Решение по делу № 51/А-10-2012 в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт»

Номер дела: № 51/А-10-2012
Дата публикации: 23 августа 2012, 10:06

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 51/А-10-2012

                                    

                                                                                                                              г.Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2012г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2012 г.

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:  Кухарской Натальи Евгеньевны –  руководителя управления;                

Членов Комиссии:             Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

                                             Ланцман Людмилы Игоревны – начальника отдела контроля

                                             органов власти, судебной и правовой работы;

                                             Голяковой Натальи Алексеевны - специалиста-эксперта отдела

                                             ТЭК.

в присутствии

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>– представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>– представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>, <…>,

рассмотрев дело № 51/А-10-2012, возбужденное приказом Кемеровского УФАС России от 28.04.2012 г. № 105 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление <…> о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее – ОДН)  с нарушением норм действующего законодательства.

Рассмотрение дела № 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.05.2012 г.

На заседание Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., заявитель не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии по уважительной причине не представил. В связи с тем, что <…> была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела Комиссия приняла решение о рассмотрении дела № 51/А-10-2012 в отсутствие заявителя.

В заседании Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., ОАО «Кузбассэнергосбыт» нарушение не признало, представило письменные пояснения,  а также ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Администрации Кемеровской области в лице Департамента жилищно-комммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, в качестве лица располагающего сведениями по рассматриваемым обстоятельствам.

Рассмотрев ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт», Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, в связи с тем, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» не указало какими именно сведениями располагает Администрация Кемеровской области, кроме того ОАО «Кузбассэнергосбыт» представлена в заседание Комиссии копия письма Администрации Кемеровской области в адрес Прокурора Кемеровской области <…> от 19.01.2011г., которая позволяет оценить позицию Администрации Кемеровской области по вопросу начисления ОАО «Кузбассэнергосбыт» оплаты за электроэнергию на ОДН жителям многоквартирных домов.

Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 51/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 51/А-10-2012 было отложено до предоставления ОАО «Кузбассэнергосбыт»  расчета расхода электроэнергии на ОДН  по квартире № <…> жилого дома по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, <…> в период с сентября 2009г. по 01.04.2012г.  в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), а также расчет расхода электроэнергии на ОДН по вышеуказанному адресу в аналогичный период с корректировкой, применяемой ОАО «Кузбассэнергосбыт» при расчете расхода ОДН.

В связи с поступлением в адрес Кемеровского УФАС России новых заявлений ( вх. 4189 от 04.06.2012г., вх. 4424 от 13.06.2012г., вх. 4756 от 26.06.2012)  о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» аналогичных признаков нарушения антимонопольного законодательства в части законности начисления гражданам сумм за ОДН, к участию в деле в качестве заявителей были привлечены: <…> (г. Новокузнецк, <…>), <…> (г. Новокузнецк, <…>), <…> ( г. Новокузнецк, <…>).  

Определением о назначении дела № 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.07.2012г. рассмотрение дела было назначено на 26.07.2012г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 26.07.2012 г., заявитель <…> не явилась, направив ходатайство о рассмотрения дела в ее отсутствие.

Лица, привлеченные к участию в деле в качестве заявителей, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. <…> на заседание Комиссии не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии не представила.

Заявитель <…>, являясь старшим дома по адресу: г. Новокузнецк, <…> представляя интересы жителей дома по вышеуказанному адресу, пояснила, что расчет ОДН, в период с сентября (октября) 2009г. по 31.05.2011г. осуществлялся с нарушением действующего законодательства. Кроме того, к общедомовым сетям дома подключены нежилые помещения: салон красоты «Гламур», расположенный в квартирах № <…>,<…> (квартира № <…> не переведена в нежилой фонд),  квартира <…>, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО «Кузбассэнергосбыт» как для граждан, а не как для юридических лиц. Также жителям по вышеуказанному адресу, имевшим задолженность за электроэнергию (в том числе – ОДН), ОАО «Кузбассэнергосбыт» ввело режим ограничения потребления электрической энергии.

Заявитель <…> пояснила, что ей не понятны расчеты за ОДН, представленные ОАО «Кузбассэнергосбыт». 

Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» на заседании комиссии сообщили, что порядок расчета размера платы на ОДН определялся ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период сентября (октября) 2009г. по 31.05.2011г. как разница между общим объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, суммарным объемом электроэнергии, потребленной квартирами, оборудованными и необорудованными приборами учета, а также юридическими лицами (в случае их наличия).

Жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе и ОДН, по установленному нормативу. Оставшаяся величина распределялась между жильцами, имеющими приборы учета, пропорционально индивидуальному потреблению в квартирах.

С 01.06.2011г. по 01.04.2012г. расчет ОДН производился ОАО «Кузбассэнергосбыт» на более 7 кВт на каждого зарегистрированного в жилых домах не оборудованных лифтами, и не более 14 кВтч – в домах оборудованных лифтами, вне зависимости от наличия или отсутствия прибора учета.   

С 01.04.2012г. по настоящее время расход электроэнергии на ОДН определяется ОАО «Кузбассэнергосбыт» в соответствии с формулой № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на имя заявителей открыты лицевые счета, на которые ОАО «Кузбассэнергосбыт» производило начисление за потребленную энергию по фактическим показаниям прибора учета.

 По  адресам заявителей (г. Новокузнецк, <…>) установлены  общедомовые  приборы  учета, показания с которых ежемесячно передаются ООО «Горэлектросеть» в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт».

В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.   

В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В связи с тем, что собственниками многоквартирных домов по адресам: г. Новокузнецк, <…>,  выбран непосредственный способ управления, начисления за потребленную энергию на ОДН производились ОАО «Кузбассэнергосбыт» на лицевые счета абонентов, проживающих по данным адресам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами  предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливается  порядок оплаты за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

 В соответствии с  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с формулой 9:

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);

*- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).

В соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области № 141 от 31.10.2006г. жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе ОДН по действующему нормативу:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВтч в месяц на 1 человека.

В соответствии с материалами дела, заявителям ежемесячно начислялось ОАО «Кузбассэнергосбыт» за электроэнергию на ОДН с сентября (октября) 2009 г. по 31.05. 2011г. дополнительно от 2 до 30 кВтч. С 01.06.2011г. по 01.04.2012г. жителям, проживающим по адресам г. Новокузнецк, <…> начислялось не более 7 кВт на каждого зарегистрированного по вышеуказанным адресам. С 01.04.2012г. расчет ОДН производился ОАО «Кузбассэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г. не соответствовали нормам действующего законодательства РФ.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на основании приказа Кемеровского УФАС России №2-р от 27.09.2007г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006     №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вследствие того, что расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО «Кузбассэнергосбыт» с <…>, <…>, <…>, <…> с сентября 2009г. по 01.04.2012г. не соответствовали  нормам действующего законодательства РФ, данные расчеты привели к образованию долга за электроэнергию на ОДН  у заявителей.

Вместе с тем, применение расчета за электроэнергию на ОДН в указанный период не привело к ущемлению интересов заявителей, так как предъявляемые к оплате суммы за электроэнергию на ОДН оказались ниже, чем расчет сумм на ОДН по формуле № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.    

В заседании Комиссии 26.07.2012 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» признало нарушение действующего законодательства РФ в части неправомерного применения расчета за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009 по 01.04.2012г., а также  представило расчеты, свидетельствующие о том, что неприменение при расчете сумм на ОДН формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не привело к ущемлению интересов заявителей, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.

Согласно представленным ОАО «Кузбассэнергосбыт» данным (период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г.), при сравнении расчетов начислений за ОДН  при  применении формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с расчетами, применяемыми ОАО «Кузбассэнергосбыт» в указанный период, заявителями должны быть оплачены следующие суммы:

 

Таким образом, применяя расчет за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» начислило заявителям в среднем от 20 до 200 кВт на ОДН меньше, чем они должны были оплатить за потребленную электроэнергию на ОДН, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307.

Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» также пояснили, что в многоквартирном доме по адресу г. Новокузнецк, ул. Ленина, д. 29 на 01.07.2012г. расположены следующие юридические лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения с ОАО «Кузбассэнергосбыт»:

1.        ООО «Салон красоты Гламур» - объем потребленной электроэнергии не учитывается общедомовым прибором учета (далее ОДПУ).

2.        ф.л. <…> - до 01.03.2012г. объем потребленной электроэнергии учитывался ОДПУ и ежемесячно минусовался от расхода по дому, а с 01.03.2012г. произведено переподключение данного потребителя до ОДПУ.

3.        ЗАО «Новотелеком», ЗАО «РЦТК» и ОАО «Ростелеком» - объем потребленной электроэнергии, которых учитывается ОДПУ и ежемесячно минусуется от расхода по дому.

 Таким образом, с того момента, как собственниками указанных нежилых помещений были представлены в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» документы, подтверждающие статус указанных помещений, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО «Кузбассэнергосбыт», как для юридических лиц. В тот период, когда указанные помещения имели статус жилых помещений, начисления за электроэнергию (в том числе – ОДН) производились в соответствии с указанным статусом, так как у ОАО «Кузбассэнергосбыт» отсутствовали правовые основания применения к указанным помещениям расчета за потребленную энергию как с нежилых помещений.

   При рассмотрения дела, заявителем <…> была представлена дополнительная информация  о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в прекращении подачи электрической энергии собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, <…> а именно <…> (квартира № <…>) и <…> (квартира № <…>).

 Рассмотрев представленные документы, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о выделении дела № 51/А-10-2012 в отдельное производство.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, с частью 1 и 2 статьи 47.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА

1.                Производство по делу № 51/А-10-2012, возбужденному в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2.                Выделить дело в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                       А.М. Давыдова

                                                                                                      Л.И. Ланцман

                                                                                                      Н.А. Голякова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9159 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 51/А-10-2012 в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9159 [type] => solution [language] => ru [created] => 1345691272 [changed] => 1370528510 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528510 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 51/А-10-2012

                                    

                                                                                                                              г.Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2012г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2012 г.

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:  Кухарской Натальи Евгеньевны –  руководителя управления;                

Членов Комиссии:             Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

                                             Ланцман Людмилы Игоревны – начальника отдела контроля

                                             органов власти, судебной и правовой работы;

                                             Голяковой Натальи Алексеевны - специалиста-эксперта отдела

                                             ТЭК.

в присутствии

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>– представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>– представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>, <…>,

рассмотрев дело № 51/А-10-2012, возбужденное приказом Кемеровского УФАС России от 28.04.2012 г. № 105 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление <…> о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее – ОДН)  с нарушением норм действующего законодательства.

Рассмотрение дела № 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.05.2012 г.

На заседание Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., заявитель не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии по уважительной причине не представил. В связи с тем, что <…> была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела Комиссия приняла решение о рассмотрении дела № 51/А-10-2012 в отсутствие заявителя.

В заседании Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., ОАО «Кузбассэнергосбыт» нарушение не признало, представило письменные пояснения,  а также ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Администрации Кемеровской области в лице Департамента жилищно-комммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, в качестве лица располагающего сведениями по рассматриваемым обстоятельствам.

Рассмотрев ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт», Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, в связи с тем, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» не указало какими именно сведениями располагает Администрация Кемеровской области, кроме того ОАО «Кузбассэнергосбыт» представлена в заседание Комиссии копия письма Администрации Кемеровской области в адрес Прокурора Кемеровской области <…> от 19.01.2011г., которая позволяет оценить позицию Администрации Кемеровской области по вопросу начисления ОАО «Кузбассэнергосбыт» оплаты за электроэнергию на ОДН жителям многоквартирных домов.

Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 51/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 51/А-10-2012 было отложено до предоставления ОАО «Кузбассэнергосбыт»  расчета расхода электроэнергии на ОДН  по квартире № <…> жилого дома по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, <…> в период с сентября 2009г. по 01.04.2012г.  в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), а также расчет расхода электроэнергии на ОДН по вышеуказанному адресу в аналогичный период с корректировкой, применяемой ОАО «Кузбассэнергосбыт» при расчете расхода ОДН.

В связи с поступлением в адрес Кемеровского УФАС России новых заявлений ( вх. 4189 от 04.06.2012г., вх. 4424 от 13.06.2012г., вх. 4756 от 26.06.2012)  о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» аналогичных признаков нарушения антимонопольного законодательства в части законности начисления гражданам сумм за ОДН, к участию в деле в качестве заявителей были привлечены: <…> (г. Новокузнецк, <…>), <…> (г. Новокузнецк, <…>), <…> ( г. Новокузнецк, <…>).  

Определением о назначении дела № 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.07.2012г. рассмотрение дела было назначено на 26.07.2012г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 26.07.2012 г., заявитель <…> не явилась, направив ходатайство о рассмотрения дела в ее отсутствие.

Лица, привлеченные к участию в деле в качестве заявителей, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. <…> на заседание Комиссии не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии не представила.

Заявитель <…>, являясь старшим дома по адресу: г. Новокузнецк, <…> представляя интересы жителей дома по вышеуказанному адресу, пояснила, что расчет ОДН, в период с сентября (октября) 2009г. по 31.05.2011г. осуществлялся с нарушением действующего законодательства. Кроме того, к общедомовым сетям дома подключены нежилые помещения: салон красоты «Гламур», расположенный в квартирах № <…>,<…> (квартира № <…> не переведена в нежилой фонд),  квартира <…>, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО «Кузбассэнергосбыт» как для граждан, а не как для юридических лиц. Также жителям по вышеуказанному адресу, имевшим задолженность за электроэнергию (в том числе – ОДН), ОАО «Кузбассэнергосбыт» ввело режим ограничения потребления электрической энергии.

Заявитель <…> пояснила, что ей не понятны расчеты за ОДН, представленные ОАО «Кузбассэнергосбыт». 

Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» на заседании комиссии сообщили, что порядок расчета размера платы на ОДН определялся ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период сентября (октября) 2009г. по 31.05.2011г. как разница между общим объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, суммарным объемом электроэнергии, потребленной квартирами, оборудованными и необорудованными приборами учета, а также юридическими лицами (в случае их наличия).

Жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе и ОДН, по установленному нормативу. Оставшаяся величина распределялась между жильцами, имеющими приборы учета, пропорционально индивидуальному потреблению в квартирах.

С 01.06.2011г. по 01.04.2012г. расчет ОДН производился ОАО «Кузбассэнергосбыт» на более 7 кВт на каждого зарегистрированного в жилых домах не оборудованных лифтами, и не более 14 кВтч – в домах оборудованных лифтами, вне зависимости от наличия или отсутствия прибора учета.   

С 01.04.2012г. по настоящее время расход электроэнергии на ОДН определяется ОАО «Кузбассэнергосбыт» в соответствии с формулой № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на имя заявителей открыты лицевые счета, на которые ОАО «Кузбассэнергосбыт» производило начисление за потребленную энергию по фактическим показаниям прибора учета.

 По  адресам заявителей (г. Новокузнецк, <…>) установлены  общедомовые  приборы  учета, показания с которых ежемесячно передаются ООО «Горэлектросеть» в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт».

В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.   

В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В связи с тем, что собственниками многоквартирных домов по адресам: г. Новокузнецк, <…>,  выбран непосредственный способ управления, начисления за потребленную энергию на ОДН производились ОАО «Кузбассэнергосбыт» на лицевые счета абонентов, проживающих по данным адресам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами  предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливается  порядок оплаты за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

 В соответствии с  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с формулой 9:

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);

*- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).

В соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области № 141 от 31.10.2006г. жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе ОДН по действующему нормативу:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВтч в месяц на 1 человека.

В соответствии с материалами дела, заявителям ежемесячно начислялось ОАО «Кузбассэнергосбыт» за электроэнергию на ОДН с сентября (октября) 2009 г. по 31.05. 2011г. дополнительно от 2 до 30 кВтч. С 01.06.2011г. по 01.04.2012г. жителям, проживающим по адресам г. Новокузнецк, <…> начислялось не более 7 кВт на каждого зарегистрированного по вышеуказанным адресам. С 01.04.2012г. расчет ОДН производился ОАО «Кузбассэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г. не соответствовали нормам действующего законодательства РФ.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на основании приказа Кемеровского УФАС России №2-р от 27.09.2007г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006     №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вследствие того, что расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО «Кузбассэнергосбыт» с <…>, <…>, <…>, <…> с сентября 2009г. по 01.04.2012г. не соответствовали  нормам действующего законодательства РФ, данные расчеты привели к образованию долга за электроэнергию на ОДН  у заявителей.

Вместе с тем, применение расчета за электроэнергию на ОДН в указанный период не привело к ущемлению интересов заявителей, так как предъявляемые к оплате суммы за электроэнергию на ОДН оказались ниже, чем расчет сумм на ОДН по формуле № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.    

В заседании Комиссии 26.07.2012 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» признало нарушение действующего законодательства РФ в части неправомерного применения расчета за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009 по 01.04.2012г., а также  представило расчеты, свидетельствующие о том, что неприменение при расчете сумм на ОДН формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не привело к ущемлению интересов заявителей, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.

Согласно представленным ОАО «Кузбассэнергосбыт» данным (период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г.), при сравнении расчетов начислений за ОДН  при  применении формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с расчетами, применяемыми ОАО «Кузбассэнергосбыт» в указанный период, заявителями должны быть оплачены следующие суммы:

 

Таким образом, применяя расчет за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» начислило заявителям в среднем от 20 до 200 кВт на ОДН меньше, чем они должны были оплатить за потребленную электроэнергию на ОДН, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307.

Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» также пояснили, что в многоквартирном доме по адресу г. Новокузнецк, ул. Ленина, д. 29 на 01.07.2012г. расположены следующие юридические лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения с ОАО «Кузбассэнергосбыт»:

1.        ООО «Салон красоты Гламур» - объем потребленной электроэнергии не учитывается общедомовым прибором учета (далее ОДПУ).

2.        ф.л. <…> - до 01.03.2012г. объем потребленной электроэнергии учитывался ОДПУ и ежемесячно минусовался от расхода по дому, а с 01.03.2012г. произведено переподключение данного потребителя до ОДПУ.

3.        ЗАО «Новотелеком», ЗАО «РЦТК» и ОАО «Ростелеком» - объем потребленной электроэнергии, которых учитывается ОДПУ и ежемесячно минусуется от расхода по дому.

 Таким образом, с того момента, как собственниками указанных нежилых помещений были представлены в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» документы, подтверждающие статус указанных помещений, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО «Кузбассэнергосбыт», как для юридических лиц. В тот период, когда указанные помещения имели статус жилых помещений, начисления за электроэнергию (в том числе – ОДН) производились в соответствии с указанным статусом, так как у ОАО «Кузбассэнергосбыт» отсутствовали правовые основания применения к указанным помещениям расчета за потребленную энергию как с нежилых помещений.

   При рассмотрения дела, заявителем <…> была представлена дополнительная информация  о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в прекращении подачи электрической энергии собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, <…> а именно <…> (квартира № <…>) и <…> (квартира № <…>).

 Рассмотрев представленные документы, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о выделении дела № 51/А-10-2012 в отдельное производство.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, с частью 1 и 2 статьи 47.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА

1.                Производство по делу № 51/А-10-2012, возбужденному в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2.                Выделить дело в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                       А.М. Давыдова

                                                                                                      Л.И. Ланцман

                                                                                                      Н.А. Голякова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 51/А-10-2012

                                    

                                                                                                                              г.Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2012г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2012 г.

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:  Кухарской Натальи Евгеньевны –  руководителя управления;                

Членов Комиссии:             Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

                                             Ланцман Людмилы Игоревны – начальника отдела контроля

                                             органов власти, судебной и правовой работы;

                                             Голяковой Натальи Алексеевны - специалиста-эксперта отдела

                                             ТЭК.

в присутствии

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>– представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>– представителя ООО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…>, <…>,

рассмотрев дело № 51/А-10-2012, возбужденное приказом Кемеровского УФАС России от 28.04.2012 г. № 105 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление <…> о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее – ОДН)  с нарушением норм действующего законодательства.

Рассмотрение дела № 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.05.2012 г.

На заседание Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., заявитель не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии по уважительной причине не представил. В связи с тем, что <…> была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела Комиссия приняла решение о рассмотрении дела № 51/А-10-2012 в отсутствие заявителя.

В заседании Комиссии, состоявшемся 31.05.2012 г., ОАО «Кузбассэнергосбыт» нарушение не признало, представило письменные пояснения,  а также ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Администрации Кемеровской области в лице Департамента жилищно-комммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, в качестве лица располагающего сведениями по рассматриваемым обстоятельствам.

Рассмотрев ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт», Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, в связи с тем, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» не указало какими именно сведениями располагает Администрация Кемеровской области, кроме того ОАО «Кузбассэнергосбыт» представлена в заседание Комиссии копия письма Администрации Кемеровской области в адрес Прокурора Кемеровской области <…> от 19.01.2011г., которая позволяет оценить позицию Администрации Кемеровской области по вопросу начисления ОАО «Кузбассэнергосбыт» оплаты за электроэнергию на ОДН жителям многоквартирных домов.

Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 51/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 51/А-10-2012 было отложено до предоставления ОАО «Кузбассэнергосбыт»  расчета расхода электроэнергии на ОДН  по квартире № <…> жилого дома по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, <…> в период с сентября 2009г. по 01.04.2012г.  в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), а также расчет расхода электроэнергии на ОДН по вышеуказанному адресу в аналогичный период с корректировкой, применяемой ОАО «Кузбассэнергосбыт» при расчете расхода ОДН.

В связи с поступлением в адрес Кемеровского УФАС России новых заявлений ( вх. 4189 от 04.06.2012г., вх. 4424 от 13.06.2012г., вх. 4756 от 26.06.2012)  о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» аналогичных признаков нарушения антимонопольного законодательства в части законности начисления гражданам сумм за ОДН, к участию в деле в качестве заявителей были привлечены: <…> (г. Новокузнецк, <…>), <…> (г. Новокузнецк, <…>), <…> ( г. Новокузнецк, <…>).  

Определением о назначении дела № 51/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.07.2012г. рассмотрение дела было назначено на 26.07.2012г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 26.07.2012 г., заявитель <…> не явилась, направив ходатайство о рассмотрения дела в ее отсутствие.

Лица, привлеченные к участию в деле в качестве заявителей, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. <…> на заседание Комиссии не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание комиссии не представила.

Заявитель <…>, являясь старшим дома по адресу: г. Новокузнецк, <…> представляя интересы жителей дома по вышеуказанному адресу, пояснила, что расчет ОДН, в период с сентября (октября) 2009г. по 31.05.2011г. осуществлялся с нарушением действующего законодательства. Кроме того, к общедомовым сетям дома подключены нежилые помещения: салон красоты «Гламур», расположенный в квартирах № <…>,<…> (квартира № <…> не переведена в нежилой фонд),  квартира <…>, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО «Кузбассэнергосбыт» как для граждан, а не как для юридических лиц. Также жителям по вышеуказанному адресу, имевшим задолженность за электроэнергию (в том числе – ОДН), ОАО «Кузбассэнергосбыт» ввело режим ограничения потребления электрической энергии.

Заявитель <…> пояснила, что ей не понятны расчеты за ОДН, представленные ОАО «Кузбассэнергосбыт». 

Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» на заседании комиссии сообщили, что порядок расчета размера платы на ОДН определялся ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период сентября (октября) 2009г. по 31.05.2011г. как разница между общим объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, суммарным объемом электроэнергии, потребленной квартирами, оборудованными и необорудованными приборами учета, а также юридическими лицами (в случае их наличия).

Жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе и ОДН, по установленному нормативу. Оставшаяся величина распределялась между жильцами, имеющими приборы учета, пропорционально индивидуальному потреблению в квартирах.

С 01.06.2011г. по 01.04.2012г. расчет ОДН производился ОАО «Кузбассэнергосбыт» на более 7 кВт на каждого зарегистрированного в жилых домах не оборудованных лифтами, и не более 14 кВтч – в домах оборудованных лифтами, вне зависимости от наличия или отсутствия прибора учета.   

С 01.04.2012г. по настоящее время расход электроэнергии на ОДН определяется ОАО «Кузбассэнергосбыт» в соответствии с формулой № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на имя заявителей открыты лицевые счета, на которые ОАО «Кузбассэнергосбыт» производило начисление за потребленную энергию по фактическим показаниям прибора учета.

 По  адресам заявителей (г. Новокузнецк, <…>) установлены  общедомовые  приборы  учета, показания с которых ежемесячно передаются ООО «Горэлектросеть» в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт».

В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.   

В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В связи с тем, что собственниками многоквартирных домов по адресам: г. Новокузнецк, <…>,  выбран непосредственный способ управления, начисления за потребленную энергию на ОДН производились ОАО «Кузбассэнергосбыт» на лицевые счета абонентов, проживающих по данным адресам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами  предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливается  порядок оплаты за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

 В соответствии с  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с формулой 9:

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт·час);

*- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).

В соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области № 141 от 31.10.2006г. жильцы, не имеющие приборов учета, оплачивали электроэнергию, в том числе ОДН по действующему нормативу:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВтч в месяц на 1 человека.

