Занятие каждого своим делом – залог соблюдения антимонопольного законодательства

Кемеровское УФАС России осуществляет контроль за наделением хозяйствующих субъектов функциями органов власти субъекта РФ или органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) на рынке ритуальных услуг


 

Осуществление организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функции, включающей полномочия по предоставлению (отводу) бесплатного участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах относится к полномочиям ОМСУ. Осуществление данных функций хозяйствующими субъектами является нарушением антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган в рамках своих полномочий выявляет подобные нарушения и своевременно реагирует на них.

Например, Кемеровское УФАС России в 2022-2023 годах выдало предупреждения Управлениям жилищно-коммунальных хозяйств двух городских округов о принятии мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, а именно статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в целях пресечения действий (бездействия), которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Расскажем подробнее.

В первом случае муниципальные кладбища Киселевского ГО находятся в ведении УЖКХ округа. Специалисты ведомства установили, что УЖКХ округа, являясь заказчиком, заключило договор с исполнителем на основании 44-ФЗ, лицом, которое намеренно получить доход с указанной деятельности, на возмездное оказание услуг, а именно: заказчик поручил регистрировать каждое погребение в книге регистрации захоронений, отводить земельные участки для погребения умершего, выдавать паспорта захоронений.

Когда УЖКХ округа заключило договор возмездного оказания услуг, оно наделило исполнителя властно-распорядительными и организационными полномочиями органа местного самоуправления.

В связи с выявленными признаками нарушения антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России выдало УЖКХ Киселевского ГО соответствующее предупреждение.

Во втором случае антимонопольный орган установил нарушение, подобное первому. УЖКХ Березовского ГО наделило муниципальное унитарное предприятие аналогичными функциями администратора кладбищ, как и в случае с Киселевским ГО. Напомним, что указанные действия являются полномочиями органов местного самоуправления и вступают в противоречия с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, предоставление органами местного самоуправления в ведение хозяйствующих субъектов общественных кладбищ без проведения соответствующих конкурентных процедур может привести к ограничению, устранению конкуренции в рассматриваемых ситуациях – на рынке ритуальных услуг.