Хмельной сговор

Дело об ограничении конкуренции на рынках оптовой и розничной реализации алкогольной продукции было возбуждено УФАС по Кемеровской области не как обычно — по результатам плановой проверки или проведенному анализу рынка, — а по жалобе одного из юридических лиц. Его представитель настаивал на том, что 28 предприятий, являющихся членами некоммерческой организации «Кузбасский алкогольный союз «Гарантия качества», ущемляют интересы других производителей этой продукции. В подписанном между ними соглашении значилось два пункта, ко торые вызывали недоумение. Первый устанавливал минимальную цену на водку, произведенную в других субъектах РФ, для организаций розничной торговли (на тот момент — не менее 75 рублей за бутылку емкостью 0,5 литра). Второй: цена на алкогольную продукцию, произведенную в Кемеровской области, устанавливается согласно дистрибьюторским договорам с поставщиками. Кроме того, заявитель в своей жалобе утверждал, что для вхождения на товарный рынок Кемеровской области требуется вступление в Кузбасский алкогольный союз и прохождение платной (под видом уплаты вступительных и членских взносов) якобы добровольной про¬верки качества алкогольной про¬дукции. Дело в том, что Кузбас¬ский алкогольный союз внедрил вариант «добровольной» серти¬фикации алкогольной продукции, без прохождения которой доступ на товарный рынок закрыт даже поставщикам, продукция кото¬рых сертифицирована и отвечает всем требованиям безопасности. Торговые сети и предприятия розничной торговли отказывают в заключении договоров постав¬ки на основании того, что на предлагаемой продукции отсут¬ствует кузбасская наклейка «Знак качества». Все это, по утвержде¬нию заявителя, препятствует до¬ступу на товарный рынок других российских производителей.
В результате тщательного анализа, проведенного антимо¬нопольной службой, и много¬численных заседаний по этому административному делу, было установлено, что 28 членов Кузбасского алкогольного союза «Гарантия качества» в совокуп¬ности владеют достаточной до¬лей рынка, чтобы влиять на фор¬мирование цен на алкогольную продукцию (их доля в общем объеме реализации составляет 78,65 процента). Что они и дела¬ли. УФАС постановило, что со¬глашение, которое было подпи¬сано в прошлом году между чле¬нами Кузбасского алкогольного союза, ограничивает интересы других участников рынка и на¬рушает федеральный закон «О защите конкуренции».