Решение по делу № 18/А-15-2014 в отношении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области

Номер дела: № 18/А-15-2014
Дата публикации: 26 июня 2014, 09:55

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово

ул. Ноградская, 5

Резолютивная часть оглашена «11» июня 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Наталья Евгеньевна – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Лисина Анна Сергеевна – начальник отдела судебной и правовой работы;

Полякова Юлия Александровна – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов Максим Геннадьевич – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Юканкин Дмитрий Сергеевич – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти.

рассмотрев дело № 18/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения обращения ООО «ЭнергоАльянс» приказом Кемеровского УФАС России от 18.03.2014 № 53 было возбуждено дело № 18/А-15-2014 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК КО) пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в бездействии, а именно: в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «ЭнергоАльянс» об установлении тарифа на передачу электрической энергии через электроустановки данного хозяйствующего субъекта.

Определением от 18.03.2014 г. дело № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на                     22.04.2014 г. на 10 часов 00 минут, в качестве заявителя к участию в деле привлечено ООО «ЭнергоАльянс».

Определением от 22.04.2014 г. рассмотрение дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.06.2014 г. на 14 часов 00 минут, в связи с отсутствием надлежащего уведомления ООО «ЭнергоАльянс» о дате, времени и месте рассмотрения дела.

25.04.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «ЭнергоАльянс» поступили письменные пояснения, согласно которым постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222 для данного хозяйствующего субъекта установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями в Кемеровской области, в связи с чем заявитель просил прекратить производство по делу.

11.06.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения РЭК КО, согласно которым ООО «ЭнергоАльянс» с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в нарушение требований пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, не представлен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией. После предоставления данных материалов ООО «ЭнергоАльянс» постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222 данному хозяйствующему субъекту был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии. В связи с установлением тарифа для ООО «ЭнергоАльянс» на услуги по передаче электрической энергии РЭК КО просила прекратить рассмотрение дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

11.06.2014 г. представители ООО «ЭнергоАльянс», РЭК КО, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, на рассмотрение данного дела не явились.

Комиссия Кемеровского УФАС России считает возможным рассмотреть дело № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию.

В соответствии пунктами 1 и 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством РФ.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО «ЭнергоАльянс» является электросетевой организацией, владеющей на праве собственности двумя трансформаторными подстанциями (договор купли-продажи № ЭА 2-13, заключенный 17.05.2013 г. между ООО «ПромИнвест» и ООО «ЭнергоАльянс», а также свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданные 26.06.2013 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 42 АД 295538, 42 АД 295553), с помощью которых планирует осуществлять деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном законодательством РФ.

25.07.2013 г. ООО «ЭнергоАльянс» обратилось в РЭК КО с заявлением вх. № 2202 об открытии дела об установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии через электроустановки ООО «ЭнергоАльянс» на 2013-2015 годы (с приложением соответствующих документов). ООО «ЭнергоАльянс» по состоянию на 25.07.2013 г. являлась организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

26.08.2013 г. РЭК КО в адрес заявителя было направлено письмо из содержания которого следует, что тарифное дело № ОЭА/62-ЭГА-2013 по установлению тарифов на 2013 год было открыто 26.08.2013 г., однако заявителю было указано на несоответствие представленных материалов требованиям пункта 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, а также о необходимости предоставления дополнительных материалов.

Запрошенные материалы были предоставлены ООО «ЭнергоАльянс» в РЭК КО 30.08.2013 г. (вх. № 2596). В дополнение к материалам представленным 30.08.2013 г. ООО «ЭнергоАльянс» в адрес РЭК КО 30.10.2013 г. представило нормативы технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2013 год, утверждённые приказом Министерства энергетики РФ от 22.10.2013 № 729. Уведомлением от 29.10.2013 № Д-8-38/1682-02 РЭК КО оповестила ООО «ЭнергоАльянс» о том, что заседание Правления РЭК КО об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями по Кемеровской области на 2013 год для ООО «ЭнергоАльянс» состоится 01.11.2013 г. в 14 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области – филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» и ООО «ЭнергоАльянс» установлен постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.

Во исполнение статьи 24 Закона об электроэнергетике, постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования цен), которые определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в том числе, входят: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства РФ не предусмотрено иное; индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Пунктом 17 Правил государственного регулирования цен установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых с заявлением об установлении тарифа в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов

Согласно пункту 1.2 части 1 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 (далее – Положение о РЭК КО), РЭК КО является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Пунктом 3.3. Положения о РЭК КО установлено, что РЭК КО обладает полномочиями по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, РЭК КО является исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по государственному регулированию тарифов на передачу электрической энергии в Кемеровской области.

Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами государственного регулирования цен (пункт 8 Правил государственного регулирования цен).

В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования цен, организациям, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от срока подачи документов, в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Таким образом, срок для установления РЭК КО тарифа для ООО «ЭнергоАльянс» не может превышать 60 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.

Согласно пояснениям РЭК КО указанный выше тариф для ООО «ЭнергоАльянс» был утверждён 22.04.2014 г. в связи с тем, что ООО «ЭнергоАльянс» с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в нарушение требований пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования цен, не представлен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией и указанный тариф был установлен после предоставления данных материалов ООО «ЭнергоАльянс».

В соответствии с главой III Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, обязанность гарантирующего поставщика по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией возникает в рамках заключенных им договоров энергоснабжения. При этом, при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии гарантирующий поставщик, действуя в интересах своих потребителей, выступает потребителем оказанных услуг по передаче электрической энергии, поставщиком услуг выступает сетевая организация. В рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями, ООО «ЭнергоАльянс» также должно будет выступать поставщиком услуг по передаче электрической энергии. В соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая пункт 6 Правил недискриминационного доступа, возможность оказания услуг по передаче электрической энергии возникает у хозяйствующего субъекта только после установления для него тарифа.

Из изложенного следует, что из-за отсутствия у ООО «ЭнергоАльянс» тарифа, а, соответственно, и возможности оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствует обязанность гарантирующего поставщика и смежной сетевой организацией по заключению с ООО «ЭнергоАльянс» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в нормах пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования цен, не установлена обязанность предоставления организацией, обращающейся за установлением тарифа на оказании услуг по передаче электрической энергии, договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией.

Подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен установлено, что для установления тарифа необходимо представление документов, подтверждающих осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоров на осуществление регулируемой деятельности.

Проанализировав требования подпункта 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что выполнение требования о предоставлении договоров на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых, ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности не распространяется.

Подтверждением планируемого осуществления регулируемой деятельности является договор, подтверждающий право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии и заявление об установлении тарифа на передачу электрической энергии, поданное ООО «ЭнергоАльянс» в РЭК КО.

Таким образом, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что требование РЭК КО о предоставлении ООО «ЭнергоАльянс» договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией является необоснованным, и, соответственно, непредставление данного договора не может являться основанием для отказа или уклонения от установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоАльянс».

Учитывая, что ООО «ЭнергоАльянс» материалы для установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии в полном объёме в адрес РЭК КО предоставило 30.10.2013 г. – предельный срок принятия службой решения по установлению данных тарифов (в соответствии с требованиями пункта 18 Правил государственного регулирования цен) истек 30.12.2013 года.

Бездействие РЭК КО, выразившиеся в неутверждении в установленный срок тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не позволяли ООО «ЭнергоАльянс» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к своим объектам электрической сети.

Отсутствие возможности потребителя по присоединению энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ООО «ЭнергоАльянс» могло вызвать у потребителя необходимость технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства иной сетевой организации, расположенных дальше, чем объекты ООО «ЭнергоАльянс», что могло существенно увеличить цену за такое технологическое присоединение.

Рост затрат потребителя на технологическое присоединение к сетям сетевой организации способствует увеличению цены производимого товара (услуги), что делает такого потребителя менее конкурентоспособным.

Соответственно, невозможность ООО «ЭнергоАльянс» оказывать услуги по передаче электрической энергии, могло привести к ограничению и недопущению конкуренции на смежных товарных рынках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.

Бездействие РЭК КО, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «ЭнергоАльянс» об установлении тарифа на передачу электрической энергии через электроустановки данного хозяйствующего субъекта, не позволяло ООО «ЭнергоАльянс» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к своим электроустановкам, ограничило или могло ограничить возможность ООО «ЭнергоАльянс» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Новокузнецке, привело или могло привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующему субъекту, нарушению прав и законных интересов ООО «ЭнергоАльянс» в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с требованиями пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ.

Как указано выше, в ходе рассмотрения дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области – филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» и ООО «ЭнергоАльянс» установлен постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222, следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                     Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                      

 

 А.С. Лисина

Ю.А. Полякова

М.Г. Саврасов

Д.С. Юканкин

stdClass Object ( [vid] => 15297 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 18/А-15-2014 в отношении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15297 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403751410 [changed] => 1403751410 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403751410 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово

ул. Ноградская, 5

Резолютивная часть оглашена «11» июня 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Наталья Евгеньевна – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Лисина Анна Сергеевна – начальник отдела судебной и правовой работы;

Полякова Юлия Александровна – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов Максим Геннадьевич – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Юканкин Дмитрий Сергеевич – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти.

рассмотрев дело № 18/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения обращения ООО «ЭнергоАльянс» приказом Кемеровского УФАС России от 18.03.2014 № 53 было возбуждено дело № 18/А-15-2014 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК КО) пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в бездействии, а именно: в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «ЭнергоАльянс» об установлении тарифа на передачу электрической энергии через электроустановки данного хозяйствующего субъекта.

Определением от 18.03.2014 г. дело № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на                     22.04.2014 г. на 10 часов 00 минут, в качестве заявителя к участию в деле привлечено ООО «ЭнергоАльянс».

Определением от 22.04.2014 г. рассмотрение дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.06.2014 г. на 14 часов 00 минут, в связи с отсутствием надлежащего уведомления ООО «ЭнергоАльянс» о дате, времени и месте рассмотрения дела.

25.04.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «ЭнергоАльянс» поступили письменные пояснения, согласно которым постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222 для данного хозяйствующего субъекта установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями в Кемеровской области, в связи с чем заявитель просил прекратить производство по делу.

11.06.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения РЭК КО, согласно которым ООО «ЭнергоАльянс» с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в нарушение требований пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, не представлен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией. После предоставления данных материалов ООО «ЭнергоАльянс» постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222 данному хозяйствующему субъекту был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии. В связи с установлением тарифа для ООО «ЭнергоАльянс» на услуги по передаче электрической энергии РЭК КО просила прекратить рассмотрение дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

11.06.2014 г. представители ООО «ЭнергоАльянс», РЭК КО, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, на рассмотрение данного дела не явились.

Комиссия Кемеровского УФАС России считает возможным рассмотреть дело № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию.

В соответствии пунктами 1 и 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством РФ.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО «ЭнергоАльянс» является электросетевой организацией, владеющей на праве собственности двумя трансформаторными подстанциями (договор купли-продажи № ЭА 2-13, заключенный 17.05.2013 г. между ООО «ПромИнвест» и ООО «ЭнергоАльянс», а также свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданные 26.06.2013 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 42 АД 295538, 42 АД 295553), с помощью которых планирует осуществлять деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном законодательством РФ.

25.07.2013 г. ООО «ЭнергоАльянс» обратилось в РЭК КО с заявлением вх. № 2202 об открытии дела об установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии через электроустановки ООО «ЭнергоАльянс» на 2013-2015 годы (с приложением соответствующих документов). ООО «ЭнергоАльянс» по состоянию на 25.07.2013 г. являлась организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

26.08.2013 г. РЭК КО в адрес заявителя было направлено письмо из содержания которого следует, что тарифное дело № ОЭА/62-ЭГА-2013 по установлению тарифов на 2013 год было открыто 26.08.2013 г., однако заявителю было указано на несоответствие представленных материалов требованиям пункта 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, а также о необходимости предоставления дополнительных материалов.

Запрошенные материалы были предоставлены ООО «ЭнергоАльянс» в РЭК КО 30.08.2013 г. (вх. № 2596). В дополнение к материалам представленным 30.08.2013 г. ООО «ЭнергоАльянс» в адрес РЭК КО 30.10.2013 г. представило нормативы технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2013 год, утверждённые приказом Министерства энергетики РФ от 22.10.2013 № 729. Уведомлением от 29.10.2013 № Д-8-38/1682-02 РЭК КО оповестила ООО «ЭнергоАльянс» о том, что заседание Правления РЭК КО об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями по Кемеровской области на 2013 год для ООО «ЭнергоАльянс» состоится 01.11.2013 г. в 14 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области – филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» и ООО «ЭнергоАльянс» установлен постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.

Во исполнение статьи 24 Закона об электроэнергетике, постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования цен), которые определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в том числе, входят: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства РФ не предусмотрено иное; индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Пунктом 17 Правил государственного регулирования цен установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых с заявлением об установлении тарифа в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов

Согласно пункту 1.2 части 1 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 (далее – Положение о РЭК КО), РЭК КО является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Пунктом 3.3. Положения о РЭК КО установлено, что РЭК КО обладает полномочиями по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, РЭК КО является исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по государственному регулированию тарифов на передачу электрической энергии в Кемеровской области.

Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами государственного регулирования цен (пункт 8 Правил государственного регулирования цен).

В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования цен, организациям, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от срока подачи документов, в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Таким образом, срок для установления РЭК КО тарифа для ООО «ЭнергоАльянс» не может превышать 60 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.

Согласно пояснениям РЭК КО указанный выше тариф для ООО «ЭнергоАльянс» был утверждён 22.04.2014 г. в связи с тем, что ООО «ЭнергоАльянс» с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в нарушение требований пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования цен, не представлен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией и указанный тариф был установлен после предоставления данных материалов ООО «ЭнергоАльянс».

В соответствии с главой III Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, обязанность гарантирующего поставщика по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией возникает в рамках заключенных им договоров энергоснабжения. При этом, при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии гарантирующий поставщик, действуя в интересах своих потребителей, выступает потребителем оказанных услуг по передаче электрической энергии, поставщиком услуг выступает сетевая организация. В рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями, ООО «ЭнергоАльянс» также должно будет выступать поставщиком услуг по передаче электрической энергии. В соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая пункт 6 Правил недискриминационного доступа, возможность оказания услуг по передаче электрической энергии возникает у хозяйствующего субъекта только после установления для него тарифа.

Из изложенного следует, что из-за отсутствия у ООО «ЭнергоАльянс» тарифа, а, соответственно, и возможности оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствует обязанность гарантирующего поставщика и смежной сетевой организацией по заключению с ООО «ЭнергоАльянс» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в нормах пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования цен, не установлена обязанность предоставления организацией, обращающейся за установлением тарифа на оказании услуг по передаче электрической энергии, договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией.

Подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен установлено, что для установления тарифа необходимо представление документов, подтверждающих осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоров на осуществление регулируемой деятельности.

Проанализировав требования подпункта 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что выполнение требования о предоставлении договоров на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых, ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности не распространяется.

Подтверждением планируемого осуществления регулируемой деятельности является договор, подтверждающий право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии и заявление об установлении тарифа на передачу электрической энергии, поданное ООО «ЭнергоАльянс» в РЭК КО.

Таким образом, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что требование РЭК КО о предоставлении ООО «ЭнергоАльянс» договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией является необоснованным, и, соответственно, непредставление данного договора не может являться основанием для отказа или уклонения от установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоАльянс».

Учитывая, что ООО «ЭнергоАльянс» материалы для установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии в полном объёме в адрес РЭК КО предоставило 30.10.2013 г. – предельный срок принятия службой решения по установлению данных тарифов (в соответствии с требованиями пункта 18 Правил государственного регулирования цен) истек 30.12.2013 года.

Бездействие РЭК КО, выразившиеся в неутверждении в установленный срок тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не позволяли ООО «ЭнергоАльянс» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к своим объектам электрической сети.

Отсутствие возможности потребителя по присоединению энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ООО «ЭнергоАльянс» могло вызвать у потребителя необходимость технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства иной сетевой организации, расположенных дальше, чем объекты ООО «ЭнергоАльянс», что могло существенно увеличить цену за такое технологическое присоединение.

Рост затрат потребителя на технологическое присоединение к сетям сетевой организации способствует увеличению цены производимого товара (услуги), что делает такого потребителя менее конкурентоспособным.

Соответственно, невозможность ООО «ЭнергоАльянс» оказывать услуги по передаче электрической энергии, могло привести к ограничению и недопущению конкуренции на смежных товарных рынках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.

Бездействие РЭК КО, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «ЭнергоАльянс» об установлении тарифа на передачу электрической энергии через электроустановки данного хозяйствующего субъекта, не позволяло ООО «ЭнергоАльянс» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к своим электроустановкам, ограничило или могло ограничить возможность ООО «ЭнергоАльянс» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Новокузнецке, привело или могло привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующему субъекту, нарушению прав и законных интересов ООО «ЭнергоАльянс» в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с требованиями пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ.

Как указано выше, в ходе рассмотрения дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области – филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» и ООО «ЭнергоАльянс» установлен постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222, следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                     Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                      

 

 А.С. Лисина

Ю.А. Полякова

М.Г. Саврасов

Д.С. Юканкин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово

ул. Ноградская, 5

Резолютивная часть оглашена «11» июня 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Наталья Евгеньевна – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Лисина Анна Сергеевна – начальник отдела судебной и правовой работы;

Полякова Юлия Александровна – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов Максим Геннадьевич – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Юканкин Дмитрий Сергеевич – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти.

рассмотрев дело № 18/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения обращения ООО «ЭнергоАльянс» приказом Кемеровского УФАС России от 18.03.2014 № 53 было возбуждено дело № 18/А-15-2014 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК КО) пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в бездействии, а именно: в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «ЭнергоАльянс» об установлении тарифа на передачу электрической энергии через электроустановки данного хозяйствующего субъекта.

Определением от 18.03.2014 г. дело № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на                     22.04.2014 г. на 10 часов 00 минут, в качестве заявителя к участию в деле привлечено ООО «ЭнергоАльянс».

Определением от 22.04.2014 г. рассмотрение дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.06.2014 г. на 14 часов 00 минут, в связи с отсутствием надлежащего уведомления ООО «ЭнергоАльянс» о дате, времени и месте рассмотрения дела.

25.04.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «ЭнергоАльянс» поступили письменные пояснения, согласно которым постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222 для данного хозяйствующего субъекта установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями в Кемеровской области, в связи с чем заявитель просил прекратить производство по делу.

11.06.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения РЭК КО, согласно которым ООО «ЭнергоАльянс» с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в нарушение требований пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, не представлен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией. После предоставления данных материалов ООО «ЭнергоАльянс» постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222 данному хозяйствующему субъекту был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии. В связи с установлением тарифа для ООО «ЭнергоАльянс» на услуги по передаче электрической энергии РЭК КО просила прекратить рассмотрение дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

11.06.2014 г. представители ООО «ЭнергоАльянс», РЭК КО, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, на рассмотрение данного дела не явились.

Комиссия Кемеровского УФАС России считает возможным рассмотреть дело № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела № 18/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию.

В соответствии пунктами 1 и 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством РФ.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО «ЭнергоАльянс» является электросетевой организацией, владеющей на праве собственности двумя трансформаторными подстанциями (договор купли-продажи № ЭА 2-13, заключенный 17.05.2013 г. между ООО «ПромИнвест» и ООО «ЭнергоАльянс», а также свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданные 26.06.2013 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 42 АД 295538, 42 АД 295553), с помощью которых планирует осуществлять деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном законодательством РФ.

25.07.2013 г. ООО «ЭнергоАльянс» обратилось в РЭК КО с заявлением вх. № 2202 об открытии дела об установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии через электроустановки ООО «ЭнергоАльянс» на 2013-2015 годы (с приложением соответствующих документов). ООО «ЭнергоАльянс» по состоянию на 25.07.2013 г. являлась организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

26.08.2013 г. РЭК КО в адрес заявителя было направлено письмо из содержания которого следует, что тарифное дело № ОЭА/62-ЭГА-2013 по установлению тарифов на 2013 год было открыто 26.08.2013 г., однако заявителю было указано на несоответствие представленных материалов требованиям пункта 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, а также о необходимости предоставления дополнительных материалов.

Запрошенные материалы были предоставлены ООО «ЭнергоАльянс» в РЭК КО 30.08.2013 г. (вх. № 2596). В дополнение к материалам представленным 30.08.2013 г. ООО «ЭнергоАльянс» в адрес РЭК КО 30.10.2013 г. представило нормативы технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2013 год, утверждённые приказом Министерства энергетики РФ от 22.10.2013 № 729. Уведомлением от 29.10.2013 № Д-8-38/1682-02 РЭК КО оповестила ООО «ЭнергоАльянс» о том, что заседание Правления РЭК КО об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями по Кемеровской области на 2013 год для ООО «ЭнергоАльянс» состоится 01.11.2013 г. в 14 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области – филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» и ООО «ЭнергоАльянс» установлен постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.

Во исполнение статьи 24 Закона об электроэнергетике, постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования цен), которые определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в том числе, входят: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства РФ не предусмотрено иное; индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Пунктом 17 Правил государственного регулирования цен установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых с заявлением об установлении тарифа в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов

Согласно пункту 1.2 части 1 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 (далее – Положение о РЭК КО), РЭК КО является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Пунктом 3.3. Положения о РЭК КО установлено, что РЭК КО обладает полномочиями по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, РЭК КО является исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по государственному регулированию тарифов на передачу электрической энергии в Кемеровской области.

Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами государственного регулирования цен (пункт 8 Правил государственного регулирования цен).

В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования цен, организациям, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от срока подачи документов, в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Таким образом, срок для установления РЭК КО тарифа для ООО «ЭнергоАльянс» не может превышать 60 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.

Согласно пояснениям РЭК КО указанный выше тариф для ООО «ЭнергоАльянс» был утверждён 22.04.2014 г. в связи с тем, что ООО «ЭнергоАльянс» с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в нарушение требований пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования цен, не представлен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией и указанный тариф был установлен после предоставления данных материалов ООО «ЭнергоАльянс».

В соответствии с главой III Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, обязанность гарантирующего поставщика по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией возникает в рамках заключенных им договоров энергоснабжения. При этом, при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии гарантирующий поставщик, действуя в интересах своих потребителей, выступает потребителем оказанных услуг по передаче электрической энергии, поставщиком услуг выступает сетевая организация. В рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями, ООО «ЭнергоАльянс» также должно будет выступать поставщиком услуг по передаче электрической энергии. В соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая пункт 6 Правил недискриминационного доступа, возможность оказания услуг по передаче электрической энергии возникает у хозяйствующего субъекта только после установления для него тарифа.

Из изложенного следует, что из-за отсутствия у ООО «ЭнергоАльянс» тарифа, а, соответственно, и возможности оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствует обязанность гарантирующего поставщика и смежной сетевой организацией по заключению с ООО «ЭнергоАльянс» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в нормах пунктов 12, 14, 16 Правил государственного регулирования цен, не установлена обязанность предоставления организацией, обращающейся за установлением тарифа на оказании услуг по передаче электрической энергии, договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией.

Подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен установлено, что для установления тарифа необходимо представление документов, подтверждающих осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоров на осуществление регулируемой деятельности.

Проанализировав требования подпункта 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что выполнение требования о предоставлении договоров на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых, ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности не распространяется.

Подтверждением планируемого осуществления регулируемой деятельности является договор, подтверждающий право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии и заявление об установлении тарифа на передачу электрической энергии, поданное ООО «ЭнергоАльянс» в РЭК КО.

Таким образом, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что требование РЭК КО о предоставлении ООО «ЭнергоАльянс» договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией является необоснованным, и, соответственно, непредставление данного договора не может являться основанием для отказа или уклонения от установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоАльянс».

Учитывая, что ООО «ЭнергоАльянс» материалы для установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии в полном объёме в адрес РЭК КО предоставило 30.10.2013 г. – предельный срок принятия службой решения по установлению данных тарифов (в соответствии с требованиями пункта 18 Правил государственного регулирования цен) истек 30.12.2013 года.

Бездействие РЭК КО, выразившиеся в неутверждении в установленный срок тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не позволяли ООО «ЭнергоАльянс» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к своим объектам электрической сети.

Отсутствие возможности потребителя по присоединению энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ООО «ЭнергоАльянс» могло вызвать у потребителя необходимость технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства иной сетевой организации, расположенных дальше, чем объекты ООО «ЭнергоАльянс», что могло существенно увеличить цену за такое технологическое присоединение.

Рост затрат потребителя на технологическое присоединение к сетям сетевой организации способствует увеличению цены производимого товара (услуги), что делает такого потребителя менее конкурентоспособным.

Соответственно, невозможность ООО «ЭнергоАльянс» оказывать услуги по передаче электрической энергии, могло привести к ограничению и недопущению конкуренции на смежных товарных рынках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.

Бездействие РЭК КО, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления ООО «ЭнергоАльянс» об установлении тарифа на передачу электрической энергии через электроустановки данного хозяйствующего субъекта, не позволяло ООО «ЭнергоАльянс» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к своим электроустановкам, ограничило или могло ограничить возможность ООО «ЭнергоАльянс» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Новокузнецке, привело или могло привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующему субъекту, нарушению прав и законных интересов ООО «ЭнергоАльянс» в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с требованиями пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ.

Как указано выше, в ходе рассмотрения дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Кемеровской области – филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» и ООО «ЭнергоАльянс» установлен постановлением РЭК КО от 22.04.2014 № 222, следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                     Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                      

 

 А.С. Лисина

Ю.А. Полякова

М.Г. Саврасов

Д.С. Юканкин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 18/А-15-2014 [format] => [safe_value] => № 18/А-15-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-26 02:55:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-26 02:55:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403751410 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )