Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Кемеровской области в 2011 г.

 

Анализ состояния конкурентной среды

на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи

на территории Кемеровской области в 2011 г.

 

 

Цель исследования. Определение положения открытого акционерного общества «Вымпел-Комуникации» (далее – ОАО «ВымпелКом») на товарном рынке для квалификации действий ОАО «ВымпелКом» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства (на основании заявления Алтухова Е.В.).

Исследование рынка проведено в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В качестве источников исходной информации об исследуемом рынке использовались данные, полученные Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Кемеровской области (Роскомнадзор) и от хозяйствующих субъектов.

 

Временной интервал исследования 2011 г.

 

Продуктовые границы рынка услуг. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены по позиции «услуги подвижной радиотелефонной связи» (стандарты: GSM-900/1800 (частотные диапазоны 900 МГц и 1800 МГц), CDMA2000 (в диапазоне 450 МГц).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 22.11.2007 г. № 329-ст, деятельность  в  области подвижной радиотелефонной связи относится к деятельности в области подвижной связи 64.20.12.

Услуги подвижной радиотелефонной связи − деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи по сети связи оператора.

Услуги подвижной радиотелефонной связи выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения – предоставление возможности абоненту потребления услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляемых оператором, посредством сети подвижной радиотелефонной связи оператора.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечня лицензионных условий», оказание услуг подвижной радиотелефонной связи осуществляется операторами на основании выданных лицензий.

Географические границы  исследуемого рынка определены как зона обслуживания потребителей, находящихся на территории, ограниченной административными границами Кемеровской области.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих  на рынке.

На территории Кемеровской области в 2011 г. услугу подвижной радиотелефонной связи на основании выданных лицензий оказывали  6 хозяйствующих субъектов:

1.      ОАО «ВымпелКом»;

2.      ОАО «Мобильные  ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС»);

3.      ОАО «МегаФон»;

4.      ЗАО «Кемеровская Мобильная Связь»;

5.      ЗАО «Енисейтелеком» (далее – ЗАО «ЕТК»);

6.      ЗАО «Скай Линк».

Основным потребителем услуг подвижной радиотелефонной связи является население, а также юридические лица (корпоративные клиенты).

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Количественной характеристикой объема рынка услуг подвижной радиотелефонной связи является количество абонентов в географических границах рынка (Таблица 1).

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение количества его абонентов к общему количеству абонентов, пользующихся услугами подвижной радиотелефонной связи.

Таблица 1

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество абонентов, чел.

Доля на рынке, %

1.

ОАО «ВымпелКом»

<…>

<…>

2.

ОАО «МТС»

<…>

<…>

3.

ОАО «МегаФон»

<…>

<…>

4.

ЗАО «Кемеровская Мобильная Связь»

<…>

<…>

5.

ЗАО «Енисейтелеком»

  <…>

<…>

6.

ЗАО «Скай Линк»

   <…>

<…>

 

 

3 198 920

100

 

Коэффициент рыночной концентрации, CR-3, %

 

83,43

 

Индекс рыночной концентрации, HHI

 

2 588,2416

 

Тип рынка

 

высоко концентр

 

Хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи долю более 35 % на территории Кемеровской области нет.

 

Определение уровня концентрации рынка услуг.

 

1.      Коэффициент рыночной концентрации:

Crn = , где:

Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициенты рыночной концентрации в 2011 г. находятся в границах                              70 % <= CR3 <= 100 %.

 

2.      Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

HHI = , где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана в 2011 г. находился в границах                                       2 000 <= HHI <= 10 000.

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Кемеровской области в 2011 г. как высоко концентрированный с неразвитой конкуренцией.

 

Определение барьеров входа на рынок.

К барьерам входа на рассматриваемый рынок относятся:

1. Экономические ограничения, такие как необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Хозяйствующие субъекты – мобильные операторы указывают на завышение ставок арендной платы для размещения объектов связи, обуславливающих возможность оказания услуг связи.

2. Административные барьеры: необходимость получения лицензии на право осуществления услуг подвижной радиотелефонной связи и разрешение на производство работ, оказание услуг.

3. Стратегия поведения операторов, направленная на создание барьеров входа на рынок: предоставление скидок постоянным абонентам, заключение долгосрочных контрактов, проведение интенсивных рекламных компаний.

С учётом вышеотмеченного барьеры входа на региональный рынок услуг сотовой связи можно признать труднопреодолимыми.

 

Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Кемеровской области в 2011 г.

Результаты оценки конкурентной среды, а также анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынок услуг подвижной радиотелефонной связи, позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемый рынок является высоко концентрированным с неразвитой конкуренцией.

Кроме того, сопоставление данных по результатам анализа рынка услуг подвижной радиотелефонной связи, проводимого ранее (2008, 2009, 2010 г.г.) можно сделать следующий вывод: данный ранок является стабильным, подвержен незначительным изменениям (таблица 2).

Таблица 2

Наименование хозяйствующего субъекта

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

 

 

Кол-во абонентов, чел.

Доля на рынке, %

Кол-во абонентов, чел.

Доля на рынке, %

Кол-во абонентов, чел.

Доля на рынке, %

Кол-во абонентов, чел.

Доля на рынке, %

1

ОАО «ВымпелКом»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ОАО «МТС»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3

ОАО «Мегафон»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4

ЗАО «Кемеровская мобильная связь»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

5

ЗАО «ЕТК» (ранее – ЗАО «Сотовый телефон Кузбасса Джи Эс ЭМ»)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…><…>

<…>

<…>

<…>

6

ЗАО «Скай Линг»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Всего абонентов

3 180 763

 

2 902 021

 

2 738 933

 

3 198 920

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Кемеровской области, не выявлено.

           

 

Начальник отдела ЖКХ,

транспорта и связи                                                                                         В.В. Наумова

 

 

Главный специалист-эксперт

отдела ЖКХ, транспорта и связи                                                                  И.С. Гилева