БАДы и деды

Разгулялся аппетит?

В принципе письмо читательницы из Новокузнецка Таисии Андреевны Л. можно было бы поставить в общий ряд жалоб на недобросовестных продавцов БАДов. Если бы не указанная в нем сумма: 124520 рублей. И представленный здесь же график совершения покупок: с ноября 2009 года по апрель 2010-го пенсионерка обращалась к продавцам 11 раз. Иногда интервал между покупками стоимостью от 6 до 19,5 тыс. рублей составлял несколько дней.
Сложно представить, чтобы человек купил 36 упаковок пилюль для личного пользования (именно столько было отмечено в приложенных к письму копиях бланков заказов). К тому же далеко не каждый работающий может отдать свыше 120 тысяч руб. за препараты для похудения. А уж неработающий!..
Видимо, решили мы, женщина сама хотела заработать на сетевых продажах. Возраст 73 года, указанный читательницей, для активной пенсионерки – не помеха. Но что-то там не «срослось», вот и пытается вернуть деньги с помощью газеты. В общем, я звоню в Новокузнецк, чтобы уличить автора письма в хитрости. Но дребезжащий голос на том конце провода принадлежит явно не бизнес-леди. Узнав, что разговаривает с журналистом, Таисия Андреевна обрадовалась, как дитя:
– Милая, помогите! Они ведь до сих пор меня в покое не оставляют! И в мае звонили, и в августе, и в ноябре… Я говорю им: отвяжитесь, у нас больше нет денег, а они настаивают… («Они» – это новосибирские фирмы ООО «Шарм-Сибирь» и ООО «Матрица», которым пенсионерка Л. отдавала деньги через курьера. – Ред.) Последний раз звонил мужчина, представился Сергеем Вячеславовичем. Обещал за 15800 рублей такой комплекс препаратов составить, что муж за три недели сбросит вес. Он у меня после инсульта, двигается мало, полный очень. Нужно оперироваться, а доктора сказали сначала похудеть, иначе они не возьмутся. У мужа и давление высокое, и диабет…
– Но вы ведь не собираетесь делать новый заказ? – осторожно уточняю я.
– Нет, что вы! – восклицает Таисия Андреевна. И неуверенно добавляет: – Хотя вот этот мужчина велел мне на обратной стороне бланка написать, что я требую вернуть 70% от ранее уплаченных денег. Сказал, что, если и на этот раз муж не похудеет, точно вернут…
Этот диалог представляет письмо читательницы  совсем в ином свете.
О фирме, реализующей БАДы, Таисия Андреевна узнала осенью прошлого года из телепередачи одного из центральных каналов, от «врача» Мухиной Екатерины Валерьевны. Там же был указан и контактный телефон ведущей.
«…Я позвонила, Мухина Е.В. расспросила о заболеваниях, которыми страдает мой супруг, после чего настоятельно рекомендовала приобрести в их фирме БАДы. Я сделала заказ. После первого заказа мне регулярно стали звонить из фирмы, убеждая еще приобрести товар, а то сгорит какая-то карточка.
После Мухиной нас вела Сотникова Д.Н., а потом Святова Н.А. Я регулярно спрашивала их, почему нет обещанного результата – похудения супруга, на что получала ответ, что надо пить еще, то есть еще покупать товар. Мне обещали, что в случае неудовлетворительного результата мне вернут всю сумму, однако мое обращение с данной просьбой было отвергнуто. Мы с супругом пенсионеры. Потратив все свои сбережения, мы под постоянным психологическим давлением сотрудников новосибирских фирм ООО «Шарм-Сибирь» и ООО «Матрица» были вынуждены взять в долг 70 тысяч рублей, которые в настоящее время не имеем возможности вернуть…»
Обучать или защищать?
Необходимость повышения финансовой грамотности россиян обсуждается сегодня на самом высоком уровне. В Кузбассе под эгидой обладминистрации даже разработана  Программа просвещения населения Кемеровской области в области финансового рынка и инвестиций. Но полагать, что она изменит менталитет лиц преклонного возраста (а именно они чаще всего и попадают в сети мошенников) было бы наивно. Эта категория доверчивых граждан в первую очередь нуждается в государственной защите от аферистов.
Казалось бы, государство не дремлет. Год назад в Госдуму даже вносился законопроект о полном запрете рекламы биологически активных добавок на телевидении, радио и в массовых печатных СМИ. Его авторы предлагали разрешить рекламировать их только в специализированных медицинских и фармацевтических изданиях, на специализированных выставках и конференциях. Однако законопроект не прошел. Что, впрочем, неудивительно.
С одной стороны, БАДы  не лекарства, а, по сути, еда, которая содержит действительно незаменимые для человека микроэлементы и витамины. И «продвигать» их должны не врачи, которых сразу же начинают подозревать в сговоре с производителями и поставщиками, а средства обычной рекламы.
С другой стороны, добросовестные производители БАДов и без того соблюдают все требования отечественного законодательства, по мнению экспертов, одного из самых суровых в мире. Порядок производства и сбыта БАДов регламентируют у нас не менее десятка нормативных актов. Базовыми здесь можно считать два. Закон «О рекламе», ст. 25 которого запрещает создавать впечатление о том, что БАДы являются лекарствами или обладают лечебными свойствами, и содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей в результате их приема. И СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище». Где сказано, что торговля БАДами может осуществляться тремя способами: через аптечные учреждения, через специализированные магазины по продаже диетических продуктов и через специализированные отделы, секции, киоски продовольственных магазинов. Иные продажи (дистанционные, сетевые и др.) действующим законодательством не предусмотрены, а стало быть, незаконны.
Проблема в том, что «прищемить хвост» нарушителям, на долю которых, по оценкам экспертов, приходится примерно половина всего оборота добавок в России, очень сложно.
Бизнес не «кошмарить»!
Куда, по логике, могут пожаловаться обманутые люди? В отделы защиты прав потребителей местных администраций. В управление антимонопольной службы (УФАС), которое следит за соблюдением законодательства о рекламе. В учреждения Роспотребнадзора, контролирующего безопасность среды обитания человека.
– Если товар ненадлежащего качества, мы помогаем обменять его на качественный или вернуть деньги, – уточняет заведующий отделом защиты прав потребителей администрации г. Кемерово Виталий Князев. – По каким параметрам оценивать БАД? Не помог достичь желаемого эффекта? Так ведь даже лекарство не всегда помогает, и в этом случае врач назначает новое. А БАДы – не лекарства, ожидать от них лечебного эффекта бессмысленно. К тому же в соответствии с нормативными документами они относятся к категории товаров, которые обмену или возврату не подлежат.
– Выборочные проверки исполнения рекламного законодательства проводятся еженедельно, – поясняет заместитель руководителя Кемеровского УФАС России Елена Клостер. – Но касаются они только наружной рекламы. Мониторингом теле- и радиопередач и рекламы в СМИ мы не занимаемся, у нас и людей для этого нет. В отделе рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС всего четыре специалиста – на весь Кузбасс! Если вдруг случайно увидим нарушение такого рода, прореагировать можем. Но обилие СМИ и наша малочисленность не позволяют говорить об эффективности данной меры. Население с жалобами на недобросовестную рекламу БАДов обращается редко. Видимо, не все понимают, куда можно жаловаться. А те обращения, которые поступают, очень неконкретны: ни точного указания на телеканал, ни названия передачи, ни времени ее выхода. Но УФАС – не детективное агентство, полномочий и возможностей правоохранительных органов у нас нет. Хотя необходимость более жестко контролировать рекламу БАДов, видимо, назрела. В следующем году будем думать, каким образом построить эту работу…
– Что касается БАДов, Роспотребнадзор может контролировать два параметра: их безопасность для потребителей и правила реализации, – поясняет главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Татьяна Спинина. – Однако в соответствии с федеральным Законом
№ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» проверять фирмы и предприятия мы можем лишь планово, раз в три года. Внеплановые проверки возможны только на основании жалоб граждан и официальных обращений органов государственной власти, местного самоуправления и средств массовой информации. Сегодня мы даже не имеем права пройти с рейдом по аптекам и посмотреть, нет ли среди выставленных на витринах биодобавок тех, что не разрешены к применению в России. Сразу же уточню: обращений по поводу реализации БАДов у нас практически нет. Звонки бывают, но когда просишь написать жалобу, люди отказываются…
Одиночный «выстрел»
– Вообще-то я обращалась к юристу, который помог мне составить заявление в проверяющую организацию Новосибирска, в какую именно, не знаю, – признается Таисия Андреевна Л. – Ответ уже пришел. В нем значится, что по указанным адресам такие фирмы не зарегистрированы. Юрист говорит, надо обращаться в милицию…
Поскольку Таисия Андреевна сохранила номера всех мобильных телефонов, по которым вела переговоры с продавцами и «медиками», есть вероятность, что правоохранительные органы их разыщут. Но пока будут искать и привлекать к ответственности одних, другие, а имя им – легион, будут преспокойно обирать доверчивых стариков дальше, ловко используя лазейки в законодательстве.
Между прочим, санкция ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» Административного кодекса предполагает следующие штрафы за выявленные нарушения: для граждан – от трех до 15 МРОТ, для должностных лиц – от 10 до 30 МРОТ, для юридических лиц – от 100 до 300 МРОТ. То есть наладить контроль в данной сфере государству выгодно уже с точки зрения наполнения бюджета.
Валентина АКИМОВА.                 Газета"Кузбасс"/ Общество  http://www.kuzbass85.ru/2010/11/29/badyi-i-dedyi/