Кемеровское УФАС России о незыблемых постулатах антимонопольного законодательства

21 декабря 2011 года в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Сибирь» c участием руководителя Кемеровского УФАС России Натальи Кухарской, заместителя руководителя Светланы Стельмах, начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы Людмилы Ланцман состоялась пресс-конференция, посвященная «третьему антимонопольному пакету».

С докладом выступила руководитель управления Наталья Кухарская, в котором подробно изложила изменения, вносимые в Федеральные законы «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях», в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в статью 178 Уголовного кодекса РФ.

После завершения выступления руководителя между участниками пресс-конференции состоялся активный диалог, насыщенный каверзными вопросами журналистов и достойными ответами руководства управления.

Жаркая дискуссия разгорелась при обсуждении вопроса о том, каким станет антимонопольное законодательство с учетом внесенных изменений в систему инструментов антимонопольного реагирования и карательных санкций. Не приведет ли это к тому, что закон станет менее строгим и более лояльным по отношению к нарушителям антимонопольного законодательства?

Отвечая на данный вопрос, Наталья Кухарская отметила, что «третий антимонопольный пакет законов не смягчает и не ужесточает нормы законодательства, а делает его справедливее. За нарушения, последствия которых наносят существенный урон развитию свободной конкуренции, рыночных отношений и экономике в масштабах государства, предусмотрена серьезная ответственность, соизмеримая значительному размеру денежного эквивалента (от 7,5 % выручки). За нарушения, которые не связаны с ограничением конкуренции, такие, как например, отказ электросбытовых компаний от технологического присоединения к электрическим сетям объектов непромышленного использования, санкции будут выражены в фиксированной сумме. Ведь уплата штрафа за несколько подобных нарушений, не приводящих к ограничению конкуренции, но довольно часто совершаемых хозяйствующими субъектами по тем или иным причинам, в соответствии с ныне действующим размером административного штрафа (до введения «третьего антимонопольного пакета»), может привести к разорению данного субъекта и к его окончательному уходу с рынка, что способствует еще большей монополизации рынка. А это полностью противоречит целям и задачам антимонопольной службы».

Можно ли спрогнозировать количество частных исков, предъявляемых в судебном порядке лицами, пострадавшими от действий монополиста, к концу 2012 года? И что вообще даст прямое указание в антимонопольном законодательстве на наличие данного права у граждан?

«Давать сейчас какие-либо прогнозы по реализации на практике положений нового закона, тем более на ближайший год, очень сложно»,- отметила Наталья Евгеньевна. «Вероятно, немало времени потребуется для изменения общественного сознания российского народа, чтобы граждане России поняли и, главное, захотели в суде отстаивать и восстанавливать свои права, нарушенные в результате неправомерных действий монополистов, а именно: право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного имуществу. К сожалению, в этом отношении российское общество еще пока далеко от зарубежного, в котором институт такой адвокатской деятельности довольно хорошо развит».

В ходе беседы прозвучал вопрос о том, зачем усложнять и без того «не безхитростный» язык антимонопольного законодательства введением нового понятия «картель», имеющее иноязычное происхождение, к тому же в законе уже прописаны близкие ему по значению такие понятия, как «соглашение» и «согласованные действия»?

Размышляя об оправданной необходимости введения понятия «картель», можно с уверенностью сказать одно, что главная цель реформирования антимонопольного законодательства – это придание ему более совершенной формы, с внедрением лучшей антимонопольной практики зарубежных коллег и приведение в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами.

В ходе беседы журналистами было сделано несколько дерзкое замечание по поводу введения новых инструментов антимонопольного реагирования. Суть данного замечания заключалось в том, что переход антимонопольного органа к выдаче предостережения и предупреждения хозяйствующему субъекту, действия которого содержат или могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, может привести к снижению суммы наложенных штрафов, что отразиться и на общих показателях деятельности антимонопольной службы по итогам работы за год.

В ответ на данное замечание руководитель управления отметила, что антимонопольная служба не ставит и никогда не ставила перед собой задачу быть карательным органом. «Наша миссия – обеспечить свободу конкуренции и эффективную защиту предпринимательства ради будущего нашей страны».

Состоявшаяся пресс-конференция оставила хорошее впечатление у всех участников. В горячих дискуссиях о реформировании антимонопольного законодательства, сотрудникам Кемеровского УФАС России удалось донести главную информацию о незыблемых постулатах деятельности антимонопольной службы.

Дополнительно можно отметить, что принятие «третьего антимонопольного пакета» законов вызвало большой интерес со стороны региональных органов власти. В адрес управления уже поступили просьбы от Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово провести совещание с представителями органов власти и юристами городской администрации.