Решение по делу № 06/А-15-2014 в отношении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области

Номер дела: № 06/А-15-2014
Дата публикации: 16 апреля 2014, 10:52

РЕШЕНИЕ

«14» апреля 2014 г.                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 02.04.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «14» апреля 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов М.Г. главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Горовых К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.             

 

 

при участии:

- <…> – представителя Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (по доверенности).

рассмотрев дело № 06/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000,                            г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения заявления ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» приказом Кемеровского УФАС России от 04.02.2014 г. № 18 было возбуждено дело № 06/А-15-2014 г. по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» путем нерассмотрения в установленный срок заявления данного хозяйствующего субъекта (от 06.03.2013  № 1-1009-12) об установлении тарифа на передачу тепловой энергии.

Определением от 06.02.2014 г. дело № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       21.02.2014 г. на 10 часов 00 минут.

На заседании комиссии, состоявшемся 21.02.2014 г., представителем Региональной энергетической комиссии Кемеровской области было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью подготовки письменной позиции по делу № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 21.02.2014 г. дело № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 02.04.2014 г. на 11 часов 00 минут.

На заседании комиссии, состоявшемся 02.04.2014 г., представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области не признал факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сообщил о том, что тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» в связи с тем, что в материалах тарифного дела ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» отсутствовал баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии, а также договоры на услуги по передаче тепловой энергии с теплоснабжающими организациями, которые обязательны для заключения в соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ от 27.07.2010г. «О теплоснабжении», в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.

Присутствовавшая 02.04.2014 г. на заседании комиссии представитель ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» по существу дополнительных пояснений не давала, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Изучив материалы дела № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» является теплосетевой организацией.

06.03.2013 ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» обратилось в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением № 1-1009-12 об открытии тарифного дела и установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год (с приложением соответствующих документов).

22.03.2013 Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес заявителя было направлено письмо из содержания которого следовало, что тарифное дело № ОЭА/55 НТК-2013 было открыто 21.03.2013.

При этом тариф установлен не был.

В соответствии с пунктом 1.2 части 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 г. № 371 (далее по тексту - Положение), Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Пунктом 3.6.2 Положения установлено, что Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области обладает полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Таким образом, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию Кемеровской области.

 В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 г., в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.

К регулируемым тарифам (ценам) относятся, в частности тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию определяются Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункта 7 Правил).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (пункта 8 Правил).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционную программу (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Материалы, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.

Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (пункт 10 Правил).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами) (пункт 16 Правил).

Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления (пункт 18 Правил).

Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления (коллегии).

В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия (пункт 19 Правил).

Между тем, несмотря на то, что законодателем не установлен срок принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, следует исходить из следующего:

Установлено, что 22.03.2013 Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области уведомила ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год и о назначении уполномоченного по делу.

В силу пункта 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, один месяц отводится регулирующему органу на проведение предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

Согласно статье 1 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

При этом Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утвердившее порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, не содержит предельных сроков принятия таких решений.

Вместе с тем, с учетом статей 35, 17 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, с целью обеспечения стабильности общественных отношений и в частности в сфере регулирования энергоснабжения и энергообеспечения, отсутствие указанного срока не должно свидетельствовать о неопределенной возможности регулирующего органа принимать указанные решения, в связи с чем в данном случае подлежит применению аналогия закона.

Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В связи с изложенным, полагаем, что срок для принятия регулирующим органом решения по заявлению организации осуществляющей регулируемую деятельность об установлении ей тарифов и (или) их предельных уровней должен исчисляться в два месяца с даты принятия таким органом решения об открытии дела об установлении тарифов, включая месячный срок для проведения экспертизы, предусмотренной пунктом 16 названных Правил.

Учитывая, что Региональной энергетической комиссий Кемеровской области дело об установлении ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» тарифов было открыто 22.03.2013, то предельный срок принятия службой решения истек 22 мая 2013 года.

Таким образом, после истечения срока указанной даты, права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности считаются нарушенными.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Учитывая, установленную статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязанность, регулирующий орган обязан был рассмотреть в установленный данной правовой нормой срок поступившее заявление ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» и принять соответствующее решение об установлении тарифа на передачу тепловой энергии.

Кемеровским УФАС России установлено, что с 22.05.2013 г. по 18.11.2013 г. ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» не имело возможности требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций оплаты услуг (пункт 6 статьи 13, статья 17 Закона о теплоснабжении) в виде транспортировки тепловой энергии через принадлежащие ему объекты теплосетевого хозяйства, поскольку оплата или принудительное взыскание задолженности могут быть произведены только по установленным тарифам. Невозможность взимания ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» платы была вызвана бездействием Региональной энергетической комиссий Кемеровской области выразившегося в неутверждении тарифа в установленный срок.

Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 03.02.2014 № 10-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Бездействие Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» об установлении тарифа на передачу тепловой энергии (от 03.05.2012 г. № 01-11-02/477), ограничило или могло ограничить возможность ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде потребителям в городе Новокузнецке, привело (могло привести) к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом, нарушению прав и законных интересов ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес Кемеровского УФАС России было представлено постановление Региональной энергетической комиссией Кемеровской области № 413 от 18.11.2013 «Об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии через ЦТП и ПНС ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (г. Новокузнецк от ООО «КузнецкТеплоСбыт» (г. Новокузнецк) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (г. Новокузнецк).

Согласно пункту 1 данного распоряжения ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии через ЦТП и ПНС ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (г. Новокузнецк от ООО «КузнецкТеплоСбыт» (г. Новокузнецк) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (г. Новокузнецк), следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.  

  На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 48 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (650000,  г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                          Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        Ю.А. Полякова

 

                                                                                                                        М.Г. Саврасов

 

                                                                                                                         Д.С. Юканкин

 

                                                                                                                        К.П. Куколева

stdClass Object ( [vid] => 14530 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 06/А-15-2014 в отношении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14530 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397620410 [changed] => 1397620410 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397620410 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

«14» апреля 2014 г.                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 02.04.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «14» апреля 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов М.Г. главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Горовых К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.             

 

 

при участии:

- <…> – представителя Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (по доверенности).

рассмотрев дело № 06/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000,                            г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения заявления ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» приказом Кемеровского УФАС России от 04.02.2014 г. № 18 было возбуждено дело № 06/А-15-2014 г. по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» путем нерассмотрения в установленный срок заявления данного хозяйствующего субъекта (от 06.03.2013  № 1-1009-12) об установлении тарифа на передачу тепловой энергии.

Определением от 06.02.2014 г. дело № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       21.02.2014 г. на 10 часов 00 минут.

На заседании комиссии, состоявшемся 21.02.2014 г., представителем Региональной энергетической комиссии Кемеровской области было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью подготовки письменной позиции по делу № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 21.02.2014 г. дело № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 02.04.2014 г. на 11 часов 00 минут.

На заседании комиссии, состоявшемся 02.04.2014 г., представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области не признал факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сообщил о том, что тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» в связи с тем, что в материалах тарифного дела ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» отсутствовал баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии, а также договоры на услуги по передаче тепловой энергии с теплоснабжающими организациями, которые обязательны для заключения в соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ от 27.07.2010г. «О теплоснабжении», в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.

Присутствовавшая 02.04.2014 г. на заседании комиссии представитель ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» по существу дополнительных пояснений не давала, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Изучив материалы дела № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» является теплосетевой организацией.

06.03.2013 ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» обратилось в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением № 1-1009-12 об открытии тарифного дела и установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год (с приложением соответствующих документов).

22.03.2013 Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес заявителя было направлено письмо из содержания которого следовало, что тарифное дело № ОЭА/55 НТК-2013 было открыто 21.03.2013.

При этом тариф установлен не был.

В соответствии с пунктом 1.2 части 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 г. № 371 (далее по тексту - Положение), Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Пунктом 3.6.2 Положения установлено, что Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области обладает полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Таким образом, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию Кемеровской области.

 В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 г., в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.

К регулируемым тарифам (ценам) относятся, в частности тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию определяются Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункта 7 Правил).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (пункта 8 Правил).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционную программу (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Материалы, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.

Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (пункт 10 Правил).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами) (пункт 16 Правил).

Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления (пункт 18 Правил).

Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления (коллегии).

В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия (пункт 19 Правил).

Между тем, несмотря на то, что законодателем не установлен срок принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, следует исходить из следующего:

Установлено, что 22.03.2013 Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области уведомила ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год и о назначении уполномоченного по делу.

В силу пункта 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, один месяц отводится регулирующему органу на проведение предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

Согласно статье 1 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

При этом Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утвердившее порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, не содержит предельных сроков принятия таких решений.

Вместе с тем, с учетом статей 35, 17 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, с целью обеспечения стабильности общественных отношений и в частности в сфере регулирования энергоснабжения и энергообеспечения, отсутствие указанного срока не должно свидетельствовать о неопределенной возможности регулирующего органа принимать указанные решения, в связи с чем в данном случае подлежит применению аналогия закона.

Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В связи с изложенным, полагаем, что срок для принятия регулирующим органом решения по заявлению организации осуществляющей регулируемую деятельность об установлении ей тарифов и (или) их предельных уровней должен исчисляться в два месяца с даты принятия таким органом решения об открытии дела об установлении тарифов, включая месячный срок для проведения экспертизы, предусмотренной пунктом 16 названных Правил.

Учитывая, что Региональной энергетической комиссий Кемеровской области дело об установлении ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» тарифов было открыто 22.03.2013, то предельный срок принятия службой решения истек 22 мая 2013 года.

Таким образом, после истечения срока указанной даты, права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности считаются нарушенными.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Учитывая, установленную статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязанность, регулирующий орган обязан был рассмотреть в установленный данной правовой нормой срок поступившее заявление ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» и принять соответствующее решение об установлении тарифа на передачу тепловой энергии.

Кемеровским УФАС России установлено, что с 22.05.2013 г. по 18.11.2013 г. ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» не имело возможности требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций оплаты услуг (пункт 6 статьи 13, статья 17 Закона о теплоснабжении) в виде транспортировки тепловой энергии через принадлежащие ему объекты теплосетевого хозяйства, поскольку оплата или принудительное взыскание задолженности могут быть произведены только по установленным тарифам. Невозможность взимания ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» платы была вызвана бездействием Региональной энергетической комиссий Кемеровской области выразившегося в неутверждении тарифа в установленный срок.

Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 03.02.2014 № 10-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Бездействие Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» об установлении тарифа на передачу тепловой энергии (от 03.05.2012 г. № 01-11-02/477), ограничило или могло ограничить возможность ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде потребителям в городе Новокузнецке, привело (могло привести) к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом, нарушению прав и законных интересов ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес Кемеровского УФАС России было представлено постановление Региональной энергетической комиссией Кемеровской области № 413 от 18.11.2013 «Об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии через ЦТП и ПНС ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (г. Новокузнецк от ООО «КузнецкТеплоСбыт» (г. Новокузнецк) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (г. Новокузнецк).

Согласно пункту 1 данного распоряжения ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии через ЦТП и ПНС ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (г. Новокузнецк от ООО «КузнецкТеплоСбыт» (г. Новокузнецк) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (г. Новокузнецк), следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.  

  На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 48 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (650000,  г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                          Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        Ю.А. Полякова

 

                                                                                                                        М.Г. Саврасов

 

                                                                                                                         Д.С. Юканкин

 

                                                                                                                        К.П. Куколева

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

«14» апреля 2014 г.                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 02.04.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «14» апреля 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов М.Г. главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Горовых К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.             

 

 

при участии:

- <…> – представителя Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (по доверенности).

рассмотрев дело № 06/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000,                            г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения заявления ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» приказом Кемеровского УФАС России от 04.02.2014 г. № 18 было возбуждено дело № 06/А-15-2014 г. по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» путем нерассмотрения в установленный срок заявления данного хозяйствующего субъекта (от 06.03.2013  № 1-1009-12) об установлении тарифа на передачу тепловой энергии.

Определением от 06.02.2014 г. дело № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       21.02.2014 г. на 10 часов 00 минут.

На заседании комиссии, состоявшемся 21.02.2014 г., представителем Региональной энергетической комиссии Кемеровской области было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью подготовки письменной позиции по делу № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 21.02.2014 г. дело № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 02.04.2014 г. на 11 часов 00 минут.

На заседании комиссии, состоявшемся 02.04.2014 г., представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области не признал факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сообщил о том, что тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» в связи с тем, что в материалах тарифного дела ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» отсутствовал баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии, а также договоры на услуги по передаче тепловой энергии с теплоснабжающими организациями, которые обязательны для заключения в соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ от 27.07.2010г. «О теплоснабжении», в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.

Присутствовавшая 02.04.2014 г. на заседании комиссии представитель ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» по существу дополнительных пояснений не давала, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Изучив материалы дела № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» является теплосетевой организацией.

06.03.2013 ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» обратилось в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением № 1-1009-12 об открытии тарифного дела и установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год (с приложением соответствующих документов).

22.03.2013 Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес заявителя было направлено письмо из содержания которого следовало, что тарифное дело № ОЭА/55 НТК-2013 было открыто 21.03.2013.

При этом тариф установлен не был.

В соответствии с пунктом 1.2 части 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 г. № 371 (далее по тексту - Положение), Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Пунктом 3.6.2 Положения установлено, что Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области обладает полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Таким образом, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию Кемеровской области.

 В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 г., в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.

К регулируемым тарифам (ценам) относятся, в частности тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию определяются Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.

Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункта 7 Правил).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (пункта 8 Правил).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционную программу (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Материалы, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.

Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (пункт 10 Правил).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами) (пункт 16 Правил).

Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления (пункт 18 Правил).

Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления (коллегии).

В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия (пункт 19 Правил).

Между тем, несмотря на то, что законодателем не установлен срок принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, следует исходить из следующего:

Установлено, что 22.03.2013 Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области уведомила ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год и о назначении уполномоченного по делу.

В силу пункта 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, один месяц отводится регулирующему органу на проведение предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

Согласно статье 1 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

При этом Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утвердившее порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, не содержит предельных сроков принятия таких решений.

Вместе с тем, с учетом статей 35, 17 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, с целью обеспечения стабильности общественных отношений и в частности в сфере регулирования энергоснабжения и энергообеспечения, отсутствие указанного срока не должно свидетельствовать о неопределенной возможности регулирующего органа принимать указанные решения, в связи с чем в данном случае подлежит применению аналогия закона.

Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В связи с изложенным, полагаем, что срок для принятия регулирующим органом решения по заявлению организации осуществляющей регулируемую деятельность об установлении ей тарифов и (или) их предельных уровней должен исчисляться в два месяца с даты принятия таким органом решения об открытии дела об установлении тарифов, включая месячный срок для проведения экспертизы, предусмотренной пунктом 16 названных Правил.

Учитывая, что Региональной энергетической комиссий Кемеровской области дело об установлении ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» тарифов было открыто 22.03.2013, то предельный срок принятия службой решения истек 22 мая 2013 года.

Таким образом, после истечения срока указанной даты, права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности считаются нарушенными.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Учитывая, установленную статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязанность, регулирующий орган обязан был рассмотреть в установленный данной правовой нормой срок поступившее заявление ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» и принять соответствующее решение об установлении тарифа на передачу тепловой энергии.

Кемеровским УФАС России установлено, что с 22.05.2013 г. по 18.11.2013 г. ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» не имело возможности требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций оплаты услуг (пункт 6 статьи 13, статья 17 Закона о теплоснабжении) в виде транспортировки тепловой энергии через принадлежащие ему объекты теплосетевого хозяйства, поскольку оплата или принудительное взыскание задолженности могут быть произведены только по установленным тарифам. Невозможность взимания ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» платы была вызвана бездействием Региональной энергетической комиссий Кемеровской области выразившегося в неутверждении тарифа в установленный срок.

Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 03.02.2014 № 10-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Бездействие Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» об установлении тарифа на передачу тепловой энергии (от 03.05.2012 г. № 01-11-02/477), ограничило или могло ограничить возможность ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде потребителям в городе Новокузнецке, привело (могло привести) к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом, нарушению прав и законных интересов ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела № 06/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес Кемеровского УФАС России было представлено постановление Региональной энергетической комиссией Кемеровской области № 413 от 18.11.2013 «Об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии через ЦТП и ПНС ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (г. Новокузнецк от ООО «КузнецкТеплоСбыт» (г. Новокузнецк) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (г. Новокузнецк).

Согласно пункту 1 данного распоряжения ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии через ЦТП и ПНС ООО «Новокузнецкая теплосетевая компания» (г. Новокузнецк от ООО «КузнецкТеплоСбыт» (г. Новокузнецк) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (г. Новокузнецк), следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.  

  На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 48 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (650000,  г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                          Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        Ю.А. Полякова

 

                                                                                                                        М.Г. Саврасов

 

                                                                                                                         Д.С. Юканкин

 

                                                                                                                        К.П. Куколева

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06/А-15-2014 [format] => [safe_value] => № 06/А-15-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-16 03:52:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-14 03:52:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397620410 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )