Лететь с одним крылом

“Крушение Як-42 приведет к увеличению инвестиций в Ярославскую область”, - заявил глава Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Верю. Катастрофа общенационального масштаба - необходимое и достаточное условие для привлечения инвестиций. Нужно было, чтобы самая стабильная и успешная команда нашей хоккейной державы разбилась вдребезги, чтобы нашлись деньги на модернизацию аэропорта Туношна, чтобы требующая реконструкции взлетно-посадочная полоса эту реконструкцию получила. Без этого почему-то не получалось.
Утонула “Булгария” - нашлись деньги на модернизацию волжского речфлота. Рванула Саяно-Шушенская ГЭС - отыскались средства на ее восстановление (на несколько порядков большие, нежели требовалось на поддержание электростанции в надлежащем состоянии). Ухнуло на “Распадской” - обнаружились деньги и на зарплату, и на безопасность, и на восстановление инфраструктуры. Иначе никак!
В аккурат на следующий после трагедии день в Ярославль прибыл наш президент Дмитрий Медведев. Не столько для того, чтобы побывать на месте крушения и возложить цветы, сколько для того, чтобы выступить на Мировом политическом форуме. Форум, к слову, проходил как раз на спортивной арене “Локомотива”. Медведев говорил, как всегда, много и неубедительно. О том, что стабильность - это хорошо, но недостаточно, что требуется модернизация, которая должна происходить плавно, без социальных потрясений. И о том, что благополучие России должно обеспечиваться не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами. И о том, что в стране необходимо создать общество внутренней гармонии, где люди были бы толерантны друг к другу и в то же время уважительно относились к традициям, составляющим сердцевину того или иного этноса.
Нет, с тезисами не поспоришь. Но в то, что действующая власть в состоянии их претворить в жизнь, не верится никак. После экономических неурядиц последних лет (на фоне беспрецедентно высоких цен на нефть!!!), после бойни на Манежной, после ряда громких убийств и терактов, так и недорасследованных. После рейдерских захватов государственной собственности, покрываемых чиновниками, при бездействии надзорных органов и прокуратуры. При наличии коррупционных клубков, борьба с которыми осуществляется исключительно на словах.
...Прямого ответа на “висевший в воздухе” вопрос о выдвижении или невыдвижении на следующий президентский срок Медведев на форуме не дал. Но, судя по реакции на призыв “партии реформаторов”, призывающей его выдвинуться и провести “перезапуск демократии”, делать этого не намерен. Заявив, что не готов к резким движениям, он, по мнению аналитиков, сделал первый шаг к “освобождению поляны” для Владимира Путина и претендовать на продление своих полномочий не собирается.
Говоря об авиакатастрофе под Ярославлем, президент России предложил закупать самолеты за границей, а также дал поручение Минтрансу радикально уменьшить число авиаперевозчиков, в первую очередь некрупные компании. Он заявил, что небольшие перевозчики, не способные обеспечить обслуживание судов и обучение персонала, “должны быть ликвидированы”.
Верю. Укрупнять бизнес волевым порядком и превращать конкурирующие между собой компании в монополии наше государство научилось. Правда, расплата за это - рост тарифов и пренебрежение к удаленным и не очень “денежным” регионам. Бессилие властей в вопросе государственного контроля в вопросах безопасности (идет ли речь об авиации, энергетике, угледобыче и так далее) - лакмусовая бумажка, показывающая, насколько глубоко коррумпировано и развращено наше общество.
Несколько цитат “западных” СМИ, которые более адекватно, нежели официальная отечественная пресса, оценивают положение дел: “Катастрофа Як-42 говорит о плохих показателях безопасности Росавиации” (ABC). “Эксперты давно обеспокоены состоянием Росавиации после распада СССР. Россия хотела продемонстрировать, что Ярославль - современный и динамичный город. Эта катастрофа нанесла серьезный удар” (CBC news). “Авиакатастрофа нанесет ощутимый удар по российскому хоккею. Миллиардеры и такие крупные госкомпании, как “Газпром”, накачивают деньгами хоккейную лигу, строят арены и увеличивают зарплаты, чтобы удержать игроков и нанять западных звезд. Но эта катастрофа заставит легионеров дважды задуматься, получая предложения из России” (The New York Times). “В последние годы Россия и другие бывшие советские республики продемонстрировали один из худших показателей авиабезопасности. Эксперты полагают, что одними из причин этого являются изношенность бортов, слабый государственный контроль, плохая подготовка пилотов, сокращение расходов и менталитет” (The Independent).
На текущей неделе Кемеровское УФАС России распространило заявление, в котором сообщило о том, что усматривает признаки нарушения ОАО “Авиакомпания “Сибирь”  порядка формирования тарифов на пассажирские авиаперевозки, и возбудило дело № 91/А-10-2011 “по признакам нарушения порядка формирования нормальных тарифов экономического класса по маршруту Новокузнецк - Москва - Новокузнецк”.
Антимонопольное дело возбуждено “в результате рассмотрения обращения, поступившего в адрес Кемеровского УФАС России от администрации Кемеровской области. Поводом для обращения в антимонопольную службу послужила статья, опубликованная в Новокузнецкой городской газете “Кузнецкий рабочий” о чрезмерно затратных пассажирских перелетах авиакомпанией “S7” (ОАО “Авиакомпания “Сибирь”) из Новокузнецка в Москву. Дело в отношении ОАО “Авиакомпания “Сибирь” назначено к рассмотрению на 2 ноября”, - сообщается в релизе.
Мы направили в пресс-службу авиакомпании “S7” запрос, в котором попросили ответить о причинах дороговизны новокузнецкого рейса и адекватности условий аэропортового обслуживания, выдвигаемых ООО “Аэрокузбасс”. Пообещав дать исчерпывающий ответ, представители “S7” вчера утром ответили отказом, ссылаясь на то, что официального уведомления из УФАС по Кемеровской обрасти пока в компанию не поступило.

 

Сергей Бабиков
Новокузнецкая городская газета «Кузнецкий рабочий»
Постоянная ссылка: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=23627