Электрические войны: обзор дел Кемеровского УФАС России на рынке электроэнергетики
Электроэнергетика – одна из отраслей экономики с высоким уровнем нарушений антимонопольного законодательства.
Специфика таких нарушений в основном касается электросетевых компаний, осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности. Нарушения связаны преимущественно с необоснованным отключением электрической энергии, отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям
За период с января по октябрь 2012 г. в отдел топливно-энергетического комплекса Кемеровского УФАС России поступило более 130 заявлений по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - речь идет о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Руслан Залендинов - главный специалист-эксперт отдела ТЭК поделился, что число обращений в сфере электроэнергетики растет. К примеру, за 2011 год их было около 80 (а дел возбуждено 19).
Из всего количества рассмотренных отделом заявлений в 2012 году возбуждено 29 дел. По итогам рассмотрения остальных заявлений отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
«Если говорить о статистических данных» - продолжил специалист, - «из 29 возбужденных дел в 17 случаях Комиссия приняла решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства; по 6 делам факты нарушений не подтвердились; по 3 делам рассмотрение приостановлено; 3 дела в настоящее время находятся в стадии рассмотрения».
Увеличение обращений в антимонопольный орган – это скорее не показатель того, что растет количество нарушений в данной сфере, а показатель того, как зарекомендовала себя сама служба. У хозяйствующих субъектов и потребителей появилась возможность обратиться к компетентным специалистам и изменить сложившуюся ситуацию.
Например, в мае 2012 года Комиссия Кемеровского УФАС России рассмотрела дело в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Основаниями для возбуждения данного дела послужили следующие обстоятельства:
В октябре 2011 г. новокузнецкое общество с ограниченной ответственностью «Грин» решило поменять поставщика электрической энергии с ОАО «Кузбассэнергосбыт» (гарантирующий поставщик на территории Кемеровской области) на энергосбытовую организацию ООО «Энергосбыт». ООО «Грин» заключило новый договор и по нормам действующего законодательства уведомило бывшего поставщика о расторжении договора. Однако, ОАО «Кузбассэнергосбыт» не расторгло договор с обществом, а на заявку ООО «Энергосбыт» о включении точек поставки ООО «Грин» в коммерческий договор, заключенный между ООО «Энергосбыт» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» ответило отказом, сославшись на действующий договор с ООО «Грин».
ОАО «Кузбассэнергосбыт», используя свое доминирующее положение, препятствовало переходу ООО «Грин» на обслуживание к ООО «Энергосбыт». В итоге общество отказалось от покупки электрической энергии у ООО «Энергосбыт» и продолжило договорные отношения с гарантирующим поставщиком.
По результатам рассмотрения дела Комиссия признала в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку действия общества привели к ограничению конкуренции на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ОАО «Кузбассэнергосбыт» обратилось с жалобой в Арбитражный суд Кемеровской области, однако суд признал законность и обоснованность решения Кемеровского УФАС России.
По данным «Российской газеты», к 2018 году Россия надеется попасть в число стран с самой доступной энергетической инфраструктурой. Именно для этого в июле 2012 года была утверждена специальная «дорожная карта» (план мероприятий по развитию определенной отрасли, проект «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»). Естественно, свою роль в процессе формирования добросовестной конкуренции в сфере электроэнергетики со временем сыграет институт предупреждения нарушений антимонопольного законодательства (введен в 2012 г. Третьим антимонопольным пакетом).
О введения нового инструмента обеспечения условий справедливой конкуренции в сфере электроэнергетики мы расскажем в следующий раз.
В том случае, если ресурсоснабжающая организация злоупотребляет доминирующим положением на рынке: навязывает невыгодные условия или отказывается от заключения договора, неправомерно ограничивает или отключает подачу ресурсов, необходимо обращаться с заявлением в Кемеровское УФАС России по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская,5 (лучше приложить документы, подтверждающие нарушение). Порядок обращения также указан на сайте Управления kemerovo.fas.gov.ru в разделе «Обратная связь».
Пресс-служба Кемеровского УФАС России
Фото с сайта bolshoybusiness.ru