Решение по делу № 34/А-10-2012 в отношении МУП «Комбинат бытовых услуг»

Номер дела: дело № 34/А-10-2012
Дата публикации: 5 сентября 2012, 10:16

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 34/А-10-2012

 

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2012 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2012 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов комиссии:

Наумовой Валерии Валерьевны – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Гилевой Ирины Сергеевны – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Патрикеева Кирилла Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;     

 

Войтенко Антона Владимировича – ведущего специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

<…………> – представителя МУП «Комбинат бытовых услуг» (по доверенности);

<…………> – директора ООО «Похоронный дом»,

рассмотрев дело № 34/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879) пункта 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В целях внесения изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35 процентов (далее – Реестр), исключения Структурного производственного подразделения «Комбинат бытовых услуг» Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» из Реестра отделом ЖКХ, транспорта и связи проводится анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории                       г. Прокопьевска.

Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории г. Прокопьевска в адрес хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги погребения были сделаны соответствующие запросы.

24.01.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ от ООО «Похоронный дом» (вх. № 430), из которого следует, что в действиях муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» (далее – МУП «КБУ») содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению ООО «Похоронный дом» нарушение выразилось в выдаче пропусков для въезда на кладбище для осуществления захоронения, в воспрепятствовании иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил.

30.03.2012 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 34/А-10-2012 по признакам нарушения МУП «КБУ» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевск другим хозяйствующим субъектам.

Определением от 11.04.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 3 мая              2012 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

03.05.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Похоронный дом» об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.

Ходатайство ООО «Похоронный дом» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 03.05.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31 мая 2012 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

31.05.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП «КБУ» пояснил, что 23.01.2012 г. между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища.

31.05.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 34/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 31.05.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31 июля 2012 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

Определением от 06.07.2012 г. срок рассмотрения дела № 34/А-10-2012 продлен до 11.01.2013 г. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

Уведомлением об изменении даты и времени рассмотрения дела от 30.07.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 28 августа 2012 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Уведомление было направлено МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

28.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП «КБУ» в обоснование своей позиции пояснил следующее:

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в п.1 ст. 9 названного закона оказываются только специализированной службой по вопросам похоронного дела. Специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Прокопьевске является МУП «КБУ». На МУП «КБУ» возложена обязанность по содержанию кладбищ в надлежащем порядке, а это – благоустройство, очистка от снега дорог, вывоз мусора, отсыпка дорог щебенкой, в том числе и копка могил в соответствии с санитарными нормами. Договоры аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища, заключенные между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска расторгнуты с 27.02.2012 г.

Представитель ООО «Похоронный дом» 28.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России пояснил, что так же, как и до расторжения договоров аренды в настоящее время на территориях кладбищ г. Прокопьевска действует пропускная система. Пропуск на кладбище для осуществления захоронения выдают только после оплаты МУП «КБУ» готовой могилы, хотя ООО «Похоронный» имеет возможность самостоятельно выполнить работы по копке могил, цена за готовую могилу составит примерно 4 000 – 4 200 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:

Распоряжением Администрации г. Прокопьевска № 1083-р от 23.04.2010 «О создании муниципального предприятия «Комбинат бытовых услуг» в соответствии со ст. 113 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О государственных муниципальных предприятиях», руководствуясь Уставом города Прокопьевска, в целях обеспечения жителей города бытовыми услугами, а также реализации функций специализированной службы по вопросам похоронного дела создано Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (далее – МУП «КБТ»).

Пунктом 1.6 Устава МУП «КБУ», установлено, что предприятие является юридическим лицом в форме коммерческой организации.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава МУП «КБУ» целью деятельности предприятия, в том числе, является оказание качественных ритуальных услуг населению и организациям города Прокопьевска.

12.01.2012 г. ООО «Похоронный дом» обратилось в МУП «КБУ» с просьбой дать согласие на выполнение работ по копке могил силами сотрудников ООО «Похоронный дом» на кладбищах г. Прокопьевска.

Ответ на данное обращение в адрес ООО «Похоронный дом» направлен не был.

ООО «Похоронный дом» оказывает услуги по погребению, обратившимся к ним гражданам только после получения пропуска на кладбище, данный пропуск выдается после приобретения у МУП «КБУ» готовой могилы (что подтверждается квитанциями об оплате и пропусками).

Согласно информации, представленной МУП «КБУ» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1232 от 28.02.2012 г.) причиной отказа со стороны МУП «КБУ» в копке могил иным хозяйствующим субъектам является то обстоятельство, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании Распоряжения Администрации г. Прокопьевска от 30.06.2010 г. № 1868 Р были переданы в аренду земельные участки по договорам аренды земельных участков от 05.06.2010 № 4596, № 4597, № 4598, № 4599, № 4600, № 4601, № 4602.

Согласно п. 8.1.1 указанных договоров арендатор не имеет права передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.

МУП «КБУ», самостоятельно без помощи каких-либо сторонних организаций оказывает услуги по погребению. Также на МУП «КБУ» возложена обязанность по  содержанию кладбищ в надлежащем порядке, а это – благоустройство, очистка от снега и т.д., в том числе и копка могил в соответствии с санитарными нормами.

Согласно Решению Прокопьевского городского Совета народных депутатов   № 544 от 22.12.2010 г. «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Комбинат бытовых услуг» стоимость копки могилы с захоронением в летний период составляет 5 000 рублей, в зимний – 6 000 рублей.

20.06.2011 г. администрацией г. Прокопьевска было принято распоряжение  № 1835-р «О предоставлении земельных участков». Согласно пункту 1 данного распоряжения МУП «КБУ» было определено предоставить с 29.05.2011 г. по 26.05.2012 г. в аренду земельные участки, расположенные по адресам: Кемеровская область г. Прокопьевск:

–     район поселка Красный Углекоп (общей площадью 134 407 кв.м.);

–     район п. Усяты (общей площадью 399 890 кв.м.);

–     район п. Буфер (общей площадью 206 103 кв.м.);

–     район п. Сафоново (общей площадью 85 080 кв.м.);

–     район п. Спиченково (общей площадью 93 407 кв.м.);

–     район п. Высокий (общей площадью 399 870 кв.м., а также общей площадью 399 950 кв.м.); в целях эксплуатации кладбищ.

На основании указанного правового акта 18.07.2011 г. между КУМИ г. Прокопьевска и МУП «КБУ» были заключены договоры аренды земельных участков № 4596, 4597, 4598, 4599, 4600, 4601, 4602 для эксплуатации кладбищ, сроком действия до 26.05.2012 г.

22.12.2011 г. Кемеровским УФАС России было вынесено решение по делу № 101/А-16-2011 о признании КУМИ г. Прокопьевска и МУП «КБУ» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий направленных на расторжение договоров аренды.

Согласно информации, представленной Администрацией г. Прокопьевска в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1890 от 23.03.2012 г.) ни Прокопьевским городским Советом народных депутатов, ни администрацией г. Прокопьевска, ни главой города не принималось каких-либо нормативных правовых актов, которые предусматривали бы запрет на копку могил иными хозяйствующими субъектами.

По информации, представленной МУП «КБУ» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1232 от 28.02.2012 г.) 23.01.012 г. между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища. Согласно п. 4 Соглашений настоящие Соглашения вступают в силу после полной оплаты задолженности за предыдущие годы.

Согласно информации, представленной МУП «КБУ» (вх.№ 4646 от 21.06.2012 г.) и КУМИ г. Прокопьевска (вх.№ 4568 от 19.06.2012 г.) в адрес Кемеровского УФАС России основанием для прекращения действия договоров аренды земельных участков № 4596, 4597, 4598, 4599, 4600, 4601, 4602 явились дополнительные соглашения от 27.02.2012 к соглашениям о расторжении договоров аренды от 23.01.2012 г.

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела  № 34/А-10-2012 приходит к следующим выводам:

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Законом о погребении установлены гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возложена обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, но Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Согласно ст. 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

 Вместе с тем в силу ст. 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.

Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела вправе оказывать услуги по погребению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть государственными или муниципальными.

Законом не предусмотрена возможность создания частных кладбищ.

Материалами дела №  34/А-10-2012 подтверждено, что МУП  «КБУ» воспрепятствует иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил, а именно выдает пропуск для въезда на территорию кладбища только после покупки у МУП «КБУ» готовой могилы.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории г. Прокопьевска за 2011 год доля МУП «КБУ» составляет 85,62 %.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара, на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение  МУП «КБУ», признается доминирующим на рынке похоронных услуг на территории города Прокопьевск.

Действия МУП «КБУ», выразившиеся в воспрепятствовании иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил, являются злоупотреблением, доминирующим положением.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия МУП  «КБУ», выразившиеся в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевск другим хозяйствующим субъектам квалифицируются как нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  отсутствуют.

Размер материального ущерба, причиненного ООО «Похоронный дом» и иным хозяйствующим субъектам действиями МУП «КБУ» по созданию препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска, установить не представляется возможным.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879) нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879)  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:    не ограничивать доступ на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска другим хозяйствующим субъектам, путем запрета копки могил силами данных хозяйствующих субъектов.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:                                                                Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                             В.В. Наумова

                                                                                                                 И.С. Гилева  

                                                                                                           К.А. Патрикеев

                                                                                                           А.В. Войтенко

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9270 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 34/А-10-2012 в отношении МУП «Комбинат бытовых услуг» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9270 [type] => solution [language] => ru [created] => 1346815090 [changed] => 1370528510 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528510 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 34/А-10-2012

 

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2012 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2012 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов комиссии:

Наумовой Валерии Валерьевны – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Гилевой Ирины Сергеевны – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Патрикеева Кирилла Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;     

 

Войтенко Антона Владимировича – ведущего специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

<…………> – представителя МУП «Комбинат бытовых услуг» (по доверенности);

<…………> – директора ООО «Похоронный дом»,

рассмотрев дело № 34/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879) пункта 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В целях внесения изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35 процентов (далее – Реестр), исключения Структурного производственного подразделения «Комбинат бытовых услуг» Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» из Реестра отделом ЖКХ, транспорта и связи проводится анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории                       г. Прокопьевска.

Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории г. Прокопьевска в адрес хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги погребения были сделаны соответствующие запросы.

24.01.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ от ООО «Похоронный дом» (вх. № 430), из которого следует, что в действиях муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» (далее – МУП «КБУ») содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению ООО «Похоронный дом» нарушение выразилось в выдаче пропусков для въезда на кладбище для осуществления захоронения, в воспрепятствовании иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил.

30.03.2012 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 34/А-10-2012 по признакам нарушения МУП «КБУ» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевск другим хозяйствующим субъектам.

Определением от 11.04.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 3 мая              2012 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

03.05.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Похоронный дом» об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.

Ходатайство ООО «Похоронный дом» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 03.05.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31 мая 2012 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

31.05.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП «КБУ» пояснил, что 23.01.2012 г. между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища.

31.05.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 34/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 31.05.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31 июля 2012 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

Определением от 06.07.2012 г. срок рассмотрения дела № 34/А-10-2012 продлен до 11.01.2013 г. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

Уведомлением об изменении даты и времени рассмотрения дела от 30.07.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 28 августа 2012 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Уведомление было направлено МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

28.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП «КБУ» в обоснование своей позиции пояснил следующее:

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в п.1 ст. 9 названного закона оказываются только специализированной службой по вопросам похоронного дела. Специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Прокопьевске является МУП «КБУ». На МУП «КБУ» возложена обязанность по содержанию кладбищ в надлежащем порядке, а это – благоустройство, очистка от снега дорог, вывоз мусора, отсыпка дорог щебенкой, в том числе и копка могил в соответствии с санитарными нормами. Договоры аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища, заключенные между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска расторгнуты с 27.02.2012 г.