В соответствии с материалами дела, заявителям ежемесячно начислялось ОАО «Кузбассэнергосбыт» за электроэнергию на ОДН с сентября (октября) 2009 г. по 31.05. 2011г. дополнительно от 2 до 30 кВтч. С 01.06.2011г. по 01.04.2012г. жителям, проживающим по адресам г. Новокузнецк, <…> начислялось не более 7 кВт на каждого зарегистрированного по вышеуказанным адресам. С 01.04.2012г. расчет ОДН производился ОАО «Кузбассэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г. не соответствовали нормам действующего законодательства РФ.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на основании приказа Кемеровского УФАС России №2-р от 27.09.2007г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006     №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вследствие того, что расчет и взимание платы за электроэнергию на ОДН ОАО «Кузбассэнергосбыт» с <…>, <…>, <…>, <…> с сентября 2009г. по 01.04.2012г. не соответствовали  нормам действующего законодательства РФ, данные расчеты привели к образованию долга за электроэнергию на ОДН  у заявителей.

Вместе с тем, применение расчета за электроэнергию на ОДН в указанный период не привело к ущемлению интересов заявителей, так как предъявляемые к оплате суммы за электроэнергию на ОДН оказались ниже, чем расчет сумм на ОДН по формуле № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.    

В заседании Комиссии 26.07.2012 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» признало нарушение действующего законодательства РФ в части неправомерного применения расчета за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009 по 01.04.2012г., а также  представило расчеты, свидетельствующие о том, что неприменение при расчете сумм на ОДН формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не привело к ущемлению интересов заявителей, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.

Согласно представленным ОАО «Кузбассэнергосбыт» данным (период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г.), при сравнении расчетов начислений за ОДН  при  применении формулы № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с расчетами, применяемыми ОАО «Кузбассэнергосбыт» в указанный период, заявителями должны быть оплачены следующие суммы:

 

Таким образом, применяя расчет за электроэнергию на ОДН в период с сентября (октября) 2009г. по 01.04.2012г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» начислило заявителям в среднем от 20 до 200 кВт на ОДН меньше, чем они должны были оплатить за потребленную электроэнергию на ОДН, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307.

Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» также пояснили, что в многоквартирном доме по адресу г. Новокузнецк, ул. Ленина, д. 29 на 01.07.2012г. расположены следующие юридические лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения с ОАО «Кузбассэнергосбыт»:

1.        ООО «Салон красоты Гламур» - объем потребленной электроэнергии не учитывается общедомовым прибором учета (далее ОДПУ).

2.        ф.л. <…> - до 01.03.2012г. объем потребленной электроэнергии учитывался ОДПУ и ежемесячно минусовался от расхода по дому, а с 01.03.2012г. произведено переподключение данного потребителя до ОДПУ.

3.        ЗАО «Новотелеком», ЗАО «РЦТК» и ОАО «Ростелеком» - объем потребленной электроэнергии, которых учитывается ОДПУ и ежемесячно минусуется от расхода по дому.

 Таким образом, с того момента, как собственниками указанных нежилых помещений были представлены в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» документы, подтверждающие статус указанных помещений, начисления по электроэнергии в данные нежилые помещения производились ОАО «Кузбассэнергосбыт», как для юридических лиц. В тот период, когда указанные помещения имели статус жилых помещений, начисления за электроэнергию (в том числе – ОДН) производились в соответствии с указанным статусом, так как у ОАО «Кузбассэнергосбыт» отсутствовали правовые основания применения к указанным помещениям расчета за потребленную энергию как с нежилых помещений.

   При рассмотрения дела, заявителем <…> была представлена дополнительная информация  о наличии в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в прекращении подачи электрической энергии собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, <…> а именно <…> (квартира № <…>) и <…> (квартира № <…>).

 Рассмотрев представленные документы, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о выделении дела № 51/А-10-2012 в отдельное производство.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, с частью 1 и 2 статьи 47.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА

1.                Производство по делу № 51/А-10-2012, возбужденному в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2.                Выделить дело в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                       А.М. Давыдова

                                                                                                      Л.И. Ланцман

                                                                                                      Н.А. Голякова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 51/А-10-2012 [format] => [safe_value] => № 51/А-10-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-23 03:06:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-01 03:06:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1345691272 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )