Октановые штрафы

В сибирских регионах разворачивается настоящая битва за бензин. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, производители увеличивают стоимость топлива. Антимонопольная служба выписывает им штрафы, но цены продолжают ползти вверх. В ситуации разбирались корреспонденты "РГ".

Сегодня на омских автозаправках литр самой ходовой марки бензина - "Аи-92" - стоит 21 рубль. За последние полтора месяца цены на топливо  поднимались уже три раза. Еще в начале мая литр "Аи-92" можно было купить в регионе всего за семнадцать рублей.

В июне возмущенные автолюбители обратились в антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации. Ранее Омское УФАС России уже наказывало ОАО "Газпромнефть-Омск" за  нарушение закона о конкуренции.

По мнению комиссии, один из самых крупных операторов по сбыту нефтепродуктов в Сибири и Дальнем Востоке в 2008 году установил в Прииртышье "экономически и технически необоснованные высокие цены" на бензин и дизельное топливо. Сумма штрафа составила 79 миллионов рублей. Арбитражный суд оставил решение антимонопольщиков в силе. Однако нефтяная компания не торопится выплачивать столь огромные деньги и собирается обжаловать решение во второй и третьей инстанции.

Тем временем в антимонопольной службе готовятся  возбудить новое административное дело в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск".

- Компания злоупотребляет своим доминирующим положением, - сообщил "РГ" заместитель руководителя Омского УФАС России Вадим Кабаненко. - Наша комиссия вновь признала повышение оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо необоснованным. Штраф за неоднократные нарушения закона  "О защите конкуренции" составит от одного до пятнадцати процентов от выручки компании.

В настоящее время проверки нефтяного рынка Прииртышья продолжаются. Антимонопольщики еженедельно мониторят цены, которые устанавливает ОАО "Газпромнефть-Омск" на своих АЗС.

А у омских автолюбителей появился новый повод для негодования. На заправках отменили все скидки и рекламные акции.

- Раньше рост цен на бензин отчасти компенсировался выгодными предложениями АЗС, - говорит водитель такси Виктор Шмат. -  Например, при покупке тридцати литров бензина я получал пять процентов скидки. Теперь никаких бонусов нет.

Среди автолюбителей уже ходят шутки о том, что таким образом нефтяная компания "отбивает" миллионные штрафы.

За что платим

Власти Приангарья взялись следить за соответствием качества бензина его цене. 

Власти Иркутской области нестандартно отреагировали на рост цен на бензин. Осознав, что реально повлиять на формирование стоимости топлива не получается, чиновники решили проследить хотя бы за тем, чтобы цена соответствовали качеству.

В регионе готовится операция "Горюче-смазочные материалы", во время которой будут выявляться розничные продавцы, реализующие на АЗС некачественное горючее. Идет работа над единой базой данных по нарушениям на объектах топливно-энергетического комплекса. Иными словами, составляется официальный черный список АЗС, которые попались на продаже некондиционного бензина. По словам Юрия Гуртового, заместителя губернатора Иркутской области, этот список будет публичным.

Прибегнуть к подобным мерам власти решили после оглашения результатов внеочередной проверки автозаправочных станций Иркутска и Иркутского района. Экспертиза показала, что пятая часть проб, взятых на автозаправочных станциях, не отвечала никаким требованиям, пробы дизтоплива были забракованы в 40 процентах случаев. Пор мнению специалистов, в отдаленных районах ситуация может быть еще более запущенной.

Юрий Гуртовой заявил: всем ведомствам, имеющим отношение к топливному рынку, следует объединить усилия, чтобы качество бензина не вызывало вопросов.

Надо отметить, что призывы к решению этой проблемы звучат регулярно. В январе прошлого года правительство Иркутской области, например, готовило обращение в правительство РФ с предложением возобновить процедуру лицензирования АЗС. Чиновники рассчитывали таким образом взять под контроль поставку топлива на автозаправки, и тем самым перекрыть теневые каналы, по которым реализовалось топливо с подпольных НПЗ.

Дело в том, что на территории Приангарья, по данным правоохранительных органов, работает полтора-два десятка мини-заводов, которые перегоняют похищенную из нефтепроводов нефть в бензин и дизтопливо или же с помощью различный присадок - далеко не безопасных - повышают октановое число бензина, превращая "Аи-80" в "Аи-92". Рынком сбыт для таких умельцев традиционно остаются АЗС. Так что проблема качества бензина в Приангарье - перманентна.

Единственно, сейчас эта проблема обострилась на фоне очередного подорожания бензина. Причем остановить рост цен усилиями властей регионального уровня нет возможности -- Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области уже заявило, что не находит признаков ценового сговора среди розничных продавцов бензина. По мнению антимонопольщиков, рост цен на заправках обусловлен значительным повышением отпускной стоимости мелкооптовыми торговцами, а те, в свою очередь, столкнулись с  существенным увеличением транспортного тарифа и ростом отпускных цен у основных поставщиков - крупных нефтяных компаний.

Сговор на пять миллионов

На Алтае два крупных оператора рынка ГСМ заплатят более пяти миллионов рублей за ценовой сговор - обжаловать решение антимонопольщиков в суде им не удалось.

Еще в сентябре прошлого года управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю усмотрело в действиях компаний "Газпромнефть-Алтай" и "Роснефть-Алтайнефтепродукт" нарушение антимонопольного законодательства. Проведя мониторинг розничных цен на ГСМ, специалисты УФАС обнаружили относительно единообразную и синхронную динамику изменения ценников на заправочных станциях этих компаний. При этом было установлено, что операторы закупают топливо у разных поставщиков по разным ценам, у них отличаются размеры снабженческих надбавок и затрат на транспортировку, не совпадают и объемы товарооборота. Антимонопольщики пришли к выводу, что у компаний не было никаких объективных причин для поддержания единых цен, следовательно, на лицо согласованные действия - сговор. 

За это административное правонарушение "Газпромнефть-Алтай" был выписан штраф почти на 1,25 миллиона рублей, а "Роснефть-Алтайнефтепродукт" - на 3,9 миллиона. Но компании не согласились с предписанием антимонопольщиков и попытались оспорить его в суде. Однако, как сообщила и.о. руководителя управления ФАС по Алтайскому краю Людмила Смирнова, 24 июля Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Тюмени отказал в удовлетворении кассационной жалобы операторов. Теперь антимонопольное управление имеет полное право истребовать с "заговорщиков" уплаты штрафов в полном объеме.

Кроме того, в июне этого года специалисты УФАС вновь возбудили дело о ценовом сговоре этих же двух и еще семи операторов на рынке ГСМ. Антимонопольщики решили проверить, с чем связан очередной резкий скачок цен на бензин. Рассмотрение этого дела назначено на 20 августа. 

Неконкурентное преимущество

Антимонопольная служба выиграла судебный процесс против крупного поставщика нефтепродуктов Кузбасса.

УФАС по Кемеровской области понадобился почти год, чтобы доказать в Арбитражном суде некорректное поведение ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс" (в прошлом - компании "Сибнефть") на бензиновом рынке угольного региона. Теперь нарушителю, который злоупотребил своим доминирующим положением, придется-таки выложить штраф в размере 158 миллионов рублей.

"РГ" писала об этой истории, которая началась в сентябре прошлого года, когда антимонопольная служба обвинила "Газпромнефть-Кузбасс" в недобросовестной ценовой политике и нарушении действующего закона о конкуренции. В частности, компании ставили в вину то, что, повышая цены на оптовом рынке, собственные розничные цены она оставляла прежними, либо изменяла незначительно. В результате подобных действий, уровни оптовых и розничных цен на нефтепродукты летом прошлого года фактически сравнялись. А по некоторым видам нефтепродуктов оптовые цены даже превысили розничные! Таким образом, конкуренты компании "Газпромнефть-Кузбасс" оказались в сложных условиях. Ведь они вынуждены были устанавливать розничные цены на своих заправках более высокими.

Антимонопольная служба возбудила дело против компании. Однако крупный поставщик нефтепродуктов не согласился с выдвинутыми против него обвинениями и обратился в Арбитражный суд, который встал на сторону антимонопольной службы. Требования "Газпромнефть-Кузбасс" удовлетворены не были. Единственное, в чем суд пошел на встречу компании, так это уменьшил сумму предъявляемого к ней штрафа.