Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест»

Номер дела: № 565/05-АДМ-2011
Дата публикации: 27 декабря 2011, 14:22

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 565/05-АДМ-2011

 

«27» декабря 2011 г.                                                                                  г. Кемерово

 

Я, Клостер Елена Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 565/05-АДМ-2011, возбужденного в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово, ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001) по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии защитника – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

16 ноября 2011 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 102/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (далее по тексту – ООО «Жилищно-коммунальный трест»), вынесла решение о признании ООО «Жилищно-коммунальный трест» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Нарушение со стороны ООО «Жилищно-коммунальный трест» выразилось в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, ООО «Жилищно-коммунальный трест» занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, установлена статьей 14.31 КоАП РФ.

Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере                    535 рублей подлежат квалификации, как вступающие в противоречие со статьей 14.31 КоАП, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение.

28.11.2011 г. в адрес ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением было направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому законному представителю ООО «Жилищно-коммунальный трест» надлежало явиться 14.12.2011 г. в 10 ч. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

14.12.2011 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест», извещенный надлежащим образом не явился, направил защитника - <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Процедура составления и подписания протокола по делу                                           № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении состоялась в присутствии защитника – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Защитником в протоколе сделана запись о том, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» с фактом нарушения согласно.

Копия протокола была направлена ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 14.12.2011 г. были назначены дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении 27.12.2011 г. в 11 ч.                00 мин. Копия определения направлена в адрес законного представителя заказным письмом с уведомлением.

Законный представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела                   № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении, на рассмотрение не явился, направил защитника - <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.)

Дело об административном правонарушении № 565/05-АДМ-2011 рассмотрено 27.12.2011 г. в присутствии защитника ООО «Жилищно-коммунальный трест» – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Протокол по делу № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении при рассмотрении дела зачитан в полном объеме.

При рассмотрении дела, защитник ООО «Жилищно-коммунальный трест» согласилась с фактом выявленного нарушения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Согласно Приложению № 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003                   № 170 «Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда» работы по отключению стояков холодной, горячей воды и отопления не входят в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту жилого фонда.

Ранее Постановлением Администрации города Кемерово от 23.11.2005                   № 122 был утвержден тариф на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией», оказываемую муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями в размере 45 рублей за один стояк с налогом на добавленную стоимость.

Данный документ утратил силу в связи с выходом Постановления Администрации города Кемерово от 10.02.2010 № 11 «О признании утратившими силу правовых актов».

Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов и пояснений управляющих компаний, представленных в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что услуги и работы, производимые по просьбе собственника жилого помещения в его личных интересах, осуществляются за отдельную плату. Плата за оказываемые услуги устанавливается в соответствии с калькуляцией затрат.

На основании калькуляции на подключение и отключение стояков отопления и водоснабжения при производстве санитарно-технических работ, утвержденной генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест» 12.04.2010 г. установлена цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления и водоснабжения в размере 535 рублей.

В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от                 12.04.2010 г. включены следующие статьи расходов:

- заработная плата на весь объем работ 189,49 руб. (норма времени на выполнение работ 1,8 часа, тарифная ставка 105,27 руб.);

- накладные расходы 169,21 руб. (89,29 % от фонда оплаты труда);

- плановые накопления 94,74 руб. (50 % от фонда оплаты труда);

- НДС 81,62 руб.

01.11.2011 г. ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцию на подключение  и отключение стояков отопления, горячей и холодной воды при производстве санитарно-технических работ, утвержденную генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест», приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.

Согласно калькуляции, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб.

В калькуляцию затрат  ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 25.10.2011 г. включены следующие статьи расходов:

- заработная плата на весь объем работ 52,49 руб. (норма времени на выполнение работ 0,7 часа (42 минуты), тарифная ставка 20,06 руб. (в соответствии с ПОТ РО 14000-005-98 «Положения, работы повышенной опасности. Организации, проведение», данный вид работ выполняет бригада не менее двух человек);

- налоги (ЕСН) 17,95 руб.;

- накладные расходы 40,94 руб.;

- НДС 20,05 руб.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, каждая управляющая компания занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В данном случае сопоставимый товарный рынок, находящийся в состоянии конкуренции, отсутствует, так как каждая управляющая компания занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах многоквартирных домов, находящихся в управлении у данной управляющей компании, с долей 100%.

В калькуляции ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. значительную часть затрат занимают затраты на заработную плату (35 %) при норме времени на выполнение работ 1,8 часа.

Данная норма времени значительно превосходит норму времени, применяемую при расчете калькуляции затрат № 1-05 на отключение стояков для утверждения Администрацией города Кемерово тарифов на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией». В калькуляции № 1-05 на отключение и подключение стояка горячего, холодного водоснабжения и отопления указана норма времени на выполнение работ 0,5 часа.

Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда и сметными нормативами РФ (сборник № 71 Администрации Кемеровской области, изд. 2008 г.) затраты труда слесаря-сантехника 3 разряда 0,56 чел./час. Данные нормативы применяются при расчете трудозатрат для ликвидации воздушных пробок в стояке, в состав работ входит:

- открытие вентиля на воздухосборнике, расположенном на чердаке здания;

- выпуск  воздуха;

- закрытие вентиля.

При снижении нормы времени ООО «Жилищно-коммунальный трест» на выполнение работ по отключению стояков с 1,8 часа до 0,56 часа  значительно будут снижены расходы на заработную плату, следовательно, снизятся накладные расходы и плановые накопления.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.

Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей, подлежат квалификации как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ООО «Жилищно-коммунальный трест» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ООО «Жилищно-коммунальный трест» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России также приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ООО «Жилищно-коммунальный трест», малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Общественно-опасный характер данного правонарушения определяется, прежде всего, тем, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» было допущено нарушение антимонопольного законодательства (пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившееся в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке.

Как было установлено антимонопольным органом, ООО «Жилищно-коммунальный трест» с 12.04.2010 г. была установлена и поддерживалась до 25.10.2011 г. монопольно высокая цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в ущемлении интересов собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилищно-коммунальный трест», которые были вынуждены оплачивать услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по цене, значительно превосходящей цену сформированную с учетом объективно необходимых временных затрат, а так же значительно превосходящей цены других управляющих компаний.

Следовательно, положения статьи 2.9. КоАП РФ в рассматриваемом деле не применимы.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ возможно признать в качестве смягчающего обстоятельства то, что до вынесения Комиссией Кемеровского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Жилищно-коммунальный трест» с 25.10.2011 г. изменило стоимость услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций. Согласно представленной калькуляции цен, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб. Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было устранено до вынесения Комиссией решения по существу. 

Совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В целях определения размера административного штрафа размер выручки рассчитывается в соответствии со ст.ст. 248 – 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

По сведениям, представленным ООО «Жилищно-коммунальный трест» в Кемеровское УФАС России, сумма выручки от реализации всех товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательств) за 2010 год составила <…………> рублей. Размер выручки правонарушителя от реализации услуг по отключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников за 2010 г. составил <…………>.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО «Жилищно-коммунальный трест» доказанной, а действия верно квалифицированными по статье 14.31 КоАП РФ как осуществление хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и назначает административное наказание ООО «Жилищно-коммунальный трест» в минимальном размере, установленном санкцией статьи 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также статьей 14.31 КоАП РФ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово,                  ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001)  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
  2. Наложить на ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово,                      ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001)  штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель:

ИНН 4207012419 КПП 420501001 УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) р/с 40101810400000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области

г. Кемерово
БИК 043207001КБК: 161 116 02010 01 0000 140 ОКАТО: 32401000000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 565/05-АДМ-2011.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.                                                                                                                   

 

Заместитель руководителя                                                                     Е.А. Клостер

stdClass Object ( [vid] => 7404 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7404 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326266727 [changed] => 1370528510 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528510 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 565/05-АДМ-2011

 

«27» декабря 2011 г.                                                                                  г. Кемерово

 

Я, Клостер Елена Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 565/05-АДМ-2011, возбужденного в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово, ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001) по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии защитника – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

16 ноября 2011 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 102/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (далее по тексту – ООО «Жилищно-коммунальный трест»), вынесла решение о признании ООО «Жилищно-коммунальный трест» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Нарушение со стороны ООО «Жилищно-коммунальный трест» выразилось в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, ООО «Жилищно-коммунальный трест» занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, установлена статьей 14.31 КоАП РФ.

Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере                    535 рублей подлежат квалификации, как вступающие в противоречие со статьей 14.31 КоАП, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение.

28.11.2011 г. в адрес ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением было направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому законному представителю ООО «Жилищно-коммунальный трест» надлежало явиться 14.12.2011 г. в 10 ч. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

14.12.2011 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест», извещенный надлежащим образом не явился, направил защитника - <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Процедура составления и подписания протокола по делу                                           № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении состоялась в присутствии защитника – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Защитником в протоколе сделана запись о том, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» с фактом нарушения согласно.

Копия протокола была направлена ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 14.12.2011 г. были назначены дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении 27.12.2011 г. в 11 ч.                00 мин. Копия определения направлена в адрес законного представителя заказным письмом с уведомлением.

Законный представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела                   № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении, на рассмотрение не явился, направил защитника - <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.)

Дело об административном правонарушении № 565/05-АДМ-2011 рассмотрено 27.12.2011 г. в присутствии защитника ООО «Жилищно-коммунальный трест» – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Протокол по делу № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении при рассмотрении дела зачитан в полном объеме.

При рассмотрении дела, защитник ООО «Жилищно-коммунальный трест» согласилась с фактом выявленного нарушения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Согласно Приложению № 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003                   № 170 «Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда» работы по отключению стояков холодной, горячей воды и отопления не входят в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту жилого фонда.

Ранее Постановлением Администрации города Кемерово от 23.11.2005                   № 122 был утвержден тариф на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией», оказываемую муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями в размере 45 рублей за один стояк с налогом на добавленную стоимость.

Данный документ утратил силу в связи с выходом Постановления Администрации города Кемерово от 10.02.2010 № 11 «О признании утратившими силу правовых актов».

Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов и пояснений управляющих компаний, представленных в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что услуги и работы, производимые по просьбе собственника жилого помещения в его личных интересах, осуществляются за отдельную плату. Плата за оказываемые услуги устанавливается в соответствии с калькуляцией затрат.

На основании калькуляции на подключение и отключение стояков отопления и водоснабжения при производстве санитарно-технических работ, утвержденной генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест» 12.04.2010 г. установлена цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления и водоснабжения в размере 535 рублей.

В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от                 12.04.2010 г. включены следующие статьи расходов:

- заработная плата на весь объем работ 189,49 руб. (норма времени на выполнение работ 1,8 часа, тарифная ставка 105,27 руб.);

- накладные расходы 169,21 руб. (89,29 % от фонда оплаты труда);

- плановые накопления 94,74 руб. (50 % от фонда оплаты труда);

- НДС 81,62 руб.

01.11.2011 г. ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцию на подключение  и отключение стояков отопления, горячей и холодной воды при производстве санитарно-технических работ, утвержденную генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест», приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.

Согласно калькуляции, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб.

В калькуляцию затрат  ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 25.10.2011 г. включены следующие статьи расходов:

- заработная плата на весь объем работ 52,49 руб. (норма времени на выполнение работ 0,7 часа (42 минуты), тарифная ставка 20,06 руб. (в соответствии с ПОТ РО 14000-005-98 «Положения, работы повышенной опасности. Организации, проведение», данный вид работ выполняет бригада не менее двух человек);

- налоги (ЕСН) 17,95 руб.;

- накладные расходы 40,94 руб.;

- НДС 20,05 руб.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, каждая управляющая компания занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В данном случае сопоставимый товарный рынок, находящийся в состоянии конкуренции, отсутствует, так как каждая управляющая компания занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах многоквартирных домов, находящихся в управлении у данной управляющей компании, с долей 100%.

В калькуляции ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. значительную часть затрат занимают затраты на заработную плату (35 %) при норме времени на выполнение работ 1,8 часа.

Данная норма времени значительно превосходит норму времени, применяемую при расчете калькуляции затрат № 1-05 на отключение стояков для утверждения Администрацией города Кемерово тарифов на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией». В калькуляции № 1-05 на отключение и подключение стояка горячего, холодного водоснабжения и отопления указана норма времени на выполнение работ 0,5 часа.

Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда и сметными нормативами РФ (сборник № 71 Администрации Кемеровской области, изд. 2008 г.) затраты труда слесаря-сантехника 3 разряда 0,56 чел./час. Данные нормативы применяются при расчете трудозатрат для ликвидации воздушных пробок в стояке, в состав работ входит:

- открытие вентиля на воздухосборнике, расположенном на чердаке здания;

- выпуск  воздуха;

- закрытие вентиля.

При снижении нормы времени ООО «Жилищно-коммунальный трест» на выполнение работ по отключению стояков с 1,8 часа до 0,56 часа  значительно будут снижены расходы на заработную плату, следовательно, снизятся накладные расходы и плановые накопления.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.

Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей, подлежат квалификации как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ООО «Жилищно-коммунальный трест» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ООО «Жилищно-коммунальный трест» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России также приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ООО «Жилищно-коммунальный трест», малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Общественно-опасный характер данного правонарушения определяется, прежде всего, тем, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» было допущено нарушение антимонопольного законодательства (пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившееся в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке.

Как было установлено антимонопольным органом, ООО «Жилищно-коммунальный трест» с 12.04.2010 г. была установлена и поддерживалась до 25.10.2011 г. монопольно высокая цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в ущемлении интересов собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилищно-коммунальный трест», которые были вынуждены оплачивать услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по цене, значительно превосходящей цену сформированную с учетом объективно необходимых временных затрат, а так же значительно превосходящей цены других управляющих компаний.

Следовательно, положения статьи 2.9. КоАП РФ в рассматриваемом деле не применимы.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ возможно признать в качестве смягчающего обстоятельства то, что до вынесения Комиссией Кемеровского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Жилищно-коммунальный трест» с 25.10.2011 г. изменило стоимость услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций. Согласно представленной калькуляции цен, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб. Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было устранено до вынесения Комиссией решения по существу. 

Совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В целях определения размера административного штрафа размер выручки рассчитывается в соответствии со ст.ст. 248 – 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

По сведениям, представленным ООО «Жилищно-коммунальный трест» в Кемеровское УФАС России, сумма выручки от реализации всех товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательств) за 2010 год составила <…………> рублей. Размер выручки правонарушителя от реализации услуг по отключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников за 2010 г. составил <…………>.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО «Жилищно-коммунальный трест» доказанной, а действия верно квалифицированными по статье 14.31 КоАП РФ как осуществление хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и назначает административное наказание ООО «Жилищно-коммунальный трест» в минимальном размере, установленном санкцией статьи 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также статьей 14.31 КоАП РФ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово,                  ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001)  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
  2. Наложить на ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово,                      ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001)  штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель:

ИНН 4207012419 КПП 420501001 УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) р/с 40101810400000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области

г. Кемерово
БИК 043207001КБК: 161 116 02010 01 0000 140 ОКАТО: 32401000000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 565/05-АДМ-2011.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.                                                                                                                   

 

Заместитель руководителя                                                                     Е.А. Клостер

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 565/05-АДМ-2011

 

«27» декабря 2011 г.                                                                                  г. Кемерово

 

Я, Клостер Елена Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 565/05-АДМ-2011, возбужденного в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово, ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001) по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии защитника – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

16 ноября 2011 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 102/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (далее по тексту – ООО «Жилищно-коммунальный трест»), вынесла решение о признании ООО «Жилищно-коммунальный трест» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Нарушение со стороны ООО «Жилищно-коммунальный трест» выразилось в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, ООО «Жилищно-коммунальный трест» занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, установлена статьей 14.31 КоАП РФ.

Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере                    535 рублей подлежат квалификации, как вступающие в противоречие со статьей 14.31 КоАП, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение.

28.11.2011 г. в адрес ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением было направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому законному представителю ООО «Жилищно-коммунальный трест» надлежало явиться 14.12.2011 г. в 10 ч. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

14.12.2011 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест», извещенный надлежащим образом не явился, направил защитника - <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Процедура составления и подписания протокола по делу                                           № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении состоялась в присутствии защитника – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Защитником в протоколе сделана запись о том, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» с фактом нарушения согласно.

Копия протокола была направлена ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением.

Определением от 14.12.2011 г. были назначены дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении 27.12.2011 г. в 11 ч.                00 мин. Копия определения направлена в адрес законного представителя заказным письмом с уведомлением.

Законный представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела                   № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении, на рассмотрение не явился, направил защитника - <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.)

Дело об административном правонарушении № 565/05-АДМ-2011 рассмотрено 27.12.2011 г. в присутствии защитника ООО «Жилищно-коммунальный трест» – <…………> (доверенность  от 08.12.2011 г.).

Протокол по делу № 565/05-АДМ-2011 об административном правонарушении при рассмотрении дела зачитан в полном объеме.

При рассмотрении дела, защитник ООО «Жилищно-коммунальный трест» согласилась с фактом выявленного нарушения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Согласно Приложению № 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003                   № 170 «Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда» работы по отключению стояков холодной, горячей воды и отопления не входят в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту жилого фонда.

Ранее Постановлением Администрации города Кемерово от 23.11.2005                   № 122 был утвержден тариф на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией», оказываемую муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями в размере 45 рублей за один стояк с налогом на добавленную стоимость.

Данный документ утратил силу в связи с выходом Постановления Администрации города Кемерово от 10.02.2010 № 11 «О признании утратившими силу правовых актов».

Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов и пояснений управляющих компаний, представленных в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что услуги и работы, производимые по просьбе собственника жилого помещения в его личных интересах, осуществляются за отдельную плату. Плата за оказываемые услуги устанавливается в соответствии с калькуляцией затрат.

На основании калькуляции на подключение и отключение стояков отопления и водоснабжения при производстве санитарно-технических работ, утвержденной генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест» 12.04.2010 г. установлена цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления и водоснабжения в размере 535 рублей.

В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от                 12.04.2010 г. включены следующие статьи расходов:

- заработная плата на весь объем работ 189,49 руб. (норма времени на выполнение работ 1,8 часа, тарифная ставка 105,27 руб.);

- накладные расходы 169,21 руб. (89,29 % от фонда оплаты труда);

- плановые накопления 94,74 руб. (50 % от фонда оплаты труда);

- НДС 81,62 руб.

01.11.2011 г. ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцию на подключение  и отключение стояков отопления, горячей и холодной воды при производстве санитарно-технических работ, утвержденную генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест», приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.

Согласно калькуляции, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб.

В калькуляцию затрат  ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 25.10.2011 г. включены следующие статьи расходов:

- заработная плата на весь объем работ 52,49 руб. (норма времени на выполнение работ 0,7 часа (42 минуты), тарифная ставка 20,06 руб. (в соответствии с ПОТ РО 14000-005-98 «Положения, работы повышенной опасности. Организации, проведение», данный вид работ выполняет бригада не менее двух человек);

- налоги (ЕСН) 17,95 руб.;

- накладные расходы 40,94 руб.;

- НДС 20,05 руб.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, каждая управляющая компания занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В данном случае сопоставимый товарный рынок, находящийся в состоянии конкуренции, отсутствует, так как каждая управляющая компания занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах многоквартирных домов, находящихся в управлении у данной управляющей компании, с долей 100%.

В калькуляции ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. значительную часть затрат занимают затраты на заработную плату (35 %) при норме времени на выполнение работ 1,8 часа.

Данная норма времени значительно превосходит норму времени, применяемую при расчете калькуляции затрат № 1-05 на отключение стояков для утверждения Администрацией города Кемерово тарифов на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией». В калькуляции № 1-05 на отключение и подключение стояка горячего, холодного водоснабжения и отопления указана норма времени на выполнение работ 0,5 часа.

Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда и сметными нормативами РФ (сборник № 71 Администрации Кемеровской области, изд. 2008 г.) затраты труда слесаря-сантехника 3 разряда 0,56 чел./час. Данные нормативы применяются при расчете трудозатрат для ликвидации воздушных пробок в стояке, в состав работ входит:

- открытие вентиля на воздухосборнике, расположенном на чердаке здания;

- выпуск  воздуха;

- закрытие вентиля.

При снижении нормы времени ООО «Жилищно-коммунальный трест» на выполнение работ по отключению стояков с 1,8 часа до 0,56 часа  значительно будут снижены расходы на заработную плату, следовательно, снизятся накладные расходы и плановые накопления.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.

Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей, подлежат квалификации как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ООО «Жилищно-коммунальный трест» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ООО «Жилищно-коммунальный трест» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России также приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ООО «Жилищно-коммунальный трест», малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Общественно-опасный характер данного правонарушения определяется, прежде всего, тем, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» было допущено нарушение антимонопольного законодательства (пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившееся в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке.

Как было установлено антимонопольным органом, ООО «Жилищно-коммунальный трест» с 12.04.2010 г. была установлена и поддерживалась до 25.10.2011 г. монопольно высокая цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в ущемлении интересов собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилищно-коммунальный трест», которые были вынуждены оплачивать услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по цене, значительно превосходящей цену сформированную с учетом объективно необходимых временных затрат, а так же значительно превосходящей цены других управляющих компаний.

Следовательно, положения статьи 2.9. КоАП РФ в рассматриваемом деле не применимы.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ возможно признать в качестве смягчающего обстоятельства то, что до вынесения Комиссией Кемеровского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Жилищно-коммунальный трест» с 25.10.2011 г. изменило стоимость услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций. Согласно представленной калькуляции цен, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб. Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было устранено до вынесения Комиссией решения по существу. 

Совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В целях определения размера административного штрафа размер выручки рассчитывается в соответствии со ст.ст. 248 – 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

По сведениям, представленным ООО «Жилищно-коммунальный трест» в Кемеровское УФАС России, сумма выручки от реализации всех товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательств) за 2010 год составила <…………> рублей. Размер выручки правонарушителя от реализации услуг по отключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников за 2010 г. составил <…………>.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО «Жилищно-коммунальный трест» доказанной, а действия верно квалифицированными по статье 14.31 КоАП РФ как осуществление хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и назначает административное наказание ООО «Жилищно-коммунальный трест» в минимальном размере, установленном санкцией статьи 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также статьей 14.31 КоАП РФ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово,                  ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001)  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
  2. Наложить на ООО «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово,                      ул. 9 января, 6; ИНН 4205118441; КПП 420501001)  штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель:

ИНН 4207012419 КПП 420501001 УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) р/с 40101810400000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области

г. Кемерово
БИК 043207001КБК: 161 116 02010 01 0000 140 ОКАТО: 32401000000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 565/05-АДМ-2011.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.                                                                                                                   

 

Заместитель руководителя                                                                     Е.А. Клостер

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 565/05-АДМ-2011 [format] => [safe_value] => № 565/05-АДМ-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест»

[format] => full_html [safe_value] =>

Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ, транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-27 07:22:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-27 07:22:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326266727 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )