ФАС встала на сторону химиков

ФАС встала на сторону химиков

Представители «Российских железных дорог» навязывают кузбасскому производителю химической продукции невыгодные условия — такое решение в конце минувшей недели вынесло Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области. Каким должен быть размер штрафа ОАО «РЖД» за нарушение антимонопольного законодательства, региональное УФАС решит в течение недели. Однако уже сейчас согласно предписанию антимонопольщиков железные дороги должны прекратить действие особых условий в отношении перевозки аммиачной селитры производства ОАО «Азот».

Как сообщила «КС» ведущий специалист-эксперт УФАС по Кемеровской области Оксана Смолина, управление признало ОАО «РЖД» нарушившим федеральный закон «О защите конкуренции». Представители антимонопольной службы нашли нарушение в навязывании со стороны ОАО «РЖД» грузополучателям невыгодных условий договора, касающихся промывки вагонов, принадлежащих на праве собственности кемеровскому ОАО «Азот» после выгрузки селитры аммиачной.

Кемеровское УФАС России вынесло решение о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Каким будет размер штрафных санкций в адрес ОАО «РЖД», будет решено после завершения административного производства, ориентировочно к середине июля, пояснила Оксана Смолина.

 

ВРЕЗКА:

Аммиачная селитра — азотное удобрение. Легко взрывается. При хранении и транспортировке ее следует предохранять от нагревания и загрязнения примесями. Основные производители аммиачной селитры: ОАО «Азот» (Кемерово), «Минудобрения» (Россошь), Новомосковская акционерная компания «Азот», «Азот» (Березники), Кирово-Чепецкий химический комбинат, «КуйбышевАзот», «Невинномысский азот», «Череповецкий азот». В 2008 году было произведено около 7 млн тонн аммиачной селитры, из них около 4 млн тонн отгружено отечественным сельхозпроизводителям. Основной объем перевозок приходится на железнодорожный транспорт.

По словам специалистов ОАО «РЖД», необходимость применения особых условий по перевозке аммиачной селитры обусловлена тем, что этот химикат подвергает металл сильнейшей коррозии. При этом вагоны принадлежат «Азоту», а не «РЖД», следовательно, когда и как их промывать, должен определять собственник вагонного парка (естественно, в соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов»). Обязательное предложение такой услуги со стороны «РЖД» собственнику вагонов в рамках особых условий по перевозке грузов региональный антимонопольный орган посчитал нарушением антимонопольного законодательства.

Кстати, данное решение антимонопольного органа — не последнее в отношении особых условий перевозки аммиачной селитры. ФАС России 24 июля должна рассмотреть дело в отношении ОАО «РЖД» также по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения дела послужило также обращение кемеровского «Азота». Суть дела в том, что ОАО «РЖД» в декабре 2008 года направило телеграмму во все свои филиалы, согласно которой дорогам отправления разрешается заключать договоры на особых условиях с конкретными грузоотправителями о перевозке насыпью в непринадлежащих ОАО «РЖД» минераловозах селитры аммиачной марки «Б». До выхода телеграммы ОАО «Азот» производило погрузку селитры аммиачной насыпью в вагоны-минераловозы в соответствии с «Правилами перевозок опасных грузов».

После издания телеграммы перевозчик прекратил принимать к перевозке селитру аммиачную, требуя при этом заключения договора перевозки на особых условиях. «Порядок перевозки селитры аммиачной в крытых специализированных вагонах грузоотправителей (грузополучателей) предусмотрен «Правилами перевозок опасных грузов», — сообщили в пресс-службе ФАС России. — Минераловоз согласно классификационному списку отнесен к крытому специализированному вагону». По данным признакам ФАС возбудила дело, которое и рассмотрит 24 июля.

«РЖД» в свою очередь сообщили, что Российская ассоциация производителей удобрений настаивает на внесении аммиачной селитры в список грузов, которые можно возить в минераловозах, поскольку специальный подвижной состав для перевозки аммиачной селитры не устраивает производителей из-за дороговизны. «Правилами перевозок опасных грузов» транспортировка такого востребованного сельским хозяйством продукта, как аммиачная селитра, вообще не предусмотрена в минераловозах и полувагонах, — говорится в обращении Российской ассоциации производителей удобрений в Минтрансе РФ. — Отсутствие решения данной проблемы может негативно сказаться как на производителях минеральных удобрений, так и на объемах перевозок ОАО «РЖД» по данному продукту. При этом опыт последних лет говорит о возможности безопасной перевозки селитры в минераловозах». По словам представителей «РЖД», перевозка опасных грузов может осуществляться только в специализированном подвижном составе либо на особых условиях. Отсутствие же производства такого специализированного подвижного состава в России влечет за собой переход на особые условия, которые подразумевают переплату в 11,5 руб. за тонну аммиачной селитры. Именно такая сумма переплаты и не устраивает российских производителей аммиачной селитры.

Уже сейчас можно сказать, что нынешнее решение кузбасского УФАС, равно как и предстоящее решение ФАС России, вряд ли будет окончательным. Стоит вспомнить историю двухлетней давности, когда решение ФАС России также по поводу способов перевозки аммиачной селитры и также по заявлению «Азота» в Кемеровское УФАС «РЖД» оспаривали в арбитражном суде Москвы. Тогда суд не удовлетворил иск «РЖД». Непринятие к перевозке селитры без заключения договора перевозки на особых условиях было признано необоснованным воспрепятствованием деятельности предприятия-производителя, что является нарушением Закона о защите конкуренции.

Стоит упомянуть, что в конце 2006 года у кемеровского производителя минудобрений перестали принимать к перевозке аммиачную селитру также на основании внутриведомственной телеграммы «РЖД» и на основании ее же стали требовать заключения договора перевозки на особых условиях. Но в начале 2007 года ни ФАС, ни арбитраж не увидели необходимости в перевозках аммиачной селитры на особых условиях. Не исключено, что и на этот раз разбирательство пойдет по тому же сценарию.