Апрельское дежавю или «где бензин»?
03 октября 2011, 07:00
В начале сентября на автозаправках области произошли перебои с поставками бензинов АИ92 и АИ95, после которых цены на топливо несколько поднялись. Автовладельцы стали опасаться повторения ситуация прошлой весны, когда по всей стране заправить машины можно было только отстояв в огромных очередях. К счастью, опасения эти не оправдались, однако, участники рынка уверяют, что апрельский кризис ещё не закончился и больнее всего он ударяет по независимым операторам автозаправочных станций (АЗС).
ФАСовский расклад
Напомним, что перебои с топливом в России, и в Кемеровской области в частности, начались в апреле 2011 года. По мнению экспертов, дефицит стал итогом давления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на нефтяные компании. Если быть более точным, к кризису привело введение новых положений правил реализации нефтеперерабатывающими заводами ГСМ на электронных биржевых площадках, а также увеличение экспорта нефтепродуктов и сдерживание цен на них на внутреннем рынке. Тем не менее, российские эксперты утверждают, что провалы с поставками бензина и керосина происходят постоянно, как правило, два раза в году. И совпадают с остановкой нефтеперерабатывающих заводов на плановую профилактику весной и осенью. В любом случае всё упирается в недостаточные объёмы производства топлива.
По мнению специалистов Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Кемеровской области, ситуация, сложившаяся в первом полугодии 2011 года в российских регионах, характеризовалась недостаточным предложением автомобильных бензинов, что могло повлечь за собой повышение цен на последние. В частности, кризис был обусловлен ростом потребления нефтепродуктов в России, в том числе и на территории Кемеровской области, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118.
Для предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов были заключены четырёхсторонние соглашения с нефтяными компаниями. В рамках этих соглашений нефтяные компании взяли обязательства:
— модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленного графика реализации инвестиционных проектов;
— обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива и предложение на внутренний рынок.
ФАС России полагает, что эти обязательства направлены на недопущение ограничения конкуренции на рынках нефтепродуктов — в том числе таких, как сокращение поставок на внутренний рынок и ущемление интересов потребителей (оптовых, мелкооптовых и розничных).
На этом фоне стоит отметить, что Кузбасс, как никакой другой сибирский регион, нуждается в стабильности топливного рынка. Поздравляя в конце августа с наступающим профессиональным праздником нефтяников и газовиков, заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов отметил, что в течение последних лет на территории Кузбасса оборачивается более 3 млн тонн нефтепродуктов ежегодно. Потребление нефтепродуктов в области примерно на 30% выше, чем в соседних регионах. Это связано с развитой горнодобывающей промышленностью, которая потребляет более 60% дизельного топлива от общего объёма потребления области.
По данным областной администрации, всего на территории Кузбасса торговлю моторным топливом осуществляют 432 АЗС. Из них 295 входят в состав вертикально интегрированных компаний. По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Кемеровской области за 2009 год Кемеровским УФАС России установлено, что лидирующие позиции на всей территории Кемеровской области занимает ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс». Доля рынка компании по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива составила на тот период: АИ-76 — 63,7%, АИ-92 — 71,6%, АИ-95 — 71%, АИ-98 — 63,4%, ДТ — 74,1% .
Плата за низкую цену
По данным Кемеровского УФАС, в целом за первое полугодие 2011 года розничные цены на бензины автомобильные и дизельное топливо выросли в регионе на АИ-76 — на 3,3%, АИ-92 — 0,5%, АИ-95 — 2,5%, АИ-98 — 2,8%, ДТ — 2%.
При этом отмечается, что в период с января по февраль 2011 года наблюдалось снижение розничных цен на нефтепродукты: бензин АИ-76 в этот период подешевел на 3,3%, АИ-92 — на 3,2%, АИ-95 — на 4,9%, ДТ — на 5%. Во второй половине мая на розничном рынке наблюдалось увеличение цен на нефтепродукты.
На сегодняшний день, как утверждают в Управлении, изменение розничных цен в регионе находится в пределах повышения стоимости на нефтепродукты на оптовом рынке. При этом розничные цены на нефтепродукты (АИ-92 — 21,8 рублей за литр, АИ-95 — 25 рублей за литр, Дт — 21,3 рубля за литр) в Кемеровской области, по данным Управления, остаются одними из самых низких в Сибирском Федеральном округе. Так, в Омской области цена на АИ-92 – 23 рубля за литр, АИ-95 – 24,3 рубля за литр, Дт — 22,8 рубля за литр, в Алтайском крае АИ-92 — 23,1 рубля за литр, АИ-95 — 24,8 рублей за литр, Дт — 23 рубля за литр, в Красноярском крае АИ-92 — 26 рублей за литр, АИ-95 — 28 рублей за литр, Дт — 24,2 рублей за литр.
Известно, что сравнительно низкие цены на топливо в регионе достигаются усилиями властей. Для потребителей и экономики региона в целом в этом присутствует безусловный положительный момент. Но сдерживание цен отрицательно сказывается на независимых операторах АЗС.
«На Ачинском НПЗ стоимость бензина АИ-92 доходит до 35 тысяч рублей за тонну, то есть один литр бензина обходится нам в 26 рублей, а выставлять мы его должны по требованию областной администрации за 21 рубль 50 копеек», — говорит директор КМП-Ойл Владимир Муравьёв.
В этих условиях крупные компании компенсируют свои убытки за счёт других статей доходов, например, реализации топлива в других регионах, а вот местные операторы уже начинают продавать свой бизнес. По информации «Авант-ПАРТНЕРа», в процедуре банкротства находится ООО Корпорация «Вира» (г. Киселёвск). Компания «Баррель» продала часть своих заправок «Лукойлу».
В Кемеровском УФАС России отсутствует информация о продаже бизнеса независимыми участниками розничного рынка нефтепродуктов, в том числе вертикально-интегрированным компаниям. Однако в управлении отметили, что в случае осуществления указанных сделок, доля вертикально-интегрированных компаний может увеличиться, что с точки зрения антимонопольного законодательства не является нарушением, но для развития конкуренции в регионе может оказать негативное влияние.
По информации агентства «Интерфакс», ФАС России внесла в правительство законопроекты «Об обороте нефти и нефтепродуктов» и «О рыночном ценообразовании на нефтепродукты». Первый законопроект предусматривает ограничение на владение АЗС для одной нефтяной компании в пределах одного региона в размере 35% по мощностям и 25% — по хранению. Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» предлагает создать стабильную систему ценообразования, которая не допустит роста цен без объективных причин. Для определения справедливой цены при крупно оптовой торговле моторным топливом, мазутом и авиатопливом на территории России ФАС предлагает использовать три параметра: индексы цен сопоставимых зарубежных рынков, индексы цен внебиржевого внутреннего рынка и индексы биржевых цен.
Кроме того, 7 сентября было подписано Постановление Правительства № 748, которое вносит изменения в Технический регламент по топливу и переносит сроки перехода на топливо европейских стандартов.
Документ разрешает выпуск в оборот бензинов и дизельного топлива класса 2 (евро 2) до 31 декабря 2012 г. На данный момент оборот этого класса топлива разрешён до конца 2010 года, за исключением бензина Аи92, оборот которого разрешён до сентября 2011 года.
Оборот бензинов и дизтоплива класса 3 (евро3) разрешается до 31 декабря 2014 года вместо принятого в действующем техрегламенте срока — до 31 декабря 2011 года.
Оборот класса 4 (евро4) разрешается до 31 декабря 2015 года, тогда как по действующему техрегламенту — до 31 декабря 2014 года. Оборот топлива класса 5 не ограничен.
Из техрегламента исключён такой показатель как «октановое число автомобильного бензина». Согласно действующему техрегламенту, оборот бензина с октановым числом Аи92 разрешён до 6 сентября 2011 года.
Изменения в техрегламент предполагают постепенное снижение содержания сероводорода в мазуте.
|
Тем временем региональные власти продолжают бороться за сдерживание цен на топливо и бесперебойное снабжением им кузбасских АЗС. Из-за того, что розничные цены на бензин в Кузбассе дешевле оптовых, перекупщики стали вывозить топливо из региона цистернами. В начале сентября при первом заместителе губернатора Валентине Мазикине состоялось совещание с руководителями компаний-поставщиков ГСМ. На совещании было принято решение полностью запретить вывоз бензина за пределы области и выставить на выездах из региона специальные посты.
Параллельно с этим для сдерживания цен и бесперебойного снабжения моторным топливом кузбасских АЗС коллегия областной администрации приняла решение до конца текущего года не распространять на большие бензовозы запрет, согласно которому тяжёлым грузовикам ограничено передвижение по региональным и межмуниципальным дорогам. Причём льгота распространяется только на тех перевозчиков ГСМ, которые ввозят моторное топливо в Кузбасс.
Не стоит забывать о строительстве в Кемеровской области собственных нефтеперерабатывающих заводов, запуск которых, по мнению властей, должен положительным образом сказаться на развитии конкуренции на рынке нефтепродуктов. По словам Сергея Кузнецова, на сегодняшний день в области уже имеются мощности для переработки почти 450 тысяч тонн нефти. В 2010 году на строительство, реконструкцию и модернизацию нефтегазовых производств затрачено более 8 млрд рублей. В 2012 году планируется ввод в эксплуатацию НПЗ «Северный Кузбасс» первой установки мощностью переработки 800 тысяч тонн в год. На 70% построен Яйский НПЗ (ЗАО «Нефтехимсервис»). К 2017 году в области планируется увеличить объёмы переработки нефти до 5,5 млн тонн. Это должно в значительной мере уменьшить зависимость региона от внешних поставок горюче-смазочных материалов.
В УФАС по Кемеровской области «Авант-ПАРТНЕРу» пояснили, что, несмотря на значимость открытия НПЗ в Кузбассе, спрогнозировать в связи с этим изменение розничной цены на нефтепродукты в Кемеровской области в настоящее время не представляется возможным, поскольку ещё не сложился круг оптовых покупателей нефтепродуктов с местных нефтеперерабатывающих заводов.
В целом же цены на бензины автомобильные и дизельное топливо, по прогнозу Федеральной антимонопольной службы, возможно, будут повышаться в пределах уровня инфляции. Повторения весеннего кризиса, когда одни заправки опустели, а на других выстраивались очереди автомобилистов, по мнению ФАС России, не предвидится.
Максим Москвикин
Областной экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" №23 от 20.09.2011
Постоянная ссылка: http://www.avant-partner.ru/partner/3144.html