18 июля 2011 года состоялось расширенное заседание Общественно-консультативного Совета при Кемеровском УФАС России с участием Кузбасской торгово-промышленной палаты (далее по тексту КТПП)

 В работе Общественно-консультативного Совета при Кемеровском УФАС России (далее по тексту – ОКС при Кемеровском УФАС России) приняли участие: вице-президент КТПП; сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области; члены ОКС при Кемеровском УФАС России; члены КТПП.

 

В повестку дня были включены вопросы, касающиеся состояния конкурентной среды на рынках услуг водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и купле-продаже электрической энергии в Кемеровской области, а также была дана оценка результатов исследования рынка розничной торговли лекарственными средствами в разрезе муниципальных образований Кемеровской области.

По первому вопросу о состоянии конкурентной среды на рынках теплоснабжения и купле-продаже электрической энергии в Кемеровской области доложила начальник отдела топливно-энергетического комплекса – Давыдова Анна.

«По итогам проведенного анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Кемеровской области наметилась положительная динамика в формировании конкурентных отношений на рынках электрической энергии, в частности в связи с выходом на розничные рынки новых независимых энергосбытовых компаний», - отметила Анна Давыдова.

Согласно данным проведенного анализа, на локальном рынке розничной купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) на территории Кемеровской области в границах зон деятельности ОАО «Кузбассэнергосбыт» в 2010 году осуществляли деятельность 16 хозяйствующих субъектов, в том числе сам гарантирующий поставщик. Рассматриваемый локальный рынок электроэнергии (мощности) в Кемеровской области по состоянию на 01.01.2011г. является высококонцентрированным, с низким уровнем развития конкуренции. Более 70% доли рынка электрической энергии (мощности) приходится на следующих хозяйствующих субъектов:

- группа лиц ОАО «Мечел» - 52,5% в составе гарантирующего поставщика №1 ОАО «Кузбассэнергосбыт» (в том числе агенты: ООО «Кузбасская электросбытовая компания», ООО «Энергосбытовая компания», ЗАО «Мысковская АПЭС») и ООО «Мечел-Энерго»;

- ЗАО «Сибэнерготрейд» - 16%;

- филиал ООО «Русэнергосбыт» - 6,9%.

На втором локальном рынке розничной купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) ООО «Металлэнергофинанс» занимает 100% долю, что свидетельствует о высоком уровне экономической концентрации данного рынка.

Оценку состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения и водоотведения дала начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи -  Людмила Ланцман.

Согласно ретроспективному анализу состояния конкурентной среды, как отметила Людмила Ланцман, в период с 2009 по 2010 годы рынки услуг водоснабжения и водоотведения во всех крупных городах области являются стабильно высоко концентрированными с неразвитой конкуренцией, при незначительной слабовыраженной тенденции к демонополизации лишь в нескольких городах.

Следует отметить, что в ряде городов, таких как Белово, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Прокопьевск наблюдается абсолютная монополия, то есть единственный хозяйствующий субъект, оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с долей соответственно 100 % (Белово: ООО «Водоснабжение», Ленинск-Кузнецкий: ООО «Водоканал», Междуреченск: МУП «Водоканал», Прокопьевск: ОАО ПО «Водоканал»).

О результатах исследования рынка розничной торговли лекарственными средствами в разрезе муниципальных образований Кемеровской области участникам расширенного заседания доложила  начальник отдела социальной сферы и финансовых рынков – Кондратьева Светлана.

Так, на момент проведения последнего  мониторинга розничных цен на лекарственные средства среди хозяйствующих субъектов (за 1 квартал 2011года), занимающих доминирующее положение на вышеуказанном рынке в муниципальных образованиях Кемеровской области в регионе на исследуемые лекарственные средства были установлены предельные розничные надбавки в размере 15%, 25% и 30%  к фактическим отпускным ценам производителей в зависимости от стоимости лекарственных средств. Что не превышает предельных размеров  розничных надбавок, установленных в Кемеровской области на лекарственные препараты.

Анализ изменения оптовых и розничных цен на лекарственные препараты показал, что в каждом аптечном учреждении, участвующем в мониторинге произошло изменение (рост) оптовых и розничных цен на лекарственные препараты. При этом практически во всех аптечных учреждениях вышеуказанное превышение произошло в основном по лекарственным средствам, которые не вошли в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Активное участие в обсуждении данных вопросов приняли представители бизнес-сообществ. Актуальность и острота затронутых проблем позволили вести участникам заседания конструктивный диалог о поисках путей их решения. В частности, ими были озвучены конкретные предложения:

1)  Внести рекомендации в стандарты раскрытия информации о необходимости обязательного указания из чего конкретно складывается  себестоимость отпускаемой энергии,  при рассмотрении вопроса потребления любого типа энергоресурсов.

2) Составить рекомендации главам муниципалитетов, о том, чтобы в принимаемом бюджете было чётко прописано – сколько денежных средств  отводится на приобретение приборов учёта для предприятий и организаций бюджетной сферы.

Все предложения и рекомендации от руководителей предприятий – членов Кузбасской ТПП, прозвучавшие на заседании Общественно-консультативного совета при Кемеровском УФАС России, будут направлены в Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы.