Решение по делу № 88/А-10-2012 в отношении ООО «Горэлектросеть»

Номер дела: № 88/А-10-2012
Дата публикации: 23 ноября 2012, 17:28

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 88/А-10-2012

 

                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 9 ноября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Клостер Елены Александровны – заместителя руководителя управления;

            Членов Комиссии: Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста- эксперта отдела  ТЭК;

Александровой Людмилы Андреевны – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы,

в присутствии:

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Горэлектросеть» (по доверенности),

рассмотрев дело № 88/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (<…>) (далее – ООО «Горэлектросеть») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

установила:

Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ОАО «Кузбассэнергосбыт», направленном в интересах потребителя электрической энергии Козловой А.И., были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которого может явиться ущемление интересов потребителя. В соответствии с   частями 1, 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России было выдано предупреждение ООО «Горэлектросеть» о необходимости прекращения действий (бездействия), выразившихся в уклонении от заключения договора на установку прибора учета электрической энергии с <…>.

ООО «Горэлектросеть» не исполнило предупреждение в установленный срок, в связи с чем Кемеровским УФАС России приказом от 09.08.2012 г. №207 возбуждено дело  № 88/А-10-2012 по признакам нарушения ООО «Горэлектросеть» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.08.2012 г. рассмотрение дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 03.09.2012г.

На заседание Комиссии, состоявшееся 03.09.2012 г., заинтересованное лицо - <…>, не явилась. Ходатайств от <…> в адрес Кемеровского УФАС России  не поступало.

Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России не располагало.

В ходе рассмотрения дела №88/А-10-2012 Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 88/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 03.09.2012 г. (исх. №03/8076 от 05.09.2012 г.) рассмотрение дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Письмом от 24.10.2012 г., направленным в адрес участников дела №88/А-10-2012, Кемеровское УФАС России сообщило о том, что рассмотрение дела состоится 09.11.2012г.

На заседание Комиссии, состоявшемся 09.11.2012 г., <…> не явилась. Комиссия с учетом мнения сторон посчитала возможным рассмотреть дело №88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в её отсутствие.

Представитель ООО «Горэлектросеть» пояснила, что общество в 1 полугодии  2012 года не оказывало услуг по установке приборов учета, в связи с чем  ООО «Горэлектросеть» не занимает какую-либо долю на соответствующем рынке и не может занимать доминирующее положение на рынке. Кроме того, ООО «Горэлектросеть, по мнению представителя, не имеет обязанности по установке приборов учета электрической энергии собственникам квартир, расположенных в многоквартирных домах, которые не имеют непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Горэлектросеть». Подробные пояснения представителя имеются в материалах дела №88/А-10-2012.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии, в том числе поставляет электрическую энергию  <…>, 09.06.2012 г. поступила заявка <…>, проживающей по адресу:  <…> на заключение договора, регулирующего условия на установку приборов учета.

ОАО «Кузбассэнергосбыт», рассмотрев вышеуказанную заявку, исходя из положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), а также Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения розничных рынков), направило 19.06.2012 г. заявку <…> в адрес ООО «Горэлетросеть» на рассмотрение.

Письмом от 22.07.2012 г. №14-3967-15 ООО «Горэлектросеть»  сообщило в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» об отказе в принятии заявки <…> о заключении договора на установку прибора учета электрической энергии в связи с отсутствием оснований для принятия ее к исполнению.

В соответствии c частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Гарантирующий поставщик электрической энергии не относится к организациям, указанным в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, следовательно, он не обязан заключать договор, регулирующий условия установки индивидуальных приборов учета.

Пунктом 150 Основных положений розничных рынков электрической энергии установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, помещений в многоквартирных домах обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Сетевые организации в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), определены как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Поскольку ООО «Горэлектросеть» владеет объектами электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электроэнергии на территории г.Новокузнецка (Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ООО «Горэлектросеть» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год) и является сетевой организацией в г. Новокузнецке, оно обязано осуществлять деятельность по установке приборов учета электрической энергии.

Таким образом, положения частей 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, рассмотренные в совокупности с Правилами недискриминационного доступа, Основными положениями розничных рынков, позволяют сделать вывод о том, что после 1 июля 2012 г. сетевые организации обязаны в отношении многоквартирных домов и помещений в них:

- осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета используемой электрической энергии;

- совершать действия по оснащению индивидуальными и коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии в случаях, когда многоквартирные дома и помещения в них в нарушении требований статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены такими приборами учета в установленный срок.

Указанная позиция также согласуется с позицией Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» (ФГБУ «РЭА» Минэнерго России – обеспечивающим реализацию Закона об энергосбережении), изложенной в письме от 09.06.2012 г. №07/933.

Порядок заключения и существенные условия договора на установку прибора учета электрической энергии утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 4, 7 Порядка договор заключается в простой письменной форме.

Однако, ООО «Горэлектросеть» отказалось от заключения с <…> договора на установку прибора учета электрической энергии, в принадлежащем ей помещении.

Таким образом, действия ООО «Горэлектросеть» противоречат требованиям законодательства в сфере электроэнергетики и энергосбережения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для признания ООО «Горэлектросеть» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установление доминирующего положения ООО «Горэлектросеть» на рынке по оказанию услуг по установке приборов учета электрической энергии на территории г. Новокузнецка.

Согласно данным, представленным ООО «Горэлектросеть», общество не оказывало в 2011-2012 г.г. услуг по установке приборов электрической энергии и не заключало соответствующих договоров с абонентами.

Проанализировав доказательства, представленные ООО «Горэлектросеть», а также доводы представителя общества, Комиссия пришла к выводу об отсутствии у ООО «Горэлектросеть» доминирующего положения на рынке оказания услуг по установке приборов учета электрической энергии.

На основании вышеизложенного, нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Горэлектросеть», в части отказа от заключения договора на установку прибора учета электрической энергии  по заявке <…>, отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

производство по делу №88/А-10-2012, возбужденному по признакам нарушения  ООО «Горэлектросеть» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Горэлектросеть».

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Е.А. Клостер

Члены Комиссии:                                                                                                     А.М. Давыдова

                                                                                                                                 С.Н. Фризен

                                                                                                                                 Л.А. Александрова

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

stdClass Object ( [vid] => 9875 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 88/А-10-2012 в отношении ООО «Горэлектросеть» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9875 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353666825 [changed] => 1370528510 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528510 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 88/А-10-2012

 

                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 9 ноября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Клостер Елены Александровны – заместителя руководителя управления;

            Членов Комиссии: Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста- эксперта отдела  ТЭК;

Александровой Людмилы Андреевны – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы,

в присутствии:

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Горэлектросеть» (по доверенности),

рассмотрев дело № 88/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (<…>) (далее – ООО «Горэлектросеть») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

установила:

Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ОАО «Кузбассэнергосбыт», направленном в интересах потребителя электрической энергии Козловой А.И., были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которого может явиться ущемление интересов потребителя. В соответствии с   частями 1, 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России было выдано предупреждение ООО «Горэлектросеть» о необходимости прекращения действий (бездействия), выразившихся в уклонении от заключения договора на установку прибора учета электрической энергии с <…>.

ООО «Горэлектросеть» не исполнило предупреждение в установленный срок, в связи с чем Кемеровским УФАС России приказом от 09.08.2012 г. №207 возбуждено дело  № 88/А-10-2012 по признакам нарушения ООО «Горэлектросеть» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.08.2012 г. рассмотрение дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 03.09.2012г.

На заседание Комиссии, состоявшееся 03.09.2012 г., заинтересованное лицо - <…>, не явилась. Ходатайств от <…> в адрес Кемеровского УФАС России  не поступало.

Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России не располагало.

В ходе рассмотрения дела №88/А-10-2012 Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 88/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 03.09.2012 г. (исх. №03/8076 от 05.09.2012 г.) рассмотрение дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Письмом от 24.10.2012 г., направленным в адрес участников дела №88/А-10-2012, Кемеровское УФАС России сообщило о том, что рассмотрение дела состоится 09.11.2012г.

На заседание Комиссии, состоявшемся 09.11.2012 г., <…> не явилась. Комиссия с учетом мнения сторон посчитала возможным рассмотреть дело №88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в её отсутствие.

Представитель ООО «Горэлектросеть» пояснила, что общество в 1 полугодии  2012 года не оказывало услуг по установке приборов учета, в связи с чем  ООО «Горэлектросеть» не занимает какую-либо долю на соответствующем рынке и не может занимать доминирующее положение на рынке. Кроме того, ООО «Горэлектросеть, по мнению представителя, не имеет обязанности по установке приборов учета электрической энергии собственникам квартир, расположенных в многоквартирных домах, которые не имеют непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Горэлектросеть». Подробные пояснения представителя имеются в материалах дела №88/А-10-2012.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии, в том числе поставляет электрическую энергию  <…>, 09.06.2012 г. поступила заявка <…>, проживающей по адресу:  <…> на заключение договора, регулирующего условия на установку приборов учета.

ОАО «Кузбассэнергосбыт», рассмотрев вышеуказанную заявку, исходя из положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), а также Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения розничных рынков), направило 19.06.2012 г. заявку <…> в адрес ООО «Горэлетросеть» на рассмотрение.

Письмом от 22.07.2012 г. №14-3967-15 ООО «Горэлектросеть»  сообщило в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» об отказе в принятии заявки <…> о заключении договора на установку прибора учета электрической энергии в связи с отсутствием оснований для принятия ее к исполнению.

В соответствии c частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Гарантирующий поставщик электрической энергии не относится к организациям, указанным в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, следовательно, он не обязан заключать договор, регулирующий условия установки индивидуальных приборов учета.

Пунктом 150 Основных положений розничных рынков электрической энергии установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, помещений в многоквартирных домах обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Сетевые организации в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), определены как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Поскольку ООО «Горэлектросеть» владеет объектами электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электроэнергии на территории г.Новокузнецка (Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ООО «Горэлектросеть» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год) и является сетевой организацией в г. Новокузнецке, оно обязано осуществлять деятельность по установке приборов учета электрической энергии.

Таким образом, положения частей 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, рассмотренные в совокупности с Правилами недискриминационного доступа, Основными положениями розничных рынков, позволяют сделать вывод о том, что после 1 июля 2012 г. сетевые организации обязаны в отношении многоквартирных домов и помещений в них:

- осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета используемой электрической энергии;

- совершать действия по оснащению индивидуальными и коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии в случаях, когда многоквартирные дома и помещения в них в нарушении требований статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены такими приборами учета в установленный срок.

Указанная позиция также согласуется с позицией Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» (ФГБУ «РЭА» Минэнерго России – обеспечивающим реализацию Закона об энергосбережении), изложенной в письме от 09.06.2012 г. №07/933.

Порядок заключения и существенные условия договора на установку прибора учета электрической энергии утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 4, 7 Порядка договор заключается в простой письменной форме.

Однако, ООО «Горэлектросеть» отказалось от заключения с <…> договора на установку прибора учета электрической энергии, в принадлежащем ей помещении.

Таким образом, действия ООО «Горэлектросеть» противоречат требованиям законодательства в сфере электроэнергетики и энергосбережения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для признания ООО «Горэлектросеть» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установление доминирующего положения ООО «Горэлектросеть» на рынке по оказанию услуг по установке приборов учета электрической энергии на территории г. Новокузнецка.

Согласно данным, представленным ООО «Горэлектросеть», общество не оказывало в 2011-2012 г.г. услуг по установке приборов электрической энергии и не заключало соответствующих договоров с абонентами.

Проанализировав доказательства, представленные ООО «Горэлектросеть», а также доводы представителя общества, Комиссия пришла к выводу об отсутствии у ООО «Горэлектросеть» доминирующего положения на рынке оказания услуг по установке приборов учета электрической энергии.

На основании вышеизложенного, нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Горэлектросеть», в части отказа от заключения договора на установку прибора учета электрической энергии  по заявке <…>, отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

производство по делу №88/А-10-2012, возбужденному по признакам нарушения  ООО «Горэлектросеть» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Горэлектросеть».

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Е.А. Клостер

Члены Комиссии:                                                                                                     А.М. Давыдова

                                                                                                                                 С.Н. Фризен

                                                                                                                                 Л.А. Александрова

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 88/А-10-2012

 

                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 9 ноября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Клостер Елены Александровны – заместителя руководителя управления;

            Членов Комиссии: Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста- эксперта отдела  ТЭК;

Александровой Людмилы Андреевны – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы,

в присутствии:

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Горэлектросеть» (по доверенности),

рассмотрев дело № 88/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (<…>) (далее – ООО «Горэлектросеть») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

установила:

Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ОАО «Кузбассэнергосбыт», направленном в интересах потребителя электрической энергии Козловой А.И., были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которого может явиться ущемление интересов потребителя. В соответствии с   частями 1, 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России было выдано предупреждение ООО «Горэлектросеть» о необходимости прекращения действий (бездействия), выразившихся в уклонении от заключения договора на установку прибора учета электрической энергии с <…>.

ООО «Горэлектросеть» не исполнило предупреждение в установленный срок, в связи с чем Кемеровским УФАС России приказом от 09.08.2012 г. №207 возбуждено дело  № 88/А-10-2012 по признакам нарушения ООО «Горэлектросеть» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.08.2012 г. рассмотрение дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 03.09.2012г.

На заседание Комиссии, состоявшееся 03.09.2012 г., заинтересованное лицо - <…>, не явилась. Ходатайств от <…> в адрес Кемеровского УФАС России  не поступало.

Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России не располагало.

В ходе рассмотрения дела №88/А-10-2012 Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 88/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 03.09.2012 г. (исх. №03/8076 от 05.09.2012 г.) рассмотрение дела № 88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Письмом от 24.10.2012 г., направленным в адрес участников дела №88/А-10-2012, Кемеровское УФАС России сообщило о том, что рассмотрение дела состоится 09.11.2012г.

На заседание Комиссии, состоявшемся 09.11.2012 г., <…> не явилась. Комиссия с учетом мнения сторон посчитала возможным рассмотреть дело №88/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в её отсутствие.

Представитель ООО «Горэлектросеть» пояснила, что общество в 1 полугодии  2012 года не оказывало услуг по установке приборов учета, в связи с чем  ООО «Горэлектросеть» не занимает какую-либо долю на соответствующем рынке и не может занимать доминирующее положение на рынке. Кроме того, ООО «Горэлектросеть, по мнению представителя, не имеет обязанности по установке приборов учета электрической энергии собственникам квартир, расположенных в многоквартирных домах, которые не имеют непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Горэлектросеть». Подробные пояснения представителя имеются в материалах дела №88/А-10-2012.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии, в том числе поставляет электрическую энергию  <…>, 09.06.2012 г. поступила заявка <…>, проживающей по адресу:  <…> на заключение договора, регулирующего условия на установку приборов учета.

ОАО «Кузбассэнергосбыт», рассмотрев вышеуказанную заявку, исходя из положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), а также Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения розничных рынков), направило 19.06.2012 г. заявку <…> в адрес ООО «Горэлетросеть» на рассмотрение.

Письмом от 22.07.2012 г. №14-3967-15 ООО «Горэлектросеть»  сообщило в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» об отказе в принятии заявки <…> о заключении договора на установку прибора учета электрической энергии в связи с отсутствием оснований для принятия ее к исполнению.

В соответствии c частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Гарантирующий поставщик электрической энергии не относится к организациям, указанным в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, следовательно, он не обязан заключать договор, регулирующий условия установки индивидуальных приборов учета.

Пунктом 150 Основных положений розничных рынков электрической энергии установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, помещений в многоквартирных домах обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Сетевые организации в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), определены как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Поскольку ООО «Горэлектросеть» владеет объектами электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электроэнергии на территории г.Новокузнецка (Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ООО «Горэлектросеть» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год) и является сетевой организацией в г. Новокузнецке, оно обязано осуществлять деятельность по установке приборов учета электрической энергии.

Таким образом, положения частей 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, рассмотренные в совокупности с Правилами недискриминационного доступа, Основными положениями розничных рынков, позволяют сделать вывод о том, что после 1 июля 2012 г. сетевые организации обязаны в отношении многоквартирных домов и помещений в них:

- осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета используемой электрической энергии;

- совершать действия по оснащению индивидуальными и коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии в случаях, когда многоквартирные дома и помещения в них в нарушении требований статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены такими приборами учета в установленный срок.

Указанная позиция также согласуется с позицией Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» (ФГБУ «РЭА» Минэнерго России – обеспечивающим реализацию Закона об энергосбережении), изложенной в письме от 09.06.2012 г. №07/933.

Порядок заключения и существенные условия договора на установку прибора учета электрической энергии утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 4, 7 Порядка договор заключается в простой письменной форме.

Однако, ООО «Горэлектросеть» отказалось от заключения с <…> договора на установку прибора учета электрической энергии, в принадлежащем ей помещении.

Таким образом, действия ООО «Горэлектросеть» противоречат требованиям законодательства в сфере электроэнергетики и энергосбережения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для признания ООО «Горэлектросеть» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установление доминирующего положения ООО «Горэлектросеть» на рынке по оказанию услуг по установке приборов учета электрической энергии на территории г. Новокузнецка.

Согласно данным, представленным ООО «Горэлектросеть», общество не оказывало в 2011-2012 г.г. услуг по установке приборов электрической энергии и не заключало соответствующих договоров с абонентами.

Проанализировав доказательства, представленные ООО «Горэлектросеть», а также доводы представителя общества, Комиссия пришла к выводу об отсутствии у ООО «Горэлектросеть» доминирующего положения на рынке оказания услуг по установке приборов учета электрической энергии.

На основании вышеизложенного, нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Горэлектросеть», в части отказа от заключения договора на установку прибора учета электрической энергии  по заявке <…>, отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

производство по делу №88/А-10-2012, возбужденному по признакам нарушения  ООО «Горэлектросеть» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Горэлектросеть».

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Е.А. Клостер

Члены Комиссии:                                                                                                     А.М. Давыдова

                                                                                                                                 С.Н. Фризен

                                                                                                                                 Л.А. Александрова

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 88/А-10-2012 [format] => [safe_value] => № 88/А-10-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-23 10:28:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-14 10:28:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353666825 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )