Слово не воробей
Говорит Елена Каминская, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского управления федеральной антимонопольной службы:
Пример 1
До недавнего времени многие банки, оказывающие услуги потребительского кредитования, в рекламе ограничивались тремя составляющими предоставления кредита: сумма первоначального взноса, срок кредитования и процент за пользование кредитом (так называемые «годовые»).
И — в большинстве случаев — потребители вводились в заблуждение! Так, подсчитано, что при рекламе кредитов 10х10х10 (10% — первый взнос, 10 месяцев, 10% годовых) реальные годовые проценты составляли 23% или 19,5% за 10 месяцев. Секрет «беспроцентных кредитов» заключается в том, что при данном виде кредитования у банков существует возможность менять структуру доходов, а именно зарабатывать на сопутствующих и дополнительных услугах (внимательно читайте страницы под рубрикой «Кредитование»).
— Работа отдела построена на заявлениях потребителей, поступивших в наш адрес. Также информация поступает из прокуратуры, управления ФСБ по КО и других управлений, которые выполняют контрольные функции. Так, за 2010 год мы получили 72 заявления от физических и юридических лиц, по результатам которых мы возбудили 47 дел. Дополнительно к этому 55 дел мы возбудили по собственной инициативе. В итоге за прошлый год было рассмотрено 102 дела по признакам нарушения ФЗ «О рекламе». Самым распространенным — более 60 дел — стало нарушение части 1 статьи 28, а именно отсутствие наименования или имени лица (физического или юридического), оказывающего финансовые услуги. В то время как закон устанавливает, что реклама такого рода услуг обязательно должна содержать НАИМЕНОВАНИЕ — для юридического лица и ФИО — для предпринимателя.
Пример 2
От кемеровчанина поступила жалоба. В газете он прочитал рекламу: «Окна, двери, сайдинг, черепица, профлист, лестницы. Кредит». Потребитель обратился по указанному в объявлении адресу за товаром, но оказалось, что кредит предоставляется через банк. Мужчина возмутился: если бы он знал, с каким именно банком ему предстоит сотрудничать, он бы заранее просмотрел условия его потребительского кредитования и решил, стоит ли тратить время на дальнейший контакт с продавцом.
Аналогичный случай — реклама в СМИ: «ООО «Продавец». Отдых: Испания, Италия, Китай, Турция. Кредит». В тексте также не содержится наименований или имени лица, оказывающего финансовую услугу. Налицо нарушение.
— Введение в заблуждение, недостоверность рекламы расцениваются как административные нарушения и влекут наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
В целях реализации прав потребителей на получение достоверной и добросовестной информации, предупреждения и пресечения нарушений законодательства РФ о рекламе мы рекомендуем при размещении рекламы в СМИ и наружной рекламы строго руководствоваться нормами закона. За дополнительной информацией и в случае обнаружения нарушений потребители могут обратиться в Кемеровское УФАС России.
Пример 3
Недостоверная реклама встречается, разумеется, не только в финансовой сфере деятельности. Так, в текущем году Кемеровское УФАС России закончило рассмотрение любопытного дела. Потребитель приобрел товар за полную стоимость в магазине, рекламная надпись на витрине которого обещала: «СКИДКА НА ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ!!». Было признано, что хозяйствующий субъект допустил нарушение, за что он получил предписание об устранении нарушения и наказание в виде штрафа. Другой яркий пример: покупка продуктов питания в супермаркете, который позволил себе рекламное заявление «ВСЕГДА ДЕШЕВЛЕ». На практике оказалось, что товар был несколько дороже, чем в других торговых точках. Недостоверная реклама привела опять-таки к штрафу и предписанию.
СПРАВКА: Форму письменного заявления в УФАС можно найти на сайте www.kemerovo.fas.gov.ru в разделе «Обратная связь», обратиться можно по телефону 8 (3842) 36-87-24.
Комментарий в тему
Ирина Василенкова, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы РФ (Москва):
Реклама — это публично-правовые отношения, нарушение которых рассматривается в законодательстве как малозначительное. Кроме СМИ его допускают и рекламодатели. Но если в СМИ встречаются в основном формальные нарушения закона, то среди рекламодателей — серьезнейшие нарушения закона, которые приводят к потере здоровья, денег и так далее — для потребителя. И жуликов, и мошенников там значительно больше, чем в СМИ, ведь представители СМИ все на виду, они люди публичные.
Постоянная ссылка: http://www.fk42.ru/index.php?id=410