Представитель ООО «Похоронный дом» 28.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России пояснил, что так же, как и до расторжения договоров аренды в настоящее время на территориях кладбищ г. Прокопьевска действует пропускная система. Пропуск на кладбище для осуществления захоронения выдают только после оплаты МУП «КБУ» готовой могилы, хотя ООО «Похоронный» имеет возможность самостоятельно выполнить работы по копке могил, цена за готовую могилу составит примерно 4 000 – 4 200 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:

Распоряжением Администрации г. Прокопьевска № 1083-р от 23.04.2010 «О создании муниципального предприятия «Комбинат бытовых услуг» в соответствии со ст. 113 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О государственных муниципальных предприятиях», руководствуясь Уставом города Прокопьевска, в целях обеспечения жителей города бытовыми услугами, а также реализации функций специализированной службы по вопросам похоронного дела создано Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (далее – МУП «КБТ»).

Пунктом 1.6 Устава МУП «КБУ», установлено, что предприятие является юридическим лицом в форме коммерческой организации.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава МУП «КБУ» целью деятельности предприятия, в том числе, является оказание качественных ритуальных услуг населению и организациям города Прокопьевска.

12.01.2012 г. ООО «Похоронный дом» обратилось в МУП «КБУ» с просьбой дать согласие на выполнение работ по копке могил силами сотрудников ООО «Похоронный дом» на кладбищах г. Прокопьевска.

Ответ на данное обращение в адрес ООО «Похоронный дом» направлен не был.

ООО «Похоронный дом» оказывает услуги по погребению, обратившимся к ним гражданам только после получения пропуска на кладбище, данный пропуск выдается после приобретения у МУП «КБУ» готовой могилы (что подтверждается квитанциями об оплате и пропусками).

Согласно информации, представленной МУП «КБУ» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1232 от 28.02.2012 г.) причиной отказа со стороны МУП «КБУ» в копке могил иным хозяйствующим субъектам является то обстоятельство, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании Распоряжения Администрации г. Прокопьевска от 30.06.2010 г. № 1868 Р были переданы в аренду земельные участки по договорам аренды земельных участков от 05.06.2010 № 4596, № 4597, № 4598, № 4599, № 4600, № 4601, № 4602.

Согласно п. 8.1.1 указанных договоров арендатор не имеет права передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.

МУП «КБУ», самостоятельно без помощи каких-либо сторонних организаций оказывает услуги по погребению. Также на МУП «КБУ» возложена обязанность по  содержанию кладбищ в надлежащем порядке, а это – благоустройство, очистка от снега и т.д., в том числе и копка могил в соответствии с санитарными нормами.

Согласно Решению Прокопьевского городского Совета народных депутатов   № 544 от 22.12.2010 г. «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Комбинат бытовых услуг» стоимость копки могилы с захоронением в летний период составляет 5 000 рублей, в зимний – 6 000 рублей.

20.06.2011 г. администрацией г. Прокопьевска было принято распоряжение  № 1835-р «О предоставлении земельных участков». Согласно пункту 1 данного распоряжения МУП «КБУ» было определено предоставить с 29.05.2011 г. по 26.05.2012 г. в аренду земельные участки, расположенные по адресам: Кемеровская область г. Прокопьевск:

–     район поселка Красный Углекоп (общей площадью 134 407 кв.м.);

–     район п. Усяты (общей площадью 399 890 кв.м.);

–     район п. Буфер (общей площадью 206 103 кв.м.);

–     район п. Сафоново (общей площадью 85 080 кв.м.);

–     район п. Спиченково (общей площадью 93 407 кв.м.);

–     район п. Высокий (общей площадью 399 870 кв.м., а также общей площадью 399 950 кв.м.); в целях эксплуатации кладбищ.

На основании указанного правового акта 18.07.2011 г. между КУМИ г. Прокопьевска и МУП «КБУ» были заключены договоры аренды земельных участков № 4596, 4597, 4598, 4599, 4600, 4601, 4602 для эксплуатации кладбищ, сроком действия до 26.05.2012 г.

22.12.2011 г. Кемеровским УФАС России было вынесено решение по делу № 101/А-16-2011 о признании КУМИ г. Прокопьевска и МУП «КБУ» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий направленных на расторжение договоров аренды.

Согласно информации, представленной Администрацией г. Прокопьевска в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1890 от 23.03.2012 г.) ни Прокопьевским городским Советом народных депутатов, ни администрацией г. Прокопьевска, ни главой города не принималось каких-либо нормативных правовых актов, которые предусматривали бы запрет на копку могил иными хозяйствующими субъектами.

По информации, представленной МУП «КБУ» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1232 от 28.02.2012 г.) 23.01.012 г. между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища. Согласно п. 4 Соглашений настоящие Соглашения вступают в силу после полной оплаты задолженности за предыдущие годы.

Согласно информации, представленной МУП «КБУ» (вх.№ 4646 от 21.06.2012 г.) и КУМИ г. Прокопьевска (вх.№ 4568 от 19.06.2012 г.) в адрес Кемеровского УФАС России основанием для прекращения действия договоров аренды земельных участков № 4596, 4597, 4598, 4599, 4600, 4601, 4602 явились дополнительные соглашения от 27.02.2012 к соглашениям о расторжении договоров аренды от 23.01.2012 г.

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела  № 34/А-10-2012 приходит к следующим выводам:

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Законом о погребении установлены гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возложена обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, но Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Согласно ст. 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

 Вместе с тем в силу ст. 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.

Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела вправе оказывать услуги по погребению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть государственными или муниципальными.

Законом не предусмотрена возможность создания частных кладбищ.

Материалами дела №  34/А-10-2012 подтверждено, что МУП  «КБУ» воспрепятствует иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил, а именно выдает пропуск для въезда на территорию кладбища только после покупки у МУП «КБУ» готовой могилы.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории г. Прокопьевска за 2011 год доля МУП «КБУ» составляет 85,62 %.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара, на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение  МУП «КБУ», признается доминирующим на рынке похоронных услуг на территории города Прокопьевск.

Действия МУП «КБУ», выразившиеся в воспрепятствовании иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил, являются злоупотреблением, доминирующим положением.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия МУП  «КБУ», выразившиеся в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевск другим хозяйствующим субъектам квалифицируются как нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  отсутствуют.

Размер материального ущерба, причиненного ООО «Похоронный дом» и иным хозяйствующим субъектам действиями МУП «КБУ» по созданию препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска, установить не представляется возможным.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879) нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879)  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:    не ограничивать доступ на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска другим хозяйствующим субъектам, путем запрета копки могил силами данных хозяйствующих субъектов.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:                                                                Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                             В.В. Наумова

                                                                                                                 И.С. Гилева  

                                                                                                           К.А. Патрикеев

                                                                                                           А.В. Войтенко

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 34/А-10-2012

 

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2012 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2012 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов комиссии:

Наумовой Валерии Валерьевны – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Гилевой Ирины Сергеевны – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Патрикеева Кирилла Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;     

 

Войтенко Антона Владимировича – ведущего специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

<…………> – представителя МУП «Комбинат бытовых услуг» (по доверенности);

<…………> – директора ООО «Похоронный дом»,

рассмотрев дело № 34/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879) пункта 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В целях внесения изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35 процентов (далее – Реестр), исключения Структурного производственного подразделения «Комбинат бытовых услуг» Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» из Реестра отделом ЖКХ, транспорта и связи проводится анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории                       г. Прокопьевска.

Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории г. Прокопьевска в адрес хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги погребения были сделаны соответствующие запросы.

24.01.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ от ООО «Похоронный дом» (вх. № 430), из которого следует, что в действиях муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» (далее – МУП «КБУ») содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению ООО «Похоронный дом» нарушение выразилось в выдаче пропусков для въезда на кладбище для осуществления захоронения, в воспрепятствовании иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил.

30.03.2012 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 34/А-10-2012 по признакам нарушения МУП «КБУ» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевск другим хозяйствующим субъектам.

Определением от 11.04.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 3 мая              2012 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

03.05.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Похоронный дом» об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.

Ходатайство ООО «Похоронный дом» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 03.05.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31 мая 2012 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

31.05.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП «КБУ» пояснил, что 23.01.2012 г. между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища.

31.05.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 34/А-10-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 31.05.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31 июля 2012 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

Определением от 06.07.2012 г. срок рассмотрения дела № 34/А-10-2012 продлен до 11.01.2013 г. Копии определения были направлены МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

Уведомлением об изменении даты и времени рассмотрения дела от 30.07.2012 г. рассмотрение дела № 34/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 28 августа 2012 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Уведомление было направлено МУП «КБУ», ООО «Похоронный дом» и Администрации г. Прокопьевска заказными письмами с уведомлениями.

28.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП «КБУ» в обоснование своей позиции пояснил следующее:

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в п.1 ст. 9 названного закона оказываются только специализированной службой по вопросам похоронного дела. Специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Прокопьевске является МУП «КБУ». На МУП «КБУ» возложена обязанность по содержанию кладбищ в надлежащем порядке, а это – благоустройство, очистка от снега дорог, вывоз мусора, отсыпка дорог щебенкой, в том числе и копка могил в соответствии с санитарными нормами. Договоры аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища, заключенные между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска расторгнуты с 27.02.2012 г.

Представитель ООО «Похоронный дом» 28.08.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России пояснил, что так же, как и до расторжения договоров аренды в настоящее время на территориях кладбищ г. Прокопьевска действует пропускная система. Пропуск на кладбище для осуществления захоронения выдают только после оплаты МУП «КБУ» готовой могилы, хотя ООО «Похоронный» имеет возможность самостоятельно выполнить работы по копке могил, цена за готовую могилу составит примерно 4 000 – 4 200 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:

Распоряжением Администрации г. Прокопьевска № 1083-р от 23.04.2010 «О создании муниципального предприятия «Комбинат бытовых услуг» в соответствии со ст. 113 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О государственных муниципальных предприятиях», руководствуясь Уставом города Прокопьевска, в целях обеспечения жителей города бытовыми услугами, а также реализации функций специализированной службы по вопросам похоронного дела создано Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (далее – МУП «КБТ»).

Пунктом 1.6 Устава МУП «КБУ», установлено, что предприятие является юридическим лицом в форме коммерческой организации.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава МУП «КБУ» целью деятельности предприятия, в том числе, является оказание качественных ритуальных услуг населению и организациям города Прокопьевска.

12.01.2012 г. ООО «Похоронный дом» обратилось в МУП «КБУ» с просьбой дать согласие на выполнение работ по копке могил силами сотрудников ООО «Похоронный дом» на кладбищах г. Прокопьевска.

Ответ на данное обращение в адрес ООО «Похоронный дом» направлен не был.

ООО «Похоронный дом» оказывает услуги по погребению, обратившимся к ним гражданам только после получения пропуска на кладбище, данный пропуск выдается после приобретения у МУП «КБУ» готовой могилы (что подтверждается квитанциями об оплате и пропусками).

Согласно информации, представленной МУП «КБУ» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1232 от 28.02.2012 г.) причиной отказа со стороны МУП «КБУ» в копке могил иным хозяйствующим субъектам является то обстоятельство, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании Распоряжения Администрации г. Прокопьевска от 30.06.2010 г. № 1868 Р были переданы в аренду земельные участки по договорам аренды земельных участков от 05.06.2010 № 4596, № 4597, № 4598, № 4599, № 4600, № 4601, № 4602.

Согласно п. 8.1.1 указанных договоров арендатор не имеет права передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.

МУП «КБУ», самостоятельно без помощи каких-либо сторонних организаций оказывает услуги по погребению. Также на МУП «КБУ» возложена обязанность по  содержанию кладбищ в надлежащем порядке, а это – благоустройство, очистка от снега и т.д., в том числе и копка могил в соответствии с санитарными нормами.

Согласно Решению Прокопьевского городского Совета народных депутатов   № 544 от 22.12.2010 г. «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Комбинат бытовых услуг» стоимость копки могилы с захоронением в летний период составляет 5 000 рублей, в зимний – 6 000 рублей.

20.06.2011 г. администрацией г. Прокопьевска было принято распоряжение  № 1835-р «О предоставлении земельных участков». Согласно пункту 1 данного распоряжения МУП «КБУ» было определено предоставить с 29.05.2011 г. по 26.05.2012 г. в аренду земельные участки, расположенные по адресам: Кемеровская область г. Прокопьевск:

–     район поселка Красный Углекоп (общей площадью 134 407 кв.м.);

–     район п. Усяты (общей площадью 399 890 кв.м.);

–     район п. Буфер (общей площадью 206 103 кв.м.);

–     район п. Сафоново (общей площадью 85 080 кв.м.);

–     район п. Спиченково (общей площадью 93 407 кв.м.);

–     район п. Высокий (общей площадью 399 870 кв.м., а также общей площадью 399 950 кв.м.); в целях эксплуатации кладбищ.

На основании указанного правового акта 18.07.2011 г. между КУМИ г. Прокопьевска и МУП «КБУ» были заключены договоры аренды земельных участков № 4596, 4597, 4598, 4599, 4600, 4601, 4602 для эксплуатации кладбищ, сроком действия до 26.05.2012 г.

22.12.2011 г. Кемеровским УФАС России было вынесено решение по делу № 101/А-16-2011 о признании КУМИ г. Прокопьевска и МУП «КБУ» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий направленных на расторжение договоров аренды.

Согласно информации, представленной Администрацией г. Прокопьевска в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1890 от 23.03.2012 г.) ни Прокопьевским городским Советом народных депутатов, ни администрацией г. Прокопьевска, ни главой города не принималось каких-либо нормативных правовых актов, которые предусматривали бы запрет на копку могил иными хозяйствующими субъектами.

По информации, представленной МУП «КБУ» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1232 от 28.02.2012 г.) 23.01.012 г. между МУП «КБУ» и КУМИ г. Прокопьевска были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские кладбища. Согласно п. 4 Соглашений настоящие Соглашения вступают в силу после полной оплаты задолженности за предыдущие годы.

Согласно информации, представленной МУП «КБУ» (вх.№ 4646 от 21.06.2012 г.) и КУМИ г. Прокопьевска (вх.№ 4568 от 19.06.2012 г.) в адрес Кемеровского УФАС России основанием для прекращения действия договоров аренды земельных участков № 4596, 4597, 4598, 4599, 4600, 4601, 4602 явились дополнительные соглашения от 27.02.2012 к соглашениям о расторжении договоров аренды от 23.01.2012 г.

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела  № 34/А-10-2012 приходит к следующим выводам:

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Законом о погребении установлены гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возложена обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, но Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Согласно ст. 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

 Вместе с тем в силу ст. 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.

Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела вправе оказывать услуги по погребению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть государственными или муниципальными.

Законом не предусмотрена возможность создания частных кладбищ.

Материалами дела №  34/А-10-2012 подтверждено, что МУП  «КБУ» воспрепятствует иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил, а именно выдает пропуск для въезда на территорию кладбища только после покупки у МУП «КБУ» готовой могилы.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания похоронных услуг на территории г. Прокопьевска за 2011 год доля МУП «КБУ» составляет 85,62 %.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара, на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение  МУП «КБУ», признается доминирующим на рынке похоронных услуг на территории города Прокопьевск.

Действия МУП «КБУ», выразившиеся в воспрепятствовании иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги захоронения, путем запрета копки могил, являются злоупотреблением, доминирующим положением.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия МУП  «КБУ», выразившиеся в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевск другим хозяйствующим субъектам квалифицируются как нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  отсутствуют.

Размер материального ущерба, причиненного ООО «Похоронный дом» и иным хозяйствующим субъектам действиями МУП «КБУ» по созданию препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска, установить не представляется возможным.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879) нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в создании препятствий к доступу на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» (653000, г. Прокопьевск, ул. Городская, 120; ИНН 4223712879)  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:    не ограничивать доступ на рынок похоронных услуг на территории г. Прокопьевска другим хозяйствующим субъектам, путем запрета копки могил силами данных хозяйствующих субъектов.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:                                                                Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                             В.В. Наумова

                                                                                                                 И.С. Гилева  

                                                                                                           К.А. Патрикеев

                                                                                                           А.В. Войтенко

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => дело № 34/А-10-2012 [format] => [safe_value] => дело № 34/А-10-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ, транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-05 03:16:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-03 03:16:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1346815090 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )