Кузбассовцы могут самостоятельно избавиться от надоевшего SMS-спама


"Комсомолка" узнала, как правильно это сделать. Пишут днем и ночью. Кемеровчанин, попросивший нас не называть его имя, стал жертвой SMS-спамеров. По несколько раз в неделю ему приходили сообщения: "Быстро и недорого в любую точку города. Всего за 100 рублей. Такси". Реклама шла и днем, и ночью. SMS, разбудившая мужчину в полшестого утра, стала последней каплей, и он решил раз и навсегда избавить себя от спама.

- Я начал искать решение в интернете. Нашел социальный сервис, позволяющих отписаться от рекламных рассылок, заполнил форму, отправил. Но реклама на телефон шла, как и раньше, - рассказывает кемеровчанин.

Тогда мужчина позвонил в службу такси и потребовал оставить его в покое.

- Я этой фирмой никогда не пользовался, и впредь тоже не буду - продолжает он. - Когда дозвонился до них, связь была очень плохая, я даже название этой конторы не с первого раза расслышал. Но как только оператор поняла, зачем я им звоню - бросила трубку. Я перезванивал и через день, и через два, и в итоге всегда слышал в ответ короткие гудки.

Вскоре на электронную почту мужчины пришел ответ от соцсервиса, куда он отправлял заявку: рекламораспространитель нами не найден, рекомендуем обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы.

- К счастью, я все эти спам-сообщения не удалил. Наделав скриншотов, прикрепил их к заявлению и отправил все это антимонопольщикам, - рассказал кемеровчанин.

Как сообщили "КП" в антимонопольной службе, по делу было возбуждено производство. Отправитель был установлен, и в его действиях - рассылке спама без согласия на то абонента - сотрудники ведомства усмотрели нарушение закона о рекламе. Теперь дело назначено к рассмотрению.

- Мне сообщения приходят до сих пор. Номер я сменить не могу - он мне нужен для работы. Надеюсь, антимонопольная служба накажет фирму и она от меня наконец отстанет, - не сдается мужчина. В каком случае нужно жаловаться?

Руководитель Кемеровского УФАС Наталья Кухарская рассказала "КП", что есть и законная рассылка рекламы: во-первых, это сотовый оператор продвигает свои услуги, а во-вторых, ее шлют магазины и рестораны, где абонент оставил свой номер, заполняя, например, анкету на получение дисконтной карты и дал согласие на получение "новостей магазина".

В таких случаях достаточно обратиться к своему оператору с заявлением, с требованием отключить рекламные сообщения или позвонить в службу поддержки магазина и отказаться от дальнейших рассылок.

Еще один источник рекламных SMS - это спамеры. Если вы получаете сообщения от такси или магазина, о которых до этого даже не слышали, следует обратиться в УФАС.

- Обязательно сохраните рекламное сообщение в своем телефоне. На момент подачи жалобы оно может не потребоваться, но потом пригодится для подтверждения факта рассылки, - подчеркнула Наталья Кухарская.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней, но этот срок могут продлить еще на месяц, причем заявителю об этом должны сообщить. Если будет установлено, что реклама пришла без вашего на то разрешения, в УФАС возбудят дело и оштрафуют спамера минимум на 100 тысяч.

Только за этот год в УФАС пожаловались больше 30 кузбассовцев. Там возбудили свыше 20 административных дел, которые, сообщили в пресс-службе ведомства, специалисты Службы намерены довести до суда. Так, совсем недавно очередное такси настолько допекло кемеровчан своими сообщениями, что сразу трое человек написали жалобу в антимонопольную службу. В итоге контору-посредника, рассылавшую SMS, оштрафовали на 300 тысяч рублей.

Смартфон с самозащитой Правда, наказать спамеров за назойливые SMS получается не всегда - ведь для своих целей они используют нелегальные каналы и "одноразовые" номера.

- Возникают трудности, когда мы запрашиваем у оператора, от кого приходит рассылка - не всегда удается доказать, что ее инициатором является то или иное лицо. Очень часто информация об отправителе блокируется, он считается анонимным, - поясняет Наталья Кухарская.

Кроме того, отправителя еще и достаточно сложно вычислить: между заказчиком рекламы, например, тем же такси, и фирмой-спамером существует целая цепочка посредников - порой их количество доходит до десятка. Это подтвердил и пострадавший от спама кемеровчани - сообщения на его номер приходили всегда с разных номеров.

Еще один вариант обезопасить себя от спама - подумать об этом заранее. Сейчас во многих моделях смартфонов есть функция "антиспам". К тому же существуют специальные приложения, а также антивирусные программы, которые отслеживают входящие сообщения по имени отправителя, номеру телефона и даже по ключевым словам, например, "такси" или "распродажа" - и тут же удаляют их. Сам телефон при этом не издает никаких звуков.

КОНКРЕТНО Как написать жалобу в УФАС Написать жалобу в антимонопольную службу о незаконной SMS-рассылке можно, придя по адресу ул. Ноградская, 5. А можно отправить ее по электронной почте, заполнив специальную форму на сайте Службы. УФАС принимает заявления с понедельника по четверг с 8.30 до 16.30, в пятницу с 9.00 до 15.30. В жалобе обязательно нужно указать свое имя, фамилию, отчество и адрес. Также следует обозначить наименование рекламодателя и описать факты, которые свидетельствуют о признаках нарушения законодательства и указать свои требования.

К заявлению нужно приложить доказательства - скриншот или фотографию сообщения и детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения SMS-рекламы. Если сфотографировать SMS возможности нет, нужно показать его специалистам службы и они зафиксируют наличие рекламы.

В случае, если вы раньше уже обращались к лицу, рассылающему рекламу, с требованием оставить ваш номер в покое, а он это проигнорировал, приложите к заявлению и копии документов, подтверждающих факт вашего обращения. Для этого нужно принести компании претензию в двух экземплярах, на одном из которых он должен поставить отметку о получении - его вы оставляете себе. Также в жалобе заявитель должен дать согласие на обработку его персональных данных.

КСТАТИ Кто шлет СМС-рекламу?

По данным Кемеровского УФАС, в Кузбассе по рассылке спам-сообщений лидируют службы такси. На них пришлись 12 из трех десятков жалоб кузбассовцев, поступивших в этом году в ведомство.

Григорий ДЕНИСЕНКО