Нарушения в сфере размещения заказов

Общеизвестно, что динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней. И одним из важнейших элементов регулирования расходования бюджетных средств является механизм управления размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

Современная система размещения государственных и муниципальных заказов направлена на удовлетворение нужд федеральных и местных органов в различных товарах работах и услугах с минимальными затратами бюджетных средств, а также на формирование здоровой конкуренции среди поставщиков, что выгодно как заказчикам, так и участникам размещения заказов.

На сегодняшний день в Российской Федерации законодательно закреплены основы единого порядка размещения заказов – это два Федеральных закона – « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. и «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 г.

Конечно, принятие этих законодательных актов, не исключает проблем, реально существующих сегодня в правоприменительной практике антимонопольных органов.

Так, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в течение первого полугодия 2008 года, при реализации функции по контролю в сфере размещения заказов, было рассмотрена 101 жалоба и возбуждено 74 дела о нарушениях положений Федерального Закона № 94-ФЗ.

Надо отметить, что в процессе размещения заказов ошибки допускают как заказчики, так и участники. Иногда эти нарушения грубы и очевидны, реже – несколько завуалированы. Рассмотрим лишь некоторые из них:

 

Во-первых, это может быть необоснованное отклонение всех заявок участников торгов по формальным основаниям, например, за несоответствие техническим требованиям Заказчика на оборудование или товары, и заключение контракта с единственным оставшимся поставщиком (исполнителем, подрядчиком), иногда заранее определенным. При этом экспертиза соответствия не проводится и эксперты не привлекаются.

Также часто повторяющимся нарушением является включение в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами выполнение или оказание которых являются предметом торгов. Например, не может быть объединена в один лот поставка компьютерной техники и программного обеспечения к ней, поскольку эти товарные группы технологически и функционально не связаны между собой и объединение их в один лот приведет к тому, что в торгах не смогут принять участие хозяйствующие субъекты, способные поставить продукцию не в полном объеме (скажем только программное обеспечение), что приведет к ограничению числа участников конкурса. А это является нарушением и с точки зрения закона «О конкуренции» и с точки зрения 94-ФЗ.

Помимо этого, заказчиком могут устанавливаться точные функциональные и качественные характеристики конкретного товара, хотя на рынке существует множество аналогов необходимого товара. Федеральный закон о госзакупках налагает запрет, согласно которому конкурсная документация не может содержать указание на товарные знаки, фирменные наименования без сопровождения словами «или эквивалент».

Подобные нарушения характерны при проведении конкурсов на поставку продуктов питания, лекарственных средств, проектно-строительных работ, поставку, наладку монтаж и техническое обслуживание медицинского оборудования и др.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что, например, при закупке некоторых работ и услуг необходимо наличие специального разрешения – лицензии. Так для осуществления работ по проектированию строительства зданий и сооружений необходима одна лицензия. А на строительство – другая. Выставляя на конкурс одним лотом весь перечень работ и услуг, сужается круг участников проводимого конкурса.

Следующее возможное нарушение – это размещение заказа без проведения торгов. На сегодняшний день, согласно закона, допустима поставка одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более 100 000 рублей в течение квартала. Некоторые заказчики, чтобы избежать процедуры проведения торгов или запроса котировок, искусственно дробят сумму заказа. Однако такие прецеденты строго отслеживает Управление ФСБ по Кемеровской области, Ростехнадзор и передают подобные материалы в антимонопольные органы для принятия мер.

Кроме того, анализ обращений в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области участников размещения заказов с жалобами показал, что наиболее распространенными нарушениями Федерального закона о размещении заказов являются также такие нарушения, как:

- отказ в допуске или наоборот, допуск к участию в конкурсе по основаниям не предусмотренным законодательством;

- отсутствие разработанного и утвержденного порядка (методики) оценки и сопоставления заявок участников размещения заказов, значимости, содержания и весомости критериев оценки что влечет за собой необъективную оценку и неправильный выбор победителя;

- нарушение порядка оценки и сопоставления заявок, то есть выбор победителя, предложившего не самые лучшие условия исполнения контракта.

Однако и поставщики «не стоят в стороне». Чаще всего источником подобных проблем является:

- отсутствие координации и плана работы (часто предложение готовится в последние дни);

- незнание процедур и законодательства, регламентирующего госзкупки (предложения не всегда соответствуют формальным требованиям конкурсной документации);

- халатное отношение к составлению конкурсных предложений (встречаются досадные, порой даже нелепые ошибки);

- игнорирование требований конкурсной документации.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области надеется, что устранение подобных нарушений позволит реализовать полноценное применение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на территории нашей области и добиться предполагаемого экономического эффекта.

Актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства обсуждались также в ходе августовского визита главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева в Казань в рамках научно-практической конференции «Роль судебной системы в реализации антимонопольного законодательства». Артемьев сообщил о намерении антимонопольной службы ужесточить все виды ответственности за особо тяжкие нарушения свободы конкуренции за счет более эффективного правоприменения существующих норм. По словам Игоря Артемьева «отныне бизнесу придется привыкать к мысли, что антимонопольная служба постоянно работает в усиленном режиме».