Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Кемеровской области в 2010 и 2011 гг.

 

На основании Приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа), во исполнение поручения ФАС России от 23.04.2012г. № АК/12544 о проведении анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по итогам 2010-2011 годов, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кемеровским УФАС России проведена работа по определению состояния конкуренции на указанном рынке в разрезе муниципальных образований Кемеровской области за 2010-2011 годы.

   Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (далее – рынок ЛС, ИМН и СТ) проведен с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке ЛС, ИМН и СТ в разрезе муниципальных образований Кемеровской области, определения объема рынка ЛС, ИМН и СТ и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на рынке ЛС, ИМН и СТ, определения уровня концентрации рынка ЛС, ИМН и СТ, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на рынок ЛС, ИМН и СТ, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке ЛС, ИМН и СТ более чем 35%, а также использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

    При анализе и оценке состояния конкурентной среды на рынке ЛС, ИМН и СТ в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от следующих организаций:

·        хозяйствующих субъектов;

·        территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области;

·        администраций муниципальных образований

·        Росздравнадзора.

 

Временной интервал исследования

     Временным интервалом исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами выбран период с 2010 года по 2011 год.

 

Продуктовые границы товарного рынка

         Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает: оптовую торговлю лекарственными средствами (хранение, перевозка) и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами (отпуск, хранение, перевозка, изготовление лекарственных препаратов).

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а именно: организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, медицинскими организациями и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

-  аптека готовых лекарственных форм;

-  аптека производственная;

-  аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

-  аптечный пункт;

-  аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется следующими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности: аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, медицинскими организациями и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

-   приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

-   приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

-   приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложений по товарам разных видов от разных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, приобретение которых в одной организации существенно снижает издержки потребителей.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются «услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами».

Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует следующий код - 52.3 «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и  парфюмерными товарами».

 

Географические границы  товарного рынка

     Географические границы рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами определены в географических границах муниципальных образований Кемеровской области.

     Перечень городских округов и муниципальных районов Кемеровской области представлен в таблице 1.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

   Покупателями на данном рынке являются физические лица.

   Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

В целях данного анализа под «аптечным учреждением» понимают организацию, осуществляющую розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. Под «аптечной сетью» понимают два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

    Перечень аптечных учреждений Кемеровской области, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) и фактически осуществлявших свою деятельность в 2010 и 2011 годах, представлен в таблице 2.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В 2010 г. в Кемеровской области осуществляли свою деятельность 116 хозяйствующих субъектов, имеющих 509 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил – 5 772 852,13 тыс. руб.

В 2011 г. в Кемеровской области осуществляли свою деятельность 132 хозяйствующих субъекта, имеющих 579 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил – 6 401 144,57 тыс. руб.

   Информация о количестве хозяйствующих субъектов, аптечных учреждений и их суммарном товарообороте в разрезе городских округов и муниципальных районов Кемеровской области представлена в таблице 3.

       В таблице 4 представлена информация об аптечных сетях и количестве аптечных учреждений, входящих в данные сети, суммарном товарообороте каждой аптечной сети в разрезе городских округов и муниципальных районов и в целом по Кемеровской области, а также доли, занимаемые аптечными сетями, в каждом из городских округов и муниципальных районов Кемеровской области. В результате анализа данных, представленных в таблице № 4 установлено, что наиболее крупной аптечной сетью, осуществляющей свою деятельность на территории 19 муниципальных образований Кемеровской области, является ОАО «Аптеки Кузбасса».

       Сведения о количестве аптечных учреждений в зависимости от формы собственности представлены в таблице 5.

       Наибольшее количество аптечных учреждений Кемеровской области имеют частную форму собственности. В 2010 году таких аптечных учреждений было 467, в 2011 году уже 508. Аптечных учреждений государственной формы собственности в Кемеровской области насчитывалось в 2010 году - 3, в 2011 году - 3, аптечных учреждений муниципальной формы собственности - 39 и 68 соответственно.

       Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных учреждений в Кемеровской области в 2010-2011 годы представлено на графике 1.

       Расчет объема товарного рынка произведен в стоимостном выражении (в тыс. руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за 2010, 2011 годы.

Основными данными для расчета объема товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2010, 2011 годах. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципального района в стоимостном выражении.

   Источником получения данных по товарообороту является информация, представленная хозяйствующими субъектами, а также органами государственной власти и местного самоуправления.

   Объем рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе муниципальных образований Кемеровской области представлен в таблице 6.

   Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объему рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.

       В таблице 7 приведен результат расчета долей хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Кемеровской области

       Согласно проведенному расчету наибольшую долю на исследуемом рынке занимают аптечные сети.

        В 34 муниципальных образованиях Кемеровской области доли общего товарооборота аптечных сетей за 2010 год составили от 0,02 % до 100%, в 2011 году – от 0,11% до 100%.

        В результате проведенных исследований Кемеровское УФАС России установило, что в 26 городских округах и муниципальных районах аптечные сети занимают  доминирующее положение, их доли в общем товарообороте муниципальных образований в 2010 году составили от 35,05% до 100% , в 2011 году – от 35,65% до 100%.

       Одиночные аптечные учреждения, занимающие доминирующее положение, доля которых в общем товарообороте в 2010 году составила от 39,89% до 100%, в 2011 году – от 45,51% до 100% установлены в 6 муниципальных образованиях (г Тайга, Кемеровский район, Таштагольский район, Чебулинский район, Юргинский район, Яйский район).                        

       В таблице 8 отражены хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2010, 2011 годов долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов.

       В результате проведенного анализа установлено, что в 2010 году долю более 35% имели 29 хозяйствующих субъектов, 2011 году – 27 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

      Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частями 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отражены в таблице 9.                   

        В соответствии с данными, приведенными в таблице 9, доминирующее положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2010 году установлено в 17 городских округах и муниципальных районах Кемеровской области, в 2011 году – в 16 муниципальных образованиях Кемеровской области.

        Доминирующее положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2010 году установлено в 14 городских округах и муниципальных районах Кемеровской области, в 2011 году – в 16 муниципальных образованиях Кемеровской области.

 

   Определение уровня концентрации товарного рынка

        В соответствии с Порядком проведения анализа для определения уровня концентрации товарного рынка был произведен расчет коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Кемеровской области.

   Коэффициент рыночной концентрации (Crn) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному району и городскому округу. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке.

      Данные об уровне концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами представлены в таблице 10.    

       В 2010 году низкий уровень концентрации рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами наблюдался в 1 городском округе – г. Кемерово. Умеренный уровень концентрации в 2 муниципальных образованиях – г. Белово и г. Новокузнецк. В 31 муниципальном образовании Кемеровской области наблюдался высокий уровень концентрации на исследуемом товарном рынке.

       В 2011 году низкий уровень концентрации рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами был в 2 городских округах – г. Кемерово и г. Новокузнецк. Умеренный уровень концентрации в 2 городских округах – г. Белово и г. Калтан. В 30 муниципальном образовании Кемеровской области наблюдался высокий уровень концентрации на исследуемом товарном рынке.

      В 2011 году по отношению к 2010 году количество муниципальных районов и городских округов с высоким уровнем концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения снизилось на 3,23%.

   Существует следующая норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений: 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений отражен в таблице 11.

   В 2010 году высокий уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений муниципальных районов и городских округов Кемеровской области наблюдался в 8 муниципальных образованиях – г. Анжеро-Судженск, г. Березовский, г. Калтан, г. Мыски, г. Осинники, Кемеровский район, Новокузнецкий, пгт. Краснобродский. Нормальный уровень обеспеченности был в 5 муниципальных образованиях – г. Белово, г. Кемерово, г. Полысаево, Беловский район, Гурьевский район. В 20 муниципальных образованиях Кемеровской области наблюдался недостаток аптечных учреждений.

   В 2011 году уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений распределился следующим образом: высокий уровень установлен в 13 муниципальных образованиях (г. Анжеро-Судженск, г. Березовский, г. Калтан, г. Мыски, г. Осинники, г. Полысаево, Беловский район, Гурьевский р-н, Кемеровский р-н, Крапивинский район, Новокузнецкий район, пгт. Краснобродский, Яшкинский район), нормальный - в 5 муниципальных образованиях (г. Белово, г. Кемерово, г. Киселевск,  г. Междуреченск, Мариинский район). В 16 муниципальных образованиях Кемеровской области наблюдался недостаток аптечных учреждений.

   В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

 

Определение барьеров входа на рынок

    Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями в 2011 году в 16 городских округах и муниципальных районах Кемеровской области может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.

Информация о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами представлена хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на исследуемом рынке.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов Кемеровской области) в 2010-2011 гг. выявлены следующие барьеры входа:

   - экономические ограничения;

   - административные ограничения;

   - стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров;

   - наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

   Барьеры входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе городских округов и муниципальных районов Кемеровской области отражены в таблице 12.

   В качестве основных, наиболее часто встречающихся факторов, усложняющих работу на анализируемом рынке аптечными учреждениями были названы:

   - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

   -  условия лицензирования отдельных видов деятельности.

 

        Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

В ходе проведения анализа были определены доли хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление розничной торговли и действующих на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе муниципальных районов и городских округов Кемеровской области.

       В результате проведенного анализа в 26 городских округах и муниципальных районах было выявлено доминирующее положение аптечных сетей, их доли в общем товарообороте аптечных учреждений городских округов и муниципальных районов в 2010 году составили от 35,05% до 100% , в 2011 году – от 35,65% до 100%.

       В 6 муниципальных образованиях Кемеровской области установлены одиночные аптечные учреждения, занимающие доминирующее положение на исследуемом рынке. Доля одиночных аптечных учреждений в общем товарообороте аптечных учреждений городских округов и муниципальных районов в 2010 году составила от 39,89% до 100%, в 2011 году – от 45,51% до 100%.

    Кроме того, в 17 городских округах и муниципальных районах Кемеровской области в 2010 году установлено доминирующее положение в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 2011 году – в 16 муниципальных образованиях.

         Доминирующее положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2010 году установлено в 14 городских округах и муниципальных районах Кемеровской области, в 2011 году – в 16 муниципальных образованиях Кемеровской области.

    В результате анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 16 муниципальных образованиях Кемеровской области в 2011 году выявлен низкий уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений, что может означать наличие серьезных барьеров для входа на рынок в рассматриваемых географических границах.

Проведенный анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами за 2011 год позволил установить, что в 2 городских округах (г. Кемерово, г. Новокузнецк) рынок относится к рынку с развитой конкуренцией. В 2 городских округах (г. Белово, г. Калтан) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией. В 30 муниципальных образованиях Кемеровской области  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией (таблица 13).

       В 2011 году изменился уровень концентрации рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе муниципальных и городских округов Кемеровской области. В 2011 году по отношению к 2010 году количество муниципальных районов и городских округов с высоким уровнем концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения снизилось на 3,23%.

 

Графики и табличные данные к аналитическому отчету можно скачать по ссылкам ниже.

Файлы для скачивания

График 1. Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных учреждений в Кемеровской области в 2010-2011
Тип файла: doc
Размер файла: 0.03 МБ
Таблицы к аналитическому отчету
Тип файла: doc
Размер файла: 1.18 МБ