В Кузбассе нет дефицита автомобильного бензина и дизельного топлива – УФАС

В Кузбассе нет дефицита автомобильного бензина и дизельного топлива, а цены на нефтепродукты в регионе остаются одними из самых низких в стране. Притом, что количество независимых розничных продавцов горючего снижается. Такие результаты очередного исследования топливного рынка обнародовала на пресс-конференции руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Кемеровской области Наталья Кухарская.

«Цены на нефтепродукты в Кузбассе продолжают оставаться одними из самых низких в стране. Вместе с тем в конце октября – начале ноября произошло значительное повышение цен на дизельное топливо – на 9 %, которое связано с изменением отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), – сообщила журналистам на минувшей неделе руководитель УФАС по Кемеровской области Наталья Кухарская. Нарушений антимонопольного законодательства на рынке топлива в регионе к началу декабря, по ее словам, выявлено не было, соответствующих обращений со стороны продавцов и потребителей нефтепродуктов также не поступало.

Отвечая на вопрос журналистов о возможном дальнейшем повышении цен на горючее, она заметила, что цены на горюче-смазочные материалы в России формируются на основе рыночного механизма конкуренции – «если удастся на уровне страны стабилизировать цену в оптовом звене, то в регионах розничная цена точно не поднимется».

Между тем, по оценкам специалистов УФАС, на региональном рынке сокращается число компаний, которые самостоятельно, по своим транспортным каналам, поставляют в Кузбасс нефтепродукты. Снижается и количество независимых участников розничного рынка топлива. «Многие АЗС простаивают», – констатировала Наталья Кухарская.

Она напомнила: «Поставщики нефтепродуктов, входящие в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), традиционно находятся в более выгодном положении, чем независимые участники рынка. Их издержки на приобретение топлива всегда ниже, чем расходы иных представителей отрасли. И продавать топливо в розницу через свои автозаправочные станции они могут дешевле».

В настоящее время, по информации Управления Федеральной антимонопольной службы, на территории Кемеровской области представлены три ВИНК: «Газпром нефть», «Роснефть» и «Татнефть» – которые работают в регионе через свои сбытовые компании.

В Кемеровском УФАС, ссылаясь на данные, которые предоставили им нефтяные компании, заявляют, что «в регионе не наблюдается острого дефицита нефтепродуктов».

В то же время у независимых участников рынка, как пояснила руководитель УФАС по Кемеровской области, нередко возникают проблемы с поставкой горючего. «Сроки, точные объемы поставок топлива и иные существенные условия не прописываются в договорах, а уточняются дополнительно. Как правило, по телефону, – рассказывает Наталья Кухарская. – В результате, такие заявки удовлетворяются частично или вообще не удовлетворяются. Но в этой ситуации привлечь виновных к ответственности, доказать, что со стороны поставщика – нефтяной компании имеет место злоупотребление своим доминирующим положением на рынке практически невозможно, потому что документальное доказательство данному отказу редко кому удается получить. И такая ситуация складывается не только в Кузбассе, а и в других субъектах РФ, где присутствуют ВИНК».

ФАС России в качестве возможного варианта решения этой проблемы предлагает упорядочить договорные отношения между нефтяными компаниями – владельцами НПЗ и независимыми операторами рынка, введя в практику заключение типовых договоров, где были бы прописаны симметричные права и обязанности сторон.

Напомним, для того, чтобы обеспечить устойчивое предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке, ФАС заключила соглашение с нефтяными компаниями, прописав до 2020 года конкретные сроки и объекты модернизации, а также объемы производства топлива.

В Кузбассе власти, стремясь сохранить независимую розничную сеть автозаправочных станций, сложившийся уровень цен и создать благоприятных условий развития рынка, в июле 2011 года утвердили ряд налоговых льгот для розничных продавцов моторного топлива.

Нивелировать риск возникновения дефицита в Кемеровской области в перспективе, как полагает руководитель УФАС, поможет ввод в эксплуатацию в регионе и выход на полную мощность Яйского нефтеперерабатывающего завода и НПЗ «Северный Кузбасс», а также Анжерской нефтегазовой компании. «Это позволит создать стратегический неснижаемый запас горюче-смазочных материалов в области», – пояснила Наталья Кухарская.