Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Я, Кухарская Наталья Евгеньевна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев материалы дела № 79/11-АДМ-2013, содержащие признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена  частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенного должностным лицом – председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Крапивинского муниципального района (далее – КУМИ Крапивинского района) <...>, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности <...>,    

УСТАНОВИЛА:

10.10.2012 г. на основании приказа Кемеровского УФАС России № 268 было возбуждено дело № 108/А-17-2012 по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом (далее - КУМИ) Крапивинского района части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

23.01.2013 г. по результатам рассмотрения дела № 108/А-17-2012 комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о признании КУМИ Крапивинского района нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в неразмещении на официальном сайте торгов информации о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Крапивинский район, д. Шевели, ул. Молодежная, 1в, площадью 1848 кв. м., под строительство многоквартирного жилого дома.

Установлено, что постановлением администрации Крапивинского муниципального района от 24.05.2012 № 819 «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков посредством проведения аукциона» председателю КУМИ<...> поручено выступить организатором торгов и в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации подготовить публикацию в средствах массовой информации о проведении торгов.

Согласно пунктам 3.11., 3.25. положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Крапивинского муниципального района Кемеровской области, утв. решением Крапивинского районного Совета народных депутатов от 25.10.2010 г. № 02-342 (далее – Положение), комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Крапивинского муниципального района (далее – комитет) осуществляет функции по подготовке проектов правовых актов администрации Крапивинского муниципального района по предоставлению (закреплению) в установленном порядке земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, юридическим и физическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования и (или) в аренду, а также по продаже земельных участков как физическим, так и юридическим лицам; организует и участвует в проведении торгов по продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков, а также права заключения договоров аренды.

Пунктом 6.1. Положения комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой Крапивинского муниципального района. Председатель Комитета несет персональную ответственность за не выполнение задач, возложенных на Комитет, и осуществление им своих функций.

Следовательно, председатель комитета несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на комитет задач, в том числе за размещение информационного сообщения о проведении торгов в сети «Интернет» и иных средствах массовой информации, что относится к функциям по организации  и проведении торгов.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Действия должностного лица – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Крапивинского муниципального района <...> по неразмещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов», информации о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Крапивинский район,  д.. Шевели, ул. Молодежная, 1в, площадью 1848 кв. м., под строительство многоквартирного жилого дома, создали или могли создать условия для ограничения, устранения, недопущения конкуренции, а именно привели или могли привести к ограничению количества заинтересованных в приобретении указанного земельного участка хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительную деятельность, привлекаемых к участию в торгах, с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи права аренды (наивысшей цены), вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14.03.2013 г. определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было возбуждено дело № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского района <...> по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначена дата составления и подписания протокола (05.04.2013 г. на 11 часов 00 минут). Определение было направлено заказным письмом с уведомлением в адрес <...>.

05.04.2013 г. <...> на процедуру составления и подписания протокола не явилась, защитника не направила. Сведения о надлежащем уведомлении должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского муниципального района<...> о дате, времени и месте процедуры составления и подписания протокола по делу № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении в Кемеровском УФАС России отсутствовали.

Уведомлением от 08.04.2013 г. дата и время составления и подписания протокола по делу № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении были перенесены на 25.04.2013 г. на 15 часов 00 минут. Указанное уведомление было направлено заказным письмом с уведомлением в адрес <...>.

25.04.2013 г. <...> на процедуру составления и подписания протокола не явилась, защитника не направила.

Процедура подписания протокола по делу № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении была перенесена на 13.05.2013 г. на 10 часов 30 минут (уведомление от 29.04.2013 № 11/3451).

13.05.2013 г. должностное лицо – председатель КУМИ Крапивинского муниципального района <...> на процедуру составления и подписания протокола не явилась, защитника не направила. Сведения о надлежащем уведомлении <...> о дате, времени и месте процедуры составления и подписания протокола по делу № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении в Кемеровском УФАС России отсутствовали, в связи с чем 17.05.2013 г. в адрес <...> была направлена телеграмма с указанием даты составления и подписания протокола (27.05.2013 г. на 09 часов 00 минут).

17.05.2013 г. телеграмма была доставлена в адрес должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского муниципального района <...>, указанное должное лицо отказалось принять телеграмму, что подтверждается уведомлением оператора ООО «Телекомсервис».

27.05.2013 г. должностное лицо – председатель КУМИ Крапивинского муниципального района <...> на процедуру составления и подписания протокола не явилась, защитника не направила.

27.05.2013 г. состоялась процедура составления протокола по делу  № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского района <...>, в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, его защитника,.

   Определением от 29.05.2013 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013 рассмотрение данного дела было назначено на 14.06.2013  на 10 часов 00 минут.

В назначенное в определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013 время  <...> не явилась. Сведениями о надлежащем уведомлении <...> о месте, дате и времени рассмотрения дела № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 29.05.2013 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013 рассмотрение данного дела было назначено на 14.06.2013  на 10 часов 00 минут.

14.06.2013 г. на рассмотрение дела об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013 <...> не явилась, защитника не направила. Сведениями о надлежащем уведомлении <...> о месте, дате и времени рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 14.06.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении  № 79/11-АДМ-2013 было назначено на 09.07.2013  на 10 часов 00 минут.

09.07.2013 г. в  назначенное время на рассмотрение дела об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013 <...> не явилась, защитника не направила.  

Сведениями о надлежащем уведомлении <...> о месте, дате и времени рассмотрения дела № 79/11-АДМ-2013 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 09.07.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении  № 79/11-АДМ-2013 было назначено на 12.08.2013  на 16 часов 00 минут.

12.08.2013 г. на рассмотрение дела об административном правонарушении № 79/11-АДМ-2013 <...> не явилась, защитника не направила. Сведениями о надлежащем уведомлении <...> о месте, дате и времени рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 12.08.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении  № 79/11-АДМ-2013 было назначено на 25.09.2013  на 10 часов 00 минут.

25.09.2013 г. <...>, уведомленная надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения данного дела,  на рассмотрение дела об административном правонарушении    № 79/11-АДМ-2013 не явилась, защитника не направила.

Изучив материалы административного дела № 79/11-АДМ-2013, заместитель руководителя Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

Распоряжением Главы Крапивинского района <...> от 21.04.2009 № 31-к <...> с 22.04.2009 г. была переведена на должность муниципальной службы председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Крапивинского района. Данную должность занимает по настоящее время.

24.05.2012 г. администрацией Крапивинского муниципального района было принято постановление о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков посредством проведения аукциона, в том числе находящегося в муниципальной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Крапивинский район, д. Шевели, ул. Молодежная, 1в, под строительство многоквартирного жилого дома. 

Начальный размер арендной платы за земельный участок – 60000 руб. Размер задатка для участия в аукционе – 12000 руб. Шаг аукциона – 3000 руб.

Способ продажи права на заключение договора аренды земельного участка – аукцион, открытый по составу участников и форме подачи предложений.

Председателю КУМИ<...> поручено выступить организатором торгов и в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации подготовить публикацию в средствах массовой информации о проведении торгов.

30.05.2012 г. в районной газете «Тайдонские родники» № 38 было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: д. Шевели, ул. Молодежная, 1в, площадью 1848 кв. м., под строительство многоквартирного жилого дома. Аналогичное информационное сообщение было размещено 29.05.2012 г. на официальном сайте администрации Крапивинского муниципального района www.krapivino.ru.

            По состоянию на 28.06.2012 г. в комитет по управлению муниципальным имуществом Крапивинского района для участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома поступила единственная заявка от ООО «СтройКом».

            28.06.2012 г. на основании протокола заседания аукционной комиссии о рассмотрении поступивших заявок заявка ООО «СтройКом» была допущена к участию в аукционе. Данный аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что заявку подал только один участник, ООО «СтройКом» признано победителем аукциона с последующим заключением договора аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта

При этом пунктом 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 38 Земельного кодекса  Российской  Федерации  порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса  Российской  Федерации установлено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети «Интернет» и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов» сайт www.torgi.gov.ru  определен  в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации, в том  числе о проведении торгов на право заключения договоров по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства, по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, а также торгов на право заключения договоров о развитии застроенной территории.

Исходя из того, что предметом торгов, проводимых комитетом по управлению муниципальным имуществом Крапивинского района, является продажа права на заключение договора аренды земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома, информация о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу Крапивинский район, д. Шевели, ул. Молодежная, 1в, под строительство многоэтажного жилого дома, должна  была размещаться на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

В нарушение пункта 5 статьи 38, пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении названных торгов не было размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

Отсутствие информации об указанных торгах на едином официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов», ограничило или могло ограничить возможность хозяйствующих субъектов получить информацию об аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в целях строительства многоэтажного жилого дома, а также ограничило (могло ограничить) равный доступ к участию в данных торгах потенциальных участников аукциона, и привело или могло  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке осуществления строительной деятельности.

Действия должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского района <...>, а именно: неразмещение информационного сообщения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под строительство жилого дома на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов», вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и влечет наложение административного взыскания, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, должностное лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В данном случае у должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского района <...>, имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации указанным должностным лицом предпринято не было.

Должностное лицо – председатель КУМИ Крапивинского района <...> документально не подтвердила наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что ей были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению положений законодательства Российской Федерации.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее,  предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия  (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (статья 2.2  КоАП РФ).

Действия должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского района <...>, следует признать виновными, совершенными по неосторожности.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), не установлено.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч рублей  до тридцати тысяч рублей.

Оценивая собранные по делу доказательства, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину должностного лица – председателя КУМИ Крапивинского района<...> доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как действия, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции, а именно к ограничению количества заинтересованных в приобретении указанного земельного участка хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительную деятельность, привлекаемых к участию в торгах, с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены), и назначает административное наказание <...> в пределах санкции, определенной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Негативные последствия действий <...> выразились в возможности ограничения хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительную деятельность в приобретении земельного участка, необоснованном препятствовании осуществлению деятельности потенциальным арендаторам земельного участка, расположенного по адресу: д. Шевели, ул. Молодежная, 1в, площадью 1848 кв. м.,  что, безусловно, является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям, регулируемым законодательством Российской Федерации.

Доказательств исключительности случая вменяемого <...> административного правонарушения представлено не было. 

Таким образом, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области 

ПОСТАНОВИЛА:

 

            1. <...> признать виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

2. Наложить на <...> административный штраф в размере 15 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

 

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово

БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 0000 140

ОКАТО: 32401000000

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 79/11-АДМ-2013.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.