Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории города Новокузнецка Кемеровской области в 2010 – 2011 гг.

 

Анализ состояния конкурентной среды

на рынке услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории города Новокузнецка Кемеровской области в 2010 – 2011 гг.

 

1.                ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов проводится в соответствии с пунктом 2.4 Приказа ФАС России от 07.02.2011 г. № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 гг.» (далее по тексту – План работы).

Исследование рынка проведено в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок).

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

В ходе проведенного анализа использовалась информация, предоставленная Федеральной службой государственной статистики по Кемеровской области, Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

 

2.                ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2010 –2011 гг. Выбор временного интервала для проведения ретроспективного исследования обусловлен п. 2.2 Порядка.

 

3. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынков будут являться:

-                  услуга по техническому обслуживанию лифтов;

-                  услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

 

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Закон о промышленной безопасности) к опасным производственным объектам относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Техническим регламентом о безопасности лифтов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782 (далее по тексту – Регламент о безопасности лифтов), установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

2) осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

3) допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов.

5) подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

Согласно статье 9 Постановления Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (далее по тексту – Правила безопасной эксплуатации лифтов) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, модернизации лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов осуществляется организациями, специализирующимися на выполнении соответствующих работ, располагающими техническими средствами и квалифицированными специалистами. В целях информирования потребителей услуг вышеуказанных видов деятельности об организациях, обеспечивающих высокое качество, проводится добровольная аккредитация этих организаций в установленном порядке. При этом деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

Порядок ввода лифта в эксплуатацию регламентирован в статье 10 Правил безопасной эксплуатации лифтов. После окончания монтажа и пусконаладочных работ лифт подвергается полному техническому освидетельствованию. Полное техническое освидетельствование проводит экспертная организация на основании заявки организации, смонтировавшей лифт в присутствии ее представителя и представителя генподрядной строительной организации.

При полном техническом освидетельствовании лифт подвергается визуальному и измерительному контролю, проверке на функционирование во всех режимах и испытаниям.

При полном техническом освидетельствовании проверяется наличие документации, поставляемой с лифтом, а также «Акта на скрытые работы» и нескольких протоколов.

При выявленном несоответствии лифта, в том числе строительной части, а также комплекта технической документации требованиям вышеуказанных Правил, выявленные несоответствия устраняются организацией, допустившей нарушение, после чего проводится проверка устранения выявленных несоответствий.

Результаты освидетельствования отражаются в «Акте полного технического освидетельствования лифта» и паспорте лифта, заверяются подписью и штампом специалиста экспертной организации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее − ОКВЭД), услуга по техническому обслуживанию лифтов  принадлежит к подгруппе 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу,  ремонту и техническому обслуживанию подъемно - транспортного оборудования» группы 29.22 «Производство подъемно - транспортного оборудования»  класса 29 «Производство машин и оборудования».  

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов техническое обслуживание лифта − комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации.

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену.

Предварительное определение продуктовых границ товарных рынков в соответствии с п. 3.4 Порядка произведено на основании «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» («ОК 029-2007» утв. Приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22.11.2007 г.).

 

4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с п. 4.2 Порядка.

Географические границы исследуемого рынка определены административными границами города Новокузнецка.

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ

 

1. Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится.

 В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов специализированная лифтовая организация − юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов.

2. Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31, установлено, что деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 № 389, под деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности понимается проведение экспертизы:

- проектной документации на разработку, строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

- технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

- зданий и сооружений, расположенных на территории опасного производственного объекта;

- деклараций промышленной безопасности;

- документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее − лицензирующий орган).

Информация о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов, представлена в приложении (Таблицы 1, 3).

Услуги по техническому обслуживанию лифтов на территории                         г. Новокузнецка оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Запсиблифт-люкс», ООО «Запсиблифт-сервис», ООО «Кузнецклифтмонтаж, ООО «Кузнецклифтремонт», ООО «Кузнецклифтрегион 1», ООО «Кузнецклифтрегион 2», ООО «Кузнецклифтрегион 3».

Услуги по техническому освидетельствованию лифтов на территории            г. Новокузнецка оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Инженерно консультационный центр «Русьлифт», ООО «Инженерно консультационный центр «Запсиб-Экспертиза»;

 

6. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ

Представленные хозяйствующими субъектами данные позволяют определить общий объем рынка услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в обозначенных географических границах в исследуемом временном периоде (п. 6.1 Порядка).

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение его  объема проделанной работы к общему количеству объема работы по тем или иным услугам.

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в  натуральном (количество обслуживаемых и освидетельствованных лифтов) и в стоимостном (объем продаж)  выражении (см. Таблицы 2, 4).

В соответствии с пунктом 6.4 Порядка доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

 Хозяйствующие субъекты оказывающие услуги по техническому обслуживанию лифтов на территории г. Новокузнецка:

- ООО «Запсиблифт-люкс» и ООО «Запсиблифт-сервис» на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» входят в одну группу лиц и рассматриваются как один хозяйствующий субъект;

- ООО «Кузнецклифтмонтаж, ООО «Кузнецклифтремонт»,                          ООО «Кузнецклифтрегион 1», ООО «Кузнецклифтрегион 2»,                               ООО «Кузнецклифтрегион 3» на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» входят в одну группу лиц  и рассматриваются как один хозяйствующий субъект.

Доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию на территории г. Новокузнецка занимают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Кузнецклифтмонтаж,                                          ООО «Кузнецклифтремонт», ООО «Кузнецклифтрегион 1»,                                 ООО «Кузнецклифтрегион 2», ООО «Кузнецклифтрегион 3» с долей на рынке 67,74 %, так как являются группой  лиц.

 

 

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации (п. 7.1 Порядка).

1.           Коэффициент рыночной концентрации:

Crn = , где:

Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов в г. Новокузнецке следующий:                   CR3 = 100 % (2010 г.), CR3 = 100 %. (2011 г.);

Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов в г. Новокузнецке следующий: CR3 = 100 % (2010-2011 гг.);

 

2.           Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

HHI = , где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана. на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов в г. Новокузнецке следующий: CR3 = 5813                     (2010 г.), CR3 = 5630 (2011 г.);

Индекс Герфиндаля-Гиршмана на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов в г. Новокузнецке следующий: CR3 = 5814 (2010 г.), CR3 = 5629 (2011 г.);

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг по техническому обслуживанию и техническому освидетельствованию лифтов в г. Новокузнецке 2010-2011 гг. как рынки высоко концентрированные с неразвитой конкуренцией.

 

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

При проведении анализа рынка услуг по техническому обслуживанию Кемеровским УФАС России был выявлен ряд барьеров, затрудняющих вход хозяйствующих субъектов на указанные рынки:

- административные барьеры: недостаточная информационная открытость органов государственной власти; недостаточный уровень безопасности ведения предпринимательской деятельности и несовершенство нормативно-правовой базы.

- экономические барьеры: для потенциальных участников рынка по техническому обслуживанию лифтов экономическими ограничениями является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо пройти соответствующее обучение.

Барьером входа на товарный рынок услуг по техническому освидетельствованию лифтов является необходимость аккредитации органов по сертификации, осуществляющих деятельность по оценке соответствия лифтов.

Преодоление вышеуказанных барьеров приведет к дальнейшему развитию конкуренции на анализируемых рынках.

 

9. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ

 

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих рынок услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории Кемеровской области позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые рынки в 2010-2011 гг. в                                     г. Новокузнецке являлись высоко концентрированными с неразвитой конкуренцией.

        

 

Начальник

отдела ЖКХ, транспорта и связи                                                    В.В. Наумова

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела ЖКХ, транспорта и связи                                                    А.В. Войтенко