Решение по делу № 117/А-10-2013 в отношении ООО «КЭнК»

Номер дела: № 117/А-10-2013
Дата публикации: 3 июля 2014, 15:34

РЕШЕНИЕ

по делу № 117/А-10-2013

                                                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2014 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «03»  июля  2014 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Клостер Елены Александровны  – заместителя       руководителя   управления;

Членов Комиссии:            Давыдовой    Анны    Минивалиевны   –   начальника   отдела топливно-энергетического комплекса;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Ананьевой Галины Николаевны – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Анкудиновой Анны Александровны – ведущего специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы;  

Акимовой Екатерины Анатольевны  – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса.                                  

в присутствии:

-  представителя ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности),

рассмотрев дело № 117/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (далее  - ООО «КЭнК») (650000, г.Кемерово, ул. Н. Островского, 32, ИНН/КПП 4205109750/424950001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам рассмотрения заявления физического лица (вх. №7083 от 18.11.2013г.), приказом Кемеровского УФАС России от 17.12.2013 г. № 329 было возбуждено дело №117/А-10-2013 по признакам нарушения ООО «КЭнК части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе в допуске (опломбировке) установленного прибора учета электрической энергии  внутри  жилого  дома,  расположенного   по   адресу:  «***», результатом чего явилось ущемление интересов физического лица.

 Определением от 18.12.2013 г. (исх. № 03/10391 от 18.12.2013 г.) рассмотрение дела № 117/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.01.2014 г.

20.01.2014 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 117/А-10-2013 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 20.01.2014 г. (исх. №03/462 от 22.01.2014 г.) рассмотрение дела №117/А-10-2013 было отложено.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №117/А-10-2013 от 18.03.2014 г. (исх. №03/9522) срок рассмотрения дела №117/А-10-2013 был продлен до 18.09.2014 г.

Письмом от 13.05.2014 г. (исх. №03/3756) рассмотрение дела № 117/А-10-2013 было назначено на 16.06.2014 г.

16.06.2014 г. физическое лицо, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 117/А-10-2013 не явился. Посредством телефонной связи физическое лицо сообщило о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

На заседании Комиссии, состоявшейся 20.01.2014 г. физическое лицо пояснило, что прибор учета электрической энергии, установленный внутри жилого дома,  расположенного   по   адресу:  «***» не принят ООО «КЭнК» в качестве расчетного. Прибор учета установлен сетевой организацией на опоре ЛЭП, расположенной за границей участка потребителя.

По мнению физического лица ООО «КЭнК» не приняло во внимание, что при наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений, что оказывает негативное влияние на эксплуатационный срок службы, значительно уменьшая его. Даже если прибор учета установить в герметичный силовой щит, он не способен защитить размещенное в нем электрооборудование  от жары, конденсата и мороза. Данные требования незаконны, так как нарушают требования пункта 1.5.27 ПУЭ, где указано, что электрический счетчик устанавливается в сухих помещениях с температурой не ниже 00С.

При размещении прибора учета на опоре потребитель лишён возможности нести бремя содержания своего имущества, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вследствие чего к прибору учета будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации, но и другие лица.

На заседаниях Комиссии, состоявшихся 20.01.2014 г. и 19.06.2014 г. представитель ООО «КЭнК», пояснил следующее:

Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию в случае, если при проверке места установки прибора учета (в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию) будет установлено несоблюдение требований к месту установки приборов учета, предусмотренных пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), а именно – в случае, если место установки прибора учета находится за пределами границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) потребителя и сетевой организации.

Кроме того, договором энергоснабжения, заключенным между физическим лицом и гарантирующим поставщиком (ОАО «Кузбассэнергосбыт») предусмотрено, что оформление допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется путем направления заявки гарантирующему поставщику, а не сетевой организации.

Требования к установке счетчиков (в том числе, в части требований к их стационарному утеплению) предусмотрены пунктами 1.5.27 – 1.5.38 Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (далее - ПУЭ).

Согласно преамбуле к ПУЭ требование ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок.

Пунктом 1.1.1 ПУЭ (Седьмое издание) предусмотрено, что ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. При этом, под электроустановкой понимается совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (пункт 1.1.3 Правил (Седьмое издание)).

Следовательно, требования ПУЭ не являются обязательными для <...> (в том числе, в части обеспечения стационарного утепления прибора учета), поскольку: прибор учета не является электроустановкой; электроустановки физического лица, в отношении которых устанавливается прибор учета, не являются вновь сооружаемыми или реконструируемыми; физическое лицо не является организацией, занимающейся проектированием  и монтажом электроустановок.

Таким образом, по мнению ООО «КЭнК», действиями общества не были ущемлены охраняемые законом интересы физического лица (допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного с нарушением раздела X Основных положений, не соответствуют закону), в связи с чем, указанные действия не содержат признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя и представителя ответчика, Комиссия установила следующее:

В соответствии с Актом №014935 от 04.05.2012 г. представителями ООО «КЭнК» с электрического счетчика СО-ЭЭ6706 2006 г., установленном в жилом доме, расположенного   по   адресу:  «***», принадлежащем физическому лицу, снята пломба ЭСО №00103511, прибор учета опломбирован пломбой № ЭСО 00286185. ООО «КЭнК» выдано физическому лицу уведомление №014946 от 04.05.2012 г. с рекомендацией об установке прибора учета на границе раздела балансовой принадлежности.

19.09.2013 г. ООО «КЭнК» при снятии показаний расчетного прибора учета электрической энергии, установленного в вышеуказанном жилом доме, установлено, что абонент (лицевой счет №410210) нарушил «Правила учета электрической энергии», допустив безучетное пользование ею путем: самовольного срыва пломбы №00286185 и демонтажем электрического счетчика в доме (Акт №003349).

16.09.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица уведомление (исх. №013240) о необходимости установки нового прибора учета на границе балансовой принадлежности (фасад дома), после чего пригласить контролеров ООО «КЭнК» для опломбировки прибора учета.

19.09.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица претензию (№07130 от 19.09.2013 г.) в которой сообщило, что прибор учета электрической энергии жилого дома, расположенного по адресу: «***», установлен с нарушением требований пунктов 144, 145, 146, 147, 148 Основных положений не опломбирован пломбой ООО «КЭнК», в связи с чем он не является расчетным и его показания для определения количества и стоимости потребленной энергии не принимается (пункт 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).

Также в указанной претензии ООО «КЭнК» указало, что пункт 144 Основных положений определяет, что приборы учета подлежат установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. В случае неисполнения требований данного пункта, при расчетах за потребленную электрическую энергию потребитель обязан оплатить, возникшие на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета величину потерь, электрической энергии. Потребитель обеспечивает за свой счет установку, замену и в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учета. Пунктом 145 Основных положений также закреплено, что владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание.

25.09.2013 г. физическому лицу была направлена заявка в адрес ООО «КЭнК» (вх. №154 от 25.09.2013 г.) об опломбировке прибора учета электрической энергии жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В ответ на вышеуказанную заявку ООО «КЭнК» письмом №754 от 27.09.2013г. сообщило физическому лицу, что заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом-седьмом и девятом пункта 153 Основных положений, а также предполагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.

Кроме того ООО «КЭнК» сообщило, что прибор учета подлежит установке на границе раздела балансовой принадлежности.

08.10.2013 г. ООО «КЭнК» письмом (исх. №790) сообщило физическому лицу, что в случае невыполнения требований по установке прибора учета электрической энергии, 15.11.2013 г. в 10.00 ООО «КЭнК» будет выполнять работы по установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетике, т.е. на границе земельного участка, принадлежащего физическому лицу.

17.10.2013 г. физическое лицо обратился с заявлением в адрес ООО «КЭнК» о дачи разъяснений по навязыванию услуг по установке счетчика на фасаде здания.

В ответ на вышеуказанное заявление, 21.10.2013 г. ООО «КЭнК» представило в адрес физического лица информацию по вопросу опломбировки прибора учета электрической энергии.

ООО «КЭнК» письмом (№05-15/4253 от 28.10.2013 г.) сообщило физическому лицу, что электросчетчик, установленный внутри жилого дома, расположенного по адресу: «***» не может быть допущен в эксплуатацию и являться расчетным, так как не соблюдены требования пунктов 144, 148 Основных положений.

Согласно Акту приемки выполненных работ по монтажу электросчетчика, Акту приемки учета, Акту ввода приборов учета в эксплуатацию 15.11.2013 г. представителями ООО «КЭнК» произведен монтаж электрического счетчика на опоре ЛЭП, за границей участка.

19.11.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица претензию о возмещении затрат,  связанных с установкой прибора учета в размере 1157 (одна тысяча сто пятьдесят семь) рублей, 00 копеек.

Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утверждает Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (сферы обращения вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии).

Во исполнение указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Основные положения, раздел X которых содержит Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 137 Основных положений установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Согласно пункту 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

 Пунктом 147 Основных положений установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети «Интернет» без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.

В силу пункта 148 Основных положений сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Согласно пункту 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета.

При этом пунктом 154 Основных положений предусмотрено что, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.

Согласно пункту 1.5.27 ПУЭ, счетчики должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

 Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

ООО «КЭнК» установлен прибор учета электрической энергии по адресу: «***» типа СЕ-200 №4000375 на границе балансовой принадлежности (опора ЛЭП), а именно – на границе земельного участка.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, установлено, что граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии  за состояние и обслуживание электроустановок.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых  Постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которым понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.

Прибор учета, установленный внутри жилого дома, расположенного   по   адресу:  «***», смонтирован не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики ООО «КЭнК» и энергопринимающих устройств «***».

Следовательно, в действиях ООО «КЭнК» выразившихся в отказе в допуске (опломбировке) установленного прибора учета электрической энергии  внутри  жилого  дома,  расположенного   по   адресу:  «***», и установке прибора учета на опоре нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Физическое лицо может использовать установленный в доме прибор учета электрической энергии в качестве контрольного. Если электрический счетчик, внутри жилого дома, расположенного   по   адресу:  «***» исправен и нет безучетного подключения к внутридомовым сетям, то расход электроэнергии, учтенный контрольным электрическим счетчиком и расчетным электрическим счетчиком, установленным на границе раздела, будет одинаковым.

Таким образом, действия ООО «КЭнК» не привели к ущемлению интересов физического лица.

Кроме того, действия ООО «КЭнК» по установке прибора учета электрической энергии на границе раздела между физическим лицом и ООО «КЭнК» были совершены во исполнение обязанностей, возлагаемых на сетевую организацию частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 150 Основных положений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА

Производство по делу № 117/А-10-2013, возбужденному в отношении ООО  «КЭнК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                  Е.А. Клостер

 

Члены Комиссии:                                                                                          А.М. Давыдова

С.Н. Фризен

А.А. Анкудинова

Г.Н. Ананьева

Е.А. Акимова

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 15453 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 117/А-10-2013 в отношении ООО «КЭнК» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15453 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404376543 [changed] => 1404376543 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404376543 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 117/А-10-2013

                                                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2014 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «03»  июля  2014 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Клостер Елены Александровны  – заместителя       руководителя   управления;

Членов Комиссии:            Давыдовой    Анны    Минивалиевны   –   начальника   отдела топливно-энергетического комплекса;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Ананьевой Галины Николаевны – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Анкудиновой Анны Александровны – ведущего специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы;  

Акимовой Екатерины Анатольевны  – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса.                                  

в присутствии:

-  представителя ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности),

рассмотрев дело № 117/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (далее  - ООО «КЭнК») (650000, г.Кемерово, ул. Н. Островского, 32, ИНН/КПП 4205109750/424950001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам рассмотрения заявления физического лица (вх. №7083 от 18.11.2013г.), приказом Кемеровского УФАС России от 17.12.2013 г. № 329 было возбуждено дело №117/А-10-2013 по признакам нарушения ООО «КЭнК части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе в допуске (опломбировке) установленного прибора учета электрической энергии  внутри  жилого  дома,  расположенного   по   адресу:  «***», результатом чего явилось ущемление интересов физического лица.

 Определением от 18.12.2013 г. (исх. № 03/10391 от 18.12.2013 г.) рассмотрение дела № 117/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.01.2014 г.

20.01.2014 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 117/А-10-2013 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 20.01.2014 г. (исх. №03/462 от 22.01.2014 г.) рассмотрение дела №117/А-10-2013 было отложено.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №117/А-10-2013 от 18.03.2014 г. (исх. №03/9522) срок рассмотрения дела №117/А-10-2013 был продлен до 18.09.2014 г.

Письмом от 13.05.2014 г. (исх. №03/3756) рассмотрение дела № 117/А-10-2013 было назначено на 16.06.2014 г.

16.06.2014 г. физическое лицо, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 117/А-10-2013 не явился. Посредством телефонной связи физическое лицо сообщило о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

На заседании Комиссии, состоявшейся 20.01.2014 г. физическое лицо пояснило, что прибор учета электрической энергии, установленный внутри жилого дома,  расположенного   по   адресу:  «***» не принят ООО «КЭнК» в качестве расчетного. Прибор учета установлен сетевой организацией на опоре ЛЭП, расположенной за границей участка потребителя.

По мнению физического лица ООО «КЭнК» не приняло во внимание, что при наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений, что оказывает негативное влияние на эксплуатационный срок службы, значительно уменьшая его. Даже если прибор учета установить в герметичный силовой щит, он не способен защитить размещенное в нем электрооборудование  от жары, конденсата и мороза. Данные требования незаконны, так как нарушают требования пункта 1.5.27 ПУЭ, где указано, что электрический счетчик устанавливается в сухих помещениях с температурой не ниже 00С.

При размещении прибора учета на опоре потребитель лишён возможности нести бремя содержания своего имущества, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вследствие чего к прибору учета будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации, но и другие лица.

На заседаниях Комиссии, состоявшихся 20.01.2014 г. и 19.06.2014 г. представитель ООО «КЭнК», пояснил следующее:

Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию в случае, если при проверке места установки прибора учета (в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию) будет установлено несоблюдение требований к месту установки приборов учета, предусмотренных пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), а именно – в случае, если место установки прибора учета находится за пределами границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) потребителя и сетевой организации.

Кроме того, договором энергоснабжения, заключенным между физическим лицом и гарантирующим поставщиком (ОАО «Кузбассэнергосбыт») предусмотрено, что оформление допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется путем направления заявки гарантирующему поставщику, а не сетевой организации.

Требования к установке счетчиков (в том числе, в части требований к их стационарному утеплению) предусмотрены пунктами 1.5.27 – 1.5.38 Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (далее - ПУЭ).

Согласно преамбуле к ПУЭ требование ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок.

Пунктом 1.1.1 ПУЭ (Седьмое издание) предусмотрено, что ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. При этом, под электроустановкой понимается совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (пункт 1.1.3 Правил (Седьмое издание)).

Следовательно, требования ПУЭ не являются обязательными для <...> (в том числе, в части обеспечения стационарного утепления прибора учета), поскольку: прибор учета не является электроустановкой; электроустановки физического лица, в отношении которых устанавливается прибор учета, не являются вновь сооружаемыми или реконструируемыми; физическое лицо не является организацией, занимающейся проектированием  и монтажом электроустановок.

Таким образом, по мнению ООО «КЭнК», действиями общества не были ущемлены охраняемые законом интересы физического лица (допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного с нарушением раздела X Основных положений, не соответствуют закону), в связи с чем, указанные действия не содержат признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя и представителя ответчика, Комиссия установила следующее:

В соответствии с Актом №014935 от 04.05.2012 г. представителями ООО «КЭнК» с электрического счетчика СО-ЭЭ6706 2006 г., установленном в жилом доме, расположенного   по   адресу:  «***», принадлежащем физическому лицу, снята пломба ЭСО №00103511, прибор учета опломбирован пломбой № ЭСО 00286185. ООО «КЭнК» выдано физическому лицу уведомление №014946 от 04.05.2012 г. с рекомендацией об установке прибора учета на границе раздела балансовой принадлежности.

19.09.2013 г. ООО «КЭнК» при снятии показаний расчетного прибора учета электрической энергии, установленного в вышеуказанном жилом доме, установлено, что абонент (лицевой счет №410210) нарушил «Правила учета электрической энергии», допустив безучетное пользование ею путем: самовольного срыва пломбы №00286185 и демонтажем электрического счетчика в доме (Акт №003349).

16.09.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица уведомление (исх. №013240) о необходимости установки нового прибора учета на границе балансовой принадлежности (фасад дома), после чего пригласить контролеров ООО «КЭнК» для опломбировки прибора учета.

19.09.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица претензию (№07130 от 19.09.2013 г.) в которой сообщило, что прибор учета электрической энергии жилого дома, расположенного по адресу: «***», установлен с нарушением требований пунктов 144, 145, 146, 147, 148 Основных положений не опломбирован пломбой ООО «КЭнК», в связи с чем он не является расчетным и его показания для определения количества и стоимости потребленной энергии не принимается (пункт 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).

Также в указанной претензии ООО «КЭнК» указало, что пункт 144 Основных положений определяет, что приборы учета подлежат установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. В случае неисполнения требований данного пункта, при расчетах за потребленную электрическую энергию потребитель обязан оплатить, возникшие на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета величину потерь, электрической энергии. Потребитель обеспечивает за свой счет установку, замену и в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учета. Пунктом 145 Основных положений также закреплено, что владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание.

25.09.2013 г. физическому лицу была направлена заявка в адрес ООО «КЭнК» (вх. №154 от 25.09.2013 г.) об опломбировке прибора учета электрической энергии жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В ответ на вышеуказанную заявку ООО «КЭнК» письмом №754 от 27.09.2013г. сообщило физическому лицу, что заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом-седьмом и девятом пункта 153 Основных положений, а также предполагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.

Кроме того ООО «КЭнК» сообщило, что прибор учета подлежит установке на границе раздела балансовой принадлежности.

08.10.2013 г. ООО «КЭнК» письмом (исх. №790) сообщило физическому лицу, что в случае невыполнения требований по установке прибора учета электрической энергии, 15.11.2013 г. в 10.00 ООО «КЭнК» будет выполнять работы по установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетике, т.е. на границе земельного участка, принадлежащего физическому лицу.

17.10.2013 г. физическое лицо обратился с заявлением в адрес ООО «КЭнК» о дачи разъяснений по навязыванию услуг по установке счетчика на фасаде здания.

В ответ на вышеуказанное заявление, 21.10.2013 г. ООО «КЭнК» представило в адрес физического лица информацию по вопросу опломбировки прибора учета электрической энергии.

ООО «КЭнК» письмом (№05-15/4253 от 28.10.2013 г.) сообщило физическому лицу, что электросчетчик, установленный внутри жилого дома, расположенного по адресу: «***» не может быть допущен в эксплуатацию и являться расчетным, так как не соблюдены требования пунктов 144, 148 Основных положений.

Согласно Акту приемки выполненных работ по монтажу электросчетчика, Акту приемки учета, Акту ввода приборов учета в эксплуатацию 15.11.2013 г. представителями ООО «КЭнК» произведен монтаж электрического счетчика на опоре ЛЭП, за границей участка.

19.11.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица претензию о возмещении затрат,  связанных с установкой прибора учета в размере 1157 (одна тысяча сто пятьдесят семь) рублей, 00 копеек.

Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утверждает Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (сферы обращения вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии).

Во исполнение указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Основные положения, раздел X которых содержит Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 137 Основных положений установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Согласно пункту 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

 Пунктом 147 Основных положений установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети «Интернет» без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.

В силу пункта 148 Основных положений сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Согласно пункту 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета.

При этом пунктом 154 Основных положений предусмотрено что, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.

Согласно пункту 1.5.27 ПУЭ, счетчики должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

 Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

ООО «КЭнК» установлен прибор учета электрической энергии по адресу: «***» типа СЕ-200 №4000375 на границе балансовой принадлежности (опора ЛЭП), а именно – на границе земельного участка.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, установлено, что граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии  за состояние и обслуживание электроустановок.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых  Постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которым понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.

Прибор учета, установленный внутри жилого дома, расположенного   по   адресу:  «***», смонтирован не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики ООО «КЭнК» и энергопринимающих устройств «***».

Следовательно, в действиях ООО «КЭнК» выразившихся в отказе в допуске (опломбировке) установленного прибора учета электрической энергии  внутри  жилого  дома,  расположенного   по   адресу:  «***», и установке прибора учета на опоре нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Физическое лицо может использовать установленный в доме прибор учета электрической энергии в качестве контрольного. Если электрический счетчик, внутри жилого дома, расположенного   по   адресу:  «***» исправен и нет безучетного подключения к внутридомовым сетям, то расход электроэнергии, учтенный контрольным электрическим счетчиком и расчетным электрическим счетчиком, установленным на границе раздела, будет одинаковым.

Таким образом, действия ООО «КЭнК» не привели к ущемлению интересов физического лица.

Кроме того, действия ООО «КЭнК» по установке прибора учета электрической энергии на границе раздела между физическим лицом и ООО «КЭнК» были совершены во исполнение обязанностей, возлагаемых на сетевую организацию частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 150 Основных положений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА

Производство по делу № 117/А-10-2013, возбужденному в отношении ООО  «КЭнК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                  Е.А. Клостер

 

Члены Комиссии:                                                                                          А.М. Давыдова

С.Н. Фризен

А.А. Анкудинова

Г.Н. Ананьева

Е.А. Акимова

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 117/А-10-2013

                                                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2014 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «03»  июля  2014 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Клостер Елены Александровны  – заместителя       руководителя   управления;

Членов Комиссии:            Давыдовой    Анны    Минивалиевны   –   начальника   отдела топливно-энергетического комплекса;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Ананьевой Галины Николаевны – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Анкудиновой Анны Александровны – ведущего специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы;  

Акимовой Екатерины Анатольевны  – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса.                                  

в присутствии:

-  представителя ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности),

рассмотрев дело № 117/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (далее  - ООО «КЭнК») (650000, г.Кемерово, ул. Н. Островского, 32, ИНН/КПП 4205109750/424950001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам рассмотрения заявления физического лица (вх. №7083 от 18.11.2013г.), приказом Кемеровского УФАС России от 17.12.2013 г. № 329 было возбуждено дело №117/А-10-2013 по признакам нарушения ООО «КЭнК части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе в допуске (опломбировке) установленного прибора учета электрической энергии  внутри  жилого  дома,  расположенного   по   адресу:  «***», результатом чего явилось ущемление интересов физического лица.

 Определением от 18.12.2013 г. (исх. № 03/10391 от 18.12.2013 г.) рассмотрение дела № 117/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.01.2014 г.

20.01.2014 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 117/А-10-2013 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 20.01.2014 г. (исх. №03/462 от 22.01.2014 г.) рассмотрение дела №117/А-10-2013 было отложено.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №117/А-10-2013 от 18.03.2014 г. (исх. №03/9522) срок рассмотрения дела №117/А-10-2013 был продлен до 18.09.2014 г.

Письмом от 13.05.2014 г. (исх. №03/3756) рассмотрение дела № 117/А-10-2013 было назначено на 16.06.2014 г.

16.06.2014 г. физическое лицо, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 117/А-10-2013 не явился. Посредством телефонной связи физическое лицо сообщило о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

На заседании Комиссии, состоявшейся 20.01.2014 г. физическое лицо пояснило, что прибор учета электрической энергии, установленный внутри жилого дома,  расположенного   по   адресу:  «***» не принят ООО «КЭнК» в качестве расчетного. Прибор учета установлен сетевой организацией на опоре ЛЭП, расположенной за границей участка потребителя.

По мнению физического лица ООО «КЭнК» не приняло во внимание, что при наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений, что оказывает негативное влияние на эксплуатационный срок службы, значительно уменьшая его. Даже если прибор учета установить в герметичный силовой щит, он не способен защитить размещенное в нем электрооборудование  от жары, конденсата и мороза. Данные требования незаконны, так как нарушают требования пункта 1.5.27 ПУЭ, где указано, что электрический счетчик устанавливается в сухих помещениях с температурой не ниже 00С.

При размещении прибора учета на опоре потребитель лишён возможности нести бремя содержания своего имущества, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вследствие чего к прибору учета будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации, но и другие лица.

На заседаниях Комиссии, состоявшихся 20.01.2014 г. и 19.06.2014 г. представитель ООО «КЭнК», пояснил следующее:

Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию в случае, если при проверке места установки прибора учета (в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию) будет установлено несоблюдение требований к месту установки приборов учета, предусмотренных пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), а именно – в случае, если место установки прибора учета находится за пределами границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) потребителя и сетевой организации.

Кроме того, договором энергоснабжения, заключенным между физическим лицом и гарантирующим поставщиком (ОАО «Кузбассэнергосбыт») предусмотрено, что оформление допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется путем направления заявки гарантирующему поставщику, а не сетевой организации.

Требования к установке счетчиков (в том числе, в части требований к их стационарному утеплению) предусмотрены пунктами 1.5.27 – 1.5.38 Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (далее - ПУЭ).

Согласно преамбуле к ПУЭ требование ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок.

Пунктом 1.1.1 ПУЭ (Седьмое издание) предусмотрено, что ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. При этом, под электроустановкой понимается совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (пункт 1.1.3 Правил (Седьмое издание)).

Следовательно, требования ПУЭ не являются обязательными для <...> (в том числе, в части обеспечения стационарного утепления прибора учета), поскольку: прибор учета не является электроустановкой; электроустановки физического лица, в отношении которых устанавливается прибор учета, не являются вновь сооружаемыми или реконструируемыми; физическое лицо не является организацией, занимающейся проектированием  и монтажом электроустановок.

Таким образом, по мнению ООО «КЭнК», действиями общества не были ущемлены охраняемые законом интересы физического лица (допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного с нарушением раздела X Основных положений, не соответствуют закону), в связи с чем, указанные действия не содержат признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя и представителя ответчика, Комиссия установила следующее:

В соответствии с Актом №014935 от 04.05.2012 г. представителями ООО «КЭнК» с электрического счетчика СО-ЭЭ6706 2006 г., установленном в жилом доме, расположенного   по   адресу:  «***», принадлежащем физическому лицу, снята пломба ЭСО №00103511, прибор учета опломбирован пломбой № ЭСО 00286185. ООО «КЭнК» выдано физическому лицу уведомление №014946 от 04.05.2012 г. с рекомендацией об установке прибора учета на границе раздела балансовой принадлежности.

19.09.2013 г. ООО «КЭнК» при снятии показаний расчетного прибора учета электрической энергии, установленного в вышеуказанном жилом доме, установлено, что абонент (лицевой счет №410210) нарушил «Правила учета электрической энергии», допустив безучетное пользование ею путем: самовольного срыва пломбы №00286185 и демонтажем электрического счетчика в доме (Акт №003349).

16.09.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица уведомление (исх. №013240) о необходимости установки нового прибора учета на границе балансовой принадлежности (фасад дома), после чего пригласить контролеров ООО «КЭнК» для опломбировки прибора учета.

19.09.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица претензию (№07130 от 19.09.2013 г.) в которой сообщило, что прибор учета электрической энергии жилого дома, расположенного по адресу: «***», установлен с нарушением требований пунктов 144, 145, 146, 147, 148 Основных положений не опломбирован пломбой ООО «КЭнК», в связи с чем он не является расчетным и его показания для определения количества и стоимости потребленной энергии не принимается (пункт 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).

Также в указанной претензии ООО «КЭнК» указало, что пункт 144 Основных положений определяет, что приборы учета подлежат установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. В случае неисполнения требований данного пункта, при расчетах за потребленную электрическую энергию потребитель обязан оплатить, возникшие на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета величину потерь, электрической энергии. Потребитель обеспечивает за свой счет установку, замену и в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учета. Пунктом 145 Основных положений также закреплено, что владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание.

25.09.2013 г. физическому лицу была направлена заявка в адрес ООО «КЭнК» (вх. №154 от 25.09.2013 г.) об опломбировке прибора учета электрической энергии жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В ответ на вышеуказанную заявку ООО «КЭнК» письмом №754 от 27.09.2013г. сообщило физическому лицу, что заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом-седьмом и девятом пункта 153 Основных положений, а также предполагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.

Кроме того ООО «КЭнК» сообщило, что прибор учета подлежит установке на границе раздела балансовой принадлежности.

08.10.2013 г. ООО «КЭнК» письмом (исх. №790) сообщило физическому лицу, что в случае невыполнения требований по установке прибора учета электрической энергии, 15.11.2013 г. в 10.00 ООО «КЭнК» будет выполнять работы по установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетике, т.е. на границе земельного участка, принадлежащего физическому лицу.

17.10.2013 г. физическое лицо обратился с заявлением в адрес ООО «КЭнК» о дачи разъяснений по навязыванию услуг по установке счетчика на фасаде здания.

В ответ на вышеуказанное заявление, 21.10.2013 г. ООО «КЭнК» представило в адрес физического лица информацию по вопросу опломбировки прибора учета электрической энергии.

ООО «КЭнК» письмом (№05-15/4253 от 28.10.2013 г.) сообщило физическому лицу, что электросчетчик, установленный внутри жилого дома, расположенного по адресу: «***» не может быть допущен в эксплуатацию и являться расчетным, так как не соблюдены требования пунктов 144, 148 Основных положений.

Согласно Акту приемки выполненных работ по монтажу электросчетчика, Акту приемки учета, Акту ввода приборов учета в эксплуатацию 15.11.2013 г. представителями ООО «КЭнК» произведен монтаж электрического счетчика на опоре ЛЭП, за границей участка.

19.11.2013 г. ООО «КЭнК» направило в адрес физического лица претензию о возмещении затрат,  связанных с установкой прибора учета в размере 1157 (одна тысяча сто пятьдесят семь) рублей, 00 копеек.

Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утверждает Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (сферы обращения вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии).

Во исполнение указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Основные положения, раздел X которых содержит Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 137 Основных положений установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Согласно пункту 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

 Пунктом 147 Основных положений установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети «Интернет» без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.

В силу пункта 148 Основных положений сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Согласно пункту 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета.

При этом пунктом 154 Основных положений предусмотрено что, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.

Согласно пункту 1.5.27 ПУЭ, счетчики должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

 Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

ООО «КЭнК» установлен прибор учета электрической энергии по адресу: «***» типа СЕ-200 №4000375 на границе балансовой принадлежности (опора ЛЭП), а именно – на границе земельного участка.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, установлено, что граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии  за состояние и обслуживание электроустановок.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых  Постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которым понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.

Прибор учета, установленный внутри жилого дома, расположенного   по   адресу:  «***», смонтирован не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики ООО «КЭнК» и энергопринимающих устройств «***».

Следовательно, в действиях ООО «КЭнК» выразившихся в отказе в допуске (опломбировке) установленного прибора учета электрической энергии  внутри  жилого  дома,  расположенного   по   адресу:  «***», и установке прибора учета на опоре нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Физическое лицо может использовать установленный в доме прибор учета электрической энергии в качестве контрольного. Если электрический счетчик, внутри жилого дома, расположенного   по   адресу:  «***» исправен и нет безучетного подключения к внутридомовым сетям, то расход электроэнергии, учтенный контрольным электрическим счетчиком и расчетным электрическим счетчиком, установленным на границе раздела, будет одинаковым.

Таким образом, действия ООО «КЭнК» не привели к ущемлению интересов физического лица.

Кроме того, действия ООО «КЭнК» по установке прибора учета электрической энергии на границе раздела между физическим лицом и ООО «КЭнК» были совершены во исполнение обязанностей, возлагаемых на сетевую организацию частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 150 Основных положений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА

Производство по делу № 117/А-10-2013, возбужденному в отношении ООО  «КЭнК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                  Е.А. Клостер

 

Члены Комиссии:                                                                                          А.М. Давыдова

С.Н. Фризен

А.А. Анкудинова

Г.Н. Ананьева

Е.А. Акимова

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 117/А-10-2013 [format] => [safe_value] => № 117/А-10-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-03 08:34:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-03 08:34:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404376543 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )