В Кемерове борются с административными барьерами и недобросовестной конкуренцией

На этой неделе Кемеровский УФАС России распространил информацию об итогах проверок, проведенных в июне 2010 г. Помимо регулярного мониторинга цен, УФАС проверило ценообразование на лекарственные средства, выдало предписание об изменении товарного знака одного из хозяйствующих субъектов и устранило административные барьеры в сфере строительства.

Социальные продукты прошли проверку

По заданию Федеральной антимонопольной службы Кемеровское УФАС России проводит ежемесячный мониторинг цен на розничных рынках социально значимой группы продовольственных товаров, а именно: зерна, муки, хлеба (пшеничного, ржаного), молока пастеризованного жирностью 2,5%, масла подсолнечного рафинированного дезодорированного бутилированного, сахара-песка. Всего мониторинг охватывает 18 предприятий. В ходе мониторинга анализируются минимальные и максимальные закупочные, отпускные, розничные цены на вышеуказанные группы продовольственных товаров, а также индексы цен текущего месяца к предыдущему периоду и к началу года.

Согласно полученным данным в июне 2010 года средняя цена производителей сельскохозяйственной продукции в Кемеровской области на молоко (без расходов по транспортировке, НДС, дотаций) составила 11 911,15 руб./тонну, а средняя цена на молоко цельное пастеризованное 2,5% жирности на потребительском рынке Кемеровской области составила 22,60 руб./литр.
Отпускные цены производителей молока жирностью 2,5% в июне 2010 года оставались стабильными и находились в пределах 15,97–22,00 руб./литр. Розничные цены на молоко пастеризованное жирностью 2,5% в торговых сетях в исследуемый период остались без изменений. Средняя закупочная цена на зерно (пшеница) в июне 2010 года составила 3216,64 руб./тонну, на рожь — 2352,84 руб./тонну. Кемеровским УФАС России по информации, представленной крупными торговыми предприятиями, установлено, что в июне 2010 года минимальные и максимальные розничные цены на масло подсолнечное оставались стабильными и находились в пределах от 32,9 руб./литр до 58,5 руб./литр при средней цене на потребительском рынке области 51,98 руб. за
1 кг. В июне 2010 года минимальные и максимальные отпускные цены на хлеб пшеничный и хлеб ржаной у предприятий-производителей, а также розничные цены на данный продукт у торговых сетей оставались без изменений. При проведении ежемесячного мониторинга цен на розничных рынках социально значимой группы продовольственных товаров в июне 2010 года нарушений в сфере антимонопольного законодательства не выявлено.

Лекарства подорожали по правилам

В ходе проведения мониторинга Кемеровским УФАС установлено, что по состоянию на 01.04.2010 года в регионе на исследуемые жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства были установлены предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей. Последние изменения размеров розничных надбавок на лекарственные средства утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Данным постановлением коллегии АКО установлены предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей в зависимости от ценовой группы жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в размере:

— 30% на лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. включительно;
— 25% на лекарственные препараты стоимостью свыше 50 руб. и до 500 руб. включительно;
— 15% на лекарственные средства стоимостью свыше 500 рублей.

Предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, не вошедшие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, установлены в размере 35%.

В результате проведенного сравнительного анализа изменения оптовых и розничных цен на лекарственные препараты было установлено, что за период с 01.01.2010 года по 01.04.2010 года в каждом аптечном учреждении, участвующем в мониторинге, произошло изменение оптовых и розничных цен на лекарственные препараты. В ходе анализа обоснованности повышения розничных цен на лекарственные средства установлено, что выявленные повышения обусловлены ростом оптовой цены на лекарственные средства.

Административные барьеры в строительстве

Кемеровским УФАС России был установлен факт ограничения конкуренции органом власти и управления Кемеровской области, выразившийся в принятии нормативного правового акта, регламентирующего предоставление государственной услуги по выдаче разрешения для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Отдельные положения указанного выше нормативного правового акта органа власти и управления Кемеровской области устанавливали необоснованные (не предусмотренные федеральным законодательством) ограничения допуска хозяйствующих субъектов на рынок строительства, и, следовательно, были расценены Кемеровским УФАС России как создающие необоснованные административные барьеры, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции в сфере строительства, что запрещено статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В результате этого Кемеровским УФАС России было возбуждено дело о нарушении органом власти и управления Кемеровской области требований антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательство факт нарушения подтвердился, однако рассмотрение дела было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, а именно: орган власти и управления Кемеровской области, допустивший нарушение антимонопольного законодательства, привел незаконный правовой акт в строгое соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

О недобросовестной конкуренции

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. УФАС ведет активную работу по рассмотрению заявлений хозяйствующих субъектов по признакам нарушения данной правовой нормы, в результате возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства в части незаконного приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации продукции, работ и услуг.

Так, например, Кемеровское УФАС России по заявлению хозяйствующего субъекта из Кемерова возбудило дело в отношении хозяйствующего субъекта в г. Белово по признакам нарушения части 2 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании товарного знака, обладателем которого является другой хозяйствующий субъект (г. Кемерово). Комиссия УФАС выдала предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание было исполнено в срок.