Решение по делу № 55/А-10-2013 в отношении ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк»

Номер дела: № 55/А-10-2013
Дата публикации: 14 октября 2013, 10:26

РЕШЕНИЕ

по делу № 55/А-10-2013

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2013 г.                 г. Кемерово                                                                  

Решение в полном объеме изготовлено «14» октября 2013 г. 

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Наталья Евгеньевна – руководитель управления;

Члены Комиссии:                  

Стельмах Светлана Владимировна – заместитель руководителя управления;

 

Клостер Елена Александровна – заместитель руководителя управления;

 

Кондратьева Светлана Владимировна – начальник отдела социальной сферы и финансовых рынков;

 

Лугинина Светлана Сергеевна – начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Центрального банка по Кемеровской области;

 

Алешкина Ольга Васильевна – начальник управления по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций Главного управления Центрального банка по Кемеровской области

         при участии:

         <…> – начальника управления договорно-правовой работы ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № 10-91 от 06.06.2013 года);

         <…> – начальника отдела экономического анализа ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № 10-99 от 17.06.2013),

         рассмотрев дело № 55/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (<…>) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка, результатом которого является ущемление интересов физических лиц,  

УСТАНОВИЛА:

              

14.11.2012 года в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление гражданина <…> о наличии в действиях ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, что является ущемлением интересов заявителя, так как он вынужден оплачивать перевод денежных средств за жилищно-коммунальные услуги по более высокому тарифу 2,4%, вместо 0,5% от суммы принятого платежа.

  27.05.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 55/А-10-2013 по признакам нарушения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка, результатом которого является ущемление интересов физических лиц.

 Определением от 03.06.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.06.2013 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» и <…> заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         13.06.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  <…> о рассмотрении дела № 55/А-10-2013 в его отсутствие.

         Ходатайство <…> было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

        19.06.2013 на рассмотрение дела № 55/А-10-2013 явились представители ответчика ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» по доверенности <…>, <…> и <…>.

         19.06.2013 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

         Определением от 19.06.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.09.2013 г. на 13 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 316. Копии определения были направлены ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» и <…> заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         15.08.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <…> о рассмотрении дела № 55/А-10-2013 в его отсутствие.

Ходатайство <…> было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

         02.09.2013Г. уведомлением о назначении времени и места рассмотрения дела № 55/А-10-2013 рассмотрение данного дела было назначено на 30.09.2013 г.  на 13 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, зал заседаний. Копии уведомления были направлены <…> и ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         Определением от 03.09.2013 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2013 был  продлен до 03.12.2013 г. Копии определения были направлены <…> и ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         30.09.2013г. на рассмотрение дела № 55/А-10-2013 явились представители ответчика ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» по доверенности <…> и <…>.

         На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2013 представитель ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» <…> заявила, что ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» не согласен с тем, что своими действиями нарушило антимонопольное законодательство. В подтверждение своей позиции представитель ответчика привела следующие основания.

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» осуществляет перевод денежных средств по поручению физических лиц в оплату различного рода услуг, в том числе жилищно-коммунальных услуг. Тарифы за осуществление перевода устанавливаются в зависимости от востребования услуги (включая способ оплаты), объема и характера издержек, общей политики банка в области развития форм обслуживания, а также конкуренции в банковском секторе.

        Установление различных тарифов при разных способах оплаты с целью осуществления перевода денежных средств связаны с разным уровнем удобства для клиента, различными издержками и техническими возможностями реализации каждого способа оплаты (без открытия банковского счета, через Систему «Город»).

Кроме того, представитель ответчика указывает на то, что в материалах дела отсутствуют сведения, указывающие на тот факт, что результатом действий Банка по предоставлению данной услуги, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Банк предоставляет плательщикам на выбор произвести перевод денежных средств различными способами, а именно:

- перечисление по поручению клиента со счета, открытого на его имя в банке;

- перечисление по поручению клиента без открытия счета;

- оплата услуг с использованием Системы «Город» в кассе банка либо в устройствах самообслуживания;

- с текущего счета клиента с использованием системы Клиент-банк через интернет.

         Изучив материалы дела, пояснения представителей ответчика, Комиссия  установила следующее:

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» в 2012 году были установлены разные тарифы за банковскую операцию по переводу денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка в зависимости от способа перевода денежных средств (без открытия банковского счета, либо через Систему «Город»). Услуги кредитных организаций не подлежат государственному регулированию,  методика определения тарифов для кредитных организаций отсутствует, в связи с чем банк вправе самостоятельно устанавливать тарифы по каждой банковской операции. Размеры тарифов на услуги, предоставляемые ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» утверждены протоколом от 22.08.2012г. б/н Председателем Правления ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк».

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» представлен перечень тарифов, действующих в банке для физических лиц при осуществлении перевода денежных средств за услуги, которые представлены в таблице № 1:

Таблица № 1

Наименование услуги банка

Размер тарифа

1. Перечисление с текущего счета физического лица внутри банка в рублях РФ:

- на счет организации за жилищно-коммунальные услуги;

0,5% от суммы

(мин. 20 руб., макс. 500 руб.)

2. Переводы физических лиц без открытия счета и посредством карт платежных систем, с использованием системы СУСКП (Системы учета и сбора платежей):

- при оплате в кассах банка и его агентов;

2,4% от суммы принятого перевода денежных средств, подлежащих перечислению поставщику услуг

- при оплате в устройствах самообслуживания банка и его агентов наличными денежными средствами за жилищно-коммунальные услуги.

1,5% от суммы принятого перевода денежных средств, подлежащих перечислению поставщику услуг

        

         Из данных, представленных в таблице № 1, следует, что при осуществлении разными способами перевода денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» в 2012 году были установлены разные тарифы на одну и ту же услугу в зависимости от того, осуществлялся ли перевод денежных средств без открытия банковского счета либо через Систему «Город».

         Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

         Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

         Согласно пункту 1 Условий признания доминирующего положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007               № 409 (далее – Условия), доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

         С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

         - доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

         - доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 409 (далее – Правила), банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

         В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) является банковской операцией.

         В целях определения наличия (отсутствия) доминирующего положения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» Кемеровским УФАС России был проведен анализ рынка услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка за 2011 год и 11 месяцев 2012 года.

         По результатам анализа рынка услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка, Кемеровским УФАС России установлено, что ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» на данном рынке занимает доминирующее положение с долей более 20%. Данный аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка приобщен к материалам дела № 55/А-10-2013.

         Заявитель (<…>) проживает в доме, который обслуживается ООО «Управляющая компания «Шайба». Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован Регламент по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения (далее – Регламент), подписанный ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ООО «Управляющая Компания «Шайба» с использованием Системы учета и сбора платежей (далее – Система «Город») от 25.11.2009г. № 08-1579, который действует в настоящее время.

         Согласно пункту 1.1 Регламента банк осуществляет прием и перечисление платежей от населения в пользу Получателя средств в порядке, установленном в Регламенте.

         В соответствии с пунктом 2.7. Регламента банк ежедневно подготавливает для расчетной организации (ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей») клиента данные оперативного учета поступивших денежных средств от плательщиков в виде электронных реестров.

         При оплате физическими лицами жилищно-коммунальных услуг через Систему «Город» данные об оплате автоматически передаются в ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» (далее - ООО «ГЦРКП»). В случае перечисления  физическими лицами платежей за жилищно-коммунальные услуги без открытия банковского счета ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» перечисляет сведения о платежах, поступивших от населения, на расчетный счет ООО «Управляющая компания «Шайба». ООО «Управляющая компания «Шайба» должна передавать сведения о платежах в ООО «ГЦРКП», так как в данном случае у банка отсутствует обязанность передавать информацию о принятых платежах в расчетный центр.

         Кемеровским УФАС России проанализирован агентский договор № А-032/11 от 16.12.2010г. (далее – Агентский договор),  заключенный между ООО «ГЦРКП» и ООО «Управляющая Компания «Шайба».

         Согласно пункту 1.1 Агентского договора ООО «ГЦРКП» осуществляет начисление и учет платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения. 

         Пунктом 2.2.5. Агентского договора предусмотрена обязанность ООО «Управляющая компания «Шайба» оперативно и заблаговременно передавать ООО «ГЦРКП» информацию о суммах начислений за оказанные услуги населению.

         В связи с тем, что ООО «Управляющая компания «Шайба» не передает данные об оплате в ООО «ГЦРКП», у плательщиков (физических лиц) образуется задолженность перед поставщиком жилищно-коммунальных услуг.

         Для исключения задолженности за жилищно-коммунальные услуги перед поставщиком услуг физические лица вынуждены оплачивать услуги через Систему «Город» с размером взимаемой комиссии 2,4%, вместо 0,5%. Тариф по переводу денежных средств по Системе «Город» превышает тариф по переводу денежных средств без открытия банковского счета почти в 5 раз.

         Согласно письменным пояснениям ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (от 14.06.2013 № 10-3643) банк предоставляет плательщикам право выбора способа осуществления перевода денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, а именно:

         - перечисление по поручению клиента со счета, открытого на его имя в банке;

         - перечисление по поручению (заявлению) плательщика без открытия счета;

         - оплата услуг с использованием Системы «Город» в кассе банка либо в устройствах самообслуживания (УСО);

         - с текущего счета клиента с использованием системы Клиент-банк через интернет.

         Кемеровским УФАС России были проанализированы сведения о расходах Банка по переводу денежных средств по поручению физических лиц через Систему «Город» и расходы по перечислению денежных средств  по поручению плательщика без открытия банковского счета, в результате чего было установлено, что расходы по переводу денежных средств через Систему «Город» имеют иную структуру и превышают расходы, связанные с перечислением денежных средств без открытия банковского счета в 20 раз.

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» представлено в Комиссию экономическое обоснование установления различных тарифов на услугу по переводу денежных средств по поручению физических лиц разными способами (через Систему «Город» и без открытия банковского счета). Различные тарифы при разных способах оплаты с целью осуществления перевода денежных средств связаны с разным уровнем удобства для клиента, различными издержками и техническими аспектами реализации тех или иных способов. Например, при переводе денежных средств за жилищно-коммунальные услуги без открытия банковского счета, тариф взимается 0,5% от суммы принятого платежа. В данном случае клиент самостоятельно заполняет заявление с реквизитами организации получателя платежа, что представляет определенные трудности для клиента. Тариф при оплате услуг через Систему «Город» составляет 2,4% от суммы принятого платежа.  Более высокий тариф связан с тем, что платеж по Системе «Город» более удобен для клиента, так как позволяет без заполнения лишних документов сразу оплатить все необходимые услуги и получить одну квитанцию (чек) по оплате. Однако, реализация способа оплаты жилищно-коммунальных услуг с использованием Системы «Город» требует от банка дополнительных инвестиционных и текущих затрат на развитие инфраструктуры.

         Установление ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» разных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через Систему «Город» и без открытия банковского счета являются экономически обоснованным.

Таким образом, в действиях ОАО КБ «Кузецкбизнесбанк» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом  не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка.

Согласно статье 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ                 «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

         Прекратить производство по делу № 55/А-10-2013 в связи с отсутствием нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях     ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (<…>).          

 

 

Председатель Комиссии                                                                     Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии                                                                                С.В. Стельмах

                                                                                                              Е.А. Клостер

                                                                                                              С.В. Кондратьева

                                                                                                              С.С. Лугинина

                                                                                                              О.В. Алешкина

 

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

stdClass Object ( [vid] => 12700 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 55/А-10-2013 в отношении ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12700 [type] => solution [language] => ru [created] => 1381721251 [changed] => 1381721344 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1381721344 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 55/А-10-2013

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2013 г.                 г. Кемерово                                                                  

Решение в полном объеме изготовлено «14» октября 2013 г. 

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Наталья Евгеньевна – руководитель управления;

Члены Комиссии:                  

Стельмах Светлана Владимировна – заместитель руководителя управления;

 

Клостер Елена Александровна – заместитель руководителя управления;

 

Кондратьева Светлана Владимировна – начальник отдела социальной сферы и финансовых рынков;

 

Лугинина Светлана Сергеевна – начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Центрального банка по Кемеровской области;

 

Алешкина Ольга Васильевна – начальник управления по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций Главного управления Центрального банка по Кемеровской области

         при участии:

         <…> – начальника управления договорно-правовой работы ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № 10-91 от 06.06.2013 года);

         <…> – начальника отдела экономического анализа ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № 10-99 от 17.06.2013),

         рассмотрев дело № 55/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (<…>) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка, результатом которого является ущемление интересов физических лиц,  

УСТАНОВИЛА:

              

14.11.2012 года в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление гражданина <…> о наличии в действиях ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, что является ущемлением интересов заявителя, так как он вынужден оплачивать перевод денежных средств за жилищно-коммунальные услуги по более высокому тарифу 2,4%, вместо 0,5% от суммы принятого платежа.

  27.05.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 55/А-10-2013 по признакам нарушения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка, результатом которого является ущемление интересов физических лиц.

 Определением от 03.06.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.06.2013 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» и <…> заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         13.06.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  <…> о рассмотрении дела № 55/А-10-2013 в его отсутствие.

         Ходатайство <…> было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

        19.06.2013 на рассмотрение дела № 55/А-10-2013 явились представители ответчика ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» по доверенности <…>, <…> и <…>.

         19.06.2013 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

         Определением от 19.06.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.09.2013 г. на 13 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 316. Копии определения были направлены ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» и <…> заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         15.08.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <…> о рассмотрении дела № 55/А-10-2013 в его отсутствие.

Ходатайство <…> было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

         02.09.2013Г. уведомлением о назначении времени и места рассмотрения дела № 55/А-10-2013 рассмотрение данного дела было назначено на 30.09.2013 г.  на 13 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, зал заседаний. Копии уведомления были направлены <…> и ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         Определением от 03.09.2013 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2013 был  продлен до 03.12.2013 г. Копии определения были направлены <…> и ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         30.09.2013г. на рассмотрение дела № 55/А-10-2013 явились представители ответчика ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» по доверенности <…> и <…>.

         На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2013 представитель ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» <…> заявила, что ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» не согласен с тем, что своими действиями нарушило антимонопольное законодательство. В подтверждение своей позиции представитель ответчика привела следующие основания.

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» осуществляет перевод денежных средств по поручению физических лиц в оплату различного рода услуг, в том числе жилищно-коммунальных услуг. Тарифы за осуществление перевода устанавливаются в зависимости от востребования услуги (включая способ оплаты), объема и характера издержек, общей политики банка в области развития форм обслуживания, а также конкуренции в банковском секторе.

        Установление различных тарифов при разных способах оплаты с целью осуществления перевода денежных средств связаны с разным уровнем удобства для клиента, различными издержками и техническими возможностями реализации каждого способа оплаты (без открытия банковского счета, через Систему «Город»).

Кроме того, представитель ответчика указывает на то, что в материалах дела отсутствуют сведения, указывающие на тот факт, что результатом действий Банка по предоставлению данной услуги, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Банк предоставляет плательщикам на выбор произвести перевод денежных средств различными способами, а именно:

- перечисление по поручению клиента со счета, открытого на его имя в банке;

- перечисление по поручению клиента без открытия счета;

- оплата услуг с использованием Системы «Город» в кассе банка либо в устройствах самообслуживания;

- с текущего счета клиента с использованием системы Клиент-банк через интернет.

         Изучив материалы дела, пояснения представителей ответчика, Комиссия  установила следующее:

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» в 2012 году были установлены разные тарифы за банковскую операцию по переводу денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка в зависимости от способа перевода денежных средств (без открытия банковского счета, либо через Систему «Город»). Услуги кредитных организаций не подлежат государственному регулированию,  методика определения тарифов для кредитных организаций отсутствует, в связи с чем банк вправе самостоятельно устанавливать тарифы по каждой банковской операции. Размеры тарифов на услуги, предоставляемые ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» утверждены протоколом от 22.08.2012г. б/н Председателем Правления ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк».

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» представлен перечень тарифов, действующих в банке для физических лиц при осуществлении перевода денежных средств за услуги, которые представлены в таблице № 1:

Таблица № 1

Наименование услуги банка

Размер тарифа

1. Перечисление с текущего счета физического лица внутри банка в рублях РФ:

- на счет организации за жилищно-коммунальные услуги;

0,5% от суммы

(мин. 20 руб., макс. 500 руб.)

2. Переводы физических лиц без открытия счета и посредством карт платежных систем, с использованием системы СУСКП (Системы учета и сбора платежей):

- при оплате в кассах банка и его агентов;

2,4% от суммы принятого перевода денежных средств, подлежащих перечислению поставщику услуг

- при оплате в устройствах самообслуживания банка и его агентов наличными денежными средствами за жилищно-коммунальные услуги.

1,5% от суммы принятого перевода денежных средств, подлежащих перечислению поставщику услуг

        

         Из данных, представленных в таблице № 1, следует, что при осуществлении разными способами перевода денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» в 2012 году были установлены разные тарифы на одну и ту же услугу в зависимости от того, осуществлялся ли перевод денежных средств без открытия банковского счета либо через Систему «Город».

         Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

         Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

         Согласно пункту 1 Условий признания доминирующего положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007               № 409 (далее – Условия), доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

         С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

         - доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

         - доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 409 (далее – Правила), банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

         В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) является банковской операцией.

         В целях определения наличия (отсутствия) доминирующего положения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» Кемеровским УФАС России был проведен анализ рынка услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка за 2011 год и 11 месяцев 2012 года.

         По результатам анализа рынка услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка, Кемеровским УФАС России установлено, что ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» на данном рынке занимает доминирующее положение с долей более 20%. Данный аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка приобщен к материалам дела № 55/А-10-2013.

         Заявитель (<…>) проживает в доме, который обслуживается ООО «Управляющая компания «Шайба». Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован Регламент по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения (далее – Регламент), подписанный ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ООО «Управляющая Компания «Шайба» с использованием Системы учета и сбора платежей (далее – Система «Город») от 25.11.2009г. № 08-1579, который действует в настоящее время.

         Согласно пункту 1.1 Регламента банк осуществляет прием и перечисление платежей от населения в пользу Получателя средств в порядке, установленном в Регламенте.

         В соответствии с пунктом 2.7. Регламента банк ежедневно подготавливает для расчетной организации (ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей») клиента данные оперативного учета поступивших денежных средств от плательщиков в виде электронных реестров.

         При оплате физическими лицами жилищно-коммунальных услуг через Систему «Город» данные об оплате автоматически передаются в ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» (далее - ООО «ГЦРКП»). В случае перечисления  физическими лицами платежей за жилищно-коммунальные услуги без открытия банковского счета ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» перечисляет сведения о платежах, поступивших от населения, на расчетный счет ООО «Управляющая компания «Шайба». ООО «Управляющая компания «Шайба» должна передавать сведения о платежах в ООО «ГЦРКП», так как в данном случае у банка отсутствует обязанность передавать информацию о принятых платежах в расчетный центр.

         Кемеровским УФАС России проанализирован агентский договор № А-032/11 от 16.12.2010г. (далее – Агентский договор),  заключенный между ООО «ГЦРКП» и ООО «Управляющая Компания «Шайба».

         Согласно пункту 1.1 Агентского договора ООО «ГЦРКП» осуществляет начисление и учет платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения. 

         Пунктом 2.2.5. Агентского договора предусмотрена обязанность ООО «Управляющая компания «Шайба» оперативно и заблаговременно передавать ООО «ГЦРКП» информацию о суммах начислений за оказанные услуги населению.

         В связи с тем, что ООО «Управляющая компания «Шайба» не передает данные об оплате в ООО «ГЦРКП», у плательщиков (физических лиц) образуется задолженность перед поставщиком жилищно-коммунальных услуг.

         Для исключения задолженности за жилищно-коммунальные услуги перед поставщиком услуг физические лица вынуждены оплачивать услуги через Систему «Город» с размером взимаемой комиссии 2,4%, вместо 0,5%. Тариф по переводу денежных средств по Системе «Город» превышает тариф по переводу денежных средств без открытия банковского счета почти в 5 раз.

         Согласно письменным пояснениям ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (от 14.06.2013 № 10-3643) банк предоставляет плательщикам право выбора способа осуществления перевода денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, а именно:

         - перечисление по поручению клиента со счета, открытого на его имя в банке;

         - перечисление по поручению (заявлению) плательщика без открытия счета;

         - оплата услуг с использованием Системы «Город» в кассе банка либо в устройствах самообслуживания (УСО);

         - с текущего счета клиента с использованием системы Клиент-банк через интернет.

         Кемеровским УФАС России были проанализированы сведения о расходах Банка по переводу денежных средств по поручению физических лиц через Систему «Город» и расходы по перечислению денежных средств  по поручению плательщика без открытия банковского счета, в результате чего было установлено, что расходы по переводу денежных средств через Систему «Город» имеют иную структуру и превышают расходы, связанные с перечислением денежных средств без открытия банковского счета в 20 раз.

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» представлено в Комиссию экономическое обоснование установления различных тарифов на услугу по переводу денежных средств по поручению физических лиц разными способами (через Систему «Город» и без открытия банковского счета). Различные тарифы при разных способах оплаты с целью осуществления перевода денежных средств связаны с разным уровнем удобства для клиента, различными издержками и техническими аспектами реализации тех или иных способов. Например, при переводе денежных средств за жилищно-коммунальные услуги без открытия банковского счета, тариф взимается 0,5% от суммы принятого платежа. В данном случае клиент самостоятельно заполняет заявление с реквизитами организации получателя платежа, что представляет определенные трудности для клиента. Тариф при оплате услуг через Систему «Город» составляет 2,4% от суммы принятого платежа.  Более высокий тариф связан с тем, что платеж по Системе «Город» более удобен для клиента, так как позволяет без заполнения лишних документов сразу оплатить все необходимые услуги и получить одну квитанцию (чек) по оплате. Однако, реализация способа оплаты жилищно-коммунальных услуг с использованием Системы «Город» требует от банка дополнительных инвестиционных и текущих затрат на развитие инфраструктуры.

         Установление ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» разных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через Систему «Город» и без открытия банковского счета являются экономически обоснованным.

Таким образом, в действиях ОАО КБ «Кузецкбизнесбанк» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом  не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка.

Согласно статье 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ                 «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

         Прекратить производство по делу № 55/А-10-2013 в связи с отсутствием нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях     ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (<…>).          

 

 

Председатель Комиссии                                                                     Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии                                                                                С.В. Стельмах

                                                                                                              Е.А. Клостер

                                                                                                              С.В. Кондратьева

                                                                                                              С.С. Лугинина

                                                                                                              О.В. Алешкина

 

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 55/А-10-2013

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2013 г.                 г. Кемерово                                                                  

Решение в полном объеме изготовлено «14» октября 2013 г. 

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Наталья Евгеньевна – руководитель управления;

Члены Комиссии:                  

Стельмах Светлана Владимировна – заместитель руководителя управления;

 

Клостер Елена Александровна – заместитель руководителя управления;

 

Кондратьева Светлана Владимировна – начальник отдела социальной сферы и финансовых рынков;

 

Лугинина Светлана Сергеевна – начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Центрального банка по Кемеровской области;

 

Алешкина Ольга Васильевна – начальник управления по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций Главного управления Центрального банка по Кемеровской области

         при участии:

         <…> – начальника управления договорно-правовой работы ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № 10-91 от 06.06.2013 года);

         <…> – начальника отдела экономического анализа ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № 10-99 от 17.06.2013),

         рассмотрев дело № 55/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (<…>) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка, результатом которого является ущемление интересов физических лиц,  

УСТАНОВИЛА:

              

14.11.2012 года в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление гражданина <…> о наличии в действиях ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, что является ущемлением интересов заявителя, так как он вынужден оплачивать перевод денежных средств за жилищно-коммунальные услуги по более высокому тарифу 2,4%, вместо 0,5% от суммы принятого платежа.

  27.05.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 55/А-10-2013 по признакам нарушения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка, результатом которого является ущемление интересов физических лиц.

 Определением от 03.06.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.06.2013 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» и <…> заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         13.06.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  <…> о рассмотрении дела № 55/А-10-2013 в его отсутствие.

         Ходатайство <…> было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

        19.06.2013 на рассмотрение дела № 55/А-10-2013 явились представители ответчика ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» по доверенности <…>, <…> и <…>.

         19.06.2013 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

         Определением от 19.06.2013 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.09.2013 г. на 13 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 316. Копии определения были направлены ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» и <…> заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         15.08.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <…> о рассмотрении дела № 55/А-10-2013 в его отсутствие.

Ходатайство <…> было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

         02.09.2013Г. уведомлением о назначении времени и места рассмотрения дела № 55/А-10-2013 рассмотрение данного дела было назначено на 30.09.2013 г.  на 13 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, зал заседаний. Копии уведомления были направлены <…> и ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         Определением от 03.09.2013 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2013 был  продлен до 03.12.2013 г. Копии определения были направлены <…> и ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» заказными письмами с уведомлениями о вручении.

         30.09.2013г. на рассмотрение дела № 55/А-10-2013 явились представители ответчика ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» по доверенности <…> и <…>.

         На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 55/А-10-2013 представитель ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» <…> заявила, что ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» не согласен с тем, что своими действиями нарушило антимонопольное законодательство. В подтверждение своей позиции представитель ответчика привела следующие основания.

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» осуществляет перевод денежных средств по поручению физических лиц в оплату различного рода услуг, в том числе жилищно-коммунальных услуг. Тарифы за осуществление перевода устанавливаются в зависимости от востребования услуги (включая способ оплаты), объема и характера издержек, общей политики банка в области развития форм обслуживания, а также конкуренции в банковском секторе.

        Установление различных тарифов при разных способах оплаты с целью осуществления перевода денежных средств связаны с разным уровнем удобства для клиента, различными издержками и техническими возможностями реализации каждого способа оплаты (без открытия банковского счета, через Систему «Город»).

Кроме того, представитель ответчика указывает на то, что в материалах дела отсутствуют сведения, указывающие на тот факт, что результатом действий Банка по предоставлению данной услуги, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Банк предоставляет плательщикам на выбор произвести перевод денежных средств различными способами, а именно:

- перечисление по поручению клиента со счета, открытого на его имя в банке;

- перечисление по поручению клиента без открытия счета;

- оплата услуг с использованием Системы «Город» в кассе банка либо в устройствах самообслуживания;

- с текущего счета клиента с использованием системы Клиент-банк через интернет.

         Изучив материалы дела, пояснения представителей ответчика, Комиссия  установила следующее:

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» в 2012 году были установлены разные тарифы за банковскую операцию по переводу денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка в зависимости от способа перевода денежных средств (без открытия банковского счета, либо через Систему «Город»). Услуги кредитных организаций не подлежат государственному регулированию,  методика определения тарифов для кредитных организаций отсутствует, в связи с чем банк вправе самостоятельно устанавливать тарифы по каждой банковской операции. Размеры тарифов на услуги, предоставляемые ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» утверждены протоколом от 22.08.2012г. б/н Председателем Правления ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк».

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» представлен перечень тарифов, действующих в банке для физических лиц при осуществлении перевода денежных средств за услуги, которые представлены в таблице № 1:

Таблица № 1

Наименование услуги банка

Размер тарифа

1. Перечисление с текущего счета физического лица внутри банка в рублях РФ:

- на счет организации за жилищно-коммунальные услуги;

0,5% от суммы

(мин. 20 руб., макс. 500 руб.)

2. Переводы физических лиц без открытия счета и посредством карт платежных систем, с использованием системы СУСКП (Системы учета и сбора платежей):

- при оплате в кассах банка и его агентов;

2,4% от суммы принятого перевода денежных средств, подлежащих перечислению поставщику услуг

- при оплате в устройствах самообслуживания банка и его агентов наличными денежными средствами за жилищно-коммунальные услуги.

1,5% от суммы принятого перевода денежных средств, подлежащих перечислению поставщику услуг

        

         Из данных, представленных в таблице № 1, следует, что при осуществлении разными способами перевода денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» в 2012 году были установлены разные тарифы на одну и ту же услугу в зависимости от того, осуществлялся ли перевод денежных средств без открытия банковского счета либо через Систему «Город».

         Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

         Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

         Согласно пункту 1 Условий признания доминирующего положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007               № 409 (далее – Условия), доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

         С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

         - доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

         - доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 409 (далее – Правила), банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

         В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) является банковской операцией.

         В целях определения наличия (отсутствия) доминирующего положения ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» Кемеровским УФАС России был проведен анализ рынка услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка за 2011 год и 11 месяцев 2012 года.

         По результатам анализа рынка услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка, Кемеровским УФАС России установлено, что ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» на данном рынке занимает доминирующее положение с долей более 20%. Данный аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в границах города Новокузнецка приобщен к материалам дела № 55/А-10-2013.

         Заявитель (<…>) проживает в доме, который обслуживается ООО «Управляющая компания «Шайба». Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован Регламент по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения (далее – Регламент), подписанный ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ООО «Управляющая Компания «Шайба» с использованием Системы учета и сбора платежей (далее – Система «Город») от 25.11.2009г. № 08-1579, который действует в настоящее время.

         Согласно пункту 1.1 Регламента банк осуществляет прием и перечисление платежей от населения в пользу Получателя средств в порядке, установленном в Регламенте.

         В соответствии с пунктом 2.7. Регламента банк ежедневно подготавливает для расчетной организации (ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей») клиента данные оперативного учета поступивших денежных средств от плательщиков в виде электронных реестров.

         При оплате физическими лицами жилищно-коммунальных услуг через Систему «Город» данные об оплате автоматически передаются в ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» (далее - ООО «ГЦРКП»). В случае перечисления  физическими лицами платежей за жилищно-коммунальные услуги без открытия банковского счета ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» перечисляет сведения о платежах, поступивших от населения, на расчетный счет ООО «Управляющая компания «Шайба». ООО «Управляющая компания «Шайба» должна передавать сведения о платежах в ООО «ГЦРКП», так как в данном случае у банка отсутствует обязанность передавать информацию о принятых платежах в расчетный центр.

         Кемеровским УФАС России проанализирован агентский договор № А-032/11 от 16.12.2010г. (далее – Агентский договор),  заключенный между ООО «ГЦРКП» и ООО «Управляющая Компания «Шайба».

         Согласно пункту 1.1 Агентского договора ООО «ГЦРКП» осуществляет начисление и учет платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения. 

         Пунктом 2.2.5. Агентского договора предусмотрена обязанность ООО «Управляющая компания «Шайба» оперативно и заблаговременно передавать ООО «ГЦРКП» информацию о суммах начислений за оказанные услуги населению.

         В связи с тем, что ООО «Управляющая компания «Шайба» не передает данные об оплате в ООО «ГЦРКП», у плательщиков (физических лиц) образуется задолженность перед поставщиком жилищно-коммунальных услуг.

         Для исключения задолженности за жилищно-коммунальные услуги перед поставщиком услуг физические лица вынуждены оплачивать услуги через Систему «Город» с размером взимаемой комиссии 2,4%, вместо 0,5%. Тариф по переводу денежных средств по Системе «Город» превышает тариф по переводу денежных средств без открытия банковского счета почти в 5 раз.

         Согласно письменным пояснениям ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (от 14.06.2013 № 10-3643) банк предоставляет плательщикам право выбора способа осуществления перевода денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, а именно:

         - перечисление по поручению клиента со счета, открытого на его имя в банке;

         - перечисление по поручению (заявлению) плательщика без открытия счета;

         - оплата услуг с использованием Системы «Город» в кассе банка либо в устройствах самообслуживания (УСО);

         - с текущего счета клиента с использованием системы Клиент-банк через интернет.

         Кемеровским УФАС России были проанализированы сведения о расходах Банка по переводу денежных средств по поручению физических лиц через Систему «Город» и расходы по перечислению денежных средств  по поручению плательщика без открытия банковского счета, в результате чего было установлено, что расходы по переводу денежных средств через Систему «Город» имеют иную структуру и превышают расходы, связанные с перечислением денежных средств без открытия банковского счета в 20 раз.

         ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» представлено в Комиссию экономическое обоснование установления различных тарифов на услугу по переводу денежных средств по поручению физических лиц разными способами (через Систему «Город» и без открытия банковского счета). Различные тарифы при разных способах оплаты с целью осуществления перевода денежных средств связаны с разным уровнем удобства для клиента, различными издержками и техническими аспектами реализации тех или иных способов. Например, при переводе денежных средств за жилищно-коммунальные услуги без открытия банковского счета, тариф взимается 0,5% от суммы принятого платежа. В данном случае клиент самостоятельно заполняет заявление с реквизитами организации получателя платежа, что представляет определенные трудности для клиента. Тариф при оплате услуг через Систему «Город» составляет 2,4% от суммы принятого платежа.  Более высокий тариф связан с тем, что платеж по Системе «Город» более удобен для клиента, так как позволяет без заполнения лишних документов сразу оплатить все необходимые услуги и получить одну квитанцию (чек) по оплате. Однако, реализация способа оплаты жилищно-коммунальных услуг с использованием Системы «Город» требует от банка дополнительных инвестиционных и текущих затрат на развитие инфраструктуры.

         Установление ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» разных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через Систему «Город» и без открытия банковского счета являются экономически обоснованным.

Таким образом, в действиях ОАО КБ «Кузецкбизнесбанк» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом  не обоснованном установлении различных тарифов за перевод денежных средств по поручению физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории города Новокузнецка.

Согласно статье 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ                 «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

         Прекратить производство по делу № 55/А-10-2013 в связи с отсутствием нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях     ОАО КБ «Кузнецкбизнесбанк» (<…>).          

 

 

Председатель Комиссии                                                                     Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии                                                                                С.В. Стельмах

                                                                                                              Е.А. Клостер

                                                                                                              С.В. Кондратьева

                                                                                                              С.С. Лугинина

                                                                                                              О.В. Алешкина

 

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 55/А-10-2013 [format] => [safe_value] => № 55/А-10-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 65 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 65 [vid] => 6 [name] => Финансовые рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-14 03:26:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-14 03:26:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1381721251 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )