Решение по делу № 43/А-10-2013 в отношении муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг

Номер дела: № 43/А-10-2013
Дата публикации: 24 июня 2013, 13:55

РЕШЕНИЕ

по делу № 43/А-10-2013

 

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «11» июня 2013 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2013 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов комиссии:

Гилевой Ирины Сергеевны – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Патрикеева Кирилла Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;     

 

Казагашевой Кристины Владимировны – специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

 

при участии:

<…> – представителя МУП ИП <...> (доверенность № 01 АА 0204616 от 04.06.2013 г.);

<…> – и.о. директора МУП по оказанию ритуальных услуг;

<….> – представителя МУП по оказанию ритуальных услуг (доверенность от 06.06.2013 г.);

<…> – представителя МУП по оказанию ритуальных услуг (доверенность от 06.06.2013 г.),

 

рассмотрев дело № 43/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием по оказанию ритуальных услуг (<…>) пункта 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

18.01.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило поручение прокуратуры г. Белово о рассмотрении обращения ИП <...>

  По мнению заявителя, нарушение антимонопольного законодательства со стороны муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг  выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> в сфере погребения и оказания ритуальных услуг.

22.04.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 43/А-10-2013 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием по оказанию ритуальных услуг (далее – МУП по ОРУ) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении (введении) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления запрета производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.

Определением от 23.04.2013 г. рассмотрение дела № 43/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21 мая 2013 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП по ОРУ, ИП <...> заказными письмами с уведомлениями.

Уведомлением о переносе даты и времени от 14.05.2013 рассмотрение дела № 43/А-10-2013 было назначено на 11 июня 2013 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии уведомления были направлены МУП по ОРУ, ИП <...> заказными письмами с уведомлениями.

11.06.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель ИП <...> пояснил, что сотрудников похоронной службы «Гранит» (ИП <...>) не допускают на кладбища г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино производить работы по копке могил собственными сила без предоставления разрешения, полученного от МУП по ОРУ.

11.06.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП по ОРУ в обоснование своей позиции пояснил следующее:

Письмо от 04.05.2010 г. № 50 «об антитеррористических мерах» не предоставляет МУП по ОРУ каких-либо преимуществ, равно, как и не создает препятствий для других хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность по организации похорон и оказанию всего спектра услуг связанных с ними услуг.

Указанное письмо, утвержденное органом местного самоуправления направлено на обеспечение безопасности на общественных кладбищах, а также на упорядочивание работ по копке могил в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), Законом Кемеровской области от 18.11.2004 № 82-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Кемеровской области» (далее – Закон о погребении Кемеровской области).

Исходя из смысла письма, следует, что для того, что бы произвести копку могил, нужны документы, необходимые для погребения.

О необходимости документов для погребения говорится в ст. 8, ст. 9 Закона о погребении и в ст.10, ст. 11 Закона о погребении Кемеровской области.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона о погребении Кемеровской области гражданам (организациям), взявшим на себя обязанность по захоронению умершего, выдается удостоверение о захоронении установленного образца с указанием в нем места расположения земельного участка, его размера с выносом и закреплением участка в натуре, а также лица, на которое зарегистрировано место захоронения.

Статьей 11 Закона о погребении Кемеровской области установлено, что в отношении всех кладбищ, расположенных на территории Кемеровской области, устанавливается обязательное ведение книг регистрации захоронений с заполнением следующих сведений: год, месяц и число погребения; номер сектора (участка), ряда и могилы; фамилия, имя,  отчество умершего; год, месяц, число рождения и смерти; фамилия, имя, отчество и адрес лица, взявшего на себя обязанность по захоронению и на которое зарегистрировано удостоверение о захоронении.

В настоящее время письмо от 04.05.2010 г. № 50 «Об антитеррористических мерах» отменено письмом МУП по ОРУ № 21 от 01.06.2013 г., утвержденным заместителем главы Беловского городского округа.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:

Распоряжением администрации города Белово от 27.08.1995 г. № 1685 создано МУП по ОРУ учрежденное муниципальным образованием г. Белово.   

В соответствии с письмом МУП по ОРУ «Об антитеррористических мерах»  (исх. № 50 от 04.05.2010) для осуществления работ по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово и поселков Черта, Бабанаково, старо-Белово, Инской, Бачатский, Граматеино всеми лицами кроме работников МУП по ОРУ, запретить производить работы без соответствующих документов:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- свидетельство о смерти или врачебная справка о смерти;

- удостоверение личности копщиков могилы;

- удостоверение о захоронении, выданное МУП по ОРУ.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 43/А-10-2013 приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон о погребении), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со статьями 17, 18, пунктом 2 статьи 25, а также статьей 29 Закона о погребении, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления; организация похоронного дела, в том числе и по погребению как одному из видов ритуальных услуг, осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемым органами местного самоуправления.

К обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии со статьей 6, частью 2 статьи 7, статьей 9, 12, частью 2 статьи 25, частью 1 статьи 29 Законом о погребении отнесены: исполнение волеизъявления умершего, определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении, оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умершего и оказание услуг по погребению, осуществление погребение умерших.

Аналогичные положения содержатся в статьях 4 и 12 Закона Кемеровской от 26.10.2004 № 82-ОЗ «Закон о погребении и похоронном деле в Кемеровской области», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм законодательных актов (федеральных, областных), следует, что указанными нормативными актами закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9 Закона о погребении); а также гарантии получения родственниками умершего социального пособия на погребение в случае осуществления погребения за счет собственных средств родственниками умершего и получения ритуальных услуг у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг (ст. 10 Закона о погребении). Обязанностей специализированной службы по организации похоронного дела, определению порядка деятельности других лиц, оказывающих ритуальные услуги, в том числе запрета на работы по копке могил, без предоставления в специализированную службу соответствующих документов.

Следовательно, запрет на работы по копке могил, без предоставления в специализированную службу соответствующих документов не обусловлен необходимостью исполнения МУП по ОРУ обязанностей по организации похоронного обслуживания.

МУП по ОРУ (<…>) Приказом Кемеровского УФАС России № 275 (вкл.) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов в географических границах рынка – территория города Белово.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке похоронных услуг на территории города Белово и Беловского района за 2012 год доля МУП по ОРУ составляет более 50 %.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Действия МУП по ОРУ по необоснованному установлению (введению) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления в запрета (письмо исх. № 50 от 04.05.2010)  производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов, могут привести к ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, включая захоронение.

Таким образом, вышеуказанные действия МУП по ОРУ квалифицируются как нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела № 43/А-10-2013 Кемеровским УФАС России было также установлено, что в настоящее время письмо МУП по ОРУ исх. № 50 от 04.05.2010, устанавливающее запрет на осуществление работ по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов отменено письмом исх. № 21 от 10.06.2013 г. «Об отмене письма от 04.05.2010 № 50 «Об антитеррористических мерах».

Таким образом, МУП по ОРУ выявленное нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции было устранено в добровольном порядке.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для применения ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также о нецелесообразности выдачи предписания в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства устранено МУП по ОРУ в добровольном порядке до вынесения антимонопольным органом решения по делу.

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (<…>)  нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: злоупотребившим своим доминирующим положением путем необоснованного установления (введения) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления в запрета (письмо исх. № 50 от 04.05.2010)  производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.

2. Производство по делу № 43/А-10-2013 в отношении муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг (<…>) прекратить в связи с добровольным устранением нарушения  антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                                Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                            И.С. Гилева  

                                                                                                           К.А. Патрикеев

                                                                                                           К.В. Казагашева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 11614 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 43/А-10-2013 в отношении муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11614 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372057046 [changed] => 1372057046 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372057046 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 43/А-10-2013

 

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «11» июня 2013 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2013 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов комиссии:

Гилевой Ирины Сергеевны – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Патрикеева Кирилла Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;     

 

Казагашевой Кристины Владимировны – специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

 

при участии:

<…> – представителя МУП ИП <...> (доверенность № 01 АА 0204616 от 04.06.2013 г.);

<…> – и.о. директора МУП по оказанию ритуальных услуг;

<….> – представителя МУП по оказанию ритуальных услуг (доверенность от 06.06.2013 г.);

<…> – представителя МУП по оказанию ритуальных услуг (доверенность от 06.06.2013 г.),

 

рассмотрев дело № 43/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием по оказанию ритуальных услуг (<…>) пункта 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

18.01.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило поручение прокуратуры г. Белово о рассмотрении обращения ИП <...>

  По мнению заявителя, нарушение антимонопольного законодательства со стороны муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг  выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> в сфере погребения и оказания ритуальных услуг.

22.04.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 43/А-10-2013 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием по оказанию ритуальных услуг (далее – МУП по ОРУ) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении (введении) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления запрета производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.

Определением от 23.04.2013 г. рассмотрение дела № 43/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21 мая 2013 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП по ОРУ, ИП <...> заказными письмами с уведомлениями.

Уведомлением о переносе даты и времени от 14.05.2013 рассмотрение дела № 43/А-10-2013 было назначено на 11 июня 2013 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии уведомления были направлены МУП по ОРУ, ИП <...> заказными письмами с уведомлениями.

11.06.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель ИП <...> пояснил, что сотрудников похоронной службы «Гранит» (ИП <...>) не допускают на кладбища г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино производить работы по копке могил собственными сила без предоставления разрешения, полученного от МУП по ОРУ.

11.06.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП по ОРУ в обоснование своей позиции пояснил следующее:

Письмо от 04.05.2010 г. № 50 «об антитеррористических мерах» не предоставляет МУП по ОРУ каких-либо преимуществ, равно, как и не создает препятствий для других хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность по организации похорон и оказанию всего спектра услуг связанных с ними услуг.

Указанное письмо, утвержденное органом местного самоуправления направлено на обеспечение безопасности на общественных кладбищах, а также на упорядочивание работ по копке могил в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), Законом Кемеровской области от 18.11.2004 № 82-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Кемеровской области» (далее – Закон о погребении Кемеровской области).

Исходя из смысла письма, следует, что для того, что бы произвести копку могил, нужны документы, необходимые для погребения.

О необходимости документов для погребения говорится в ст. 8, ст. 9 Закона о погребении и в ст.10, ст. 11 Закона о погребении Кемеровской области.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона о погребении Кемеровской области гражданам (организациям), взявшим на себя обязанность по захоронению умершего, выдается удостоверение о захоронении установленного образца с указанием в нем места расположения земельного участка, его размера с выносом и закреплением участка в натуре, а также лица, на которое зарегистрировано место захоронения.

Статьей 11 Закона о погребении Кемеровской области установлено, что в отношении всех кладбищ, расположенных на территории Кемеровской области, устанавливается обязательное ведение книг регистрации захоронений с заполнением следующих сведений: год, месяц и число погребения; номер сектора (участка), ряда и могилы; фамилия, имя,  отчество умершего; год, месяц, число рождения и смерти; фамилия, имя, отчество и адрес лица, взявшего на себя обязанность по захоронению и на которое зарегистрировано удостоверение о захоронении.

В настоящее время письмо от 04.05.2010 г. № 50 «Об антитеррористических мерах» отменено письмом МУП по ОРУ № 21 от 01.06.2013 г., утвержденным заместителем главы Беловского городского округа.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:

Распоряжением администрации города Белово от 27.08.1995 г. № 1685 создано МУП по ОРУ учрежденное муниципальным образованием г. Белово.   

В соответствии с письмом МУП по ОРУ «Об антитеррористических мерах»  (исх. № 50 от 04.05.2010) для осуществления работ по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово и поселков Черта, Бабанаково, старо-Белово, Инской, Бачатский, Граматеино всеми лицами кроме работников МУП по ОРУ, запретить производить работы без соответствующих документов:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- свидетельство о смерти или врачебная справка о смерти;

- удостоверение личности копщиков могилы;

- удостоверение о захоронении, выданное МУП по ОРУ.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 43/А-10-2013 приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон о погребении), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со статьями 17, 18, пунктом 2 статьи 25, а также статьей 29 Закона о погребении, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления; организация похоронного дела, в том числе и по погребению как одному из видов ритуальных услуг, осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемым органами местного самоуправления.

К обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии со статьей 6, частью 2 статьи 7, статьей 9, 12, частью 2 статьи 25, частью 1 статьи 29 Законом о погребении отнесены: исполнение волеизъявления умершего, определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении, оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умершего и оказание услуг по погребению, осуществление погребение умерших.

Аналогичные положения содержатся в статьях 4 и 12 Закона Кемеровской от 26.10.2004 № 82-ОЗ «Закон о погребении и похоронном деле в Кемеровской области», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм законодательных актов (федеральных, областных), следует, что указанными нормативными актами закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9 Закона о погребении); а также гарантии получения родственниками умершего социального пособия на погребение в случае осуществления погребения за счет собственных средств родственниками умершего и получения ритуальных услуг у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг (ст. 10 Закона о погребении). Обязанностей специализированной службы по организации похоронного дела, определению порядка деятельности других лиц, оказывающих ритуальные услуги, в том числе запрета на работы по копке могил, без предоставления в специализированную службу соответствующих документов.

Следовательно, запрет на работы по копке могил, без предоставления в специализированную службу соответствующих документов не обусловлен необходимостью исполнения МУП по ОРУ обязанностей по организации похоронного обслуживания.

МУП по ОРУ (<…>) Приказом Кемеровского УФАС России № 275 (вкл.) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов в географических границах рынка – территория города Белово.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке похоронных услуг на территории города Белово и Беловского района за 2012 год доля МУП по ОРУ составляет более 50 %.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Действия МУП по ОРУ по необоснованному установлению (введению) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления в запрета (письмо исх. № 50 от 04.05.2010)  производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов, могут привести к ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, включая захоронение.

Таким образом, вышеуказанные действия МУП по ОРУ квалифицируются как нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела № 43/А-10-2013 Кемеровским УФАС России было также установлено, что в настоящее время письмо МУП по ОРУ исх. № 50 от 04.05.2010, устанавливающее запрет на осуществление работ по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов отменено письмом исх. № 21 от 10.06.2013 г. «Об отмене письма от 04.05.2010 № 50 «Об антитеррористических мерах».

Таким образом, МУП по ОРУ выявленное нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции было устранено в добровольном порядке.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для применения ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также о нецелесообразности выдачи предписания в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства устранено МУП по ОРУ в добровольном порядке до вынесения антимонопольным органом решения по делу.

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (<…>)  нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: злоупотребившим своим доминирующим положением путем необоснованного установления (введения) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления в запрета (письмо исх. № 50 от 04.05.2010)  производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.

2. Производство по делу № 43/А-10-2013 в отношении муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг (<…>) прекратить в связи с добровольным устранением нарушения  антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                                Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                            И.С. Гилева  

                                                                                                           К.А. Патрикеев

                                                                                                           К.В. Казагашева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 43/А-10-2013

 

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «11» июня 2013 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2013 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов комиссии:

Гилевой Ирины Сергеевны – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Патрикеева Кирилла Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;     

 

Казагашевой Кристины Владимировны – специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

 

при участии:

<…> – представителя МУП ИП <...> (доверенность № 01 АА 0204616 от 04.06.2013 г.);

<…> – и.о. директора МУП по оказанию ритуальных услуг;

<….> – представителя МУП по оказанию ритуальных услуг (доверенность от 06.06.2013 г.);

<…> – представителя МУП по оказанию ритуальных услуг (доверенность от 06.06.2013 г.),

 

рассмотрев дело № 43/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием по оказанию ритуальных услуг (<…>) пункта 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

18.01.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило поручение прокуратуры г. Белово о рассмотрении обращения ИП <...>

  По мнению заявителя, нарушение антимонопольного законодательства со стороны муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг  выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> в сфере погребения и оказания ритуальных услуг.

22.04.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 43/А-10-2013 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием по оказанию ритуальных услуг (далее – МУП по ОРУ) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении (введении) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления запрета производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.

Определением от 23.04.2013 г. рассмотрение дела № 43/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21 мая 2013 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП по ОРУ, ИП <...> заказными письмами с уведомлениями.

Уведомлением о переносе даты и времени от 14.05.2013 рассмотрение дела № 43/А-10-2013 было назначено на 11 июня 2013 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии уведомления были направлены МУП по ОРУ, ИП <...> заказными письмами с уведомлениями.

11.06.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель ИП <...> пояснил, что сотрудников похоронной службы «Гранит» (ИП <...>) не допускают на кладбища г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино производить работы по копке могил собственными сила без предоставления разрешения, полученного от МУП по ОРУ.

11.06.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель МУП по ОРУ в обоснование своей позиции пояснил следующее:

Письмо от 04.05.2010 г. № 50 «об антитеррористических мерах» не предоставляет МУП по ОРУ каких-либо преимуществ, равно, как и не создает препятствий для других хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность по организации похорон и оказанию всего спектра услуг связанных с ними услуг.

Указанное письмо, утвержденное органом местного самоуправления направлено на обеспечение безопасности на общественных кладбищах, а также на упорядочивание работ по копке могил в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), Законом Кемеровской области от 18.11.2004 № 82-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Кемеровской области» (далее – Закон о погребении Кемеровской области).

Исходя из смысла письма, следует, что для того, что бы произвести копку могил, нужны документы, необходимые для погребения.

О необходимости документов для погребения говорится в ст. 8, ст. 9 Закона о погребении и в ст.10, ст. 11 Закона о погребении Кемеровской области.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона о погребении Кемеровской области гражданам (организациям), взявшим на себя обязанность по захоронению умершего, выдается удостоверение о захоронении установленного образца с указанием в нем места расположения земельного участка, его размера с выносом и закреплением участка в натуре, а также лица, на которое зарегистрировано место захоронения.

Статьей 11 Закона о погребении Кемеровской области установлено, что в отношении всех кладбищ, расположенных на территории Кемеровской области, устанавливается обязательное ведение книг регистрации захоронений с заполнением следующих сведений: год, месяц и число погребения; номер сектора (участка), ряда и могилы; фамилия, имя,  отчество умершего; год, месяц, число рождения и смерти; фамилия, имя, отчество и адрес лица, взявшего на себя обязанность по захоронению и на которое зарегистрировано удостоверение о захоронении.

В настоящее время письмо от 04.05.2010 г. № 50 «Об антитеррористических мерах» отменено письмом МУП по ОРУ № 21 от 01.06.2013 г., утвержденным заместителем главы Беловского городского округа.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:

Распоряжением администрации города Белово от 27.08.1995 г. № 1685 создано МУП по ОРУ учрежденное муниципальным образованием г. Белово.   

В соответствии с письмом МУП по ОРУ «Об антитеррористических мерах»  (исх. № 50 от 04.05.2010) для осуществления работ по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово и поселков Черта, Бабанаково, старо-Белово, Инской, Бачатский, Граматеино всеми лицами кроме работников МУП по ОРУ, запретить производить работы без соответствующих документов:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- свидетельство о смерти или врачебная справка о смерти;

- удостоверение личности копщиков могилы;

- удостоверение о захоронении, выданное МУП по ОРУ.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 43/А-10-2013 приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон о погребении), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со статьями 17, 18, пунктом 2 статьи 25, а также статьей 29 Закона о погребении, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления; организация похоронного дела, в том числе и по погребению как одному из видов ритуальных услуг, осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемым органами местного самоуправления.

К обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии со статьей 6, частью 2 статьи 7, статьей 9, 12, частью 2 статьи 25, частью 1 статьи 29 Законом о погребении отнесены: исполнение волеизъявления умершего, определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении, оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умершего и оказание услуг по погребению, осуществление погребение умерших.

Аналогичные положения содержатся в статьях 4 и 12 Закона Кемеровской от 26.10.2004 № 82-ОЗ «Закон о погребении и похоронном деле в Кемеровской области», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм законодательных актов (федеральных, областных), следует, что указанными нормативными актами закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9 Закона о погребении); а также гарантии получения родственниками умершего социального пособия на погребение в случае осуществления погребения за счет собственных средств родственниками умершего и получения ритуальных услуг у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг (ст. 10 Закона о погребении). Обязанностей специализированной службы по организации похоронного дела, определению порядка деятельности других лиц, оказывающих ритуальные услуги, в том числе запрета на работы по копке могил, без предоставления в специализированную службу соответствующих документов.

Следовательно, запрет на работы по копке могил, без предоставления в специализированную службу соответствующих документов не обусловлен необходимостью исполнения МУП по ОРУ обязанностей по организации похоронного обслуживания.

МУП по ОРУ (<…>) Приказом Кемеровского УФАС России № 275 (вкл.) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов в географических границах рынка – территория города Белово.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке похоронных услуг на территории города Белово и Беловского района за 2012 год доля МУП по ОРУ составляет более 50 %.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Действия МУП по ОРУ по необоснованному установлению (введению) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления в запрета (письмо исх. № 50 от 04.05.2010)  производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов, могут привести к ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, включая захоронение.

Таким образом, вышеуказанные действия МУП по ОРУ квалифицируются как нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела № 43/А-10-2013 Кемеровским УФАС России было также установлено, что в настоящее время письмо МУП по ОРУ исх. № 50 от 04.05.2010, устанавливающее запрет на осуществление работ по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов отменено письмом исх. № 21 от 10.06.2013 г. «Об отмене письма от 04.05.2010 № 50 «Об антитеррористических мерах».

Таким образом, МУП по ОРУ выявленное нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции было устранено в добровольном порядке.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для применения ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также о нецелесообразности выдачи предписания в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства устранено МУП по ОРУ в добровольном порядке до вынесения антимонопольным органом решения по делу.

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (<…>)  нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: злоупотребившим своим доминирующим положением путем необоснованного установления (введения) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления в запрета (письмо исх. № 50 от 04.05.2010)  производить работы по копке могил, услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.

2. Производство по делу № 43/А-10-2013 в отношении муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг (<…>) прекратить в связи с добровольным устранением нарушения  антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                                Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                            И.С. Гилева  

                                                                                                           К.А. Патрикеев

                                                                                                           К.В. Казагашева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 43/А-10-2013 [format] => [safe_value] => № 43/А-10-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ, транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-24 06:55:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-24 06:55:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372057046 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кемеровское УФАС России )