объема распространяемой им рекламы.     

Особенностью социальной рекламы является отсутствие в ней упоминания о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах.

В социальной рекламе подлежит конкретизации информация об органах государственной и муниципальной власти и спонсорах.

Таким образом, социальная реклама - это вид деятельности, основная цель которой - повышение нравственного, духовного, физического и материального состояния социальных слоев общества. Это своего рода пропаганда установленных в обществе правил и норм. Очень часто она имеет в основе цель предупреждения различных негативных явлений и чрезвычайных ситуаций. Не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать их реализации, поскольку социальная реклама представляет интересы не отдельных лиц, а государственные и общественные. Например, такого рода информация как «Милая Олечка (Машенька, Елена Владимировна и т.д.) поздравляю тебя с днем рождения!!! Твой любящий муж Николай (семья, коллеги, коллектив и т.д.)» не относится ни к рекламе, ни к социальной рекламе, следовательно, в силу закона о рекламе размещать подобного рода информацию на рекламных конструкциях запрещено.

Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки их товаров. Данное ограничение распространяется и на марки товаров, являющиеся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи по ее дальнейшему развитию.